Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

МАЛЫЙ ТЕАТР ДОСТАВИЛ БОЛЬШУЮ РАДОСТЬ


ЗА ЧТО АКТЁРЫ МАЛОГО ТЕАТРА БЛАГОДАРНЫ КУРСКУ?

Москвичей очаровали куряне и Коренная пустынь, но не понравилось обилие рекламы в городе и названия курских улиц.

26 июня в честь юбилея Курского драматического театра впервые в Курск с гастролями приехали актёры Малого тетра. За 6 дней они показали курянам три спектакля: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского. На каждой постановке в зале драмтеатра был аншлаг. Зрители уходили со спектаклей с массой эмоций. Не меньше воспоминаний осталось от Курска и у именитых актёров Малого театра.

Мы решили узнать, чем москвичам запомнился Курск и курские зрители.

Ольга Жевакина, актриса

– Нам очень понравился Курск, особенно Коренная пустынь: прекрасное святое место.

А люди здесь более открытые, может быть, потому что Курск ближе к югу.

В Москве народ более закрытый и напряжённый.

Глеб Подгородинский, заслуженный артист России

– Мне город понравился очень. Во-первых, погода хорошая. И люди мне показались особенно красивыми. Но, главное, что и публика замечательная, какая-то уникальная. Мы с коллегами, обмениваясь впечатлениями, не смогли вспомнить, чтобы где-то был ещё такой приём, такая реакция. В конце спектакля все вставали, хлопали так долго! Это, конечно же, очень приятно. Мы обеими руками за то, чтобы снова сюда приехать. У нас много спектаклей: в Курск привезли только три, а у нас их в репертуаре почти тридцать.

Людмила Полякова, заслуженная и народная артистка России

– Я городом очарована совершенно. Единственное, что меня здесь раздражает – обилие рекламы. Причём она такая яркая, бросающаяся в глаза. Я не против рекламы, но она должна быть стильной, качественной. Незабываемое впечатление оставила Коренная пустынь: удивительный монастырь, храм и цвет его, лазоревый, так хорошо подобрали! Это такое ощущение прозрачности, чистоты и какой-то высоты создаёт.

Мне очень куряне понравились: такие нежные, доброжелательные. А как зрители они вообще бесподобны: мы ещё поём, спектакль только должен закончиться. А зрители все поднялись, стеной стоят. Я почувствовала, что они изголодалась, наверное, по настоящему театру. Хотелось бы ещё курских соловьёв послушать. Я надеюсь, что нас сюда пригласят где-нибудь в мае. Я бы поселилась опять в Соловьиной роще и слушала бы соловьёв.

Василий Бочкарёв, народный артист России

– Если бы не названия улиц, я был бы ещё более восхищён. Просто там есть имена террористов, и об этом все знают. Это произвело отрицательное удивление. Вообще, город и люди удивительно оберегают, сохраняют и гордятся тем, что на этой земле происходили такие великие события, где проявилась и русская слава, и русское «вдохновение души». Коренная пустынь, например: Божественные места рядом с подвигом.

Мы приехали сюда для того, чтобы порадовать курян своим искусством. И посмотреть, как они реагируют на живое слово со сцены: на автора, актёров, на диалог между актёром и зрительным залом. И этот диалог для нас был очень радостным, потому что найдено полное взаимопонимание и взаимопроникновение.

Автор: Владимир КОСОГОВ
»Аргументы и факты – Черноземье», 2 июля 2012 года


***

МАЛЫЙ ТЕАТР ДОСТАВИЛ БОЛЬШУЮ РАДОСТЬ

Никогда прежде Государственный академический Малый театр не приезжал с гастролями в Курск. Этот бесценный подарок сделан жителям города, отмечающего свой юбилей, и курским театралам, родной театр которых в этом году тоже юбиляр – ему 220 лет, кстати, всего на 36 лет младше Малого.

Спектакль «Горе от ума» живет на сцене Малого театра давно, выявляя все новые и новые таланты. Когда-то прославился своим исполнением роли Фамусова на этой сцене и наш земляк – великий Михаил Щепкин. Современной «версии» пьесы, предложенной курянам, всего 12 лет.

Сложный для постановки драматургический шедевр Александра Грибоедова из-за большого количества диалогов и монологов весьма оригинально воплощен талантливым режиссером Сергеем Женовачем и художником Александром Боровским. Условная декорация академического театра сначала удивила. Но как умно она высвечивает суть постановки!.. Как важно увидеть и, главное, услышать, понять, задуматься над тем, что говорят актеры. Большая печь-голландка – единственное теплое место на сцене, да еще – пылающее любовью сердце Александра Чацкого, приехавшего в дом к своей возлюбленной Софье Павловне.

Переполненные зал и балкон благодарными зрительскими аплодисментами встречали выход на сцену известных народных и заслуженных артистов: Юрия Соломина — художественного руководителя театра (Фамусов), Глеба Подгородинского (Чацкий), Виктора Низового (Скалозуб), Юрия Каюрова (Тугоуховский) и многих других.

