Новости

Очарованный странник

Очарованный странник

«Мужики», «Одиноким предоставляется общежитие»... Да, речь пойдёт о замечательном актёре театра и кино, героям которого симпатизируют миллионы, — об Александре Михайлове.

Зрители склонны думать, что их любимые актеры похожи на героев, которых играют. В данном случае так оно и есть. Александр Михайлов как-то признался, что наиболее близки ему по духу, по мироощущению Павел Зубов из «Мужиков» и Василий Кузякин из фильма «Любовь и голуби».
Роли суперменов ему неинтересны, культ силы, мускулов — чужд. Актер способен иначе показать истинно мужской характер: через умение совершать поступки, способность откликаться на чужую боль. Из более сорока фильмов у Михайлова есть любимый — «Очарованный странник» по рассказу Н.Лескова, пожалуй, одна из лучших его ролей. Да и в названии есть что-то символичное для жизненного пути артиста.
Начинался он на маленькой станции Степь под Читой, в Забайкалье. Александр с детства был очарован морем. После седьмого класса Саша уговорил мать (отец к тому времени ушел от них) переехать во Владивосток. Для поступления в мореходку не хватило года. И вот бухается в ноги капитану дизель-электрохода «Ярославль», и тот берет его учеником моториста. В первом же плавании новичок устраивает себе испытание — когда начался шторм, привязывает себя к мачте на палубе и смеется навстречу волнам, испытывая ужас и восторг одновременно.
Направление в мореходку уже лежало в кармане, когда в Охотском разразилась небывалая катастрофа. Волны, рушившиеся на корабли, тут же превращались в лед и тянули суда на дно. Многие тогда погибли. И матери Александра кто-то сказал, что судно, на котором находился ее сын, затонуло. Мать поседела в одночасье. А когда он вернулся невредимым, сказала: «Или море, или я». И Саша тотчас списался на берег, поступил слесарем на завод.
Но вот занесло его на дипломный спектакль Дальневосточного института искусств. А еще через год, увидев объявление о дополнительном наборе на актерский факультет этого института, он за ночь выучивает басню и... поступает.
Михайлов верит в судьбу. Может быть, поэтому на всю жизнь запомнил то место в зрительном зале — семнадцатое в четвертом ряду. Именно здесь он испытал настоящий восторг от встречи с театром. С того момента театр стал его судьбой.
А потом работа в Приморском краевом, в Саратовском академическом. Играл сложные роли — Раскольникова, князя Мышкина...
Молодой актер особо ценил в своих героях прежде всего искренность и ее естественное продолжение — совесть. Для него было важно и то, как человек проявляется в любви. По-настоящему любящий человек — сильный и красивый. Именно такой герой ему интересен. В преображении, неожиданном раскрытии характера, спровоцированном экстремальной ситуацией.
Предложение же переехать в Москву Александр Михайлов получил в... Париже. Во Франции он снимался тогда в фильме «Белый снег России», где сыграл знаменитого русского шахматиста Алехина. С Всеволодом Якугом, актером Московского театра им. М.Н.Ермоловой, также занятым в фильме, они подружились. Якут, вернувшись в Москву, убедил главного режиссера Владимира Андреева в том, что Михайлов очень пришелся бы ко двору в их театре.
Список фильмов продолжал пополняться: «Приезжая», «Похищение «Савойи», «Через тернии к звездам», «Фронт в тылу врага», «Бешеные деньги», «Свидание», «Одиноким предоставляется общежитие», «Любовь» (по рассказу Л.Толстого). Когда вслед за Андреевым Михайлов переходит в Малый театр, он сразу становится для него «домом». Как он сам говорит, это единственный из многих театров, в котором действительно есть что-то от храма. «Малый, — говорит актер, — ассоциируется для меня с могучим, тяжелым океанским лайнером, который неторопливо режет волну и идет своим особым курсом. Ни шторм, ни качка с этого курса его не собьют».
Здесь им сыграны роли значительные — в «Лешем», «... и Аз воздам», в «Чайке». «Царь Иоанн Грозный» — случай особый. Роль чрезвычайно сложная, а пьеса какая-то мистическая. Михайлову его царь симпатичен, он сопереживает ему, остро чувствует его драму. В трилогию Алексея Толстого, как известно, входят пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Феодор Иоаннович», «Царь Борис». Михайлову сразу показалось, что слово «смерть» в названии несет в себе разрушительную энергетику, почему многие актеры, игравшие эту роль, не выдерживали физически. Он пробовал убедить руководство, что спектакль должен называться «Царь Иоанн Грозный» или просто «Иоанн Грозный». Но от него отмахнулись, посчитали это причудой. Лишь когда после шестого спектакля начались жуткие вещи — он перенес две полостные операции, похудел на восемнадцать килограммов, до начальства что-то дошло. Название пьесы поменяли, и все неприятности кончились. Иван Грозный в трактовке Михайлова — не жестокий человек, а страдающий, как охарактеризовал его как-то композитор Свиридов.
Не так давно артист начал выступать с вокальным циклом «Очарованные странники» — из православных, казачьих и русских народных песен. Жаль, что песни эти в его исполнении услышать можно лишь в концертах или на творческих встречах.
Сегодня у этого красивого, высокого мужчины с радостной белозубой улыбкой юбилей. В сущности «лет не так уж и много. Ведь речь идет о мужчине. О настоящем мужчине! Всего-то 60!
Как и полагается, он умеет работать руками — класть печи, плотничать. Если вспомнить восточную мудрость, то сына он родил, домов построил аж два! Жаль, конечно, что мечта сыграть Федю Протасова в «Живом трупе» пока не осуществилась. Но какие, скажите, годы! Да ведь и известно: русские люди долго запрягают, да быстро едут. Так что все еще впереди.

