Новости

ЗДАНИЕ МАЛОГО ТЕАТРА

Очерк И.Е.Бондаренко из книги «Московский Малый театр. 1824 – 1924» (М., 1924).

Местность, где теперь расположено здание Малого театра и где теперь лучшая в Москве площадь — Свердловская, б. Театральная — имеет свою любопытную историю.

Просматривая древнейшие планы Москвы можно проследить судьбу всей Театральной площади и примыкавших к ней зданий.

В XVII веке, на месте Театральной площади протекала речка Неглинка, с разбросанными по топким берегам избушками, небольшими каменными церковками и огородами; а на месте здания Малого театра по одному плану Олеария (но изданию 1719 г. — Лейден) значится: «Logis ore etoit la Compagnie Angloise».

Улица Петровка упиралась в питейный Петровский двор так называемый «Петровское Кружало»:—огромное строение, видимо игравшее большое значение в бытовом укладе жизни той эпохи (начало XVIII века).

Против, за речкой Неглинной, на месте здания Метрополя, был Пушечный двор (позже дом кн. Грузинских).

На месте здания Малого театра был топкий берег и лишь в конце XVIII века возникают здесь частные постройки с кривым проездом, огибающим старое здание Петровского театра, выстроенного Медоксом в 1805 г. и стоявшего на месте теперешнего Большого театра.

Противоположный высокий берег речки Неглинки сползал крутояром от стены Китай-Города и представлял собой место всяких свалок. Речка была запружена; ближе к Воскресенским воротам стояли старые водяные мельницы, уничтоженные только в 1771 году. Загрязненная речка в конце XVIII века начинает вычищаться и в 1782 году берега речки превращаются в ряд бассейнов овальной формы с затейливой обработкой берегов, каменными сходами, спускающимися с Кузнецкого моста на пятнадцать ступеней к поверхности речки. Эту работу еще производил архитектор Казаков, но работа была чисто паллиативная и анти-санитарная безалаберность долго еще покрывала эту местность.

Сломали каменный Воскресенский мост, стоявший около здания Исторического Музея, срыли высокий вал вдоль Китай-Городской стены, сломали избушки, ветхие старые церковки и тогдашний Главнокомандующий города Москвы 3.Чернышев, не зная как очистить площадь, отдал безвозмездно берега Неглинной под постройку домов и лавок.

Но лавки выстроил только один купец Патрикеев, соорудивший позднее на месте своих лавок, знаменитый в истории Старой Москвы, «Патрикеевский Трактир». Наконец сломали и каменный Кузнецкий Мост (в 1782 году) и берега Неглинной стали засыпать, а речку заключили в каменную трубу, сделав над ней насыпь местами до 5-ти аршин (в 1818 году). Площадь немного сравнялась.

Место Малого театра начинает застраиваться со второй половины XVIII века. В 1765 году местностью владеет А. Н. Зиновьев, другой участок значится за В. Ф. Сибирским, частью земли владеет И. Т. Таманский и все эти раздробленные участки в 1818 году уже значатся за В. В. Варгиным. В 1818 и 1819 году, когда Москва была полуразрушена после 12 года, и когда еще Арсенал стоял с обгорелыми полуразрушенными стенами, начинает создаваться площадь, окруженная ансамблем красивых строений, замыкающихся большим строящимся зданием Петровского театра*.


* Проэкт Большого театра составляли (на конкурс) профессор А. Михайлов старший, М. Михайлов младший, Проф. Мельников, и академик Беретти.

Постройку театра производил Бове представивший вместе с Ламони свой проэкт в 1821 году; в записках Витберга умаляется значение Бове: «Михайлову принадлежит проэкт Петровского театра в Москве, произведенный Бове, который дозволил, чтобы ему присвоили сей проэкт, а чугунные укрепления лож принадлежат также не Бове, а Девису; тоже железные укрепления и стропилы».

Тем не менее Бове был талантливым архитектором, сумевшим сконструировать идеальную акустику, как Большого, так и Малого театра и выявившем несомненный талант зрелого архитектора-классика.

Идея обстройки этой площади целиком принадлежит выдающемуся Московскому архитектору-художнику И. О. Бове. (1785 —1837 г.) и Серпуховскому купеческому сыну В. В. Варгину.

