Новости

ВДОВА ВИКТОРА ПАВЛОВА ТАТЬЯНА ГОВОРОВА: «ПРИ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ МУЖ ПОКАЗАЛСЯ МНЕ НЕРВНЫМ И НЕЛЕПЫМ»

ВДОВА ВИКТОРА ПАВЛОВА ТАТЬЯНА ГОВОРОВА: «ПРИ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ МУЖ ПОКАЗАЛСЯ МНЕ НЕРВНЫМ И НЕЛЕПЫМ»


5 лет назад ушел из жизни замечательный актер

Он умел все: рассмешить зрителей до слез и рассказывать смешно о горьком, вызывая улыбку. Народный артист Павлов сыграл в более чем 150 фильмах. В основном доставались ему эпизодические роли. Но ты, поди сыграй так, чтобы в коротких мгновениях промелькнувший образ остался в памяти навсегда. Трогательный студент-изобретатель Дуб из «Операции «Ы» и других приключениях Шурика», отъявленный мерзавец Мирон Осадчий из «Адъютанта его превосходительства», запутавшийся налетчик Левченко из «Место встречи изменить нельзя»....

К сожалению, последние годы артиста были омрачены борьбой с болезнью. О своем супруге рассказывает актриса театра им. Ермоловой Татьяна Говорова:

- Витя обладал врожденной подвижностью - она у него была в крови. Он очень любил жизнь. К несчастью, последние годы муж болел, - вспоминает Татьяна Николаевна. - Первый инсульт у него случился в 1999 году. Но Виктор довольно быстро восстановился, шумно отпраздновал свое шестидесятилетие в Малом театре, которому отдал 15 лет своей жизни. Не берег он себя - все играл и снимался. Второй инсульт, ставший роковым, произошел в Киеве весной 2006 года, где Павлов принимал участие в съемках фильма «Курьер». Я не хотела, чтобы муж ехал на Украину - это же лишние нагрузки, а врачи настоятельно не рекомендовали ему напрягаться. Но, прочитав сценарий, Витя загорел желанием сниматься в ленте и уже вел переговоры. Мы с дочкой умоляли его остаться дома, но переубедить супруга было невозможно. Скрепя сердце, я отправилась вместе с ним. И на четвертый день нашего пребывания в Киеве мужа сразил инсульт. Да, украинские врачи делали все, что было в их силах, по приезду в Москву нас ждала «неотложка» - Витю сразу доставили в клинику гражданской авиации. Но от удара он так и не оправился. 24 октября Вите стало плохо с сердцем в нашей московской квартире. Он умер у меня на руках.... До сих пор мучаюсь угрызениями совести - надо было настоять и не отпускать мужа на съемки.

- Вы же тоже актриса, и, видимо, ваше знакомство с Виктором Павловичем было запрограммировано?

- Наверное. Он устроился в театре им. Ермоловой, где я уже отработала пять лет. Как раз в это время худрук Комиссаржевский ставил спектакль «Время и семья Конвей», и труппа собралась на первую репетицию. Среди артистов был и мой Витюша... Он мне сразу приглянулся. Хотя, казалось, у мужа отсутствовала яркая театральная индивидуальность - он категорически не подходил под амплуа героев-любовников или демонических злодеев. Помню, Витя перед началом репетиции очень волновался. Я даже подумала: «Боже, как этот молодой человек нервничает! Как же он на сцене будет играть?» Но как только Павлов начал читать свой текст, у меня на сердце отлегло. Он держался прекрасно, его нелепость отпала. И по первой читке мужа я интуитивно почувствовала, что у этого человека есть душа и талант. Потом мы поехали на гастроли и как-то незаметно сдружились. Витя в нашей актерской дружной компании раскрепостился. Дело в том, что Павлов пришел к нам закомплексованным, зажатым.

