Новости

ВАРПАХОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ

ВАРПАХОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ

29 марта 2003 г. исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера Леонида Викторовича Варпаховского. Его судьба была и счастливой, и трагичной, долгие годы связанной с Колымой, с Магаданским театром. Уже в конце жизни, преодолев многие испытания, Л. В. Варпаховский вспоминал: «Я успел окончить Московский университет, поработать театральным художником, был рецензентом, опубликовал несколько критических статей в «толстых» журналах и даже играл на ударных инструментах в джаз-оркестрах.

Но мечта стать режиссером по-прежнему не давала мне покоя». Возможно, эта мечта так бы и не осуществилась, однако путь к ней открылся для 25-летнего Л. В. Варпаховского после перехода из Московского театра сатиры в театр В. Э. Мейерхольда.

Принятый сюда на должность ученого секретаря, он стал выполнять не только свои непосредственные обязанности, но под руководством Всеволода Эмильевича постигал мастерство режиссуры. Все это наложило огромный отпечаток на все последующее театральное творчество Л. В. Варпаховского.

«С лета 1933 г., — вспоминал он, — начался почти трехлетний период моего близкого сотрудничества с Всеволодом Эмильевичем. Это было время постановок «Дамы с камелиями» А. Дюма, водевилей А. Чехова (спектакль назывался «Тридцать три обморока»), «Пиковой дамы» П. Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре и создание второй редакции «Горе от ума» А. Грибоедова. На протяжении всего этого периода я встречался с Мейерхольдом почти ежедневно не только на репитициях в театре, но и у него дома, где по вечерам (а иногда и по ночам) делалась вся подготовительная работа».

Такое тесное сотрудничество продолжалось бы и дальше, но оно было прервано 22 февраля 1936 г., когда Л. В. Варпаховского неожиданно арестовали по ложному доносу. На последующем заседании Особого совещания при НКВД СССР его приговорили к 4 годам ссылки в Казахстан. Вскоре после этого он оказался в составе Алма-Атинского государственного театра русской драмы, где осуществил постановку нескольких спектаклей. Однако 18 ноября 1937 г. он был вновь арестован и теперь уже осужден «за контрреволюционную агитацию» на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Аресту подверглась также его первая жена А. А. Миликовская. До сих пор точно неизвестно, была ли она расстреляна или погибла в одном из лагерей ГУЛАГа. Их сыну Федору в тот момент не было и трех лет. Мать ему заменила тетя — Ирина Викторовна.

После вторичного осуждения Л. В. Варпаховский был направлен в одно из подразделений Бамлага, а в сентябре 1940 г. этапирован на Колыму. Здесь он первоначально находился на общих работах в Чай-Урьинской долине, а уже во время Великой Отечественной войны оказался в культбригаде Севлага. Направление в эту культбригаду произошло при содействии работника культурно-воспитательного отдела В. Е. Фейгина и практически спасло Варпаховскому жизнь. Об этом Леонид Викторович никогда не забывал. Весной 1988 г., когда я еще работал в областном краеведческом музее, В. Е. Фейгин (проживавший тогда в Рязани) прислал мне письмо, которое получил от Л. В. Варпаховского 27 декабря 1965 г. «Несколько дней назад, — говорится в нем, — встретился в Ленинграде с Л. М. Туревским (работник Политуправления Дальстроя. — А. К.). Мы очень долго говорили о Вас, я рассказал ему о том, как Вы отнеслись ко мне в Ягодном и как благодаря этому состоялась наша с ним встреча сегодня в Ленинграде. Такое незабываемо! Вы с риском для себя спасли меня, и хочу надеяться, что в этом не раскаиваетесь. Во всяком случае, всей моей дальнейшей жизнью и работой я стремился к тому, чтобы этот свой поступок никогда себе в укор не ставили. Встреча с такими людьми, как Вы и Лев Моисеевич Туревский, помогла мне не опуститься духовно, продолжать себя считать человеком. Спасибо Вам, прекрасный и красивый человек!»