Перед началом спектакля Юрий Мефодьевич и все артисты очень волновались: установится ли контакт с залом? С первых реплик куряне «с головой» окунулись в это действо. Система актерской игры точная, глубокая – заворожила зал. Пьеса всем знакома, многие фразы давно стали крылатыми. Как же современно они звучат, это не раз подмечено и отмечено аплодисментами.

Корифеи старейшей национальной сцены блеснули и в больших, и в малых ролях. Трогательные и капризные, изворотливые и шаловливые – всяк по-своему «лепил» живые образы. Словно на струнах души играл, сопровождая игру актеров, оркестр театра (недавно он стал победителем международного конкурса театральных оркестров). Блестяще сыгран спектакль. Состоялась долгожданная встреча с Искусством.

После спектакля на сцену вышли председатель курской областной Думы Виктор Карамышев, председатель комитета по культуре Курской области Валерий Рудской, главный режиссер Курского драматического театра Юрий Буре. Они поздравили «академиков» с началом гастролей в нашем городе, а Юрия Соломина еще и с недавним днем рождения, вручили ему подарки. «Наконец-то, – сказал Валерий Вячеславович, – в нашем городе прекратился бесконечный поток антрепризных спектаклей. Малый театр исповедует идеологию, которая близка курским театралам. Спасибо, что в это сложное время один из лучших и старейших театров страны твердо стоит на своих художественных традициях, сохраняя богатство отечественной культуры».

После спектакля зрители делились впечатлениями.

– Гениальный автор создал всего одну пьесу, но она на все времена, – сказала директор лицея №6 Нина Воронина. – Удивительно, что не только взрослые, но и школьники любят и знают это произведение. Подростки – те же Чацкие, правдивые и потому иногда резкие в своих суждениях, не понимающие окружающих, остро переживающие первую любовь, «странные»... В зале было много молодежи, и это не может не радовать.


Людмила КУТЫКИНА
»Городские известия» (Курск), 28 июня 2012 года

***

Я НЕ МОГУ БЕГАТЬ БЕЗ ШТАНОВ ПО СЦЕНЕ

Фоторепортаж и видеорепортаж о гастролях на сайте vKurske.com

Неделю курские театралы прибывают в состоянии эйфории. На сцене драматического театра с гастрольными спектаклями - основная труппа московского Малого театра.

Но не только у зрителей много впечатлений. Московские актеры также рады тому, что свою игру могут показать не столичному, а провинциальному зрителю.

Напомним, что Малый театр привез три спектакля: «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова, «Правда хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского. В каждом спектакле задействован звездный состав.



Первым давали Грибоедова. В этой постановке Малого театра главные роли сыграли художественный руководитель театра Юрий Соломин, Людмила Полякова, Глеб Подгородинский и Ольга Жевакина.

О курском зрителе, как играется столичным актерам на курской сцене, о кино, и театральных традициях, о планах Малого театра и многом другом, ведущие артисты рассказали журналистам на пресс-конференции.

Актер — странная профессия

Тон общению до начала пресс-конференции задала народная артистка России Людмила Полякова, которая предупредила, что ей надоело отвечать во всех городах на одни и те же вопросы. Особенно ее раздражает то, что всех интересует, как она поступала на океанографа.

- Об этом я рассказывала 30 лет назад, а журналисты передирают друг у друга этот вопрос и каждый раз мне его задают. Надоело. Где вы его только откопали? В интернете? Я не смотрю, что написано в Интернете, - сообщила актриса. - Да и с техникой не особо дружу. Знаю две кнопки: «вкл» и «выкл». Все.

Сменив гнев на милость, Людмила Полякова призналась, что он выбрала себе странную профессию, которая ей не надоела.

- Это сродни чему-то божественному. Когда выходишь на сцену, особенно в конце спектакля, то чувствуешь энергообмен со зрителем. Если у 10, 100 человек за время действия на сцене что-то произошло в душе, значит, актеры смогли передать дух, эмоции, чувства произведения. Я не умею делать что-то формально. Вот в кино бывают нехорошие режиссеры, которые, не имея хорошего материала, просят что-то придумать. И ты придумываешь.

Островский писал про наше время

- С чем связан успех «Горе от ума», который на сцене Малого театра идет уже 12 лет?

- За 150 лет существования произведения Островского, его по-разному понимали. Еще 50 лет назад «Горе от ума» воспринималась, как бытовая драма, комедия. Сейчас выясняется, что это написано про нашу современную жизнь. Каждое действие, событие произведения мы можем видеть ежедневно. Это относится не только к этой пьесе. Раньше, когда произносила фразу «В Париж. По делу. Срочно», то никто не понимал ее. А сейчас дожила до того, что мне теперь самой нужно срочно по делам в Барселону.

- Следите за репертуаром других столичных театров?

- Я не ханжа, но в МХАТ ходить невозможно. Даже не хочу говорить, что они делают со спектаклями и произведениями.

Общение актрисы прервал худрук Юрий Соломин, который и взял «бразды правления» в свои руки.

Юрий Мефодьевич признался, что ему очень нравится играть в Курске, в драматическом театре очень хорошая акустика, хорошие зрители.

