Новости

СОЦИАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

СОЦИАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

6 января спектаклю «Недоросль» по пьесе Д.И.Фонвизина исполнилось 25 лет. Сегодня мы предлагаем вниманию посетителей сайта интервью с режиссёром-постановщиком Виталием Николаевичем Ивановым…


- Виталий Николаевич, спектаклю – двадцать пять лет. Чем вы объясняете такое невероятное долголетие «Недоросля»?

- Вы страшно удивитесь, но как режиссер я, наверное, объяснить это не смогу. А как человек и гражданин, опираясь на весь свой накопленный опыт и знания, во-первых, говорю о гении драматурга. Не случайно пишут, что он написал первую настоящую русскую комедию. Фонвизин был учеником Панина и писал, естественно не для детей, а для взрослых. Шло становление общества, и необходима была платформа, те основные определения, опираясь на которые можно было просчитывать нравственность, этику, этикет. Но самое главное, что проходит красной нитью через все его творчество, – идея о воспитании души человеческой. Помните, Стародум говорит: «Человек без сердца и без души есть просто зверь». Есть уникальная его сцена с племянницей, где четко сформулировано, как должен вести себя человек с детских лет до встречи со взрослой жизнью. Это во-первых. А во-вторых, в сцене с Правдиным Стародум говорит о том, как должен вести себя правитель, во всяком случае, умный правитель, который хочет добра своему народу и государству. Текст до сих пор актуален, и хотя мы перевели пьесу в детский спектакль, разницы между утренними и вечерними спектаклями я не вижу. Что дети, что взрослая публика – все очень хорошо принимают, всегда полный зрительный зал. А как человека и гражданина меня волнует один и тот же вопрос: «Ну сколько же можно наступать на одни и те же грабли»? Ведь сколько столетий назад написана пьеса, а мысли, например, о государственном устройстве звучат абсолютно современно. Поэтому главная заслуга, безусловно, принадлежит драматургу. В Малом театре мы взяли курс на великую русскую классику. Это очень правильный ход. Хорошая драматургия очень важна, особенно сейчас, когда появляется весь этот околотеатральный мусор – сегодня прочел, завтра забыл. А великая драматургия, мысль и сердце драматурга и человека, который действительно любит свой народ и свою страну и делится самым- сокровенным – это всегда принимается на ура, хоть детьми, хоть взрослыми. На последнем спектакле мы даже удивились – принимают как на премьере – столько цветов, аплодисментов…

- А как изменился спектакль за эти двадцать пять лет?

- Во-первых, полностью сменился состав исполнителей. Из тех, кто играл премьеру, остались только Клавдия Блохина и Виталий Коняев. А так состав сменился же по четвертому, а то и по пятому кругу. К сожалению многие уже ушли: Валерий Носик, Элла Далматова, изумительный Роман Филиппов… Это безумно жалко, но театр дело живое, с возрастом я стал понимать, что надо давать дорогу молодым, относясь с тихой любовью к делу, которому себя посвятил. Немного мы изменили оформление, хотя замысел остался прежний – есть Россия, и есть этот маленький мир, в котором, как в капле, она отражается. Но главное – изменилось восприятие зала! Если раньше следили за развитием сюжета, за какими-то комедийными моментами, на первый план выходило исполнительское актерское мастерство, то сейчас больше проникаются смыслом. Это меня не может не радовать, потому что это говорит о желании понять, постичь суть пьесы как можно глубже. Особенно это удается, если актер умеет присвоить себе какую-то мысль, сделать ее своей. Если исполнитель несет залу эту мысль как бы «от себя», то зал слушает практически благоговейно, и я этому очень радуюсь. Я не считаю свои спектакли чрезвычайно остросоциальными и сверхактуальными, я не большой любитель этого, но когда возникают какие-то переклички с современностью, это не может не радовать.

- Расскажите о той молодежи, которая сегодня играет в спектакле.
- Это все выпускники училища Щепкина при Малом театре. Они выходят из училища, делают шесть шагов, и сразу оказываются в alma mater. Я с удовольствием ввожу молодых актеров в свои спектакли. В «Недоросле», во-первых, для них важно научится играть особый тип драматургии – социальную комедию. «Горячие сердца», темперамент – вот что они должны научится проявлять. Не всегда хватает мастерства, но срабатывают желание и живость, необходимые для этого спектакля. И вот эта молодая кровь взбадривает внутреннее состояние актерского состава. Вот только сейчас я ввел в спектакль сразу трех молодых исполнителей, для которых это прекрасная школа. Молодой актер зачастую приходит в театр и трется по коридорам три-четыре года, пока ему что-нибудь дадут сыграть. Я всегда стараюсь дать им возможность попробовать, чтобы они ощутили этот потрясающий зал, ведь выходить, говорить, играть на такой зал – это совершенно другая техника, пластика, умение владеть голосом. Все великие старики Малого это умели, и у зрителей оставалось впечатление, что это для него лично так рвет сердце актер на сцене...