Находясь в бригаде Севлага с 1942 г., Л. В. Варпаховский принял участие в постановке спектаклей «Сталинград» и «Днепр бушует», автором которых был такой же, как и он, репрессированный А. С. Школьник, до ареста работавший завотделом редакции харьковской газеты «Ленинская смена». В первом спектакле (используя свой прежний опыт) Леонид Викторович выступил в качестве художника и композитора, во втором — только как художник. Переведенный затем в культбригаду Маглага, он приступил к постановке собственных спектаклей. Конечно, репертуар утверждало Политуправление Дальстроя и лагерное начальство, но постановка теперь зависела только от режиссера. В этом качестве Л. В. Варпаховский проработал несколько лет. Все его постановки готовились артистами культбригады Маглага и Магаданского театра, а ставились на сцене последнего.

Первым спектаклем, который он поставил здесь в 1944 г., была комедия «Похищение Елены» Л. Вернеля. В ней приняли участие талантливые исполнители Ю. Э. Розенштраух (Кольцов), А. И. Демич, И. И. Мухина, Е. И. Тарасова и другие. Спектакль оформляли художники Л. Вегенер и А. Карпенко. В большинстве своем все они были заключенными, так как из названных только Ю. Э. Розенштраух в начале 1944 г. освободился из лагеря.

Спектакль «Похищение Елены» прошел с большим успехом. Это воодушевило Л. В. Варпаховского, и он задумал более грандиозную постановку. Теперь это была опера «Травиата» Д. Верди по роману А. Дюма-сына «Дама с камелиями» — первая опера на магаданской сцене, которая ставилась объединенными силами культбригады Маглага и Магаданского театра. И ее постановка уже в 1945 г. Л. В. Варпаховскому блестяще удалась. Выступление вольнонаемного певца Н. В. Антонова, заключенных Н. С. Артамонова (до ареста — солист Ленинградского академического театра оперы и балета), Т. Е. Яковлева (до ареста — солист ансамбля песни и пляски Центрального дома Красной Армии), особенно очаровательной И. С. Зискин произвело незабываемое впечатление на всех, кто присутствовал на премьере «Травиаты». А ее увидело все самое высокое начальство Дальстроя и Маглага.

В специально вышедшем выпуске «Бюллетеня» КВО (культурно-воспитательного отдела) Маглага отмечалось: «Культбригада Магаданского лагеря подготовила постановку оперы Верди «Травиата», которая с большим успехом идет на сцене Магаданского театра Дома культуры им. Горького. Большую творческую учебную работу пришлось проделать для этого. Режиссеру Варпаховскому удалось создать реалистический спектакль, верно выражающий основную идею романа А. Дюма (сына) «Дама с камелиями», на сюжет которой написана опера, и трогательные образы замечательной музыки Верди. Он разработал постановочный план, в очень короткий срок научил малоопытных в сценическом отношении исполнителей основам актерского искусства. Инструментовщик Кеше успешно переработал партитуру композитора, приспособив ее для малого симфонического состава. Художники Вегенер и Шухаева создали декорации и костюмы, соответствующие эпохе и выражающие настроение развивающейся в спектакле драмы. Музыкальные педагоги Грязнова и Артамонов обучили молодые кадры артистов, добившись большой выразительности музыкального исполнения».