Зритель смеется над собой

- Нельзя сказать, что курский зритель лучше или хуже, к примеру, орловского или тамбовского, но он лучше московского, - размышляет Юрий Соломин. - Столичный зритель избалован новыми решениями в постановке спектаклей. Я не могу по сцене бегать без штанов за Лизой. «Трогать» классиков нужно очень осторожно, наш театр не подменяет никакие слова современными, костюмы той эпохи на джинсы и футболки. История есть история. Фаина Раневская в «Вишневом саде» не может быть наркоманкой. Чехов сам был врачом, и, если бы он хотел, то и написал, что героиня принимает наркотическую таблетку. Нельзя зрителя приучать смеяться там, где не смешно. Я с 1965 года имею непосредственное отношение к «Ревизору». Каждые 10 лет ставим это произведение в другой интерпретации, не меняя текст. Сейчас решили, что Городничий свою фразу «Над кем смеетесь?» говорит тихо, со слезами на глазах. Так страшнее. Зритель должен смеяться над смыслом, над собой.

- Вы волнуетесь за выступление курского театра на вашей сцене?

- Очень волнуюсь. Театр находится в центре Москвы, а выступать на основной сцене очень ответственно. Придется много работать, так как гастроли приходятся на конец отпусков. Будем делать все, чтобы зал был полностью заполнен. Бывает так, что люди отстоят очередь за билетами, а выходят после спектакля и плюются.

Искусство и бизнес несовместимы

- Как у вас сегодня с ролями в кино?

- Кина нет! Сейчас очень трудно. Нужно выбирать, что тебе по душе. Правда, три года назад решился сыграть в одном сериале, не буду его называть, третью по значимости роль. Меня заинтересовала в сценарии тема пожилого человека. Я сам не первой свежести, да и много знаю и видел, как живется пожилым. Тема хорошая, но… сериалом я недоволен. А вот фильмом «Тяжёлый песок», где играл адвоката, очень доволен. Есть много хороших актеров, востребованы во всем мире российские трюковые операторы и трюковые актеры. Вот только материала хорошего нет. Когда снимался в «Адъютанте его превосходительства», в одной из сцен раскидал пять мастеров спорта и одного чемпиона Европы. В фильме «ТАСС уполномочен заявить», когда меня «брали» трое чернокожих, с двумя справился легко, а третий — студент - после моего удара попал в больницу. Но он сам виноват. Подставил мне под ногу «самое ценное». Вот и получил. Но в те годы такие случаи были единичны. Работали профессионалы. А что сейчас? Я давно говорю, что культура, спорт и медицина не должны иметь никакого контакта с бизнесом. Это несовместимые вещи. Раньше в футболе мы ниже третьего места не опускались, выигрывали чемпионаты Европы. Сборная СССР котировалась в мире. А сейчас выбываем из детских игр. Я не болельщик, но мне обидно. Раньше играли за Родину, а не за деньги.

ЕГЭ — это зло

Во время общения Юрий Соломин затронул тему ЕГЭ, а также к чему эти экзамены приводят.

- Я всегда был против ЕГЭ, и когда его только вводили, и сейчас. У меня для подтверждения, что это ничего хорошего не дает, есть реальный пример из собственной практики. На первый курс театрального училища был огромный конкурс — 120 человек на место. Мы отобрали группу из 36 человек. Пришли они на занятие. У них эйфория. Такие звезды перед ними, автограф бы взять. Я рассказываю о Малом театре, щукинском институте, о великих актерах. Во время беседы поинтересовался, кто знает Игоря Ильинского. Оказалось - всего четыре студента. Зато Шварцнегера знают все. Я был в шоке. У студентов нет кругозора, они не умеют мыслить. Они не знали русскую литературу. Решили работать по методу «мордой об асфальт». Предложили каждому взять себе отрывок из русских классиков, а потом сами распределили отрывки. Так вот, многие, играя центральные роли, за два месяца не дочитали до конца свою роль, пьесу. Целый год посвятили тому, что работали над изучением русской литературы. Сейчас заставлю их прочитать всего Шекспира. Пусть хоть прочитают, и не надо его понимать. Мы и сами его не понимаем. А все незнания происходят от ЕГЭ. Стоит вспомнить Скалозуба из «Горе от ума», который сказал про книги, что «сохранят так: для больших оказий».

Завершит Малый театр свои гастроли на курской сцене 1 июля спектаклем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Сергей Бугорский
http://vkurske.com/, 29 июня 2012 года


***

ЮРИЙ СОЛОМИН: «РАНЕВСКАЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАРКОМАНКОЙ»

В рамках продолжающихся в Курске гастролей Государственного академического Малого театра состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие художественный руководитель театра народный артист СССР Юрий Соломин, народная артистка России Людмила Полякова, молодые актеры Глеб Подгородинский (уже заслуженный) и Ольга Жевакина.

Людмила Полякова начала разговор с уникальности актерской профессии, которая никогда не надоедает ее носителю: тот энергообмен, который состоится между сценой и зрительным залом, – явление, по мнению Людмилы Петровны, поистине Божественное. Далее органично возникла тема Александра Николаевича Островского, который с годами становится все современнее.

– Еще 150 лет назад Островского рассматривали как чисто бытового драматурга, – размышляет Полякова. – И вдруг выясняется, что это — на века. Наша жизнь настолько изменилась, что только теперь мы поняли, о чем же писал Александр Николаевич. Как можно было советскому человеку понять его фразу: «Мне срочно надо по делу в Париж»? А теперь – пожалуйста, хоть в Париж, хоть в Барселону.

