Новости

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОСТОЯНИЕМ

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОСТОЯНИЕМ

В Малом театре становится доброй традицией открывать новый сезон в Казани. На этот раз – 256-й…

С СОЛОМИНЫМ НА ДРУЖЕСКОЙ НОГЕ

Если кого-то еще удивляет, почему прославленный коллектив зачастил в столицу Татарстана, то разве что по неведению. На официальном языке это называется «обменные гастроли» (напомним, что в январе этого года Татарский академический театр гастролировал в Москве, на сцене Дома Островского), но данное понятие мало отражает истинный характер взаимоотношений между нынешними актерами-корифеями Малого и Камаловского театров. И те и другие гордо называют себя «щепкинцами», потому что у них одна альма-матер – Высшее театральное училище им. М.Щепкина, в стенах которого они встретили хрущевскую «оттепель» и московский театральный «бум» начала шестидесятых. А сколько воспоминаний связано со студенческим общежитием на Трифоновке, где тогда вместе жили сибиряк Юрий Соломин и выходцы из татарских деревень Азгар Шакиров, Ренат Тазетдинов, Равиль Шарафеев и другие. С тех пор каждая новая встреча для них это как свидание с молодостью. Вот и нынче казанские щепкинцы почти в полном составе пришли на вокзал встречать московский поезд, на котором художественный руководитель и ведущие актеры Малого театра прибыли в Казань. И это надо было видеть – цветы, объятия, радостные возгласы… Такое не сыграешь.

МОЛЬЕР, ГОЛЬДОНИ И ДРУГИЕ

Еще одна причина, по которой Малый театр охотно приезжает в столицу Татарстана, – это, конечно же, благодарная казанская публика, которую наши театры, прямо скажем, не балуют русской классикой, а в гастрольной афише Малого она неизменно присутствует и принимается зрителями на ура. Нынче, к примеру, это «Бешеные деньги», причем в Казани будет сыгран юбилейный, трехсотый спектакль по Островскому. Как пообещал Юрий Соломин на пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, «это будет настоящий праздник». И особые почести, надо полагать, выпадут на долю актера, который выходил на сцену и в день премьеры «Бешеных денег», и во всех, без исключения, последующих спектаклях. Это народный артист России Валерий Бабятинский, исполняющий роль Телятьева.

В основном же Малый театр привез новые постановки, открыв гастроли спектаклем «Мольер» («Кабала святош»). Это первое обращение Малого к творчеству Михаила Булгакова. Спектакль большой, красивый, и, по словам художественного руководителя, театр впервые вывез его на гастроли. Здесь замечательный актерский ансамбль во главе с Юрием Соломиным в роли Мольера.

«Мнимый больной» – последняя и, может быть, самая загадочная пьеса самого Мольера также стала украшением нынешней афиши Малого театра. В 2007 году этот спектакль Сергея Женовача с декорациями Александра Боровского был удостоен премии «Золотая Маска».

Спектакль «Влюбленные» К.Гольдони интересен тем, что над ним работала итальянская постановочная группа из легендарного «Пикколо Театро ди Милано». Действие этой комедии разворачивается в Италии восемнадцатого века. Герои, молодые миланские аристократы, задаются вопросами, которые и сегодня волнуют всех влюбленных: почему мы не умеем быть счастливыми? Зачем мучаем тех, кого любим?.. (К слову, 8 и 9 октября гастроли всемирно известного «Пикколо Театро ди Милано» пройдут в Казани. Итальянская труппа сыграет на сцене Камаловского театра легендарный спектакль «Арлекин, слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони в постановке одного из величайших режиссеров XX века Джорджо Стрелера.)

Ну а спектакль «Любовный круг» С.Моэма подарит нам долгожданную встречу с народной артисткой СССР Элиной Быстрицкой.

О ТРАДИЦИЯХ И ТЕЛЕСЕРИАЛАХ

Малый театр в прямом смысле является национальным достоянием. Это его официальный статус, который он получил в 1993 году указом Президента России. Как и Большой театр, Эрмитаж… Во всем мире Малый представляет национальный русский театр и великую русскую литературу. И, по словам Юрия Соломина, за рубежом сегодня все это воспринимается почти как экзотика.

