Новости

«Листая старые подшивки» РУФИНА-РУССКАЯ АКТРИСА

«Листая старые подшивки»

РУФИНА-РУССКАЯ АКТРИСА

Записки театрала

Элегантная, жизнерадостная, внимательная к своим многочисленным поклонникам в театре, в кино, на телевидении - такой осталась в памяти народная артистка СССР Руфина Дмитриевна Нифонтова, которой в конце минувшего года исполнилось бы семьдесят лет.

Руфина Дмитриевна не раз подчеркивала: «Моя сущность, моя личность, вся жизнь - это строительный материал для образа, создаваемого на сцене или на экране».
Нифонтова выросла среди рабочих-железнодорожников. «Я счастлива, - говорила она, - что вместе с моими земляками смогла пережить все беды и радости моей Родины. И что характерно: в годы военного лихолетья душа жителей нашего поселка не ожесточилась, а осталась такой же открытой к добру, творчеству, правде». В поселковом клубе работали различные кружки. В этом очаге культуры пропадала и вся семья будущей актрисы: пели в хоре отец и мать, а братья Шура и Боря играли в духовом оркестре. Мать Нифонтовой, кроме хора, участвовала еще и в спектаклях самодеятельного драматического кружка. Руфа старалась не отставать от них: пела и танцевала, занималась акробатикой, волейболом.
И вот однажды, прямо с игровой площадки Руфу позвали в клуб на репетицию пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые»: «Хочешь сыграть Аннушку, горничную Отрадиной?»
- Ладно, сыграю, - согласилась Нифонтова.
И сыграла. Да как! В течение трех лет она постоянно исполняла эту роль в спектакле драмкружка.
Дальнейший путь Руфины был предрешен: она мечтала «быть всеми». А такое возможно только в театре. Сразу же после выпускного бала девушка подала документы в театральное училище имени М.С. Щепкина при Московском Малом театре. После первого тура она не нашла своей фамилии в списке принятых. Дома мама успокаивала ее: «И хорошо, что не поступила: актерская работа очень трудная - все время постоянный поиск, все время нервы на пределе».
Но упорная девушка пошла в пугавший ее ВГИК. Экзамены там уже начались. Но здесь произошло неожиданное, как в сказке: вмешался его Величество случай. Мимо Руфины проходил высокий седой человек.
- Что вы делаете, девушка, в коридоре? - спросил он, остановясь.
Абитуриентка рассказала о постигших ее злосчастьях.
- У вас есть что почитать? - спросил мужчина.
Через некоторое время Руфина Нифонтова уже стояла перед вгиковской приемной комиссией. Ее сразу, без замечаний, приняли в институт кинематографии. А высокий седой человек с прекрасно поставленной дикцией оказался будущим педагогом Руфины Борисом Владимировичем Бибиковым, который в 1951 году вместе с известнейшей артисткой МХАТа и кино Ольгой Ивановной Пыжовой набирал новый первый курс.
Вместе с Нифонтовой на этом курсе учились и другие будущие звезды отечественного кинематографа: Майя Булгакова, Валентина Владимирова, Изольда Извицкая, Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Юрий Белов, Геннадий Юхтин, Леонид Пархоменко. Годом раньше - Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Екатерина Савинова. Ольга Ивановна Пыжова была для вгиковцев настоящей живой легендой, ведь она училась у самого К.С. Станиславского, играла с ним в одних спектаклях.

В студенческие годы Нифонтова исполняла гротесковые роли. «Была, - вспоминала она, - комиком в жизни, злодеем на сцене. Получалось...» В отрывке из «Истории лейтенанта Ергунова» И.С. Тургенева Нифонтова изображала зловещую мадам Фритче. Чтобы она была пострашнее, Руфина вставляла в рот большие зубы из картошки. Эти ухищрения студентки не вызвали одобрения у ее педагогов. Они предложили Руфине взять отрывок из «Грозы» А. Островского, убеждая, что в кино ей не понадобятся ни мочалка, ни картошка: она будет играть... лирических героинь.

