Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

РУССКИЙ ВАТСОН БЫЛ НА СЦЕНЕ ДО КОНЦА

РУССКИЙ ВАТСОН БЫЛ НА СЦЕНЕ ДО КОНЦА

12 декабря 70 лет исполняется со дня рождения народного артиста России Виталия Соломина. К сожалению, в этом году весной исполнилось уже 9 лет со дня его смерти. Об актере рассказывает обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.

Скачать запись передачи

Как и его старший брат и худрук Малого театра Юрий Мефодьевич, Виталий Соломин служил в Малом театре. Сперва окончил Щепкинское училище, учился у народного артиста СССР Николая Анненкова, потом начал играть в Малом театре, начиная со второго курса. А потом - играл и ставил спектакли. И в тот роковой вечер в мае 2002 года, когда актеру стало плохо, он играл в спектакле, который сам и поставил за пять лет до того. Это был мюзикл, а мюзикл вообще отнимает сил часто больше, чем простой драматический спектакль - надо же и петь, и танцевать, и что-то еще играть - тоже надо. Соломину стало плохо на сцене, он доиграл первый акт, со сцены его унесли на руках. Из театра Виталия Соломина увезли на «скорой». Месяц пролежал в больнице без сознания, и через месяц - умер.

Как он играл в тот последний вечер, вспоминала потом народная артистка России Татьяна Панкова. «Я играла с ним последний спектакль. Чуть-чуть было что-то не то, но он мужественно доиграл акт до конца, а когда занавес закрылся - встать он уже не мог», - рассказала Панкова. Музыкальные спектакли Виталий Соломин любил и играть умел - и в мюзикле, и в оперетте - стоит пересмотреть еще раз «Сильву» или «Летучую мышь» - как он легко все делает, как - с каким удовольствием еще - выдает все эти шуточка, подобные легким балетным па, а пританцовывает - так же легко, как шутит, и остроумен во всем - и в танце, и в игре. Как аристократичен при этом! Недаром англичане признали его Ватсона за своего. Он решил судьбу характера - да и всей ленты, найдя верную интонацию, - так считает режиссер фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона Игорь Масленников.

«Он решил судьбу всей картины. Он, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, наш русский Ватсон. И появился характер. Этот характер сделал Виталий, оснастил его иронией, особым отношением», - восхищается Масленникова. Масленников же помнит, как Виталий Соломин носился с идеей и в итоге снял как режиссер фильм - снял, когда вообще почти никакой кино в России никто не снимал. «Он поставил одну картину в самое мрачное время, когда денег ни у кого не было. Он однажды пришел к нам в студию «Троицкий мост» (это моя студия в Петербурге), и пришел со сценарием фильма «Охота». И мы начали с ним работать, но потом, когда уже денег не было, он вернулся в Москву, нашел там у знакомых какие-то деньги, и они сняли картину. Картина была очень хорошая. И хотелось, чтобы прокатчики нашли ее, потому что это его работа, режиссерская», - говорит Масленников.

Виталий Соломин и в театре тоже любил не только играть, но и ставить. В Малом, помимо «Свадьбы Кречинского», он поставил еще несколько спектаклей и незадолго до смерти - за год - чеховского «Иванова» - сам сыграл Иванова, трагического героя, который долго мучает других, а потом убивает себя. Это был один из замечательных чеховских спектаклей Малого театра, и трагизм этого - точно когда-то веселого и легкомысленного - героя Виталий Соломин сыграл так как-то точно, что потом, когда актера не стало, многие вспоминали этот спектакль. Как и «Свадьбу Кречинского», «Иванова» сняли, потому что вводить какого-то другого артиста сюда, где Виталий Соломин придумал все для себя, причем часто - безжалостно к себе - актеру - вводить было просто бессмысленно. Никто бы так не сыграл.

«Вести ФМ»

Дата публикации: 12.12.2011
РУССКИЙ ВАТСОН БЫЛ НА СЦЕНЕ ДО КОНЦА

12 декабря 70 лет исполняется со дня рождения народного артиста России Виталия Соломина. К сожалению, в этом году весной исполнилось уже 9 лет со дня его смерти. Об актере рассказывает обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.

Скачать запись передачи

Как и его старший брат и худрук Малого театра Юрий Мефодьевич, Виталий Соломин служил в Малом театре. Сперва окончил Щепкинское училище, учился у народного артиста СССР Николая Анненкова, потом начал играть в Малом театре, начиная со второго курса. А потом - играл и ставил спектакли. И в тот роковой вечер в мае 2002 года, когда актеру стало плохо, он играл в спектакле, который сам и поставил за пять лет до того. Это был мюзикл, а мюзикл вообще отнимает сил часто больше, чем простой драматический спектакль - надо же и петь, и танцевать, и что-то еще играть - тоже надо. Соломину стало плохо на сцене, он доиграл первый акт, со сцены его унесли на руках. Из театра Виталия Соломина увезли на «скорой». Месяц пролежал в больнице без сознания, и через месяц - умер.

Как он играл в тот последний вечер, вспоминала потом народная артистка России Татьяна Панкова. «Я играла с ним последний спектакль. Чуть-чуть было что-то не то, но он мужественно доиграл акт до конца, а когда занавес закрылся - встать он уже не мог», - рассказала Панкова. Музыкальные спектакли Виталий Соломин любил и играть умел - и в мюзикле, и в оперетте - стоит пересмотреть еще раз «Сильву» или «Летучую мышь» - как он легко все делает, как - с каким удовольствием еще - выдает все эти шуточка, подобные легким балетным па, а пританцовывает - так же легко, как шутит, и остроумен во всем - и в танце, и в игре. Как аристократичен при этом! Недаром англичане признали его Ватсона за своего. Он решил судьбу характера - да и всей ленты, найдя верную интонацию, - так считает режиссер фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона Игорь Масленников.

«Он решил судьбу всей картины. Он, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, наш русский Ватсон. И появился характер. Этот характер сделал Виталий, оснастил его иронией, особым отношением», - восхищается Масленникова. Масленников же помнит, как Виталий Соломин носился с идеей и в итоге снял как режиссер фильм - снял, когда вообще почти никакой кино в России никто не снимал. «Он поставил одну картину в самое мрачное время, когда денег ни у кого не было. Он однажды пришел к нам в студию «Троицкий мост» (это моя студия в Петербурге), и пришел со сценарием фильма «Охота». И мы начали с ним работать, но потом, когда уже денег не было, он вернулся в Москву, нашел там у знакомых какие-то деньги, и они сняли картину. Картина была очень хорошая. И хотелось, чтобы прокатчики нашли ее, потому что это его работа, режиссерская», - говорит Масленников.

Виталий Соломин и в театре тоже любил не только играть, но и ставить. В Малом, помимо «Свадьбы Кречинского», он поставил еще несколько спектаклей и незадолго до смерти - за год - чеховского «Иванова» - сам сыграл Иванова, трагического героя, который долго мучает других, а потом убивает себя. Это был один из замечательных чеховских спектаклей Малого театра, и трагизм этого - точно когда-то веселого и легкомысленного - героя Виталий Соломин сыграл так как-то точно, что потом, когда актера не стало, многие вспоминали этот спектакль. Как и «Свадьбу Кречинского», «Иванова» сняли, потому что вводить какого-то другого артиста сюда, где Виталий Соломин придумал все для себя, причем часто - безжалостно к себе - актеру - вводить было просто бессмысленно. Никто бы так не сыграл.

«Вести ФМ»

Дата публикации: 12.12.2011