Вместе с тем в родном Отечестве Малый театр регулярно упрекают в консерватизме, излишней приверженности традициям. И на пресс-конференции, не дожидаясь вопросов на эту тему, Юрий Мефодьевич произнес целый монолог в защиту русской классики и театральных традиций. «Что значит по-новому сыграть Гоголя или Островского? Я этого не понимаю… Зачем одевать актеров в современные костюмы, а тем более раздевать их на сцене? Или, например, зачем играть Островского под музыку Высоцкого? А я видел и такой спектакль... Главное – как актеры работают и о чем они говорят со сцены». Тут Соломин обратился за поддержкой к своим коллегам-артистам, которые наперебой стали цитировать классиков в доказательство того, что они и сегодня не утратили актуальности. Борис Клюев, например, привел слова одного из персонажей Островского: «Нас куда-то ведут, мы куда-то идем, но никто не знает куда и чем это закончится».

«Для меня современность классики заключается именно в этом, – удовлетворенно резюмировал Юрий Соломин. – Со мной можно не соглашаться, но мы, наш театр живем по этим традициям».

Выяснилось также, что актеры Малого театра, хотя и невысокого мнения об отечественных телесериалах, но охотно в них снимаются. Благо нынешний худрук театра этому никогда не препятствует, в отличие, скажем, от Михаила Царева, который всегда неохотно отпускал артистов на съемки («Михаил Иванович не любил кино, потому что кино не любило его», – пошутил кто-то).

По мнению Юрия Соломина и его коллег, кино сегодня делают не профессионалы, а менеджеры, дилетанты, и в этом смысле старшему поколению повезло больше – они застали великий советский кинематограф, который в том же Голливуде сегодня подробно изучают. «Кинематографа нет, но жизнь-то продолжается и для молодых актеров телесериалы – единственная форма существования на экране», – отметил народный артист России Борис Клюев.

«Республика Татарстан», 27 сентября 2011 года
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга


Дата публикации: 29.09.2011
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОСТОЯНИЕМ

В Малом театре становится доброй традицией открывать новый сезон в Казани. На этот раз – 256-й…

С СОЛОМИНЫМ НА ДРУЖЕСКОЙ НОГЕ

Если кого-то еще удивляет, почему прославленный коллектив зачастил в столицу Татарстана, то разве что по неведению. На официальном языке это называется «обменные гастроли» (напомним, что в январе этого года Татарский академический театр гастролировал в Москве, на сцене Дома Островского), но данное понятие мало отражает истинный характер взаимоотношений между нынешними актерами-корифеями Малого и Камаловского театров. И те и другие гордо называют себя «щепкинцами», потому что у них одна альма-матер – Высшее театральное училище им. М.Щепкина, в стенах которого они встретили хрущевскую «оттепель» и московский театральный «бум» начала шестидесятых. А сколько воспоминаний связано со студенческим общежитием на Трифоновке, где тогда вместе жили сибиряк Юрий Соломин и выходцы из татарских деревень Азгар Шакиров, Ренат Тазетдинов, Равиль Шарафеев и другие. С тех пор каждая новая встреча для них это как свидание с молодостью. Вот и нынче казанские щепкинцы почти в полном составе пришли на вокзал встречать московский поезд, на котором художественный руководитель и ведущие актеры Малого театра прибыли в Казань. И это надо было видеть – цветы, объятия, радостные возгласы… Такое не сыграешь.

МОЛЬЕР, ГОЛЬДОНИ И ДРУГИЕ

Еще одна причина, по которой Малый театр охотно приезжает в столицу Татарстана, – это, конечно же, благодарная казанская публика, которую наши театры, прямо скажем, не балуют русской классикой, а в гастрольной афише Малого она неизменно присутствует и принимается зрителями на ура. Нынче, к примеру, это «Бешеные деньги», причем в Казани будет сыгран юбилейный, трехсотый спектакль по Островскому. Как пообещал Юрий Соломин на пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, «это будет настоящий праздник». И особые почести, надо полагать, выпадут на долю актера, который выходил на сцену и в день премьеры «Бешеных денег», и во всех, без исключения, последующих спектаклях. Это народный артист России Валерий Бабятинский, исполняющий роль Телятьева.