Сегодня трудно сказать, кому из лагерного начальства или из репрессированных театральных кадров принадлежала такая вот оценка «Травиаты». Вне всякого сомнения, она была заслуженной, выстраданной уже известными и только что зажигавшимися «звездами» Маглага. Но если под рецензией в названном «Бюллетене» не стояла фамилия автора, то в вышедшей затем в газете «Советская Колыма» статье «Опера в Магадане» она имелась — Б. Мельников. Хочется для сравнения привести и из нее отрывок. «Постановка «Травиаты», — отмечал автор газетной публикации, — явилась для всех, любящих театр, радостным событием. Она вполне оправдала надежды тех, кто верил в творческие силы Магаданского театра. В процессе подготовки к спектаклю театр вырастил из любителей артистов, обладающих профессиональным мастерством. Такова исполнительница ведущей в этой опере партии Виолетты. Обладая хорошим колоратурным сопрано большого диапазона и приятного тембра, она не только овладела партией, но и создала убедительный сценический образ любящей и страдающей женщины. В сценическом истолковании оперы постановщик сумел проявить самостоятельность и творческую смелость... Им взята установка на зрелищность, театральность, которая успешно компенсирует недостаток в виртуозности в исполнении. Он последовательно стремится к реализму, к правдивой мотивировке всех мизансцен, имея перед собой, конечно, такие образцы, как оперная студия Станиславского... Об исполнителях, кроме Виолетты, можно сказать, что они лучше справились с вокальной стороной роли, нежели с «игрой». Партия Жермона в исполнении Н. В. Антонова является наиболее убедительной в спектакле. В отделке образа сказывается высокая вокальная культура и опыт этого артиста. Стоит отметить исполнение небольшой роли врача. Красочный театральный образ создает исполнитель роли Гастона. Хорошо сделана небольшая роль служанки. Вторая ведущая партия спектакля — Альфреда — к сожалению, не нашла достойного исполнителя, который обладал бы обаянием, сценическим темпераментом и вокальным мастерством, необходимым для создания этого образа. Недостатки отдельных исполнителей искупаются хорошо поставленными массовыми сценами — хором, балетом (постановщик И. А. Андреев) и хорошим оркестром (дирижер П. З. Ладирдо)... Оформление спектакля отличается простотой конструкции, светлыми и чистыми красками, которые хорошо раскрывают дух этой лирической оперы». Прочитав эту оценку, наглядно видишь, что в отличие от рецензии «Бюллетеня» КВО Маглага у Б. Мельникова названы фамилии только вольнонаемных актеров и работников Магаданского театра. В то же время Л. В. Варпаховский проходит в ней просто «постановщиком», И. С. Зискин — «исполнительницей партии Виолетты», Н. С. Артамонов — «исполнителем партии Гастона», Т. Е. Яковлев — Альфредом и т. д. Думается, что такое сокрытие не являлось тайной для тогдашних читателей «Советской Колымы» и они понимали, что в данном случае речь шла о заключенных актерах. Хотя, естественно, могли не знать и не знали их всех поименно, как не знал этого и сын Л. В. Варпаховского Федор. Однако позднее он писал: «Одной из наиболее значительных работ отца была постановка силами культбригады первой на Колыме оперы — «Травиаты» Верди. Этой работе суждено было сыграть особую роль в его жизни. К нему как бы приходит второе дыхание, его переполняют скованные раньше творческие и жизненные силы. Он пылко влюбляется в певицу, исполнявшую роль Виолетты, которая вскоре стала его спутницей и преданным другом до конца жизни».

В 1945 — 1946 гг. Л. В. Варпаховский поставил на сцене Магаданского театра еще четыре спектакля: «Преступление на улице Марата» А. Мариенгофа, «Мисс Гоббс» Джерома К. Джерома, «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малютина и «Черный тюльпан» И. Штрауса. 17 мая 1947 г. он был освобожден из заключения и уже вольнонаемным продолжил свою режиссерскую работу. Ее результатом стали спектакли «Марица» И. Кальмана, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Холопка» Н. Стрельникова, поставленные на сцене Магаданского театра, и спектакль «Человек с того света» В. Дыховичного и М. Слободского, поставленный на сцене студии окружкома профсоюза в поселке Усть-Омчуг.

А спустя пять месяцев после освобождения Л. В. Варпаховского опять арестовали. Сын его считал, что это произошло по доносу одного из самых известных артистов культбригады Маглага. «Артист этот, — рассказывал он, — имел заслуженно громкое имя и до своего ареста, и на Колыме, но был болезненно извращенным и нравственно разложившимся человеком. По его навету было составлено объемное обвинение, более чем достаточное для полновесного срока или даже «вышки».

Однако этого не произошло. Через некоторое время Л. В. Варпаховского отправили в уже знакомый ему Усть-Омчуг. Здесь в течение 5 лет он поставил еще 10 спектаклей и в 1949 г. наконец-то увиделся со своим 14-летним сыном, которого привезла в Магадан (как и своего сына) его сестра Ирина и который пробыл на Колыме до окончания средней школы. В 1953 г. на «материк» выехал и сам Л.В.Варпаховский. Он стал работать в Тбилисском театре имени А. С. Грибоедова, где сразу поставил чеховскую «Чайку». В феврале 1976 г. заслуженный деятель искусств Грузинской ССР и народный артист РСФСР Л.В.Варпаховский умер. К тому времени он имел и мировую известность.