Студентки подготовили предложенный им отрывок из «Грозы». Нифонтова была Катериной, Юлия Березуцкая - Варварой. Фрагмент был очень эмоциональный, Нифонтова и Березуцкая рыдали, старались изо всех сил. Но реакция всех присутствовавших при этом в классе была неожиданная, поначалу все студенты фыркали, закрывая рты ладонями. Затем все уже открыто хохотали. Ольга Ивановна Пыжова, чуть не свалившись от смеха со стула, воскликнула: «Боже мой, что они со мной делают! Это ведь великий Островский. А ты что играешь?- обратилась она к Нифонтовой. -То, что играешь ты, - все, что угодно, только не Островский. Скорее всего «Бим и Бом - два рыжих на ковре»...

Нифонтова только потом поняла, что перевоплощение - это не приклеенные усы и борода, это не умение говорить чужим голосом, а умение внутренне перерождаться в каждый человеческий характер.
С чувством огромной признательности Руфина Дмитриевна вспоминала о том, как Ольга Ивановна и Борис Владимирович собирали у себя на квартире, на Фрунзенской набережной, весь их курс на встречу Нового года, как подкармливали своих воспитанников, живших в то трудное послевоенное время только на одну мизерную стипендию.

Однажды Ольга Ивановна подарила Руфине небольшой сувенир с трогательной надписью: «Чему бы жизнь нас ни учила, а сердце верит в чудеса. Тютчев». И чуть ниже: «Руфа, милая, не забывай меня. О. Пыжова». С этим драгоценным сувениром Руфина Дмитриевна не расставалась всю свою жизнь.
В то время вгиковцы должны были защищать диплом не только на сцене, но и на экране. Параллельно на режиссерском курсе снималась курсовая работа «Обломов» (по одноименному роману И.А. Гончарова), где Нифонтова снялась в роли придурковатой дворовой девки Акульки. В этих сценических и экранных работах выпускницу увидел известный режиссер Григорий Львович Рошаль, который был членом государственной экзаменационной комиссии.

Он пригласил начинающую актрису сняться в главной роли - крестьянки Насти в фильме «Вольница» (по одноименному роману Федора Гладкова).
Первая роль делающей первые шаги в кино молодой актрисы - и сразу успех, известность, слава. На IX кинофестивале в Карповых Варах Нифонтовой была присуждена международная премия за лучшее исполнение женской роли лирико-драматического плана.

Под руководством своего «крестного отца» в кино Г.Л. Рошаля Нифонтова стала звездой. В это время были созданы самые разноплановые роли: Катя Смоковникова («Хождение по мукам»), Женни Маркс («Год, как жизнь»), жена ученого («Они живут рядом»).
Вскоре после того, как вышла первая серия киноленты «Хождение по мукам» - «Сестры», в коридоре «Мосфильма» Нифонтову остановил Михаил Иванович Царев, директор и актер Малого театра.

- Не хотите ли служить в нашем театре? - обратился он к Р.Д. Нифонтовой.
В 1957 году Руфина Нифонтова поступила в прославленный театр.
Осенью 1962 года Малый театр привез на гастроли в Тулу пьесу эстонского драматурга Э. Раннета «Браконьеры», поставленную М.И. Жаровым.
По окончании спектакля, проходившего на сцене Дворца культуры АК «Туламашзавод» (бывшего клуба ТОЗ), состоялась встреча-беседа туляков с Р.Д. Нифонтовой.

...За сорок лет работы в театре, кино, на телевидении Р. Нифонтова создала целую галерею разнообразных женских характеров. Все они - прекрасные русские женщины, самозабвенные в любви, терпеливые в несчастье, всегда готовые прийти на помощь.
Заслуги артистки получили высокую оценку страны. Она была награждена орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Ей было присвоено звание народной артистки СССР.

В декабре 1994 года замечательной актрисы не стало. Она скоропостижно скончалась в возрасте 63 лет.