Вообще Малый театр, несмотря на классический репертуар, стал очень современным. И положение артиста в нем изменилось. Раньше приличную роль можно было получить лет в сорок – сорок пять, теперь же молодые играют молодых, растут от спектакля к спектаклю. Как сказала Ольга Жевакина, она счастлива, что служит в Малом, это большая удача – попасть на такую прославленную сцену – и большая ответственность.

Малому театру уже два с половиной века, сегодня в его репертуаре, как проинформировал журналистов Юрий Соломин, более 30 названий спектаклей, ежегодно играется четыре-пять премьер. «Горе от ума», привезенное в Курск, не сходит со сцены уже 12 лет.

– Наша задача, – говорит Юрий Мефодьевич, – соответствовать времени Александра Николаевича Островского хотя бы на 80 процентов. Пусть хотя бы один театр сохранит ту эстетику, которая была в XVIII-XIX веках, сохранит русский язык. К сожалению, у нас мало места для хранения декораций и костюмов, но наш театр остается традиционным, по нему можно проследить историю развития русского театра вообще. Мы против модных нововведений, которыми грешит современная режиссура. Ну не может Раневская быть наркоманкой, потому что Чехов этого не писал!!!

Малый театр много ездит по провинции и предоставляет свою сцену периферийным театрам. И Соломину как художественному руководителю небезразлично, как пройдут гастроли, допустим, курские (они как раз состоятся осенью) или орловские, какова будет заполняемость зала, расположенного в самом центре Москвы, а столичный зритель весьма избалован. Здесь Малый театр разделяет ответственность с приглашенным коллективом.

В 70-е годы, когда в России был бум киноклубного движения, Юрий Соломин, популярнейший в то время киноактер (один только адъютант его превосходительства чего стоил!), приезжал в Курск, и я, молодая выпускница ВГИКа и сотрудница областного управления кинофикации, ездила с ним по курским кинотеатрам на встречи со зрителями. Теперь, как выразился Юрий Мефодьевич, «кина нет», однако, иногда он соглашается на небольшие роли, если видит, что стыдиться за них не придется.

Татьяна Антипенко
«Курская правда», 30 июня 2012


***

МАЛЫЙ ТЕАТР ЗАВЕРШИЛ ГАСТРОЛИ В КУРСКЕ СПЕКТАКЛЕМ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО

«На всякого мудреца довольно простоты». Спектаклем по пьесе Островского закончились гастроли Малого театра в Курске. Народные артисты России Ирина Муравьева, Борис Клюев и народный артист РСФСР Александр Потапов.

Пьеса о страшном человеке. Главный персонаж - Егор Глумов. Вопреки фамилии, умен и расчетлив. Чтобы влиться в высшее общество, готов льстить и врать. Все свои едкие мысли молодой человек выливал на бумагу. Молодой, но уже заслуженный артист Василий Зотов не играет - живет на сцене. Роль Глумова актера просто заводит. Ведь персонажи без сучка и задоринки вызывают творческую скуку.

Василий Зотов: «Он Дэвид Копперфильд. Фокусник. У него много разных лиц, вообще страшный человек. Этот герой, как герой из компьютерной игры. Он проходит уровни, где-то чуть не умирает, потом перепрыгивает на следующий, через 2 уровня. И потом, пьеса, в которой нет ни грамма любви и искренних чувств. Один цинизм и расчет. Что очень соответствует нашему сегодняшнему времени, к сожалению».

Пьеса «На всякого мудреца», что называется, на злобу дня. Причем произведение понятно не только в нашей стране.

Александр Потапов: «Я ее смотрел и в Англии, я видел ее во Франции, я слышал, что она идет в Австралии. А почему? Потому что тема какая прекрасная. Чиновники, они тоже люди, и внутренняя их жизнь до того интересна».

Дива, прима, гений. Любимица зрителей Ирина Муравьева поразила своей игрой. Темпераментная, экстравагантная Клеопатра Львовна. Выразительная, с богатейшей мимикой Муравьева. Роль Крутицкого с блеском вот уже 6 лет играет Борис Клюев. И за это время она не раз претерпевала изменения.

Борис Клюев: «Я продолжаю работать над ролью, потому что эта работа не останавливается. Иногда даже где-нибудь едешь, что-то с тобой случается, ты сразу раз, щелкаешь, думаешь: это как раз то, что нужно. Я эту роль люблю, она очень для меня приятная. Я получаю большое творческое удовольствие, когда ее играю. И зритель хорошо ее принимает».

Кстати, о зрителях. Актеры назвали наших театралов искренними, интересными и естественными.

Василий Зотов: «Я вчера финальный монолог даже не мог начать, потому что зритель не давал. Такой шквал аплодисментов, в конце зрители встали».

Как примут курскую труппу на сцене Малого, станет известно в сентябре, когда наш драмтеатр нанесет ответный визит.