Колыма.ru
Александр КОЗЛОВ, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН

Дата публикации: 29.03.2003
ВАРПАХОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ

29 марта 2003 г. исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося советского режиссера Леонида Викторовича Варпаховского. Его судьба была и счастливой, и трагичной, долгие годы связанной с Колымой, с Магаданским театром. Уже в конце жизни, преодолев многие испытания, Л. В. Варпаховский вспоминал: «Я успел окончить Московский университет, поработать театральным художником, был рецензентом, опубликовал несколько критических статей в «толстых» журналах и даже играл на ударных инструментах в джаз-оркестрах.

Но мечта стать режиссером по-прежнему не давала мне покоя». Возможно, эта мечта так бы и не осуществилась, однако путь к ней открылся для 25-летнего Л. В. Варпаховского после перехода из Московского театра сатиры в театр В. Э. Мейерхольда.

Принятый сюда на должность ученого секретаря, он стал выполнять не только свои непосредственные обязанности, но под руководством Всеволода Эмильевича постигал мастерство режиссуры. Все это наложило огромный отпечаток на все последующее театральное творчество Л. В. Варпаховского.

«С лета 1933 г., — вспоминал он, — начался почти трехлетний период моего близкого сотрудничества с Всеволодом Эмильевичем. Это было время постановок «Дамы с камелиями» А. Дюма, водевилей А. Чехова (спектакль назывался «Тридцать три обморока»), «Пиковой дамы» П. Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре и создание второй редакции «Горе от ума» А. Грибоедова. На протяжении всего этого периода я встречался с Мейерхольдом почти ежедневно не только на репитициях в театре, но и у него дома, где по вечерам (а иногда и по ночам) делалась вся подготовительная работа».

Такое тесное сотрудничество продолжалось бы и дальше, но оно было прервано 22 февраля 1936 г., когда Л. В. Варпаховского неожиданно арестовали по ложному доносу. На последующем заседании Особого совещания при НКВД СССР его приговорили к 4 годам ссылки в Казахстан. Вскоре после этого он оказался в составе Алма-Атинского государственного театра русской драмы, где осуществил постановку нескольких спектаклей. Однако 18 ноября 1937 г. он был вновь арестован и теперь уже осужден «за контрреволюционную агитацию» на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Аресту подверглась также его первая жена А. А. Миликовская. До сих пор точно неизвестно, была ли она расстреляна или погибла в одном из лагерей ГУЛАГа. Их сыну Федору в тот момент не было и трех лет. Мать ему заменила тетя — Ирина Викторовна.

После вторичного осуждения Л. В. Варпаховский был направлен в одно из подразделений Бамлага, а в сентябре 1940 г. этапирован на Колыму. Здесь он первоначально находился на общих работах в Чай-Урьинской долине, а уже во время Великой Отечественной войны оказался в культбригаде Севлага. Направление в эту культбригаду произошло при содействии работника культурно-воспитательного отдела В. Е. Фейгина и практически спасло Варпаховскому жизнь. Об этом Леонид Викторович никогда не забывал. Весной 1988 г., когда я еще работал в областном краеведческом музее, В. Е. Фейгин (проживавший тогда в Рязани) прислал мне письмо, которое получил от Л. В. Варпаховского 27 декабря 1965 г. «Несколько дней назад, — говорится в нем, — встретился в Ленинграде с Л. М. Туревским (работник Политуправления Дальстроя. — А. К.). Мы очень долго говорили о Вас, я рассказал ему о том, как Вы отнеслись ко мне в Ягодном и как благодаря этому состоялась наша с ним встреча сегодня в Ленинграде. Такое незабываемо! Вы с риском для себя спасли меня, и хочу надеяться, что в этом не раскаиваетесь. Во всяком случае, всей моей дальнейшей жизнью и работой я стремился к тому, чтобы этот свой поступок никогда себе в укор не ставили. Встреча с такими людьми, как Вы и Лев Моисеевич Туревский, помогла мне не опуститься духовно, продолжать себя считать человеком. Спасибо Вам, прекрасный и красивый человек!»

