Новости

«РЫЦАРЬ ТЕАТРА»

«РЫЦАРЬ ТЕАТРА»

Статья А.Штейна о народном артисте РСФСР Евгении Велихове, опубликованная в журнале «Театральная жизнь», 1978, №13.

В 1922 году математик и физик, профессор Велихов попросил своего знакомого, знаменитого артиста Малого театра Южина, побеседовать с его пятнадцатилетним сыном Женей, который бросил гимназию и настойчиво стремится стать актером.

Южин принял его дома в халате. Великолепный и величественный, безукоризненно любезный и доброжелательный к юнцу, увлеченному театром, он сразу решил его судьбу. Молодой Велихов поступил в училище Малого театра и одновременно был принят в его труппу. Он проработал в этом театре пятьдесят пять лет.

Таким образом, Евгений Павлович Велихов в течение всей своей сознательной жизни был артистом Малого театра. Это было не просто местом его службы. Велихов был убежденным сторонником искусства этого театра и одним из активных его строителей. На протяжении истории советского Малого театра найдется немного событий и дел, в которых не принимал бы участия Евгений Павлович.

Он был убежденным защитником и проводником знаменитых традиций Малого театра, прекрасно знал его историю, метко и умно судил об искусстве его корифеев. Но меньше всего Евгений Павлович был упрямым старовером. Пристально следил он за развитием современного театрального искусства и находился на уровне его достижений. Его собственное творчество — творчество режиссера и актера было отмечено яркими красками современности.

Для понимания творческого облика Велихова очень важно следующее. Евгений Павлович Велихов был человеком высокой культуры, органической интеллигентности. Знаток русской литературы и русской поэзии, будучи хорошо осведомленным в вопросах мировой литературы, Велихов, работая над ролями и постановками, широко пользовался своими знаниями. И это своеобразно подкрепляло его талант, накладывало особый отпечаток на образы им созданные.

В своих суждениях об искусстве Велихов опирался на принципы Малого театра. В триаде драматург — режиссер — актер он отдавал предпочтение драматургу и актеру. Раскрыть идею пьесы и донести ее стиль, дать современное их толкование — в этом видел он задачу спектакля. Режиссер выступал в его представлении как посредник между автором и актером, а актер являлся центральной фигурой театра и главным выразителем идеи и стиля автора. Все актерские и режиссерские работы Велихова несут на себе печать такого понимания, печать сознательности, вдумчивости, разумной ясности.

Велихов был не только строителем советского Малого театра, но строителем советского театра вообще.

Он уехал в Магнитогорск и в 1930 году создал там Театр рабочей молодежи. Выросший из ТРАМа, ныне Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина чтит Велихова как своего основателя.

Евгений Павлович всегда с гордостью вспоминал эти годы своей жизни и восхищался энтузиазмом советских людей героической эпохи. Одним из примеров энтузиазма служило для него то, что артисты Магнитогорского театра за короткое время превратились из малограмотных подростков в людей высокой культуры, подлинных советских интеллигентов.

Велихов не был артистом, который с первого своего появления поразил зрителей яркостью дарования, блеском мастерства. Он рос как актер и мастер медленно и как бы исподволь.

В 1948 году маститый Юрий Михайлович Юрьев смотрел во время ленинградских гастролей Малого театра «Пигмалион», в котором Велихов играл полковника Пиккеринга (он сыграл эту роль пятьсот раз). «Как Вы выросли за это время...» — сказал Юрьев Велихову.

Действительно, годы упорного и вдумчивого труда превратили Велихова в большого артиста. Роли, сыгранные им за последние двадцать пять лет, в большинстве случаев отличаются тонкостью мастерства, глубиной проникновения в образ.

Говоря о традиции Малого театра, Южин отмечал в качестве одной из важнейших ее черт «оригинальность исполнения».

Велихов играл в разных пьесах, имел дело с литературным материалом разного художественного уровня. Характерный актер, он стремился постигнуть особенности изображаемого типа, проникнуть в зерно его характера и дать ему яркое и оригинальное выражение.

Велихов много играл в советских пьесах. И порой артист выступал в роли своеобразного соавтора, домысливая за драматурга мотивировки, находя самостоятельные оригинальные штрихи.