Юлия Комкина
Курское областное телевидение и радио, 02.07.2012

***
РЕПОРТАЖ ТЕЛЕКАНАЛА «ТВ6-КУРСК»

Смотреть





Дата публикации: 02.07.2012

ЗА ЧТО АКТЁРЫ МАЛОГО ТЕАТРА БЛАГОДАРНЫ КУРСКУ?

Москвичей очаровали куряне и Коренная пустынь, но не понравилось обилие рекламы в городе и названия курских улиц.

26 июня в честь юбилея Курского драматического театра впервые в Курск с гастролями приехали актёры Малого тетра. За 6 дней они показали курянам три спектакля: «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского. На каждой постановке в зале драмтеатра был аншлаг. Зрители уходили со спектаклей с массой эмоций. Не меньше воспоминаний осталось от Курска и у именитых актёров Малого театра.

Мы решили узнать, чем москвичам запомнился Курск и курские зрители.

Ольга Жевакина, актриса

– Нам очень понравился Курск, особенно Коренная пустынь: прекрасное святое место.

А люди здесь более открытые, может быть, потому что Курск ближе к югу.

В Москве народ более закрытый и напряжённый.

Глеб Подгородинский, заслуженный артист России

– Мне город понравился очень. Во-первых, погода хорошая. И люди мне показались особенно красивыми. Но, главное, что и публика замечательная, какая-то уникальная. Мы с коллегами, обмениваясь впечатлениями, не смогли вспомнить, чтобы где-то был ещё такой приём, такая реакция. В конце спектакля все вставали, хлопали так долго! Это, конечно же, очень приятно. Мы обеими руками за то, чтобы снова сюда приехать. У нас много спектаклей: в Курск привезли только три, а у нас их в репертуаре почти тридцать.

Людмила Полякова, заслуженная и народная артистка России

– Я городом очарована совершенно. Единственное, что меня здесь раздражает – обилие рекламы. Причём она такая яркая, бросающаяся в глаза. Я не против рекламы, но она должна быть стильной, качественной. Незабываемое впечатление оставила Коренная пустынь: удивительный монастырь, храм и цвет его, лазоревый, так хорошо подобрали! Это такое ощущение прозрачности, чистоты и какой-то высоты создаёт.

Мне очень куряне понравились: такие нежные, доброжелательные. А как зрители они вообще бесподобны: мы ещё поём, спектакль только должен закончиться. А зрители все поднялись, стеной стоят. Я почувствовала, что они изголодалась, наверное, по настоящему театру. Хотелось бы ещё курских соловьёв послушать. Я надеюсь, что нас сюда пригласят где-нибудь в мае. Я бы поселилась опять в Соловьиной роще и слушала бы соловьёв.

Василий Бочкарёв, народный артист России

– Если бы не названия улиц, я был бы ещё более восхищён. Просто там есть имена террористов, и об этом все знают. Это произвело отрицательное удивление. Вообще, город и люди удивительно оберегают, сохраняют и гордятся тем, что на этой земле происходили такие великие события, где проявилась и русская слава, и русское «вдохновение души». Коренная пустынь, например: Божественные места рядом с подвигом.

Мы приехали сюда для того, чтобы порадовать курян своим искусством. И посмотреть, как они реагируют на живое слово со сцены: на автора, актёров, на диалог между актёром и зрительным залом. И этот диалог для нас был очень радостным, потому что найдено полное взаимопонимание и взаимопроникновение.

Автор: Владимир КОСОГОВ
»Аргументы и факты – Черноземье», 2 июля 2012 года


***

МАЛЫЙ ТЕАТР ДОСТАВИЛ БОЛЬШУЮ РАДОСТЬ

Никогда прежде Государственный академический Малый театр не приезжал с гастролями в Курск. Этот бесценный подарок сделан жителям города, отмечающего свой юбилей, и курским театралам, родной театр которых в этом году тоже юбиляр – ему 220 лет, кстати, всего на 36 лет младше Малого.

Спектакль «Горе от ума» живет на сцене Малого театра давно, выявляя все новые и новые таланты. Когда-то прославился своим исполнением роли Фамусова на этой сцене и наш земляк – великий Михаил Щепкин. Современной «версии» пьесы, предложенной курянам, всего 12 лет.

Сложный для постановки драматургический шедевр Александра Грибоедова из-за большого количества диалогов и монологов весьма оригинально воплощен талантливым режиссером Сергеем Женовачем и художником Александром Боровским. Условная декорация академического театра сначала удивила. Но как умно она высвечивает суть постановки!.. Как важно увидеть и, главное, услышать, понять, задуматься над тем, что говорят актеры. Большая печь-голландка – единственное теплое место на сцене, да еще – пылающее любовью сердце Александра Чацкого, приехавшего в дом к своей возлюбленной Софье Павловне.

Переполненные зал и балкон благодарными зрительскими аплодисментами встречали выход на сцену известных народных и заслуженных артистов: Юрия Соломина — художественного руководителя театра (Фамусов), Глеба Подгородинского (Чацкий), Виктора Низового (Скалозуб), Юрия Каюрова (Тугоуховский) и многих других.

Перед началом спектакля Юрий Мефодьевич и все артисты очень волновались: установится ли контакт с залом? С первых реплик куряне «с головой» окунулись в это действо. Система актерской игры точная, глубокая – заворожила зал. Пьеса всем знакома, многие фразы давно стали крылатыми. Как же современно они звучат, это не раз подмечено и отмечено аплодисментами.