До этого он отработал два сезона в «Современнике», в то время гремевшего на всю страну. В нем блистали Олег Табаков, Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев, и «зеленый» Павлов среди них как-то затерялся. В «Современнике» молодежь любили ставить в уголок, давая указания наблюдать за настоящими звездами, а не играть с ними. В общем, в «Современнике» муж остро почувствовал свою творческую невостребованность. И это несмотря на то, что он уже снялся в кино, в том числе у Гайдая «В операции «Ы» и других приключениях Шурика».

- Да, кто же не знает его лопоухого студента Дуба

- Кстати, если не его нелепо торчащее ухо, Гайдай, может, и не взял Витю на роль студента-изобретателя. Мальчишкой Павлов сильно подрался, ему сломали хрящ, и правое ухо на всю жизнь так и осталось оттопыренным. Когда мы поженились, я стала ласково его называть «Витьушко». Супруг просто млел от этого прозвища.

- А еще Павлов был незаменимым товарищем. Владимир Конкин, на днях отметивший шестидесятилетие, рассказал мне, как ваш муж уговорил остаться в ставшей легендарной картине «Место встречи изменить нельзя». Конкин на съемочной площадке испытывал психологический дискомфорт и собрался было ее покинуть, но Виктор Сергеевич вовремя его остановил.

- Да, эта история мне хороша знакома, хотя сам Витя в ее подробности меня не посвящал. У Конкина никак не складывались отношения с Высоцким. Все ему в Конкине не нравилось, да и режиссер Говорухин постепенно в нем разочаровывался. Конкин уже упаковал чемоданы, как к нему неожиданно подошел Павлов: «Володь, остынь. Пойдем, лучше прогуляемся». И неожиданно начал читать сценарий фильма. Да так смешно, что Володе на мгновение показалось, что фильм-то, оказывается, комедия. Вот таким образом Витюша вывел Конкина из эмоционального ступора.

А роль Левченко, которую муж сыграл просто гениально, я ему выбрала. Уж шли разговоры том, что будет сниматься картина «Место встречи изменить нельзя», и Вите передали книгу Вайнеров «Эра милосердия». Но муж умчался на гастроли, и попросил прочитать книгу мне со словами: «Говорухину нужно дать срочный ответ, кого я буду играть в ленте. Может, ты подумаешь?». Я как-то без особого энтузиазма взялась за прочтение - советские детективы мне казались откровенно слабыми. Но это произведение меня затянуло: уже светает, птицы за окном поют, а я не могу оторваться о книги. И я уже для себя решила: персонажа Левченко исполнит Витя. Очень эффектный и глубокий образ. Он мне об этом никогда не говорил, но кино давалось ему легче, чем театральные постановки. Камеру чувствовал, свой удачный ракурс знал - в кино все делал без напряга. А за несколько дней перед спектаклем, особенно если предстояло играть главную роль, он либо закрывался в соседней комнате либо, наоборот, ходил по квартире, проговаривая текст. Входил в тему.

- Виктор Павлович на вас в чем-то повлиял?

- Так трудно это сформулировать. После смерти Вити у меня началась новая жизнь, но пустая, бесцветная. Так мы с ним за 40 лет совместной жизни срослись. Я пока еще, славу богу, работаю, у меня есть дочка и внучка, и мои заботы связаны с ними. Но без Вити жизнь потеряла смысл. Не на кого положиться, не с кем посоветоваться.

- Павлов из жизни ушел нестарым человеком. Что он не успел реализовать?">/b">

- Георгий Товстоногов однажды увидел, как муж играет на сцене театра им. Маяковского, и хотел было его пригласить на кинороль Чичикова. Но этот проект так и не осуществился, и Витя очень переживал. Но вообще Павлова отличала трезвость. Он реалистично оценивал свои силы - что нравилось, то играл, а мечтать об эпохальных ролях он не умел. И не ерзал перед «сильными мира сего» - давали работу, он за нее брался, а не звали - он и не докучал.