В основном же Малый театр привез новые постановки, открыв гастроли спектаклем «Мольер» («Кабала святош»). Это первое обращение Малого к творчеству Михаила Булгакова. Спектакль большой, красивый, и, по словам художественного руководителя, театр впервые вывез его на гастроли. Здесь замечательный актерский ансамбль во главе с Юрием Соломиным в роли Мольера.

«Мнимый больной» – последняя и, может быть, самая загадочная пьеса самого Мольера также стала украшением нынешней афиши Малого театра. В 2007 году этот спектакль Сергея Женовача с декорациями Александра Боровского был удостоен премии «Золотая Маска».

Спектакль «Влюбленные» К.Гольдони интересен тем, что над ним работала итальянская постановочная группа из легендарного «Пикколо Театро ди Милано». Действие этой комедии разворачивается в Италии восемнадцатого века. Герои, молодые миланские аристократы, задаются вопросами, которые и сегодня волнуют всех влюбленных: почему мы не умеем быть счастливыми? Зачем мучаем тех, кого любим?.. (К слову, 8 и 9 октября гастроли всемирно известного «Пикколо Театро ди Милано» пройдут в Казани. Итальянская труппа сыграет на сцене Камаловского театра легендарный спектакль «Арлекин, слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони в постановке одного из величайших режиссеров XX века Джорджо Стрелера.)

Ну а спектакль «Любовный круг» С.Моэма подарит нам долгожданную встречу с народной артисткой СССР Элиной Быстрицкой.

О ТРАДИЦИЯХ И ТЕЛЕСЕРИАЛАХ

Малый театр в прямом смысле является национальным достоянием. Это его официальный статус, который он получил в 1993 году указом Президента России. Как и Большой театр, Эрмитаж… Во всем мире Малый представляет национальный русский театр и великую русскую литературу. И, по словам Юрия Соломина, за рубежом сегодня все это воспринимается почти как экзотика.

Вместе с тем в родном Отечестве Малый театр регулярно упрекают в консерватизме, излишней приверженности традициям. И на пресс-конференции, не дожидаясь вопросов на эту тему, Юрий Мефодьевич произнес целый монолог в защиту русской классики и театральных традиций. «Что значит по-новому сыграть Гоголя или Островского? Я этого не понимаю… Зачем одевать актеров в современные костюмы, а тем более раздевать их на сцене? Или, например, зачем играть Островского под музыку Высоцкого? А я видел и такой спектакль... Главное – как актеры работают и о чем они говорят со сцены». Тут Соломин обратился за поддержкой к своим коллегам-артистам, которые наперебой стали цитировать классиков в доказательство того, что они и сегодня не утратили актуальности. Борис Клюев, например, привел слова одного из персонажей Островского: «Нас куда-то ведут, мы куда-то идем, но никто не знает куда и чем это закончится».

«Для меня современность классики заключается именно в этом, – удовлетворенно резюмировал Юрий Соломин. – Со мной можно не соглашаться, но мы, наш театр живем по этим традициям».

Выяснилось также, что актеры Малого театра, хотя и невысокого мнения об отечественных телесериалах, но охотно в них снимаются. Благо нынешний худрук театра этому никогда не препятствует, в отличие, скажем, от Михаила Царева, который всегда неохотно отпускал артистов на съемки («Михаил Иванович не любил кино, потому что кино не любило его», – пошутил кто-то).

По мнению Юрия Соломина и его коллег, кино сегодня делают не профессионалы, а менеджеры, дилетанты, и в этом смысле старшему поколению повезло больше – они застали великий советский кинематограф, который в том же Голливуде сегодня подробно изучают. «Кинематографа нет, но жизнь-то продолжается и для молодых актеров телесериалы – единственная форма существования на экране», – отметил народный артист России Борис Клюев.

«Республика Татарстан», 27 сентября 2011 года
Автор статьи: КРУЧИНА Ольга


Дата публикации: 29.09.2011