Играя в пьесе Э.Раннета «Криминальное танго» роль отца главного героя, Велихов обогатил и углубил характер, снял тот элемент схематизма, который был у драматурга. В его исполнении отец имел облик серьезного и вдумчивого научного работника, добропорядочного советского интеллигента. Но сущность его, с большой психологической тонкостью раскрытая артистом,— мелкий эгоизм и карьеризм, приспособление к обстоятельствам, Малодушие и готовность свалить вину на других.

Одной из лучших ролей Велихова в советском репертуаре была роль талантливого хирурга Ряжских в пьесе А. Софронова «Эмигранты». В силу нелепой случайности Ряжских, оказавшись за пределами родины, попал в среду эмигрантов. Велихов нащупал те психологические пружины, которые определяют его поведение. Спокойствие и уравновешенность Ряжских есть результат его выдержки и воли. И, когда он видит медицинское заключение о советском матросе, раненом здесь на чужбине, в нем пробуждается сознание своего достоинства, активное желание противостоять злу. Ряжских не просто спас жизнь матроса при помощи искусной операции. В нем происходит внутреннее преображение. Все это Велихов обрисовывал уверенными художественными штрихами.

Русская классика не случайно нашла в Велихове тонкого и проникновенного истолкователя. Упомянем только две роли, относящиеся к сравнительно недавнему времени.

Ребяческая наивность, даже инфантильность Шабельского — Велихова в «Иванове» Чехова сочеталась с такими чертами, как брюзгливость, циничность. Он был исполнен ненависти к людям, любые светлые человеческие порывы вызывали у него неприязнь.

Одной из самых значительных работ актера была роль Павла Петровича Кирсанова в инсценировке романа Тургенева «Отцы и дети». Кирсанов — Велихов был аристократ с головы до ног, аристократ не только по манерам, изяществу и «грансеньёрству» своего поведения, но и потому, что он возводил аристократизм в основной и незыблемый принцип своей жизни. А за всем этим скрывалась и душевная опустошенность, и сознание своей обреченности, и романтическая настроенность, и тайная любовь к Фенечке. Мы расстаемся с Павлом Петровичем в спектакле, когда он лежит на кресле после нелепой дуэли и голова его похожа на голову мертвеца. «Да он и был мертвец»,— писал Тургенев. Артист безошибочно прочертил в спектакле линию, намеченную и развитую великим писателем.

Высокая культура Велихова облегчала ему подход и давала ключ к работе над западноевропейским репертуаром, где он всегда находил пути к выражению индивидуального стиля автора, эпохи.

Возьмем, к примеру, «Стакан воды». Роль Болинброка на сцене Малого театра играли до Велихова Южин, Радин, Зубов. Он стал достойным преемником этих больших мастеров, навсегда связав свою творческую судьбу с этой остроумной пьесой. Велихов несколько раз пересматривал трактовку роли, а при последнем возобновлении сыграл ее совсем по-новому.

Образ, созданный им, был подчеркнуто картинен и театрален. Велихов очень точно соблюдал пропорцию — играл английского политика в изображении французского драматурга. Болинброк Велихова — прирожденный парламентский оратор. Он часто становится в картинную позу и произносит речи. У него красивый, свободно льющийся голос, он чуть-чуть декламирует. Но, окончив речь, актер снимает пафос и, как бы в сторону, бросает очень меткие и трезвые, чисто французские, реплики, раскрывающие суть политических комбинаций и любовных интриг.

Выступая в инсценировках романа Бальзака «Евгения Гранде» и «Ярмарки тщеславия» Теккерея, Велихов снова продемонстрировал свое безукоризненное умение раскрывать неповторимый стиль великих художников.

Председатель суда Крюшо де Бонфон в «Евгении Гранде» — со своим крючковатым носом на бледно-желтом лице и длинными, похожими на жерди ногами — казался нелепой птицей. Однако это не было карикатурой, Де Бонфон Велихова, внешне порядочный и деловитый, был вполне конкретной и типической фигурой того буржуазного мира и времени, которые изображал Бальзак.