Молодой, полный энергии, Варгин, явившийся поставщиком запасов на Армию в эпоху войны 1812 года, попадает в 1814 году в Париж, восторгается зданиями Парижского Пале-Рояля и, возвратившись в Москву, мечтает создать подобие Парижской красивой площади. Варгин, имевший в это же время целый ряд домов в Москве, был известен и в литературных кругах, где он оставил о себе прекрасную память в воспоминаниях К. Полевого и П. С. Глинки. Из сохранившихся старых документов вырисовывается исключительно кипучая, чисто американской складки, деловая фигура, талантливого русского самородка, понимавшего на ряду с чисто материальными соображениями и глубокую, эффектную красоту обстраивающегося города, путем созидания подобных площадей, с таким ансамблем строений, каким и была окружена Театральная площадь сто лет тому назад.

К сожалению утратился этот интересный ансамбль.


В 1821 году был утвержден проэкт Большого театра, проэкт архитектора А. Михайлова и архитектор Бове приступил к его сооружению, рисуя в то же время и четыре главных здания окружающих площадь. Один стиль, простого строгого сочетания классических форм, почти одинаковые фасады четырех строений, правильно угаданные пропорции, как самой площади, так и строений, мастерское выполнение, — все это создавало единую нарядную картину Театральной площади.

Первым был выстроен дом для В. В. Варгина, с большим концертным залом и открытой внизу галлереей с магазинами. На противоположной стороне по правую сторону от Большого театра, было выстроено аналогичное здание С. А. Полторацкому для помещения так наз. Аукционной Камеры.

Третьим зданием на месте здания Континенталя** было выстроено здание для Сенатской типографии, законченное в 1823 году и наконец четвертое здание было выстроено для купца Челышова, для помещения большой гостиницы с магазинами внизу, как и в доме Полторацкого и Варгина.


** Большая гостиница в довоенное время.


Благоустройство Театральной площади началось только в 1826 году; когда площадь официально стала называться вместо Петровской — Театральной.

Площадь была замощена, поставлены были столбы для освещения масляными фонарями, намечено было место для фонтана и для четырех высоких обелисков на месте начала Охотного ряда и Театрального проезда, за фонтаном был разбит и открыт цветочный рынок, перенесенный только в 1842 году на Трубную площадь.

Когда понадобилось для Малого театра здание, то было предложено Варгину сдать этот дом в аренду. Варгин охотно пошел на встречу этому предложению и принял на себя переделку здания под театр.

В два месяца, при затрате огромных средств, было приспособлено здание под помещение Малого театра и 14 октября 1824 года уже состоялось первое представление «в Новом Московском Малом театре в доме Варгина на Петровской площади».

Сохранились любопытные отзывы современников об отделке театра; и если остроумно-желчный А. Я. Булгаков в своих письмах*** отзывался об Этой отделке, как об неудачной попытке переделывать зал в театр, то наоборот сохранился ряд восторженных отзывов, из которых любопытное описание находим в «Описании Москвы 1826 года»: «он (Малый театр) несравненно менее Большого театра и не весьма удобно расположен, потому что узок. Не станем делать повторений, умолчим о декорациях, занавесах, о гардеробе и проч.: это все принадлежит тем же артистам, о коих мы упомянули: но скажем об отличном убранстве внутренности: оно очень хорошо и великолепно, и как, некоторые замечают, слишком золотисто».


*** Письма А. Я. Булгакова. Русский Архив 1887.


«Ложи в сем театре расположены в четыре яруса. Верхние места весьма неудобны».

«Занавес представляющий один из видов Петербурга, работы Г. Иванова превосходен»****.


**** «Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» часть 3, стр. 36.

Почти дословно или в извлечении находим во всех путеводителях и описаниях Москвы той и позднейшей эпохи, такие скудные данные о здании Малого театра. Большая часть Театрального Архива сгорела, во время пожара Большого театра в 1853 году, а небольшой материал, находящийся в Архиве Академических театров в Ленинграде и материалы Архива бывшего Министерства двора очень мало дают существенных данных о здании Малого театра. В Театральном Музее имени А. Бахрушина в Москве, нам удалось найти записную книжку Ивана Евдокимовича Покровского, бывшего при перестройке театра в должности комиссара с 1838 года по 1842 год. Пунктуальный в своих записях Покровский дает некоторые черты, по которым можно восстановить судьбу здания Малого театра.

Находящаяся в том же Театральном Музее имени А. Бахрушина деревянная модель Малого театра***** сработана, как гласят остатки надписи на ней, тем же Покровским. Модель представляет интерес не столько с архитектурной стороны, сколько со стороны исторической. Сработанная каким-либо театральным столяром модель очень не точна в своих архитектурных пропорциях, но очень старательно сработанная сцена и очень верно построенный по размерам зрительный зал, дают нам картину состояния здания Малого театра до его перестройки в 1843 году.