- Скажите, а что самим актерам сейчас интересно играть в «Недоросле»?

- Здесь сперва возникает профессия. Я это понимаю и принимаю – молодой актер входит в роль, он должен защититься профессионально. Здесь в дело идут и комедийные моменты, потому что это хорошая, острая комедия. Но – я вас удивлю – как правило, умного, хорошего, ученого человека, как правило, хорошо играет очень недалекий актер. А по-настоящему социальных актеров сейчас очень мало. В Малом театре ими были хПетр Константинов, Виктор Хохряков – удивительные актеры, которые производили неизгладимое впечатление на зрительный зал. Или Афанасий Кочетков, игравший Стародума блистательно. С какой горячностью, с каким сердцем он делился мыслями и переживаниями своего героя! Важно, чтобы это чувство появилось и у молодых актеров, чтобы они поднимались до уровня автора. Стараемся — у кого-то хватает культуры, у кого-то не очень.

- Виталий Николаевич, вы потрясающе умеете ставить сказки. Расскажите, в чем секрет успешной постановки детского спектакля.

- Безумно просто – любить детей! Я никакой Америки здесь не открыл. Еще Станиславский сказал, что идеальная труппа – это труппа детей. Там все на поверхности, все чисто – люблю и ненавижу, хочу и не хочу. И категорию высокой нравственности, которая в них заложена, обязательно надо выявлять в спектакле. Разными способами – светом, музыкой, декорациями, общей интонацией спектакля, но выявлять необходимо. А потом, сказка – это та мечта, к которой мы все хотим прикоснуться. Она живет внутри нас. Если ты чувствуешь это в своей душе и у автора и хочешь это передать, то это безусловно, получается.

- А в чем специфика сказки в Малом театре?

- А все в том же – качественная драматургия. Вот я ставлю пьесу Островского. И если актер дотягивается до уровня мысли автора, то автор начинает незримо помогать ему. Я не мистик, но это действительно так! И тогда приходит озарение. То же и в сказках. Ведь это действительно очень серьезная драматургия! А еще Станиславский гениально сказал: «Для детей надо играть так же, как для взрослых, только чуточку лучше»

Беседовал Вячеслав Уваров


Дата публикации: 08.01.2011
СОЦИАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

6 января спектаклю «Недоросль» по пьесе Д.И.Фонвизина исполнилось 25 лет. Сегодня мы предлагаем вниманию посетителей сайта интервью с режиссёром-постановщиком Виталием Николаевичем Ивановым…


- Виталий Николаевич, спектаклю – двадцать пять лет. Чем вы объясняете такое невероятное долголетие «Недоросля»?

- Вы страшно удивитесь, но как режиссер я, наверное, объяснить это не смогу. А как человек и гражданин, опираясь на весь свой накопленный опыт и знания, во-первых, говорю о гении драматурга. Не случайно пишут, что он написал первую настоящую русскую комедию. Фонвизин был учеником Панина и писал, естественно не для детей, а для взрослых. Шло становление общества, и необходима была платформа, те основные определения, опираясь на которые можно было просчитывать нравственность, этику, этикет. Но самое главное, что проходит красной нитью через все его творчество, – идея о воспитании души человеческой. Помните, Стародум говорит: «Человек без сердца и без души есть просто зверь». Есть уникальная его сцена с племянницей, где четко сформулировано, как должен вести себя человек с детских лет до встречи со взрослой жизнью. Это во-первых. А во-вторых, в сцене с Правдиным Стародум говорит о том, как должен вести себя правитель, во всяком случае, умный правитель, который хочет добра своему народу и государству. Текст до сих пор актуален, и хотя мы перевели пьесу в детский спектакль, разницы между утренними и вечерними спектаклями я не вижу. Что дети, что взрослая публика – все очень хорошо принимают, всегда полный зрительный зал. А как человека и гражданина меня волнует один и тот же вопрос: «Ну сколько же можно наступать на одни и те же грабли»? Ведь сколько столетий назад написана пьеса, а мысли, например, о государственном устройстве звучат абсолютно современно. Поэтому главная заслуга, безусловно, принадлежит драматургу. В Малом театре мы взяли курс на великую русскую классику. Это очень правильный ход. Хорошая драматургия очень важна, особенно сейчас, когда появляется весь этот околотеатральный мусор – сегодня прочел, завтра забыл. А великая драматургия, мысль и сердце драматурга и человека, который действительно любит свой народ и свою страну и делится самым- сокровенным – это всегда принимается на ура, хоть детьми, хоть взрослыми. На последнем спектакле мы даже удивились – принимают как на премьере – столько цветов, аплодисментов…

- А как изменился спектакль за эти двадцать пять лет?