Иное дело кукольник в инсценировке романа Теккерея «Ярмарка тщеславия». На Велихове в этой роли был черный сюртук моралиста и плащ ярмарочного паяца. Так был изображен сам Теккерей на обложке первого издания «Ярмарки тщеславия». Мастер сценической речи, Велихов доносил до зрителя умную ироническую интонацию Теккерея, его облеченные в форму веселых сентенций горькие размышления над людьми современной ему буржуазной Англии.

В некоторых ролях Велихову удалось достичь таких высот, когда между актером и образом нельзя, как говорят, и ниточки протянуть, когда артист сумел оправдать и сделать жизненным чудесное и фантастическое.

В «Средстве Макропулоса» Чапека он играл старого аристократа и бездельника Гаука-Шендорфа. Сюжет этой пьесы действительно основан на чуде. Героиня ее — женщина, обладающая свойством не стареть. В ней Гаук-Шендорф узнает свою былую возлюбленную — цыганку Евгению Монтес. Первоначально это кажется ему просто сходством. Собеседница его насмешливо и равнодушно выслушивает похвалы той былой женщине. Потом внезапно, словно воскрешая в себе озорную девчонку-цыганку, бросает ему букет и кричит по-испански: «Целуй меня, дурачок».
Надо было видеть как проводил Велихов эту сцену. Сначала изумление, неуверенность и недоумение. Потом радость, восторг, желание убежать с Евгенией и снова погрузиться в мир наслаждений. Человек невысокого пошиба, потребитель радостей жизни, Гаук-Шендорф проявлял здесь такой детский восторг и энтузиазм, он был полон такого искреннего чувства, что зритель вместе с ним верил в чудо и даже сочувствовал герою.

Человек большого ума и широкой творческой концепции, Велихов естественно должен был проявить себя в области режиссуры. Был период в истории советского Малого театра, когда Велихов был не только заведующим труппой, но и одним из ведущих режиссеров этого коллектива.

В качестве режиссера он выступал как убежденный пропагандист советской пьесы. Ставил с молодежью театра «За Камой-рекой» В. Тихонова, «Минувшие годы» Н.Погодина.

Много и плодотворно работал Велихов над воплощением классических пьес. Он участвовал в постановке «Рюи Блаза» Гюго, «Макбета» Шекспира, «Вассы Железновой» Горького. Вера Николаевна Пашенная высоко ценила его как постановщика и писала ему в 1958 году: «Дорогой мой прекрасный товарищ... Я очень радуюсь тому, что работала под Вашим режиссерством и очень хотела бы еще поработать, но, увы, сил уже нет. Я могу пожелать другим встретиться с Вами в большой ответственной работе. А какой Вы чудесный тонкий артист и сколько у Вас прекрасных творческих удач».

Последней большой работой Велихова были «Униженные и оскорбленные». Вместе с дочерью, режиссером Малого театра М. Велиховой, он сделал инсценировку романа Ф.М.Достоевского, бережно сохранив все основные пинии произведения, выступил как постановщик спектакля и сыграл роль князя Волковского.

Выполняя замысел режиссера, художник Э. Стенберг воссоздал на сцене образ капиталистического города, тяжелые каменные громады доходных петербургских домов, с то освещенными, то погасшими окнами — вот фон, на котором развивалась богатая драматическими столкновениями и трагическими конфликтами жизнь.

Велихов сам великолепно сыграл Волковского. Изящество и любезность светского человека, безукоризненные манеры аристократа — это только маска утонченного циника и подлого садиста и негодяя.

Евгений Павлович Велихов был художником большого таланта. Пример его жизни учит работников театра и прежде всего актерскую молодежь и тому, каким мощным рычагом для творчества является наличие широкой всеобъемлющей культуры, как поднимает она актера, какие перспективы открывает перед его творчеством.

Последние годы своей жизни Велихов был тяжело болен. Боль и страдания переносил он с великим мужеством. И думал о дальнейшей работе, строил планы.

В «Талантах и поклонниках» Островского он хотел сыграть благородного рыцаря театра — старого суфлера Нарокова. Этот образ рыцаря театра сливается в моем представлении с образом Евгения Павловича Велихова.

Объективный и благожелательный, беспредельно преданный искусству и отдавший ему всю свою жизнь, он останется таким в памяти всех, кто имел счастье общаться с ним как с человеком и художником.