Наталия МАРГИЕВА — «Комсомольская правда», 19.08.2011


Дата публикации: 22.08.2011
ВДОВА ВИКТОРА ПАВЛОВА ТАТЬЯНА ГОВОРОВА: «ПРИ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ МУЖ ПОКАЗАЛСЯ МНЕ НЕРВНЫМ И НЕЛЕПЫМ»


5 лет назад ушел из жизни замечательный актер

Он умел все: рассмешить зрителей до слез и рассказывать смешно о горьком, вызывая улыбку. Народный артист Павлов сыграл в более чем 150 фильмах. В основном доставались ему эпизодические роли. Но ты, поди сыграй так, чтобы в коротких мгновениях промелькнувший образ остался в памяти навсегда. Трогательный студент-изобретатель Дуб из «Операции «Ы» и других приключениях Шурика», отъявленный мерзавец Мирон Осадчий из «Адъютанта его превосходительства», запутавшийся налетчик Левченко из «Место встречи изменить нельзя»....

К сожалению, последние годы артиста были омрачены борьбой с болезнью. О своем супруге рассказывает актриса театра им. Ермоловой Татьяна Говорова:

- Витя обладал врожденной подвижностью - она у него была в крови. Он очень любил жизнь. К несчастью, последние годы муж болел, - вспоминает Татьяна Николаевна. - Первый инсульт у него случился в 1999 году. Но Виктор довольно быстро восстановился, шумно отпраздновал свое шестидесятилетие в Малом театре, которому отдал 15 лет своей жизни. Не берег он себя - все играл и снимался. Второй инсульт, ставший роковым, произошел в Киеве весной 2006 года, где Павлов принимал участие в съемках фильма «Курьер». Я не хотела, чтобы муж ехал на Украину - это же лишние нагрузки, а врачи настоятельно не рекомендовали ему напрягаться. Но, прочитав сценарий, Витя загорел желанием сниматься в ленте и уже вел переговоры. Мы с дочкой умоляли его остаться дома, но переубедить супруга было невозможно. Скрепя сердце, я отправилась вместе с ним. И на четвертый день нашего пребывания в Киеве мужа сразил инсульт. Да, украинские врачи делали все, что было в их силах, по приезду в Москву нас ждала «неотложка» - Витю сразу доставили в клинику гражданской авиации. Но от удара он так и не оправился. 24 октября Вите стало плохо с сердцем в нашей московской квартире. Он умер у меня на руках.... До сих пор мучаюсь угрызениями совести - надо было настоять и не отпускать мужа на съемки.

- Вы же тоже актриса, и, видимо, ваше знакомство с Виктором Павловичем было запрограммировано?

- Наверное. Он устроился в театре им. Ермоловой, где я уже отработала пять лет. Как раз в это время худрук Комиссаржевский ставил спектакль «Время и семья Конвей», и труппа собралась на первую репетицию. Среди артистов был и мой Витюша... Он мне сразу приглянулся. Хотя, казалось, у мужа отсутствовала яркая театральная индивидуальность - он категорически не подходил под амплуа героев-любовников или демонических злодеев. Помню, Витя перед началом репетиции очень волновался. Я даже подумала: «Боже, как этот молодой человек нервничает! Как же он на сцене будет играть?» Но как только Павлов начал читать свой текст, у меня на сердце отлегло. Он держался прекрасно, его нелепость отпала. И по первой читке мужа я интуитивно почувствовала, что у этого человека есть душа и талант. Потом мы поехали на гастроли и как-то незаметно сдружились. Витя в нашей актерской дружной компании раскрепостился. Дело в том, что Павлов пришел к нам закомплексованным, зажатым.

