Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«МЫ НЕ БОИМСЯ СРАВНЕНИЙ» Как известно, и артисты, и зрители очень любят гастроли. А уж если эти гастроли обменные – радость особенно велика. В мае 2004 года Малый театр привозил в Тверь три своих спектакля. В октябре мы ждём в гости тверичей. Сегодня н

«МЫ НЕ БОИМСЯ СРАВНЕНИЙ»

Как известно, и артисты, и зрители очень любят гастроли. А уж если эти гастроли обменные – радость особенно велика. В мае 2004 года Малый театр привозил в Тверь три своих спектакля — «Волки и овцы», «Корсиканку», а также «Тайны Мадридского двора». В октябре мы ждём в гости тверичей. Сегодня на наши вопросы отвечает Елена Николаевна Рагузина, завлит Тверского академического театра драмы.

- Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, о спектаклях, которые покажет в Москве Тверской театр драмы. Чем обусловлен выбор именно этих постановок? Например, вы привозите «На всякого мудреца довольно простоты». Между тем, эта пьеса уже второй год с большим успехом идёт на сцене Малого театра.
- Гастроли будут проходить на великой сцене, которая овеяна столькими легендами, богата традициями. Поэтому к подбору репертуара мы подошли очень серьёзно. И, конечно, это спектакли классического репертуара – Толстой, «Анна Каренина», Островский, «На всякого мудреца довольно простоты» и два спектакля по западной классике: Шиллер – «Елизавета против Елизаветы» по «Марии Стюарт» и Шекспир — «Двенадцатая ночь». Кроме «Анны Карениной», это последние премьеры театра. Они уже были опробованы на тверской публике и зарекомендовали себя как ведущие спектакли репертуара. Поэтому мы с большим удовольствием покажем их московскому зрителю. Что касается спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» — очень много театров в России, где идет эта прекрасная пьеса Островского. Все мы помним изумительные постановки Товстоногова, Захарова. Я думаю, что между вашим и нашим спектаклями нет конкуренции. Это будет совсем иное прочтение пьесы. Мы не боимся сравнений.
- Но сравнивать будут, и весьма придирчиво, ведь Малый театр – Дом Островского!
- Тверской театр также хранит верность классическим традициям, традициям русской актёрской школы. Поэтому наш спектакль, поставленный Верой Андреевной Ефремовой, не является ни андеграундом, ни модерном. Это спектакль, созданный в классических традициях, но здесь, может быть, иное видение, иное преломление.
- А все спектакли поставлены в классических традициях?
- Пожалуй, за исключением «Двенадцатой ночи». Этот спектакль поставил режиссёр Валерий Персиков, который у нас начинал, долго и плодотворно работал в нашем театре. В последние годы он много работает в Германии, за границей. Поддерживая дружеские отношения, мы его пригласили к себе после большого перерыва. Он не относится с пиететом к эпохальным произведениям. Но мы взяли этот спектакль в свой гастрольный репертуар для того, чтобы показать, что у нас есть разные по жанру, структуре, восприятию мира спектакли, продемонстрировать весь репертуарный диапазон. Думаю, что и «Двенадцатая ночь», и все другие спектакли должны понравиться москвичам.
- Это в «Двенадцатой ночи» звучит современная рок-музыка?
- Нет, это в спектакле «Елизавета против Елизаветы». Музыка – это действующее лицо каждого нашего спектакля, к музыкальному оформлению мы всегда относимся очень серьёзно и бережно. Почему звучит современная рок-музыка в спектакле «Елизавета против Елизаветы»? Режиссёр, чувствуя созвучность той эпохи сегодняшней, как бы перебрасывает мост от нас в ХVI век при помощи музыки…