А.ШТЕЙН,
доктор искусствоведения


Дата публикации: 03.05.2012
«РЫЦАРЬ ТЕАТРА»

Статья А.Штейна о народном артисте РСФСР Евгении Велихове, опубликованная в журнале «Театральная жизнь», 1978, №13.

В 1922 году математик и физик, профессор Велихов попросил своего знакомого, знаменитого артиста Малого театра Южина, побеседовать с его пятнадцатилетним сыном Женей, который бросил гимназию и настойчиво стремится стать актером.

Южин принял его дома в халате. Великолепный и величественный, безукоризненно любезный и доброжелательный к юнцу, увлеченному театром, он сразу решил его судьбу. Молодой Велихов поступил в училище Малого театра и одновременно был принят в его труппу. Он проработал в этом театре пятьдесят пять лет.

Таким образом, Евгений Павлович Велихов в течение всей своей сознательной жизни был артистом Малого театра. Это было не просто местом его службы. Велихов был убежденным сторонником искусства этого театра и одним из активных его строителей. На протяжении истории советского Малого театра найдется немного событий и дел, в которых не принимал бы участия Евгений Павлович.

Он был убежденным защитником и проводником знаменитых традиций Малого театра, прекрасно знал его историю, метко и умно судил об искусстве его корифеев. Но меньше всего Евгений Павлович был упрямым старовером. Пристально следил он за развитием современного театрального искусства и находился на уровне его достижений. Его собственное творчество — творчество режиссера и актера было отмечено яркими красками современности.

Для понимания творческого облика Велихова очень важно следующее. Евгений Павлович Велихов был человеком высокой культуры, органической интеллигентности. Знаток русской литературы и русской поэзии, будучи хорошо осведомленным в вопросах мировой литературы, Велихов, работая над ролями и постановками, широко пользовался своими знаниями. И это своеобразно подкрепляло его талант, накладывало особый отпечаток на образы им созданные.

В своих суждениях об искусстве Велихов опирался на принципы Малого театра. В триаде драматург — режиссер — актер он отдавал предпочтение драматургу и актеру. Раскрыть идею пьесы и донести ее стиль, дать современное их толкование — в этом видел он задачу спектакля. Режиссер выступал в его представлении как посредник между автором и актером, а актер являлся центральной фигурой театра и главным выразителем идеи и стиля автора. Все актерские и режиссерские работы Велихова несут на себе печать такого понимания, печать сознательности, вдумчивости, разумной ясности.

Велихов был не только строителем советского Малого театра, но строителем советского театра вообще.

Он уехал в Магнитогорск и в 1930 году создал там Театр рабочей молодежи. Выросший из ТРАМа, ныне Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина чтит Велихова как своего основателя.

Евгений Павлович всегда с гордостью вспоминал эти годы своей жизни и восхищался энтузиазмом советских людей героической эпохи. Одним из примеров энтузиазма служило для него то, что артисты Магнитогорского театра за короткое время превратились из малограмотных подростков в людей высокой культуры, подлинных советских интеллигентов.

Велихов не был артистом, который с первого своего появления поразил зрителей яркостью дарования, блеском мастерства. Он рос как актер и мастер медленно и как бы исподволь.

В 1948 году маститый Юрий Михайлович Юрьев смотрел во время ленинградских гастролей Малого театра «Пигмалион», в котором Велихов играл полковника Пиккеринга (он сыграл эту роль пятьсот раз). «Как Вы выросли за это время...» — сказал Юрьев Велихову.

Действительно, годы упорного и вдумчивого труда превратили Велихова в большого артиста. Роли, сыгранные им за последние двадцать пять лет, в большинстве случаев отличаются тонкостью мастерства, глубиной проникновения в образ.

Говоря о традиции Малого театра, Южин отмечал в качестве одной из важнейших ее черт «оригинальность исполнения».

Велихов играл в разных пьесах, имел дело с литературным материалом разного художественного уровня. Характерный актер, он стремился постигнуть особенности изображаемого типа, проникнуть в зерно его характера и дать ему яркое и оригинальное выражение.

Велихов много играл в советских пьесах. И порой артист выступал в роли своеобразного соавтора, домысливая за драматурга мотивировки, находя самостоятельные оригинальные штрихи.