Наталья БАТАЕН

Дата публикации: 04.11.2004
Очарованный странник

«Мужики», «Одиноким предоставляется общежитие»... Да, речь пойдёт о замечательном актёре театра и кино, героям которого симпатизируют миллионы, — об Александре Михайлове.

Зрители склонны думать, что их любимые актеры похожи на героев, которых играют. В данном случае так оно и есть. Александр Михайлов как-то признался, что наиболее близки ему по духу, по мироощущению Павел Зубов из «Мужиков» и Василий Кузякин из фильма «Любовь и голуби».
Роли суперменов ему неинтересны, культ силы, мускулов — чужд. Актер способен иначе показать истинно мужской характер: через умение совершать поступки, способность откликаться на чужую боль. Из более сорока фильмов у Михайлова есть любимый — «Очарованный странник» по рассказу Н.Лескова, пожалуй, одна из лучших его ролей. Да и в названии есть что-то символичное для жизненного пути артиста.
Начинался он на маленькой станции Степь под Читой, в Забайкалье. Александр с детства был очарован морем. После седьмого класса Саша уговорил мать (отец к тому времени ушел от них) переехать во Владивосток. Для поступления в мореходку не хватило года. И вот бухается в ноги капитану дизель-электрохода «Ярославль», и тот берет его учеником моториста. В первом же плавании новичок устраивает себе испытание — когда начался шторм, привязывает себя к мачте на палубе и смеется навстречу волнам, испытывая ужас и восторг одновременно.
Направление в мореходку уже лежало в кармане, когда в Охотском разразилась небывалая катастрофа. Волны, рушившиеся на корабли, тут же превращались в лед и тянули суда на дно. Многие тогда погибли. И матери Александра кто-то сказал, что судно, на котором находился ее сын, затонуло. Мать поседела в одночасье. А когда он вернулся невредимым, сказала: «Или море, или я». И Саша тотчас списался на берег, поступил слесарем на завод.
Но вот занесло его на дипломный спектакль Дальневосточного института искусств. А еще через год, увидев объявление о дополнительном наборе на актерский факультет этого института, он за ночь выучивает басню и... поступает.
Михайлов верит в судьбу. Может быть, поэтому на всю жизнь запомнил то место в зрительном зале — семнадцатое в четвертом ряду. Именно здесь он испытал настоящий восторг от встречи с театром. С того момента театр стал его судьбой.
А потом работа в Приморском краевом, в Саратовском академическом. Играл сложные роли — Раскольникова, князя Мышкина...
Молодой актер особо ценил в своих героях прежде всего искренность и ее естественное продолжение — совесть. Для него было важно и то, как человек проявляется в любви. По-настоящему любящий человек — сильный и красивый. Именно такой герой ему интересен. В преображении, неожиданном раскрытии характера, спровоцированном экстремальной ситуацией.