***** Модель хранилась раньше в Оружейной Палате в большом небрежении под достаточным слоем пыли. Благодаря энергии П. Н. Миллера модель была наконец извлечена в 1921 из Оружейной Палаты и передана в Музей старой Москвы, откуда затем была перевезена в Театральный Музей имени Бахрушина. Модель сработана из березового и липового дерева, вся на клею.

До этого времени судьба здания такова, с 1824 года 1829 год за аренду здания казна платила Варгину по 11.000 рублей в год. В это время Варгин был неправильно обвинен в растратах по поставке в Армию, был заключен в Петропавловскую крепость и сослан в Сибирь, откуда вернулся лишь только в 1839 году******.


****** «Сборник Щукина» т. 4 и «Сборник бумаг, относящихся до Отечественной войны» часть II.


Учрежденная опека сдавала здание с 29 года по 1-ое августа 33 года по 20 тысяч рублей, но из-за требования опеки арендной платы в 40.000 рублей были назначены торги, и 13 января 1832 года дом Варгина был назначен на продажу с аукциона, но продажа не состоялась и, наконец, 16 мая того же 32-го года последовало «высочайшее» повеление приобрести для Государственных театров дом купца Варгина за 158.000 рублей.

Жизнь театра шла обычной чередой и дом формально был закреплен за Малым театром лишь 17 ноября 1837 года за сумму уже в 375.000 рублей, вместе с пустопорожней землей, на которой находился проезжий переулок на Софийку (на этом месте теперь здание бывшей Голофтеевской Галлереи). Была сделана рассрочка платежа на 10 лет при бесплатной купчей и одновременно была отпущена ссуда в 10.000 рублей (из 10°/о) на покрытие долгов Малого театра. В этом же 1837 году перед приобретением дома в казну был устроен концерт и базар для усиления средств.

В 1838 году поступает ходатайство об отпуске 675.000 рублей из опекунского Совета «на постройку Малого театра» и 11 марта 38 года архитектор К. Тон первый раз приехал в Москву с планами перестройки Малого театра. Сохранилась смета на эту перестройку в сумме 675.159 руб. 52 коп. В июне 1838 года был приобретен строительный материал и началась перестройка, представлявшая собой прекрасную доходную статью для кармана архитектора К. Тона. По сохранившемуся плану (в Музее А. Бахрушина) можно ясно проследить сущность перестройки слишком незначительной для такой огромной суммы. Тщеславный К. Тон, занятый в это время постройкой большого Кремлевского дворца в Москве, приписывал себе чуть ли не всю постройку и огромную переделку здания Малого театра, между тем здание и до сих пор сохранило в внешнем своем облике все черты творчества строителя здания архитектора Бове. Красовавшаяся недавно мраморная доска, приписывающая постройку здания К. Тону была простым недоразумением. Тем более, что архитектор К. Тон с 1818 года по 1824 год был в заграничной командировке, а здание, как мы уже указали, было уже выстроено в 1822 году и его бедный строитель архитектор Бове, этот великий художник, даже был лишен звания архитектора театра и в 34 году, с назначением архитектором театра Козловского, приказано было отобрать ложу у архитектора Бове. В 1839 году продана была пустопорожняя земля и двор Малого театра. В 1841 году, во время самого ремонта, был пожар и только в 1843 году была проведена вода, а в 48 — 49 году было издано запрещение курения табаку во всех помещениях театра. Целый ряд лиц, проживавших в самом здании театра, был в 1851 году переведен в другие здания театров (на Большую Дмитровку и на Неглинный).

В 59-ом году была продана оставшаяся пустопорожняя земля Голицыну, выстроившему на ней первый пассаж в Москве так называемую «Голицынскую галлерею» (по проэкту архитектора М. Д. Быковского). В 1861 по 1870 год шли бесконечные хлопоты по проведению газа для освещения Малого театра.

Никаких существенных перестроек в здании Малого театра не было до наших дней и оседающий на своих сваях фасад по Неглинной так настойчиво требует ремонта для сохранения своего прекрасного здания, единственно оставшегося целым с своим фасадом от того великолепного архитектурного ансамбля, каким отличалась Театральная площадь в эпоху открытия Малого театра, т.-е. 4-го октября 1824 года.