До этого он отработал два сезона в «Современнике», в то время гремевшего на всю страну. В нем блистали Олег Табаков, Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев, и «зеленый» Павлов среди них как-то затерялся. В «Современнике» молодежь любили ставить в уголок, давая указания наблюдать за настоящими звездами, а не играть с ними. В общем, в «Современнике» муж остро почувствовал свою творческую невостребованность. И это несмотря на то, что он уже снялся в кино, в том числе у Гайдая «В операции «Ы» и других приключениях Шурика».

- Да, кто же не знает его лопоухого студента Дуба

- Кстати, если не его нелепо торчащее ухо, Гайдай, может, и не взял Витю на роль студента-изобретателя. Мальчишкой Павлов сильно подрался, ему сломали хрящ, и правое ухо на всю жизнь так и осталось оттопыренным. Когда мы поженились, я стала ласково его называть «Витьушко». Супруг просто млел от этого прозвища.

- А еще Павлов был незаменимым товарищем. Владимир Конкин, на днях отметивший шестидесятилетие, рассказал мне, как ваш муж уговорил остаться в ставшей легендарной картине «Место встречи изменить нельзя». Конкин на съемочной площадке испытывал психологический дискомфорт и собрался было ее покинуть, но Виктор Сергеевич вовремя его остановил.

- Да, эта история мне хороша знакома, хотя сам Витя в ее подробности меня не посвящал. У Конкина никак не складывались отношения с Высоцким. Все ему в Конкине не нравилось, да и режиссер Говорухин постепенно в нем разочаровывался. Конкин уже упаковал чемоданы, как к нему неожиданно подошел Павлов: «Володь, остынь. Пойдем, лучше прогуляемся». И неожиданно начал читать сценарий фильма. Да так смешно, что Володе на мгновение показалось, что фильм-то, оказывается, комедия. Вот таким образом Витюша вывел Конкина из эмоционального ступора.

А роль Левченко, которую муж сыграл просто гениально, я ему выбрала. Уж шли разговоры том, что будет сниматься картина «Место встречи изменить нельзя», и Вите передали книгу Вайнеров «Эра милосердия». Но муж умчался на гастроли, и попросил прочитать книгу мне со словами: «Говорухину нужно дать срочный ответ, кого я буду играть в ленте. Может, ты подумаешь?». Я как-то без особого энтузиазма взялась за прочтение - советские детективы мне казались откровенно слабыми. Но это произведение меня затянуло: уже светает, птицы за окном поют, а я не могу оторваться о книги. И я уже для себя решила: персонажа Левченко исполнит Витя. Очень эффектный и глубокий образ. Он мне об этом никогда не говорил, но кино давалось ему легче, чем театральные постановки. Камеру чувствовал, свой удачный ракурс знал - в кино все делал без напряга. А за несколько дней перед спектаклем, особенно если предстояло играть главную роль, он либо закрывался в соседней комнате либо, наоборот, ходил по квартире, проговаривая текст. Входил в тему.

- Виктор Павлович на вас в чем-то повлиял?

- Так трудно это сформулировать. После смерти Вити у меня началась новая жизнь, но пустая, бесцветная. Так мы с ним за 40 лет совместной жизни срослись. Я пока еще, славу богу, работаю, у меня есть дочка и внучка, и мои заботы связаны с ними. Но без Вити жизнь потеряла смысл. Не на кого положиться, не с кем посоветоваться.

- Павлов из жизни ушел нестарым человеком. Что он не успел реализовать?">/b">

- Георгий Товстоногов однажды увидел, как муж играет на сцене театра им. Маяковского, и хотел было его пригласить на кинороль Чичикова. Но этот проект так и не осуществился, и Витя очень переживал. Но вообще Павлова отличала трезвость. Он реалистично оценивал свои силы - что нравилось, то играл, а мечтать об эпохальных ролях он не умел. И не ерзал перед «сильными мира сего» - давали работу, он за нее брался, а не звали - он и не докучал.

Наталия МАРГИЕВА — «Комсомольская правда», 19.08.2011


Дата публикации: 22.08.2011