- Во-первых, полностью сменился состав исполнителей. Из тех, кто играл премьеру, остались только Клавдия Блохина и Виталий Коняев. А так состав сменился же по четвертому, а то и по пятому кругу. К сожалению многие уже ушли: Валерий Носик, Элла Далматова, изумительный Роман Филиппов… Это безумно жалко, но театр дело живое, с возрастом я стал понимать, что надо давать дорогу молодым, относясь с тихой любовью к делу, которому себя посвятил. Немного мы изменили оформление, хотя замысел остался прежний – есть Россия, и есть этот маленький мир, в котором, как в капле, она отражается. Но главное – изменилось восприятие зала! Если раньше следили за развитием сюжета, за какими-то комедийными моментами, на первый план выходило исполнительское актерское мастерство, то сейчас больше проникаются смыслом. Это меня не может не радовать, потому что это говорит о желании понять, постичь суть пьесы как можно глубже. Особенно это удается, если актер умеет присвоить себе какую-то мысль, сделать ее своей. Если исполнитель несет залу эту мысль как бы «от себя», то зал слушает практически благоговейно, и я этому очень радуюсь. Я не считаю свои спектакли чрезвычайно остросоциальными и сверхактуальными, я не большой любитель этого, но когда возникают какие-то переклички с современностью, это не может не радовать.

- Расскажите о той молодежи, которая сегодня играет в спектакле.
- Это все выпускники училища Щепкина при Малом театре. Они выходят из училища, делают шесть шагов, и сразу оказываются в alma mater. Я с удовольствием ввожу молодых актеров в свои спектакли. В «Недоросле», во-первых, для них важно научится играть особый тип драматургии – социальную комедию. «Горячие сердца», темперамент – вот что они должны научится проявлять. Не всегда хватает мастерства, но срабатывают желание и живость, необходимые для этого спектакля. И вот эта молодая кровь взбадривает внутреннее состояние актерского состава. Вот только сейчас я ввел в спектакль сразу трех молодых исполнителей, для которых это прекрасная школа. Молодой актер зачастую приходит в театр и трется по коридорам три-четыре года, пока ему что-нибудь дадут сыграть. Я всегда стараюсь дать им возможность попробовать, чтобы они ощутили этот потрясающий зал, ведь выходить, говорить, играть на такой зал – это совершенно другая техника, пластика, умение владеть голосом. Все великие старики Малого это умели, и у зрителей оставалось впечатление, что это для него лично так рвет сердце актер на сцене...

- Скажите, а что самим актерам сейчас интересно играть в «Недоросле»?

- Здесь сперва возникает профессия. Я это понимаю и принимаю – молодой актер входит в роль, он должен защититься профессионально. Здесь в дело идут и комедийные моменты, потому что это хорошая, острая комедия. Но – я вас удивлю – как правило, умного, хорошего, ученого человека, как правило, хорошо играет очень недалекий актер. А по-настоящему социальных актеров сейчас очень мало. В Малом театре ими были хПетр Константинов, Виктор Хохряков – удивительные актеры, которые производили неизгладимое впечатление на зрительный зал. Или Афанасий Кочетков, игравший Стародума блистательно. С какой горячностью, с каким сердцем он делился мыслями и переживаниями своего героя! Важно, чтобы это чувство появилось и у молодых актеров, чтобы они поднимались до уровня автора. Стараемся — у кого-то хватает культуры, у кого-то не очень.

- Виталий Николаевич, вы потрясающе умеете ставить сказки. Расскажите, в чем секрет успешной постановки детского спектакля.

- Безумно просто – любить детей! Я никакой Америки здесь не открыл. Еще Станиславский сказал, что идеальная труппа – это труппа детей. Там все на поверхности, все чисто – люблю и ненавижу, хочу и не хочу. И категорию высокой нравственности, которая в них заложена, обязательно надо выявлять в спектакле. Разными способами – светом, музыкой, декорациями, общей интонацией спектакля, но выявлять необходимо. А потом, сказка – это та мечта, к которой мы все хотим прикоснуться. Она живет внутри нас. Если ты чувствуешь это в своей душе и у автора и хочешь это передать, то это безусловно, получается.

- А в чем специфика сказки в Малом театре?

- А все в том же – качественная драматургия. Вот я ставлю пьесу Островского. И если актер дотягивается до уровня мысли автора, то автор начинает незримо помогать ему. Я не мистик, но это действительно так! И тогда приходит озарение. То же и в сказках. Ведь это действительно очень серьезная драматургия! А еще Станиславский гениально сказал: «Для детей надо играть так же, как для взрослых, только чуточку лучше»

Беседовал Вячеслав Уваров


Дата публикации: 08.01.2011