Дата публикации: 24.10.2019

Очерк И.Е.Бондаренко из книги «Московский Малый театр. 1824 – 1924» (М., 1924).

Местность, где теперь расположено здание Малого театра и где теперь лучшая в Москве площадь — Свердловская, б. Театральная — имеет свою любопытную историю.

Просматривая древнейшие планы Москвы можно проследить судьбу всей Театральной площади и примыкавших к ней зданий.

В XVII веке, на месте Театральной площади протекала речка Неглинка, с разбросанными по топким берегам избушками, небольшими каменными церковками и огородами; а на месте здания Малого театра по одному плану Олеария (но изданию 1719 г. — Лейден) значится: «Logis ore etoit la Compagnie Angloise».

Улица Петровка упиралась в питейный Петровский двор так называемый «Петровское Кружало»:—огромное строение, видимо игравшее большое значение в бытовом укладе жизни той эпохи (начало XVIII века).

Против, за речкой Неглинной, на месте здания Метрополя, был Пушечный двор (позже дом кн. Грузинских).

На месте здания Малого театра был топкий берег и лишь в конце XVIII века возникают здесь частные постройки с кривым проездом, огибающим старое здание Петровского театра, выстроенного Медоксом в 1805 г. и стоявшего на месте теперешнего Большого театра.

Противоположный высокий берег речки Неглинки сползал крутояром от стены Китай-Города и представлял собой место всяких свалок. Речка была запружена; ближе к Воскресенским воротам стояли старые водяные мельницы, уничтоженные только в 1771 году. Загрязненная речка в конце XVIII века начинает вычищаться и в 1782 году берега речки превращаются в ряд бассейнов овальной формы с затейливой обработкой берегов, каменными сходами, спускающимися с Кузнецкого моста на пятнадцать ступеней к поверхности речки. Эту работу еще производил архитектор Казаков, но работа была чисто паллиативная и анти-санитарная безалаберность долго еще покрывала эту местность.

Сломали каменный Воскресенский мост, стоявший около здания Исторического Музея, срыли высокий вал вдоль Китай-Городской стены, сломали избушки, ветхие старые церковки и тогдашний Главнокомандующий города Москвы 3.Чернышев, не зная как очистить площадь, отдал безвозмездно берега Неглинной под постройку домов и лавок.

Но лавки выстроил только один купец Патрикеев, соорудивший позднее на месте своих лавок, знаменитый в истории Старой Москвы, «Патрикеевский Трактир». Наконец сломали и каменный Кузнецкий Мост (в 1782 году) и берега Неглинной стали засыпать, а речку заключили в каменную трубу, сделав над ней насыпь местами до 5-ти аршин (в 1818 году). Площадь немного сравнялась.

Место Малого театра начинает застраиваться со второй половины XVIII века. В 1765 году местностью владеет А. Н. Зиновьев, другой участок значится за В. Ф. Сибирским, частью земли владеет И. Т. Таманский и все эти раздробленные участки в 1818 году уже значатся за В. В. Варгиным. В 1818 и 1819 году, когда Москва была полуразрушена после 12 года, и когда еще Арсенал стоял с обгорелыми полуразрушенными стенами, начинает создаваться площадь, окруженная ансамблем красивых строений, замыкающихся большим строящимся зданием Петровского театра*.


* Проэкт Большого театра составляли (на конкурс) профессор А. Михайлов старший, М. Михайлов младший, Проф. Мельников, и академик Беретти.

Постройку театра производил Бове представивший вместе с Ламони свой проэкт в 1821 году; в записках Витберга умаляется значение Бове: «Михайлову принадлежит проэкт Петровского театра в Москве, произведенный Бове, который дозволил, чтобы ему присвоили сей проэкт, а чугунные укрепления лож принадлежат также не Бове, а Девису; тоже железные укрепления и стропилы».

Тем не менее Бове был талантливым архитектором, сумевшим сконструировать идеальную акустику, как Большого, так и Малого театра и выявившем несомненный талант зрелого архитектора-классика.

Идея обстройки этой площади целиком принадлежит выдающемуся Московскому архитектору-художнику И. О. Бове. (1785 —1837 г.) и Серпуховскому купеческому сыну В. В. Варгину.

