Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

АКТЕРЫ ПРАВЯТ РЕМЕСЛО

АКТЕРЫ ПРАВЯТ РЕМЕСЛО

Александр Галин «Сон героини», Малый театр

Когда главным героем театральной постановки оказывается актер, то почти всегда возникает мотив исповедальности и стремление поговорить о наболевшем. В нынешнем сезоне артист стал центральной фигурой в двух очень разных премьерах Малого театра. В одной — это булгаковский Мольер, в котором создатели спектакля увидели не только затравленного властью тирана великого драматурга, актера и руководителя театра, но и трагически противоречивую личность — человека с «необузданным характером», ценой разочарований и утрат обретшего мудрое великодушие, гордое достоинство и умение ценить краткие мгновения театрального братства. В другом премьерном спектакле, поставленном Александром Галиным по собственной пьесе, в центре внимания наш современник — забытый актер кино, вершиной карьеры которого была роль Ленина, в свое время принесшая ему славу, почет и социалистические блага, а после смены исторических эпох перевернувшая и перечеркнувшая всю его дальнейшую жизнь.
В своем «Сне героини» автор традиционно затрагивает темы весьма актуальные, в данном случае включая в общий контекст современных реалий и проблемы узко профессиональные. Действие начинается с того, что гаснут софиты на съемочной площадке, поскольку бастуют не получившие денег осветители. Без отрыва от мобильного телефона мечется по сцене энергичная ассистентка Аня (Л.Милюзина), деловито осуждающая организационные проблемы с дамой-режиссером попутно с циничной пренебрежительностью дающая оценку пожилому актеру. В подобной атмосфере абсолютно оправданно звучат сердитые реплики старого гримера, сетующего нa то, что режиссером теперь может стать любой, доставший деньги, и что истинные мастера никому не нужны, а рейтинги популярности бьют «звезды-однодневки», засветившиеся в сериалах и клипах. Со всем этим, разумеется, не поспоришь, хотя порой в некоторых высказываниях все же чувствуется излишняя прямолинейность и публицистическая декларативность. При этом в самом построении пьесы, названой комедией, присутствует некоторая жанрово-смысловая невнятность, обычно Галину несвойственная. Так, не до конца ясно, что же ставится во главу угла: забавная история об актере, оказавшемся пленником роли Ленина, или серьезный разговор о быстром забвении былых кумиров, незаслуженно выброшенных на обочину? И кто же в итоге перед нами: трагические жертвы очередного социального катаклизма или комические персонажи, сами виновные в том, что не способны смеясь расстаться со своим прошлым?

Окончательные акценты расставляют, пожалуй, сами исполнители двух центральных ролей — Юрий Каюров и Владимир Носик, обогащающие характеры героев чертами собственной актерской и человеческой индивидуальности, что, впрочем, вполне соответствует традициям Малого театра, испокон веков исповедующего первенство артиста в спектакле. Персонажи, обретшие внутренний объем и некий личностный масштаб, скорее вызывают сочувствие, нежели желание смеяться над их «непродвинутыми» взглядами и несовременными принципами. Два человека, вместе шедшие по жизни, связанные профессиональными и непростыми личными отношениями, понимают друг друга с полуслова. В какие-то моменты даже возникают переклички с блистательным дуэтом Всеволода Якута и Зиновия Гердта, в середине 8о-х игравших в Театре имени М.Н. Ермоловой знаменитого «Костюмера» Рональда Харвуда. Нынешние герои, конечно, не столь масштабны, как премьер сэр Джон и его незаменимый костюмер Норман. Однако неразрывная общность судеб актера Шубина и гримера Горячева не менее очевидна: их прежние критерии утрачены, а новых они принять не могут.

Верный гример в исполнении Владимира Носика и сегодня от души готов угодить забытому артисту, старательно подавая реплики или включая его любимую музыку. А потому не вызывает сомнений, что и прежде им руководило не подобострастное стремление к обслуживанию именитой персоны, а желание служить настоящему таланту. Возможно, такая фанатичная привязанность к человеку, являвшемуся, к тому же, его соперником в личной жизни, кажется смешной, так же, как и нелепая уверенность в том, что измена жены с исполнителем роли Ленина — это проявление народной любви к вождю. Но в то же время герой Носика предельно искренен в своей трогательной преданности человеку, в чьем профессионализме он абсолютно уверен. А Юрий Каюров играет именно профессионала, заслуживающего уважения совсем не потому, что играл Ленина. Ведь даже получив в новом коммерческом триллере нелепейшую роль ожившего памятника Ильичу, он пытается работать «по системе», с истинно артистическим азартом осмысливая мотивы поведения персонажа и подбирая разнообразные интонации к единственному междометию, которым «побаловал» его сценарист. Каюров тонко передает трагедию невостребованного актера и одинокого человека, прекрасно понимающего, что его нынешняя жизнь — это расплата за предыдущую. Но корит он себя не за сыгранную роль, а за то, что, живя в ореоле ее славы, прошел мимо главного: интересных работ, любившей его женщины, собственной дочери, о которой не знал или не хотел знать. И потому теперь так же проходит мимо незнакомого старика, привезенного из Дома ветеранов, его внучка — прагматичная ассистентка Аня, откупающаяся копеечной подачкой от не вписавшегося в новое кино старого актера. В финале Шубин уходит в глубину сцены, вновь оставаясь один на один со своим прошлым. Но герой Каюрова — артист, и у него никогда не хватит сил отказаться от роли, если ему скажут, что он еще нужен.