Находясь в бригаде Севлага с 1942 г., Л. В. Варпаховский принял участие в постановке спектаклей «Сталинград» и «Днепр бушует», автором которых был такой же, как и он, репрессированный А. С. Школьник, до ареста работавший завотделом редакции харьковской газеты «Ленинская смена». В первом спектакле (используя свой прежний опыт) Леонид Викторович выступил в качестве художника и композитора, во втором — только как художник. Переведенный затем в культбригаду Маглага, он приступил к постановке собственных спектаклей. Конечно, репертуар утверждало Политуправление Дальстроя и лагерное начальство, но постановка теперь зависела только от режиссера. В этом качестве Л. В. Варпаховский проработал несколько лет. Все его постановки готовились артистами культбригады Маглага и Магаданского театра, а ставились на сцене последнего.

Первым спектаклем, который он поставил здесь в 1944 г., была комедия «Похищение Елены» Л. Вернеля. В ней приняли участие талантливые исполнители Ю. Э. Розенштраух (Кольцов), А. И. Демич, И. И. Мухина, Е. И. Тарасова и другие. Спектакль оформляли художники Л. Вегенер и А. Карпенко. В большинстве своем все они были заключенными, так как из названных только Ю. Э. Розенштраух в начале 1944 г. освободился из лагеря.

Спектакль «Похищение Елены» прошел с большим успехом. Это воодушевило Л. В. Варпаховского, и он задумал более грандиозную постановку. Теперь это была опера «Травиата» Д. Верди по роману А. Дюма-сына «Дама с камелиями» — первая опера на магаданской сцене, которая ставилась объединенными силами культбригады Маглага и Магаданского театра. И ее постановка уже в 1945 г. Л. В. Варпаховскому блестяще удалась. Выступление вольнонаемного певца Н. В. Антонова, заключенных Н. С. Артамонова (до ареста — солист Ленинградского академического театра оперы и балета), Т. Е. Яковлева (до ареста — солист ансамбля песни и пляски Центрального дома Красной Армии), особенно очаровательной И. С. Зискин произвело незабываемое впечатление на всех, кто присутствовал на премьере «Травиаты». А ее увидело все самое высокое начальство Дальстроя и Маглага.

В специально вышедшем выпуске «Бюллетеня» КВО (культурно-воспитательного отдела) Маглага отмечалось: «Культбригада Магаданского лагеря подготовила постановку оперы Верди «Травиата», которая с большим успехом идет на сцене Магаданского театра Дома культуры им. Горького. Большую творческую учебную работу пришлось проделать для этого. Режиссеру Варпаховскому удалось создать реалистический спектакль, верно выражающий основную идею романа А. Дюма (сына) «Дама с камелиями», на сюжет которой написана опера, и трогательные образы замечательной музыки Верди. Он разработал постановочный план, в очень короткий срок научил малоопытных в сценическом отношении исполнителей основам актерского искусства. Инструментовщик Кеше успешно переработал партитуру композитора, приспособив ее для малого симфонического состава. Художники Вегенер и Шухаева создали декорации и костюмы, соответствующие эпохе и выражающие настроение развивающейся в спектакле драмы. Музыкальные педагоги Грязнова и Артамонов обучили молодые кадры артистов, добившись большой выразительности музыкального исполнения».