- В российских провинциальных театрах спектакли-долгожители – большая редкость. Ваш спектакль «Анна Каренина» идёт уже десять лет и пользуется огромной популярностью. В чём секрет успеха этой постановки?
— У каждого театра есть своя визитная карточка. Последние десять лет визитная карточка нашего театра – спектакль «Анна Каренина». Он сразу был признан зрителями и имел большой успех. Трудно объяснить, в чём главная причина успеха. Мне кажется, он о том важнейшем христианском понятии, которое называется прощение. Спектакль уникален прочтением романа Толстого – много внимания уделяется Алексею Александровичу Каренину. Наш Каренин в исполнении Александра Чуйкова, в отличие от сложившихся стереотипов — человек высокой души. Он находит в себе силы простить эту женщину, пытается её понять, начать всё заново, предпринимает множество шагов и попыток. Он очень любит Анну… Этот спектакль уже был показан в Москве, в 1996 году на сцене МХАТ им. Чехова. В свой юбилейный год «Анна Каренина» приезжает во второй раз. Это довольно редкий случай, особенно в провинциальных театрах, чтобы спектакль так долго жил в репертуаре. В Твери его очень любят и всегда ждут. Конечно, приводят и школьников.
— А хорошо ли они себя ведут?
— Иногда замирает сердце, когда они перед началом спектакля кричат, свистят. Но у нас очень хорошие исполнители, и спустя несколько минут зал затихает. Актёры увлекают зрителя вслед за собой, за своими героями. Этот спектакль у нас всегда принимают стоя.
- Мне показалось, у вас очень интеллигентные зрители.
- Зрителей тоже надо воспитывать. Вера Андреевна Ефремова руководит театром уже 30 лет, и в течение этих 30 лет она создала театр русской классики, театр классических традиций, и уже не одно поколение выросло на наших спектаклях. Поэтому я думаю, что тверской зритель воспитан тверским театром. Мы очень любим нашего зрителя, и он отвечает нам взаимностью.
- Куда уходят корни дружбы Малого театра и Тверской драмы?
- Ещё Михаил Иванович Царёв приглашал Веру Андреевну Ефремову в Малый театр на постановки. Но как-то не сложилось в силу обстоятельств. А в 1992 году Юрий Соломин предложил Вере Андреевне поставить спектакль «Обрыв», чтобы Бабушку сыграла Руфина Нифонтова. С этого спектакля и началась дружба наших театров. По словам Веры Андреевны, были прекрасные репетиции, великолепная обстановка, заняты чудные актёры – и Нифонтова, и Самойлов, Коршунов, и Кочетков, и Овчинников, Богин, Аманова, Юдина… Дружба со многими продолжается до сих пор, особенно с Виктором Ивановичем Коршуновым. Именно на репетиции «Обрыва» Виктор Иванович задал Вере Андреевне вопрос: «Как у вас в Твери с молодёжью»? Вера Андреевна пожаловалась на то, что из Москвы молодые актёры в провинцию не едут, и в силу того, что не дают квартиры, и маленькие зарплаты, и негде подрабатывать, киностудий нет… И вот у Виктора Ивановича родилась такая идея — в качестве эксперимента попробовать на базе Тверского театра набрать курс Высшего театрального училища имени Щепкина. Кафедра мастерства актёра эту идею поддержала. Зная Ефремову и её приверженность школе Малого театра, ей доверили руководство курсом. Этот эксперимент имеет десятилетнюю историю. На будущий год уже третий набор студентов получит дипломы.
- А каково участие Малого театра в работе тверского курса?
-Педагоги Щепкинского училища во главе с Виктором Ивановичем и Николаем Николаевичем Афониным приезжают на все экзамены и зачёты, читают спецкурсы по истории зарубежного и русского театра. Виктор Иванович является куратором тверского курса, наши студенты учатся при его непосредственном и самом активном участии. Тверской курс – единственный в России филиал Щепкинского училища, по-своему уникальный.