Играя в пьесе Э.Раннета «Криминальное танго» роль отца главного героя, Велихов обогатил и углубил характер, снял тот элемент схематизма, который был у драматурга. В его исполнении отец имел облик серьезного и вдумчивого научного работника, добропорядочного советского интеллигента. Но сущность его, с большой психологической тонкостью раскрытая артистом,— мелкий эгоизм и карьеризм, приспособление к обстоятельствам, Малодушие и готовность свалить вину на других.

Одной из лучших ролей Велихова в советском репертуаре была роль талантливого хирурга Ряжских в пьесе А. Софронова «Эмигранты». В силу нелепой случайности Ряжских, оказавшись за пределами родины, попал в среду эмигрантов. Велихов нащупал те психологические пружины, которые определяют его поведение. Спокойствие и уравновешенность Ряжских есть результат его выдержки и воли. И, когда он видит медицинское заключение о советском матросе, раненом здесь на чужбине, в нем пробуждается сознание своего достоинства, активное желание противостоять злу. Ряжских не просто спас жизнь матроса при помощи искусной операции. В нем происходит внутреннее преображение. Все это Велихов обрисовывал уверенными художественными штрихами.

Русская классика не случайно нашла в Велихове тонкого и проникновенного истолкователя. Упомянем только две роли, относящиеся к сравнительно недавнему времени.

Ребяческая наивность, даже инфантильность Шабельского — Велихова в «Иванове» Чехова сочеталась с такими чертами, как брюзгливость, циничность. Он был исполнен ненависти к людям, любые светлые человеческие порывы вызывали у него неприязнь.

Одной из самых значительных работ актера была роль Павла Петровича Кирсанова в инсценировке романа Тургенева «Отцы и дети». Кирсанов — Велихов был аристократ с головы до ног, аристократ не только по манерам, изяществу и «грансеньёрству» своего поведения, но и потому, что он возводил аристократизм в основной и незыблемый принцип своей жизни. А за всем этим скрывалась и душевная опустошенность, и сознание своей обреченности, и романтическая настроенность, и тайная любовь к Фенечке. Мы расстаемся с Павлом Петровичем в спектакле, когда он лежит на кресле после нелепой дуэли и голова его похожа на голову мертвеца. «Да он и был мертвец»,— писал Тургенев. Артист безошибочно прочертил в спектакле линию, намеченную и развитую великим писателем.

Высокая культура Велихова облегчала ему подход и давала ключ к работе над западноевропейским репертуаром, где он всегда находил пути к выражению индивидуального стиля автора, эпохи.

Возьмем, к примеру, «Стакан воды». Роль Болинброка на сцене Малого театра играли до Велихова Южин, Радин, Зубов. Он стал достойным преемником этих больших мастеров, навсегда связав свою творческую судьбу с этой остроумной пьесой. Велихов несколько раз пересматривал трактовку роли, а при последнем возобновлении сыграл ее совсем по-новому.

Образ, созданный им, был подчеркнуто картинен и театрален. Велихов очень точно соблюдал пропорцию — играл английского политика в изображении французского драматурга. Болинброк Велихова — прирожденный парламентский оратор. Он часто становится в картинную позу и произносит речи. У него красивый, свободно льющийся голос, он чуть-чуть декламирует. Но, окончив речь, актер снимает пафос и, как бы в сторону, бросает очень меткие и трезвые, чисто французские, реплики, раскрывающие суть политических комбинаций и любовных интриг.

Выступая в инсценировках романа Бальзака «Евгения Гранде» и «Ярмарки тщеславия» Теккерея, Велихов снова продемонстрировал свое безукоризненное умение раскрывать неповторимый стиль великих художников.

Председатель суда Крюшо де Бонфон в «Евгении Гранде» — со своим крючковатым носом на бледно-желтом лице и длинными, похожими на жерди ногами — казался нелепой птицей. Однако это не было карикатурой, Де Бонфон Велихова, внешне порядочный и деловитый, был вполне конкретной и типической фигурой того буржуазного мира и времени, которые изображал Бальзак.