Предложение же переехать в Москву Александр Михайлов получил в... Париже. Во Франции он снимался тогда в фильме «Белый снег России», где сыграл знаменитого русского шахматиста Алехина. С Всеволодом Якугом, актером Московского театра им. М.Н.Ермоловой, также занятым в фильме, они подружились. Якут, вернувшись в Москву, убедил главного режиссера Владимира Андреева в том, что Михайлов очень пришелся бы ко двору в их театре.
Список фильмов продолжал пополняться: «Приезжая», «Похищение «Савойи», «Через тернии к звездам», «Фронт в тылу врага», «Бешеные деньги», «Свидание», «Одиноким предоставляется общежитие», «Любовь» (по рассказу Л.Толстого). Когда вслед за Андреевым Михайлов переходит в Малый театр, он сразу становится для него «домом». Как он сам говорит, это единственный из многих театров, в котором действительно есть что-то от храма. «Малый, — говорит актер, — ассоциируется для меня с могучим, тяжелым океанским лайнером, который неторопливо режет волну и идет своим особым курсом. Ни шторм, ни качка с этого курса его не собьют».
Здесь им сыграны роли значительные — в «Лешем», «... и Аз воздам», в «Чайке». «Царь Иоанн Грозный» — случай особый. Роль чрезвычайно сложная, а пьеса какая-то мистическая. Михайлову его царь симпатичен, он сопереживает ему, остро чувствует его драму. В трилогию Алексея Толстого, как известно, входят пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Феодор Иоаннович», «Царь Борис». Михайлову сразу показалось, что слово «смерть» в названии несет в себе разрушительную энергетику, почему многие актеры, игравшие эту роль, не выдерживали физически. Он пробовал убедить руководство, что спектакль должен называться «Царь Иоанн Грозный» или просто «Иоанн Грозный». Но от него отмахнулись, посчитали это причудой. Лишь когда после шестого спектакля начались жуткие вещи — он перенес две полостные операции, похудел на восемнадцать килограммов, до начальства что-то дошло. Название пьесы поменяли, и все неприятности кончились. Иван Грозный в трактовке Михайлова — не жестокий человек, а страдающий, как охарактеризовал его как-то композитор Свиридов.
Не так давно артист начал выступать с вокальным циклом «Очарованные странники» — из православных, казачьих и русских народных песен. Жаль, что песни эти в его исполнении услышать можно лишь в концертах или на творческих встречах.
Сегодня у этого красивого, высокого мужчины с радостной белозубой улыбкой юбилей. В сущности «лет не так уж и много. Ведь речь идет о мужчине. О настоящем мужчине! Всего-то 60!
Как и полагается, он умеет работать руками — класть печи, плотничать. Если вспомнить восточную мудрость, то сына он родил, домов построил аж два! Жаль, конечно, что мечта сыграть Федю Протасова в «Живом трупе» пока не осуществилась. Но какие, скажите, годы! Да ведь и известно: русские люди долго запрягают, да быстро едут. Так что все еще впереди.

Наталья БАТАЕН

Дата публикации: 04.11.2004