Юрий ЮРЧИКОВ, внештатный корреспондент
«Тула», 23.01.2002

Дата публикации: 16.09.2011
«Листая старые подшивки»

РУФИНА-РУССКАЯ АКТРИСА

Записки театрала

Элегантная, жизнерадостная, внимательная к своим многочисленным поклонникам в театре, в кино, на телевидении - такой осталась в памяти народная артистка СССР Руфина Дмитриевна Нифонтова, которой в конце минувшего года исполнилось бы семьдесят лет.

Руфина Дмитриевна не раз подчеркивала: «Моя сущность, моя личность, вся жизнь - это строительный материал для образа, создаваемого на сцене или на экране».
Нифонтова выросла среди рабочих-железнодорожников. «Я счастлива, - говорила она, - что вместе с моими земляками смогла пережить все беды и радости моей Родины. И что характерно: в годы военного лихолетья душа жителей нашего поселка не ожесточилась, а осталась такой же открытой к добру, творчеству, правде». В поселковом клубе работали различные кружки. В этом очаге культуры пропадала и вся семья будущей актрисы: пели в хоре отец и мать, а братья Шура и Боря играли в духовом оркестре. Мать Нифонтовой, кроме хора, участвовала еще и в спектаклях самодеятельного драматического кружка. Руфа старалась не отставать от них: пела и танцевала, занималась акробатикой, волейболом.
И вот однажды, прямо с игровой площадки Руфу позвали в клуб на репетицию пьесы А.Н. Островского «Без вины виноватые»: «Хочешь сыграть Аннушку, горничную Отрадиной?»
- Ладно, сыграю, - согласилась Нифонтова.
И сыграла. Да как! В течение трех лет она постоянно исполняла эту роль в спектакле драмкружка.
Дальнейший путь Руфины был предрешен: она мечтала «быть всеми». А такое возможно только в театре. Сразу же после выпускного бала девушка подала документы в театральное училище имени М.С. Щепкина при Московском Малом театре. После первого тура она не нашла своей фамилии в списке принятых. Дома мама успокаивала ее: «И хорошо, что не поступила: актерская работа очень трудная - все время постоянный поиск, все время нервы на пределе».
Но упорная девушка пошла в пугавший ее ВГИК. Экзамены там уже начались. Но здесь произошло неожиданное, как в сказке: вмешался его Величество случай. Мимо Руфины проходил высокий седой человек.
- Что вы делаете, девушка, в коридоре? - спросил он, остановясь.
Абитуриентка рассказала о постигших ее злосчастьях.
- У вас есть что почитать? - спросил мужчина.
Через некоторое время Руфина Нифонтова уже стояла перед вгиковской приемной комиссией. Ее сразу, без замечаний, приняли в институт кинематографии. А высокий седой человек с прекрасно поставленной дикцией оказался будущим педагогом Руфины Борисом Владимировичем Бибиковым, который в 1951 году вместе с известнейшей артисткой МХАТа и кино Ольгой Ивановной Пыжовой набирал новый первый курс.
Вместе с Нифонтовой на этом курсе учились и другие будущие звезды отечественного кинематографа: Майя Булгакова, Валентина Владимирова, Изольда Извицкая, Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Юрий Белов, Геннадий Юхтин, Леонид Пархоменко. Годом раньше - Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Екатерина Савинова. Ольга Ивановна Пыжова была для вгиковцев настоящей живой легендой, ведь она училась у самого К.С. Станиславского, играла с ним в одних спектаклях.

В студенческие годы Нифонтова исполняла гротесковые роли. «Была, - вспоминала она, - комиком в жизни, злодеем на сцене. Получалось...» В отрывке из «Истории лейтенанта Ергунова» И.С. Тургенева Нифонтова изображала зловещую мадам Фритче. Чтобы она была пострашнее, Руфина вставляла в рот большие зубы из картошки. Эти ухищрения студентки не вызвали одобрения у ее педагогов. Они предложили Руфине взять отрывок из «Грозы» А. Островского, убеждая, что в кино ей не понадобятся ни мочалка, ни картошка: она будет играть... лирических героинь.