Корифеи старейшей национальной сцены блеснули и в больших, и в малых ролях. Трогательные и капризные, изворотливые и шаловливые – всяк по-своему «лепил» живые образы. Словно на струнах души играл, сопровождая игру актеров, оркестр театра (недавно он стал победителем международного конкурса театральных оркестров). Блестяще сыгран спектакль. Состоялась долгожданная встреча с Искусством.

После спектакля на сцену вышли председатель курской областной Думы Виктор Карамышев, председатель комитета по культуре Курской области Валерий Рудской, главный режиссер Курского драматического театра Юрий Буре. Они поздравили «академиков» с началом гастролей в нашем городе, а Юрия Соломина еще и с недавним днем рождения, вручили ему подарки. «Наконец-то, – сказал Валерий Вячеславович, – в нашем городе прекратился бесконечный поток антрепризных спектаклей. Малый театр исповедует идеологию, которая близка курским театралам. Спасибо, что в это сложное время один из лучших и старейших театров страны твердо стоит на своих художественных традициях, сохраняя богатство отечественной культуры».

После спектакля зрители делились впечатлениями.

– Гениальный автор создал всего одну пьесу, но она на все времена, – сказала директор лицея №6 Нина Воронина. – Удивительно, что не только взрослые, но и школьники любят и знают это произведение. Подростки – те же Чацкие, правдивые и потому иногда резкие в своих суждениях, не понимающие окружающих, остро переживающие первую любовь, «странные»... В зале было много молодежи, и это не может не радовать.


Людмила КУТЫКИНА
»Городские известия» (Курск), 28 июня 2012 года

***

Я НЕ МОГУ БЕГАТЬ БЕЗ ШТАНОВ ПО СЦЕНЕ

Фоторепортаж и видеорепортаж о гастролях на сайте vKurske.com

Неделю курские театралы прибывают в состоянии эйфории. На сцене драматического театра с гастрольными спектаклями - основная труппа московского Малого театра.

Но не только у зрителей много впечатлений. Московские актеры также рады тому, что свою игру могут показать не столичному, а провинциальному зрителю.

Напомним, что Малый театр привез три спектакля: «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова, «Правда хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского. В каждом спектакле задействован звездный состав.



Первым давали Грибоедова. В этой постановке Малого театра главные роли сыграли художественный руководитель театра Юрий Соломин, Людмила Полякова, Глеб Подгородинский и Ольга Жевакина.

О курском зрителе, как играется столичным актерам на курской сцене, о кино, и театральных традициях, о планах Малого театра и многом другом, ведущие артисты рассказали журналистам на пресс-конференции.

Актер — странная профессия

Тон общению до начала пресс-конференции задала народная артистка России Людмила Полякова, которая предупредила, что ей надоело отвечать во всех городах на одни и те же вопросы. Особенно ее раздражает то, что всех интересует, как она поступала на океанографа.

- Об этом я рассказывала 30 лет назад, а журналисты передирают друг у друга этот вопрос и каждый раз мне его задают. Надоело. Где вы его только откопали? В интернете? Я не смотрю, что написано в Интернете, - сообщила актриса. - Да и с техникой не особо дружу. Знаю две кнопки: «вкл» и «выкл». Все.

Сменив гнев на милость, Людмила Полякова призналась, что он выбрала себе странную профессию, которая ей не надоела.

- Это сродни чему-то божественному. Когда выходишь на сцену, особенно в конце спектакля, то чувствуешь энергообмен со зрителем. Если у 10, 100 человек за время действия на сцене что-то произошло в душе, значит, актеры смогли передать дух, эмоции, чувства произведения. Я не умею делать что-то формально. Вот в кино бывают нехорошие режиссеры, которые, не имея хорошего материала, просят что-то придумать. И ты придумываешь.

Островский писал про наше время

- С чем связан успех «Горе от ума», который на сцене Малого театра идет уже 12 лет?

- За 150 лет существования произведения Островского, его по-разному понимали. Еще 50 лет назад «Горе от ума» воспринималась, как бытовая драма, комедия. Сейчас выясняется, что это написано про нашу современную жизнь. Каждое действие, событие произведения мы можем видеть ежедневно. Это относится не только к этой пьесе. Раньше, когда произносила фразу «В Париж. По делу. Срочно», то никто не понимал ее. А сейчас дожила до того, что мне теперь самой нужно срочно по делам в Барселону.

- Следите за репертуаром других столичных театров?

- Я не ханжа, но в МХАТ ходить невозможно. Даже не хочу говорить, что они делают со спектаклями и произведениями.

Общение актрисы прервал худрук Юрий Соломин, который и взял «бразды правления» в свои руки.

Юрий Мефодьевич признался, что ему очень нравится играть в Курске, в драматическом театре очень хорошая акустика, хорошие зрители.

