Новости

БОРИС ЛЮБИМОВ: «ТЕАТР - ЭТО ТВОЯ ФАМИЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ»

БОРИС ЛЮБИМОВ: «ТЕАТР - ЭТО ТВОЯ ФАМИЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ»

Заместитель художественного руководителя Малого театра Борис Любимов рассказал о переменах, которые ожидают современный театр

Ректор театрального училища имени Щепкина, заместитель художественного руководителя Малого театра, заведующий Кафедрой истории театра России, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Борис Николаевич Любимов рассказал в интервью «Голосу России», сможет ли выжить настоящий, классический русский драматический театр.

Интервью ведет Аглая Пынина.

Пынина: Борис Николаевич, расскажите о новациях, которые ждут московский Малый театр.

Любимов: Эти новации уже пришли. Малый театр, вслед за Малым театром в Санкт-Петербурге, вошел в Организацию театров Европы.

Пынина: Что это за общество?

Любимов: Это большая европейская организация, которая включает в себя сообщество театров разных стран. Это очень мощная организация. На последней ассамблее, которая проходила на территории Малого театра, было принято решение о проведении большого театрального фестиваля, который состоится в начале 2012 года в Малом театре Москвы.

Пынина: Теперь будет проходить некий культурный обмен между странами?

Любимов: Культурный обмен будет, но это уже не новинка. А вот фестиваль такого рода будет проходить впервые. Приедут театры различных стран Европы. Будут проводиться мастер-классы как между педагогами, так и с актерами.

Пынина: По вашему мнению, как почетного театрального критика, в связи с тотальной глобализацией мира и порабощением оного телевидением и Интернетом, сможет ли выжить настоящий, классический русский драматический театр?

Любимов: Я не столько, как театральный критик, а, скорее, как историк театра, хочу сказать, что ситуация крайне непростая, но и простой она никогда не была по разным причинам. Мне кажется, что ровно столько же, сколько Интернет и телевидение втягивают в себя людей, ровно столько же они и отталкивают.

Такие этапы уже были. Появился кинематограф и все сказали - смерть театру. Однако он выжил. Появилось телевидение в таких безграничных масштабах, а театр все равно выжил. Когда возник Интернет, вообще говорили, что газеты умрут, книги умрут, но не умерли. Да, не будет такого активного чтения, как 50 лет назад, но все же.

Театр тоже выживет. Ничто и никогда не заменит общения с живым актером. Тут есть другая проблема - театру не надо гнаться за Интернетом, телевидением, за спецэффектами. На сцене должна остаться только жизнь человеческого духа, тогда театр выстоит.

Пынина: Вы правильно сказали, театр становится все более и более похож на кино, а останется ли просто театр?

Любимов: Конечно, сейчас настоящих театров всего несколько. Но у меня есть надежда, что их будет все больше и больше. И зрителя все-равно потянет на живое и естественное - на настоящее.

Пынина: Каково будет ваше напутствие, с высоты вашего понимания и знания изнанки театра? Как вести себя студентам, которые искренне стремятся стать настоящими артистами и нести правду о жизни души людям?

Любимов: Ребятам надо быть очень терпеливыми и стойкими. Обязательно, в любых ситуациях, оставаться самими собой. При всех условиях. Вера и терпение перебарывают все на свете. Жизнь будет меняться. Будут приходить новые лозунги. Мир будет бросать все новые и новые вызовы. Главное - оставаться верными самим себе.

Пынина: Что самое важное для артиста на сцене?

Любимов: Станиславский считал, что обаяние. Я думаю, что это погружение в живую жизнь на площадке. Конечно, еще общительность, заразительность. Но обязательно оставаться самим собой. Надо учитывать весь вес традиций театра и понимать, что ты продолжаешь этот театральный род. Это не должно давить на артиста, наоборот, возвышать и подымать его, давать ему новые и новые силы для работы.

Театр - это твой дом, твоя фамильная ценность. И это надо всегда помнить, гордиться этим. И тогда артист станет новым звеном перехода актерских поколений.