Иное дело кукольник в инсценировке романа Теккерея «Ярмарка тщеславия». На Велихове в этой роли был черный сюртук моралиста и плащ ярмарочного паяца. Так был изображен сам Теккерей на обложке первого издания «Ярмарки тщеславия». Мастер сценической речи, Велихов доносил до зрителя умную ироническую интонацию Теккерея, его облеченные в форму веселых сентенций горькие размышления над людьми современной ему буржуазной Англии.

В некоторых ролях Велихову удалось достичь таких высот, когда между актером и образом нельзя, как говорят, и ниточки протянуть, когда артист сумел оправдать и сделать жизненным чудесное и фантастическое.

В «Средстве Макропулоса» Чапека он играл старого аристократа и бездельника Гаука-Шендорфа. Сюжет этой пьесы действительно основан на чуде. Героиня ее — женщина, обладающая свойством не стареть. В ней Гаук-Шендорф узнает свою былую возлюбленную — цыганку Евгению Монтес. Первоначально это кажется ему просто сходством. Собеседница его насмешливо и равнодушно выслушивает похвалы той былой женщине. Потом внезапно, словно воскрешая в себе озорную девчонку-цыганку, бросает ему букет и кричит по-испански: «Целуй меня, дурачок».
Надо было видеть как проводил Велихов эту сцену. Сначала изумление, неуверенность и недоумение. Потом радость, восторг, желание убежать с Евгенией и снова погрузиться в мир наслаждений. Человек невысокого пошиба, потребитель радостей жизни, Гаук-Шендорф проявлял здесь такой детский восторг и энтузиазм, он был полон такого искреннего чувства, что зритель вместе с ним верил в чудо и даже сочувствовал герою.

Человек большого ума и широкой творческой концепции, Велихов естественно должен был проявить себя в области режиссуры. Был период в истории советского Малого театра, когда Велихов был не только заведующим труппой, но и одним из ведущих режиссеров этого коллектива.

В качестве режиссера он выступал как убежденный пропагандист советской пьесы. Ставил с молодежью театра «За Камой-рекой» В. Тихонова, «Минувшие годы» Н.Погодина.

Много и плодотворно работал Велихов над воплощением классических пьес. Он участвовал в постановке «Рюи Блаза» Гюго, «Макбета» Шекспира, «Вассы Железновой» Горького. Вера Николаевна Пашенная высоко ценила его как постановщика и писала ему в 1958 году: «Дорогой мой прекрасный товарищ... Я очень радуюсь тому, что работала под Вашим режиссерством и очень хотела бы еще поработать, но, увы, сил уже нет. Я могу пожелать другим встретиться с Вами в большой ответственной работе. А какой Вы чудесный тонкий артист и сколько у Вас прекрасных творческих удач».

Последней большой работой Велихова были «Униженные и оскорбленные». Вместе с дочерью, режиссером Малого театра М. Велиховой, он сделал инсценировку романа Ф.М.Достоевского, бережно сохранив все основные пинии произведения, выступил как постановщик спектакля и сыграл роль князя Волковского.

Выполняя замысел режиссера, художник Э. Стенберг воссоздал на сцене образ капиталистического города, тяжелые каменные громады доходных петербургских домов, с то освещенными, то погасшими окнами — вот фон, на котором развивалась богатая драматическими столкновениями и трагическими конфликтами жизнь.

Велихов сам великолепно сыграл Волковского. Изящество и любезность светского человека, безукоризненные манеры аристократа — это только маска утонченного циника и подлого садиста и негодяя.

Евгений Павлович Велихов был художником большого таланта. Пример его жизни учит работников театра и прежде всего актерскую молодежь и тому, каким мощным рычагом для творчества является наличие широкой всеобъемлющей культуры, как поднимает она актера, какие перспективы открывает перед его творчеством.

Последние годы своей жизни Велихов был тяжело болен. Боль и страдания переносил он с великим мужеством. И думал о дальнейшей работе, строил планы.

В «Талантах и поклонниках» Островского он хотел сыграть благородного рыцаря театра — старого суфлера Нарокова. Этот образ рыцаря театра сливается в моем представлении с образом Евгения Павловича Велихова.

Объективный и благожелательный, беспредельно преданный искусству и отдавший ему всю свою жизнь, он останется таким в памяти всех, кто имел счастье общаться с ним как с человеком и художником.

А.ШТЕЙН,
доктор искусствоведения


Дата публикации: 03.05.2012