Дата публикации: 09.09.2004
«МЫ НЕ БОИМСЯ СРАВНЕНИЙ»

Как известно, и артисты, и зрители очень любят гастроли. А уж если эти гастроли обменные – радость особенно велика. В мае 2004 года Малый театр привозил в Тверь три своих спектакля — «Волки и овцы», «Корсиканку», а также «Тайны Мадридского двора». В октябре мы ждём в гости тверичей. Сегодня на наши вопросы отвечает Елена Николаевна Рагузина, завлит Тверского академического театра драмы.

- Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, о спектаклях, которые покажет в Москве Тверской театр драмы. Чем обусловлен выбор именно этих постановок? Например, вы привозите «На всякого мудреца довольно простоты». Между тем, эта пьеса уже второй год с большим успехом идёт на сцене Малого театра.
- Гастроли будут проходить на великой сцене, которая овеяна столькими легендами, богата традициями. Поэтому к подбору репертуара мы подошли очень серьёзно. И, конечно, это спектакли классического репертуара – Толстой, «Анна Каренина», Островский, «На всякого мудреца довольно простоты» и два спектакля по западной классике: Шиллер – «Елизавета против Елизаветы» по «Марии Стюарт» и Шекспир — «Двенадцатая ночь». Кроме «Анны Карениной», это последние премьеры театра. Они уже были опробованы на тверской публике и зарекомендовали себя как ведущие спектакли репертуара. Поэтому мы с большим удовольствием покажем их московскому зрителю. Что касается спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» — очень много театров в России, где идет эта прекрасная пьеса Островского. Все мы помним изумительные постановки Товстоногова, Захарова. Я думаю, что между вашим и нашим спектаклями нет конкуренции. Это будет совсем иное прочтение пьесы. Мы не боимся сравнений.
- Но сравнивать будут, и весьма придирчиво, ведь Малый театр – Дом Островского!
- Тверской театр также хранит верность классическим традициям, традициям русской актёрской школы. Поэтому наш спектакль, поставленный Верой Андреевной Ефремовой, не является ни андеграундом, ни модерном. Это спектакль, созданный в классических традициях, но здесь, может быть, иное видение, иное преломление.
- А все спектакли поставлены в классических традициях?
- Пожалуй, за исключением «Двенадцатой ночи». Этот спектакль поставил режиссёр Валерий Персиков, который у нас начинал, долго и плодотворно работал в нашем театре. В последние годы он много работает в Германии, за границей. Поддерживая дружеские отношения, мы его пригласили к себе после большого перерыва. Он не относится с пиететом к эпохальным произведениям. Но мы взяли этот спектакль в свой гастрольный репертуар для того, чтобы показать, что у нас есть разные по жанру, структуре, восприятию мира спектакли, продемонстрировать весь репертуарный диапазон. Думаю, что и «Двенадцатая ночь», и все другие спектакли должны понравиться москвичам.
- Это в «Двенадцатой ночи» звучит современная рок-музыка?
- Нет, это в спектакле «Елизавета против Елизаветы». Музыка – это действующее лицо каждого нашего спектакля, к музыкальному оформлению мы всегда относимся очень серьёзно и бережно. Почему звучит современная рок-музыка в спектакле «Елизавета против Елизаветы»? Режиссёр, чувствуя созвучность той эпохи сегодняшней, как бы перебрасывает мост от нас в ХVI век при помощи музыки…
- В российских провинциальных театрах спектакли-долгожители – большая редкость. Ваш спектакль «Анна Каренина» идёт уже десять лет и пользуется огромной популярностью. В чём секрет успеха этой постановки?
— У каждого театра есть своя визитная карточка. Последние десять лет визитная карточка нашего театра – спектакль «Анна Каренина». Он сразу был признан зрителями и имел большой успех. Трудно объяснить, в чём главная причина успеха. Мне кажется, он о том важнейшем христианском понятии, которое называется прощение. Спектакль уникален прочтением романа Толстого – много внимания уделяется Алексею Александровичу Каренину. Наш Каренин в исполнении Александра Чуйкова, в отличие от сложившихся стереотипов — человек высокой души. Он находит в себе силы простить эту женщину, пытается её понять, начать всё заново, предпринимает множество шагов и попыток. Он очень любит Анну… Этот спектакль уже был показан в Москве, в 1996 году на сцене МХАТ им. Чехова. В свой юбилейный год «Анна Каренина» приезжает во второй раз. Это довольно редкий случай, особенно в провинциальных театрах, чтобы спектакль так долго жил в репертуаре. В Твери его очень любят и всегда ждут. Конечно, приводят и школьников.
— А хорошо ли они себя ведут?
— Иногда замирает сердце, когда они перед началом спектакля кричат, свистят. Но у нас очень хорошие исполнители, и спустя несколько минут зал затихает. Актёры увлекают зрителя вслед за собой, за своими героями. Этот спектакль у нас всегда принимают стоя.
- Мне показалось, у вас очень интеллигентные зрители.
- Зрителей тоже надо воспитывать. Вера Андреевна Ефремова руководит театром уже 30 лет, и в течение этих 30 лет она создала театр русской классики, театр классических традиций, и уже не одно поколение выросло на наших спектаклях. Поэтому я думаю, что тверской зритель воспитан тверским театром. Мы очень любим нашего зрителя, и он отвечает нам взаимностью.
- Куда уходят корни дружбы Малого театра и Тверской драмы?
- Ещё Михаил Иванович Царёв приглашал Веру Андреевну Ефремову в Малый театр на постановки. Но как-то не сложилось в силу обстоятельств. А в 1992 году Юрий Соломин предложил Вере Андреевне поставить спектакль «Обрыв», чтобы Бабушку сыграла Руфина Нифонтова. С этого спектакля и началась дружба наших театров. По словам Веры Андреевны, были прекрасные репетиции, великолепная обстановка, заняты чудные актёры – и Нифонтова, и Самойлов, Коршунов, и Кочетков, и Овчинников, Богин, Аманова, Юдина… Дружба со многими продолжается до сих пор, особенно с Виктором Ивановичем Коршуновым. Именно на репетиции «Обрыва» Виктор Иванович задал Вере Андреевне вопрос: «Как у вас в Твери с молодёжью»? Вера Андреевна пожаловалась на то, что из Москвы молодые актёры в провинцию не едут, и в силу того, что не дают квартиры, и маленькие зарплаты, и негде подрабатывать, киностудий нет… И вот у Виктора Ивановича родилась такая идея — в качестве эксперимента попробовать на базе Тверского театра набрать курс Высшего театрального училища имени Щепкина. Кафедра мастерства актёра эту идею поддержала. Зная Ефремову и её приверженность школе Малого театра, ей доверили руководство курсом. Этот эксперимент имеет десятилетнюю историю. На будущий год уже третий набор студентов получит дипломы.
- А каково участие Малого театра в работе тверского курса?
-Педагоги Щепкинского училища во главе с Виктором Ивановичем и Николаем Николаевичем Афониным приезжают на все экзамены и зачёты, читают спецкурсы по истории зарубежного и русского театра. Виктор Иванович является куратором тверского курса, наши студенты учатся при его непосредственном и самом активном участии. Тверской курс – единственный в России филиал Щепкинского училища, по-своему уникальный.

Дата публикации: 09.09.2004