Молодой, полный энергии, Варгин, явившийся поставщиком запасов на Армию в эпоху войны 1812 года, попадает в 1814 году в Париж, восторгается зданиями Парижского Пале-Рояля и, возвратившись в Москву, мечтает создать подобие Парижской красивой площади. Варгин, имевший в это же время целый ряд домов в Москве, был известен и в литературных кругах, где он оставил о себе прекрасную память в воспоминаниях К. Полевого и П. С. Глинки. Из сохранившихся старых документов вырисовывается исключительно кипучая, чисто американской складки, деловая фигура, талантливого русского самородка, понимавшего на ряду с чисто материальными соображениями и глубокую, эффектную красоту обстраивающегося города, путем созидания подобных площадей, с таким ансамблем строений, каким и была окружена Театральная площадь сто лет тому назад.

К сожалению утратился этот интересный ансамбль.


В 1821 году был утвержден проэкт Большого театра, проэкт архитектора А. Михайлова и архитектор Бове приступил к его сооружению, рисуя в то же время и четыре главных здания окружающих площадь. Один стиль, простого строгого сочетания классических форм, почти одинаковые фасады четырех строений, правильно угаданные пропорции, как самой площади, так и строений, мастерское выполнение, — все это создавало единую нарядную картину Театральной площади.

Первым был выстроен дом для В. В. Варгина, с большим концертным залом и открытой внизу галлереей с магазинами. На противоположной стороне по правую сторону от Большого театра, было выстроено аналогичное здание С. А. Полторацкому для помещения так наз. Аукционной Камеры.

Третьим зданием на месте здания Континенталя** было выстроено здание для Сенатской типографии, законченное в 1823 году и наконец четвертое здание было выстроено для купца Челышова, для помещения большой гостиницы с магазинами внизу, как и в доме Полторацкого и Варгина.


** Большая гостиница в довоенное время.


Благоустройство Театральной площади началось только в 1826 году; когда площадь официально стала называться вместо Петровской — Театральной.

Площадь была замощена, поставлены были столбы для освещения масляными фонарями, намечено было место для фонтана и для четырех высоких обелисков на месте начала Охотного ряда и Театрального проезда, за фонтаном был разбит и открыт цветочный рынок, перенесенный только в 1842 году на Трубную площадь.

Когда понадобилось для Малого театра здание, то было предложено Варгину сдать этот дом в аренду. Варгин охотно пошел на встречу этому предложению и принял на себя переделку здания под театр.

В два месяца, при затрате огромных средств, было приспособлено здание под помещение Малого театра и 14 октября 1824 года уже состоялось первое представление «в Новом Московском Малом театре в доме Варгина на Петровской площади».

Сохранились любопытные отзывы современников об отделке театра; и если остроумно-желчный А. Я. Булгаков в своих письмах*** отзывался об Этой отделке, как об неудачной попытке переделывать зал в театр, то наоборот сохранился ряд восторженных отзывов, из которых любопытное описание находим в «Описании Москвы 1826 года»: «он (Малый театр) несравненно менее Большого театра и не весьма удобно расположен, потому что узок. Не станем делать повторений, умолчим о декорациях, занавесах, о гардеробе и проч.: это все принадлежит тем же артистам, о коих мы упомянули: но скажем об отличном убранстве внутренности: оно очень хорошо и великолепно, и как, некоторые замечают, слишком золотисто».


*** Письма А. Я. Булгакова. Русский Архив 1887.


«Ложи в сем театре расположены в четыре яруса. Верхние места весьма неудобны».

«Занавес представляющий один из видов Петербурга, работы Г. Иванова превосходен»****.


**** «Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» часть 3, стр. 36.

Почти дословно или в извлечении находим во всех путеводителях и описаниях Москвы той и позднейшей эпохи, такие скудные данные о здании Малого театра. Большая часть Театрального Архива сгорела, во время пожара Большого театра в 1853 году, а небольшой материал, находящийся в Архиве Академических театров в Ленинграде и материалы Архива бывшего Министерства двора очень мало дают существенных данных о здании Малого театра. В Театральном Музее имени А. Бахрушина в Москве, нам удалось найти записную книжку Ивана Евдокимовича Покровского, бывшего при перестройке театра в должности комиссара с 1838 года по 1842 год. Пунктуальный в своих записях Покровский дает некоторые черты, по которым можно восстановить судьбу здания Малого театра.

Находящаяся в том же Театральном Музее имени А. Бахрушина деревянная модель Малого театра***** сработана, как гласят остатки надписи на ней, тем же Покровским. Модель представляет интерес не столько с архитектурной стороны, сколько со стороны исторической. Сработанная каким-либо театральным столяром модель очень не точна в своих архитектурных пропорциях, но очень старательно сработанная сцена и очень верно построенный по размерам зрительный зал, дают нам картину состояния здания Малого театра до его перестройки в 1843 году.