12.08.2011, 16:07
Радио «Голос России»

Дата публикации: 12.08.2011
БОРИС ЛЮБИМОВ: «ТЕАТР - ЭТО ТВОЯ ФАМИЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ»

Заместитель художественного руководителя Малого театра Борис Любимов рассказал о переменах, которые ожидают современный театр

Ректор театрального училища имени Щепкина, заместитель художественного руководителя Малого театра, заведующий Кафедрой истории театра России, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Борис Николаевич Любимов рассказал в интервью «Голосу России», сможет ли выжить настоящий, классический русский драматический театр.

Интервью ведет Аглая Пынина.

Пынина: Борис Николаевич, расскажите о новациях, которые ждут московский Малый театр.

Любимов: Эти новации уже пришли. Малый театр, вслед за Малым театром в Санкт-Петербурге, вошел в Организацию театров Европы.

Пынина: Что это за общество?

Любимов: Это большая европейская организация, которая включает в себя сообщество театров разных стран. Это очень мощная организация. На последней ассамблее, которая проходила на территории Малого театра, было принято решение о проведении большого театрального фестиваля, который состоится в начале 2012 года в Малом театре Москвы.

Пынина: Теперь будет проходить некий культурный обмен между странами?

Любимов: Культурный обмен будет, но это уже не новинка. А вот фестиваль такого рода будет проходить впервые. Приедут театры различных стран Европы. Будут проводиться мастер-классы как между педагогами, так и с актерами.

Пынина: По вашему мнению, как почетного театрального критика, в связи с тотальной глобализацией мира и порабощением оного телевидением и Интернетом, сможет ли выжить настоящий, классический русский драматический театр?

Любимов: Я не столько, как театральный критик, а, скорее, как историк театра, хочу сказать, что ситуация крайне непростая, но и простой она никогда не была по разным причинам. Мне кажется, что ровно столько же, сколько Интернет и телевидение втягивают в себя людей, ровно столько же они и отталкивают.

Такие этапы уже были. Появился кинематограф и все сказали - смерть театру. Однако он выжил. Появилось телевидение в таких безграничных масштабах, а театр все равно выжил. Когда возник Интернет, вообще говорили, что газеты умрут, книги умрут, но не умерли. Да, не будет такого активного чтения, как 50 лет назад, но все же.

Театр тоже выживет. Ничто и никогда не заменит общения с живым актером. Тут есть другая проблема - театру не надо гнаться за Интернетом, телевидением, за спецэффектами. На сцене должна остаться только жизнь человеческого духа, тогда театр выстоит.

Пынина: Вы правильно сказали, театр становится все более и более похож на кино, а останется ли просто театр?

Любимов: Конечно, сейчас настоящих театров всего несколько. Но у меня есть надежда, что их будет все больше и больше. И зрителя все-равно потянет на живое и естественное - на настоящее.

Пынина: Каково будет ваше напутствие, с высоты вашего понимания и знания изнанки театра? Как вести себя студентам, которые искренне стремятся стать настоящими артистами и нести правду о жизни души людям?

Любимов: Ребятам надо быть очень терпеливыми и стойкими. Обязательно, в любых ситуациях, оставаться самими собой. При всех условиях. Вера и терпение перебарывают все на свете. Жизнь будет меняться. Будут приходить новые лозунги. Мир будет бросать все новые и новые вызовы. Главное - оставаться верными самим себе.

Пынина: Что самое важное для артиста на сцене?

Любимов: Станиславский считал, что обаяние. Я думаю, что это погружение в живую жизнь на площадке. Конечно, еще общительность, заразительность. Но обязательно оставаться самим собой. Надо учитывать весь вес традиций театра и понимать, что ты продолжаешь этот театральный род. Это не должно давить на артиста, наоборот, возвышать и подымать его, давать ему новые и новые силы для работы.

Театр - это твой дом, твоя фамильная ценность. И это надо всегда помнить, гордиться этим. И тогда артист станет новым звеном перехода актерских поколений.

12.08.2011, 16:07
Радио «Голос России»

Дата публикации: 12.08.2011