Студентки подготовили предложенный им отрывок из «Грозы». Нифонтова была Катериной, Юлия Березуцкая - Варварой. Фрагмент был очень эмоциональный, Нифонтова и Березуцкая рыдали, старались изо всех сил. Но реакция всех присутствовавших при этом в классе была неожиданная, поначалу все студенты фыркали, закрывая рты ладонями. Затем все уже открыто хохотали. Ольга Ивановна Пыжова, чуть не свалившись от смеха со стула, воскликнула: «Боже мой, что они со мной делают! Это ведь великий Островский. А ты что играешь?- обратилась она к Нифонтовой. -То, что играешь ты, - все, что угодно, только не Островский. Скорее всего «Бим и Бом - два рыжих на ковре»...

Нифонтова только потом поняла, что перевоплощение - это не приклеенные усы и борода, это не умение говорить чужим голосом, а умение внутренне перерождаться в каждый человеческий характер.
С чувством огромной признательности Руфина Дмитриевна вспоминала о том, как Ольга Ивановна и Борис Владимирович собирали у себя на квартире, на Фрунзенской набережной, весь их курс на встречу Нового года, как подкармливали своих воспитанников, живших в то трудное послевоенное время только на одну мизерную стипендию.

Однажды Ольга Ивановна подарила Руфине небольшой сувенир с трогательной надписью: «Чему бы жизнь нас ни учила, а сердце верит в чудеса. Тютчев». И чуть ниже: «Руфа, милая, не забывай меня. О. Пыжова». С этим драгоценным сувениром Руфина Дмитриевна не расставалась всю свою жизнь.
В то время вгиковцы должны были защищать диплом не только на сцене, но и на экране. Параллельно на режиссерском курсе снималась курсовая работа «Обломов» (по одноименному роману И.А. Гончарова), где Нифонтова снялась в роли придурковатой дворовой девки Акульки. В этих сценических и экранных работах выпускницу увидел известный режиссер Григорий Львович Рошаль, который был членом государственной экзаменационной комиссии.

Он пригласил начинающую актрису сняться в главной роли - крестьянки Насти в фильме «Вольница» (по одноименному роману Федора Гладкова).
Первая роль делающей первые шаги в кино молодой актрисы - и сразу успех, известность, слава. На IX кинофестивале в Карповых Варах Нифонтовой была присуждена международная премия за лучшее исполнение женской роли лирико-драматического плана.

Под руководством своего «крестного отца» в кино Г.Л. Рошаля Нифонтова стала звездой. В это время были созданы самые разноплановые роли: Катя Смоковникова («Хождение по мукам»), Женни Маркс («Год, как жизнь»), жена ученого («Они живут рядом»).
Вскоре после того, как вышла первая серия киноленты «Хождение по мукам» - «Сестры», в коридоре «Мосфильма» Нифонтову остановил Михаил Иванович Царев, директор и актер Малого театра.

- Не хотите ли служить в нашем театре? - обратился он к Р.Д. Нифонтовой.
В 1957 году Руфина Нифонтова поступила в прославленный театр.
Осенью 1962 года Малый театр привез на гастроли в Тулу пьесу эстонского драматурга Э. Раннета «Браконьеры», поставленную М.И. Жаровым.
По окончании спектакля, проходившего на сцене Дворца культуры АК «Туламашзавод» (бывшего клуба ТОЗ), состоялась встреча-беседа туляков с Р.Д. Нифонтовой.

...За сорок лет работы в театре, кино, на телевидении Р. Нифонтова создала целую галерею разнообразных женских характеров. Все они - прекрасные русские женщины, самозабвенные в любви, терпеливые в несчастье, всегда готовые прийти на помощь.
Заслуги артистки получили высокую оценку страны. Она была награждена орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Ей было присвоено звание народной артистки СССР.

В декабре 1994 года замечательной актрисы не стало. Она скоропостижно скончалась в возрасте 63 лет.

Юрий ЮРЧИКОВ, внештатный корреспондент
«Тула», 23.01.2002

Дата публикации: 16.09.2011