***** Модель хранилась раньше в Оружейной Палате в большом небрежении под достаточным слоем пыли. Благодаря энергии П. Н. Миллера модель была наконец извлечена в 1921 из Оружейной Палаты и передана в Музей старой Москвы, откуда затем была перевезена в Театральный Музей имени Бахрушина. Модель сработана из березового и липового дерева, вся на клею.

До этого времени судьба здания такова, с 1824 года 1829 год за аренду здания казна платила Варгину по 11.000 рублей в год. В это время Варгин был неправильно обвинен в растратах по поставке в Армию, был заключен в Петропавловскую крепость и сослан в Сибирь, откуда вернулся лишь только в 1839 году******.


****** «Сборник Щукина» т. 4 и «Сборник бумаг, относящихся до Отечественной войны» часть II.


Учрежденная опека сдавала здание с 29 года по 1-ое августа 33 года по 20 тысяч рублей, но из-за требования опеки арендной платы в 40.000 рублей были назначены торги, и 13 января 1832 года дом Варгина был назначен на продажу с аукциона, но продажа не состоялась и, наконец, 16 мая того же 32-го года последовало «высочайшее» повеление приобрести для Государственных театров дом купца Варгина за 158.000 рублей.

Жизнь театра шла обычной чередой и дом формально был закреплен за Малым театром лишь 17 ноября 1837 года за сумму уже в 375.000 рублей, вместе с пустопорожней землей, на которой находился проезжий переулок на Софийку (на этом месте теперь здание бывшей Голофтеевской Галлереи). Была сделана рассрочка платежа на 10 лет при бесплатной купчей и одновременно была отпущена ссуда в 10.000 рублей (из 10°/о) на покрытие долгов Малого театра. В этом же 1837 году перед приобретением дома в казну был устроен концерт и базар для усиления средств.

В 1838 году поступает ходатайство об отпуске 675.000 рублей из опекунского Совета «на постройку Малого театра» и 11 марта 38 года архитектор К. Тон первый раз приехал в Москву с планами перестройки Малого театра. Сохранилась смета на эту перестройку в сумме 675.159 руб. 52 коп. В июне 1838 года был приобретен строительный материал и началась перестройка, представлявшая собой прекрасную доходную статью для кармана архитектора К. Тона. По сохранившемуся плану (в Музее А. Бахрушина) можно ясно проследить сущность перестройки слишком незначительной для такой огромной суммы. Тщеславный К. Тон, занятый в это время постройкой большого Кремлевского дворца в Москве, приписывал себе чуть ли не всю постройку и огромную переделку здания Малого театра, между тем здание и до сих пор сохранило в внешнем своем облике все черты творчества строителя здания архитектора Бове. Красовавшаяся недавно мраморная доска, приписывающая постройку здания К. Тону была простым недоразумением. Тем более, что архитектор К. Тон с 1818 года по 1824 год был в заграничной командировке, а здание, как мы уже указали, было уже выстроено в 1822 году и его бедный строитель архитектор Бове, этот великий художник, даже был лишен звания архитектора театра и в 34 году, с назначением архитектором театра Козловского, приказано было отобрать ложу у архитектора Бове. В 1839 году продана была пустопорожняя земля и двор Малого театра. В 1841 году, во время самого ремонта, был пожар и только в 1843 году была проведена вода, а в 48 — 49 году было издано запрещение курения табаку во всех помещениях театра. Целый ряд лиц, проживавших в самом здании театра, был в 1851 году переведен в другие здания театров (на Большую Дмитровку и на Неглинный).

В 59-ом году была продана оставшаяся пустопорожняя земля Голицыну, выстроившему на ней первый пассаж в Москве так называемую «Голицынскую галлерею» (по проэкту архитектора М. Д. Быковского). В 1861 по 1870 год шли бесконечные хлопоты по проведению газа для освещения Малого театра.

Никаких существенных перестроек в здании Малого театра не было до наших дней и оседающий на своих сваях фасад по Неглинной так настойчиво требует ремонта для сохранения своего прекрасного здания, единственно оставшегося целым с своим фасадом от того великолепного архитектурного ансамбля, каким отличалась Театральная площадь в эпоху открытия Малого театра, т.-е. 4-го октября 1824 года.


Дата публикации: 24.10.2019