Марина ГАЕВСКАЯ
Театральный мир, №6 2010

Дата публикации: 24.09.2010
АКТЕРЫ ПРАВЯТ РЕМЕСЛО

Александр Галин «Сон героини», Малый театр

Когда главным героем театральной постановки оказывается актер, то почти всегда возникает мотив исповедальности и стремление поговорить о наболевшем. В нынешнем сезоне артист стал центральной фигурой в двух очень разных премьерах Малого театра. В одной — это булгаковский Мольер, в котором создатели спектакля увидели не только затравленного властью тирана великого драматурга, актера и руководителя театра, но и трагически противоречивую личность — человека с «необузданным характером», ценой разочарований и утрат обретшего мудрое великодушие, гордое достоинство и умение ценить краткие мгновения театрального братства. В другом премьерном спектакле, поставленном Александром Галиным по собственной пьесе, в центре внимания наш современник — забытый актер кино, вершиной карьеры которого была роль Ленина, в свое время принесшая ему славу, почет и социалистические блага, а после смены исторических эпох перевернувшая и перечеркнувшая всю его дальнейшую жизнь.
В своем «Сне героини» автор традиционно затрагивает темы весьма актуальные, в данном случае включая в общий контекст современных реалий и проблемы узко профессиональные. Действие начинается с того, что гаснут софиты на съемочной площадке, поскольку бастуют не получившие денег осветители. Без отрыва от мобильного телефона мечется по сцене энергичная ассистентка Аня (Л.Милюзина), деловито осуждающая организационные проблемы с дамой-режиссером попутно с циничной пренебрежительностью дающая оценку пожилому актеру. В подобной атмосфере абсолютно оправданно звучат сердитые реплики старого гримера, сетующего нa то, что режиссером теперь может стать любой, доставший деньги, и что истинные мастера никому не нужны, а рейтинги популярности бьют «звезды-однодневки», засветившиеся в сериалах и клипах. Со всем этим, разумеется, не поспоришь, хотя порой в некоторых высказываниях все же чувствуется излишняя прямолинейность и публицистическая декларативность. При этом в самом построении пьесы, названой комедией, присутствует некоторая жанрово-смысловая невнятность, обычно Галину несвойственная. Так, не до конца ясно, что же ставится во главу угла: забавная история об актере, оказавшемся пленником роли Ленина, или серьезный разговор о быстром забвении былых кумиров, незаслуженно выброшенных на обочину? И кто же в итоге перед нами: трагические жертвы очередного социального катаклизма или комические персонажи, сами виновные в том, что не способны смеясь расстаться со своим прошлым?

Окончательные акценты расставляют, пожалуй, сами исполнители двух центральных ролей — Юрий Каюров и Владимир Носик, обогащающие характеры героев чертами собственной актерской и человеческой индивидуальности, что, впрочем, вполне соответствует традициям Малого театра, испокон веков исповедующего первенство артиста в спектакле. Персонажи, обретшие внутренний объем и некий личностный масштаб, скорее вызывают сочувствие, нежели желание смеяться над их «непродвинутыми» взглядами и несовременными принципами. Два человека, вместе шедшие по жизни, связанные профессиональными и непростыми личными отношениями, понимают друг друга с полуслова. В какие-то моменты даже возникают переклички с блистательным дуэтом Всеволода Якута и Зиновия Гердта, в середине 8о-х игравших в Театре имени М.Н. Ермоловой знаменитого «Костюмера» Рональда Харвуда. Нынешние герои, конечно, не столь масштабны, как премьер сэр Джон и его незаменимый костюмер Норман. Однако неразрывная общность судеб актера Шубина и гримера Горячева не менее очевидна: их прежние критерии утрачены, а новых они принять не могут.

Верный гример в исполнении Владимира Носика и сегодня от души готов угодить забытому артисту, старательно подавая реплики или включая его любимую музыку. А потому не вызывает сомнений, что и прежде им руководило не подобострастное стремление к обслуживанию именитой персоны, а желание служить настоящему таланту. Возможно, такая фанатичная привязанность к человеку, являвшемуся, к тому же, его соперником в личной жизни, кажется смешной, так же, как и нелепая уверенность в том, что измена жены с исполнителем роли Ленина — это проявление народной любви к вождю. Но в то же время герой Носика предельно искренен в своей трогательной преданности человеку, в чьем профессионализме он абсолютно уверен. А Юрий Каюров играет именно профессионала, заслуживающего уважения совсем не потому, что играл Ленина. Ведь даже получив в новом коммерческом триллере нелепейшую роль ожившего памятника Ильичу, он пытается работать «по системе», с истинно артистическим азартом осмысливая мотивы поведения персонажа и подбирая разнообразные интонации к единственному междометию, которым «побаловал» его сценарист. Каюров тонко передает трагедию невостребованного актера и одинокого человека, прекрасно понимающего, что его нынешняя жизнь — это расплата за предыдущую. Но корит он себя не за сыгранную роль, а за то, что, живя в ореоле ее славы, прошел мимо главного: интересных работ, любившей его женщины, собственной дочери, о которой не знал или не хотел знать. И потому теперь так же проходит мимо незнакомого старика, привезенного из Дома ветеранов, его внучка — прагматичная ассистентка Аня, откупающаяся копеечной подачкой от не вписавшегося в новое кино старого актера. В финале Шубин уходит в глубину сцены, вновь оставаясь один на один со своим прошлым. Но герой Каюрова — артист, и у него никогда не хватит сил отказаться от роли, если ему скажут, что он еще нужен.

Марина ГАЕВСКАЯ
Театральный мир, №6 2010

Дата публикации: 24.09.2010