Зритель смеется над собой

- Нельзя сказать, что курский зритель лучше или хуже, к примеру, орловского или тамбовского, но он лучше московского, - размышляет Юрий Соломин. - Столичный зритель избалован новыми решениями в постановке спектаклей. Я не могу по сцене бегать без штанов за Лизой. «Трогать» классиков нужно очень осторожно, наш театр не подменяет никакие слова современными, костюмы той эпохи на джинсы и футболки. История есть история. Фаина Раневская в «Вишневом саде» не может быть наркоманкой. Чехов сам был врачом, и, если бы он хотел, то и написал, что героиня принимает наркотическую таблетку. Нельзя зрителя приучать смеяться там, где не смешно. Я с 1965 года имею непосредственное отношение к «Ревизору». Каждые 10 лет ставим это произведение в другой интерпретации, не меняя текст. Сейчас решили, что Городничий свою фразу «Над кем смеетесь?» говорит тихо, со слезами на глазах. Так страшнее. Зритель должен смеяться над смыслом, над собой.

- Вы волнуетесь за выступление курского театра на вашей сцене?

- Очень волнуюсь. Театр находится в центре Москвы, а выступать на основной сцене очень ответственно. Придется много работать, так как гастроли приходятся на конец отпусков. Будем делать все, чтобы зал был полностью заполнен. Бывает так, что люди отстоят очередь за билетами, а выходят после спектакля и плюются.

Искусство и бизнес несовместимы

- Как у вас сегодня с ролями в кино?

- Кина нет! Сейчас очень трудно. Нужно выбирать, что тебе по душе. Правда, три года назад решился сыграть в одном сериале, не буду его называть, третью по значимости роль. Меня заинтересовала в сценарии тема пожилого человека. Я сам не первой свежести, да и много знаю и видел, как живется пожилым. Тема хорошая, но… сериалом я недоволен. А вот фильмом «Тяжёлый песок», где играл адвоката, очень доволен. Есть много хороших актеров, востребованы во всем мире российские трюковые операторы и трюковые актеры. Вот только материала хорошего нет. Когда снимался в «Адъютанте его превосходительства», в одной из сцен раскидал пять мастеров спорта и одного чемпиона Европы. В фильме «ТАСС уполномочен заявить», когда меня «брали» трое чернокожих, с двумя справился легко, а третий — студент - после моего удара попал в больницу. Но он сам виноват. Подставил мне под ногу «самое ценное». Вот и получил. Но в те годы такие случаи были единичны. Работали профессионалы. А что сейчас? Я давно говорю, что культура, спорт и медицина не должны иметь никакого контакта с бизнесом. Это несовместимые вещи. Раньше в футболе мы ниже третьего места не опускались, выигрывали чемпионаты Европы. Сборная СССР котировалась в мире. А сейчас выбываем из детских игр. Я не болельщик, но мне обидно. Раньше играли за Родину, а не за деньги.

ЕГЭ — это зло

Во время общения Юрий Соломин затронул тему ЕГЭ, а также к чему эти экзамены приводят.

- Я всегда был против ЕГЭ, и когда его только вводили, и сейчас. У меня для подтверждения, что это ничего хорошего не дает, есть реальный пример из собственной практики. На первый курс театрального училища был огромный конкурс — 120 человек на место. Мы отобрали группу из 36 человек. Пришли они на занятие. У них эйфория. Такие звезды перед ними, автограф бы взять. Я рассказываю о Малом театре, щукинском институте, о великих актерах. Во время беседы поинтересовался, кто знает Игоря Ильинского. Оказалось - всего четыре студента. Зато Шварцнегера знают все. Я был в шоке. У студентов нет кругозора, они не умеют мыслить. Они не знали русскую литературу. Решили работать по методу «мордой об асфальт». Предложили каждому взять себе отрывок из русских классиков, а потом сами распределили отрывки. Так вот, многие, играя центральные роли, за два месяца не дочитали до конца свою роль, пьесу. Целый год посвятили тому, что работали над изучением русской литературы. Сейчас заставлю их прочитать всего Шекспира. Пусть хоть прочитают, и не надо его понимать. Мы и сами его не понимаем. А все незнания происходят от ЕГЭ. Стоит вспомнить Скалозуба из «Горе от ума», который сказал про книги, что «сохранят так: для больших оказий».

Завершит Малый театр свои гастроли на курской сцене 1 июля спектаклем по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Сергей Бугорский
http://vkurske.com/, 29 июня 2012 года


***

ЮРИЙ СОЛОМИН: «РАНЕВСКАЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАРКОМАНКОЙ»

В рамках продолжающихся в Курске гастролей Государственного академического Малого театра состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие художественный руководитель театра народный артист СССР Юрий Соломин, народная артистка России Людмила Полякова, молодые актеры Глеб Подгородинский (уже заслуженный) и Ольга Жевакина.

Людмила Полякова начала разговор с уникальности актерской профессии, которая никогда не надоедает ее носителю: тот энергообмен, который состоится между сценой и зрительным залом, – явление, по мнению Людмилы Петровны, поистине Божественное. Далее органично возникла тема Александра Николаевича Островского, который с годами становится все современнее.

– Еще 150 лет назад Островского рассматривали как чисто бытового драматурга, – размышляет Полякова. – И вдруг выясняется, что это — на века. Наша жизнь настолько изменилась, что только теперь мы поняли, о чем же писал Александр Николаевич. Как можно было советскому человеку понять его фразу: «Мне срочно надо по делу в Париж»? А теперь – пожалуйста, хоть в Париж, хоть в Барселону.

Вообще Малый театр, несмотря на классический репертуар, стал очень современным. И положение артиста в нем изменилось. Раньше приличную роль можно было получить лет в сорок – сорок пять, теперь же молодые играют молодых, растут от спектакля к спектаклю. Как сказала Ольга Жевакина, она счастлива, что служит в Малом, это большая удача – попасть на такую прославленную сцену – и большая ответственность.

Малому театру уже два с половиной века, сегодня в его репертуаре, как проинформировал журналистов Юрий Соломин, более 30 названий спектаклей, ежегодно играется четыре-пять премьер. «Горе от ума», привезенное в Курск, не сходит со сцены уже 12 лет.

– Наша задача, – говорит Юрий Мефодьевич, – соответствовать времени Александра Николаевича Островского хотя бы на 80 процентов. Пусть хотя бы один театр сохранит ту эстетику, которая была в XVIII-XIX веках, сохранит русский язык. К сожалению, у нас мало места для хранения декораций и костюмов, но наш театр остается традиционным, по нему можно проследить историю развития русского театра вообще. Мы против модных нововведений, которыми грешит современная режиссура. Ну не может Раневская быть наркоманкой, потому что Чехов этого не писал!!!

Малый театр много ездит по провинции и предоставляет свою сцену периферийным театрам. И Соломину как художественному руководителю небезразлично, как пройдут гастроли, допустим, курские (они как раз состоятся осенью) или орловские, какова будет заполняемость зала, расположенного в самом центре Москвы, а столичный зритель весьма избалован. Здесь Малый театр разделяет ответственность с приглашенным коллективом.

В 70-е годы, когда в России был бум киноклубного движения, Юрий Соломин, популярнейший в то время киноактер (один только адъютант его превосходительства чего стоил!), приезжал в Курск, и я, молодая выпускница ВГИКа и сотрудница областного управления кинофикации, ездила с ним по курским кинотеатрам на встречи со зрителями. Теперь, как выразился Юрий Мефодьевич, «кина нет», однако, иногда он соглашается на небольшие роли, если видит, что стыдиться за них не придется.

Татьяна Антипенко
«Курская правда», 30 июня 2012


***

МАЛЫЙ ТЕАТР ЗАВЕРШИЛ ГАСТРОЛИ В КУРСКЕ СПЕКТАКЛЕМ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО

«На всякого мудреца довольно простоты». Спектаклем по пьесе Островского закончились гастроли Малого театра в Курске. Народные артисты России Ирина Муравьева, Борис Клюев и народный артист РСФСР Александр Потапов.

Пьеса о страшном человеке. Главный персонаж - Егор Глумов. Вопреки фамилии, умен и расчетлив. Чтобы влиться в высшее общество, готов льстить и врать. Все свои едкие мысли молодой человек выливал на бумагу. Молодой, но уже заслуженный артист Василий Зотов не играет - живет на сцене. Роль Глумова актера просто заводит. Ведь персонажи без сучка и задоринки вызывают творческую скуку.

Василий Зотов: «Он Дэвид Копперфильд. Фокусник. У него много разных лиц, вообще страшный человек. Этот герой, как герой из компьютерной игры. Он проходит уровни, где-то чуть не умирает, потом перепрыгивает на следующий, через 2 уровня. И потом, пьеса, в которой нет ни грамма любви и искренних чувств. Один цинизм и расчет. Что очень соответствует нашему сегодняшнему времени, к сожалению».

Пьеса «На всякого мудреца», что называется, на злобу дня. Причем произведение понятно не только в нашей стране.

Александр Потапов: «Я ее смотрел и в Англии, я видел ее во Франции, я слышал, что она идет в Австралии. А почему? Потому что тема какая прекрасная. Чиновники, они тоже люди, и внутренняя их жизнь до того интересна».

Дива, прима, гений. Любимица зрителей Ирина Муравьева поразила своей игрой. Темпераментная, экстравагантная Клеопатра Львовна. Выразительная, с богатейшей мимикой Муравьева. Роль Крутицкого с блеском вот уже 6 лет играет Борис Клюев. И за это время она не раз претерпевала изменения.

Борис Клюев: «Я продолжаю работать над ролью, потому что эта работа не останавливается. Иногда даже где-нибудь едешь, что-то с тобой случается, ты сразу раз, щелкаешь, думаешь: это как раз то, что нужно. Я эту роль люблю, она очень для меня приятная. Я получаю большое творческое удовольствие, когда ее играю. И зритель хорошо ее принимает».

Кстати, о зрителях. Актеры назвали наших театралов искренними, интересными и естественными.

Василий Зотов: «Я вчера финальный монолог даже не мог начать, потому что зритель не давал. Такой шквал аплодисментов, в конце зрители встали».

Как примут курскую труппу на сцене Малого, станет известно в сентябре, когда наш драмтеатр нанесет ответный визит.

Юлия Комкина
Курское областное телевидение и радио, 02.07.2012

***
РЕПОРТАЖ ТЕЛЕКАНАЛА «ТВ6-КУРСК»

Смотреть





Дата публикации: 02.07.2012