Сегодня трудно сказать, кому из лагерного начальства или из репрессированных театральных кадров принадлежала такая вот оценка «Травиаты». Вне всякого сомнения, она была заслуженной, выстраданной уже известными и только что зажигавшимися «звездами» Маглага. Но если под рецензией в названном «Бюллетене» не стояла фамилия автора, то в вышедшей затем в газете «Советская Колыма» статье «Опера в Магадане» она имелась — Б. Мельников. Хочется для сравнения привести и из нее отрывок. «Постановка «Травиаты», — отмечал автор газетной публикации, — явилась для всех, любящих театр, радостным событием. Она вполне оправдала надежды тех, кто верил в творческие силы Магаданского театра. В процессе подготовки к спектаклю театр вырастил из любителей артистов, обладающих профессиональным мастерством. Такова исполнительница ведущей в этой опере партии Виолетты. Обладая хорошим колоратурным сопрано большого диапазона и приятного тембра, она не только овладела партией, но и создала убедительный сценический образ любящей и страдающей женщины. В сценическом истолковании оперы постановщик сумел проявить самостоятельность и творческую смелость... Им взята установка на зрелищность, театральность, которая успешно компенсирует недостаток в виртуозности в исполнении. Он последовательно стремится к реализму, к правдивой мотивировке всех мизансцен, имея перед собой, конечно, такие образцы, как оперная студия Станиславского... Об исполнителях, кроме Виолетты, можно сказать, что они лучше справились с вокальной стороной роли, нежели с «игрой». Партия Жермона в исполнении Н. В. Антонова является наиболее убедительной в спектакле. В отделке образа сказывается высокая вокальная культура и опыт этого артиста. Стоит отметить исполнение небольшой роли врача. Красочный театральный образ создает исполнитель роли Гастона. Хорошо сделана небольшая роль служанки. Вторая ведущая партия спектакля — Альфреда — к сожалению, не нашла достойного исполнителя, который обладал бы обаянием, сценическим темпераментом и вокальным мастерством, необходимым для создания этого образа. Недостатки отдельных исполнителей искупаются хорошо поставленными массовыми сценами — хором, балетом (постановщик И. А. Андреев) и хорошим оркестром (дирижер П. З. Ладирдо)... Оформление спектакля отличается простотой конструкции, светлыми и чистыми красками, которые хорошо раскрывают дух этой лирической оперы». Прочитав эту оценку, наглядно видишь, что в отличие от рецензии «Бюллетеня» КВО Маглага у Б. Мельникова названы фамилии только вольнонаемных актеров и работников Магаданского театра. В то же время Л. В. Варпаховский проходит в ней просто «постановщиком», И. С. Зискин — «исполнительницей партии Виолетты», Н. С. Артамонов — «исполнителем партии Гастона», Т. Е. Яковлев — Альфредом и т. д. Думается, что такое сокрытие не являлось тайной для тогдашних читателей «Советской Колымы» и они понимали, что в данном случае речь шла о заключенных актерах. Хотя, естественно, могли не знать и не знали их всех поименно, как не знал этого и сын Л. В. Варпаховского Федор. Однако позднее он писал: «Одной из наиболее значительных работ отца была постановка силами культбригады первой на Колыме оперы — «Травиаты» Верди. Этой работе суждено было сыграть особую роль в его жизни. К нему как бы приходит второе дыхание, его переполняют скованные раньше творческие и жизненные силы. Он пылко влюбляется в певицу, исполнявшую роль Виолетты, которая вскоре стала его спутницей и преданным другом до конца жизни».

В 1945 — 1946 гг. Л. В. Варпаховский поставил на сцене Магаданского театра еще четыре спектакля: «Преступление на улице Марата» А. Мариенгофа, «Мисс Гоббс» Джерома К. Джерома, «Дорога в Нью-Йорк» Л. Малютина и «Черный тюльпан» И. Штрауса. 17 мая 1947 г. он был освобожден из заключения и уже вольнонаемным продолжил свою режиссерскую работу. Ее результатом стали спектакли «Марица» И. Кальмана, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Холопка» Н. Стрельникова, поставленные на сцене Магаданского театра, и спектакль «Человек с того света» В. Дыховичного и М. Слободского, поставленный на сцене студии окружкома профсоюза в поселке Усть-Омчуг.

А спустя пять месяцев после освобождения Л. В. Варпаховского опять арестовали. Сын его считал, что это произошло по доносу одного из самых известных артистов культбригады Маглага. «Артист этот, — рассказывал он, — имел заслуженно громкое имя и до своего ареста, и на Колыме, но был болезненно извращенным и нравственно разложившимся человеком. По его навету было составлено объемное обвинение, более чем достаточное для полновесного срока или даже «вышки».

Однако этого не произошло. Через некоторое время Л. В. Варпаховского отправили в уже знакомый ему Усть-Омчуг. Здесь в течение 5 лет он поставил еще 10 спектаклей и в 1949 г. наконец-то увиделся со своим 14-летним сыном, которого привезла в Магадан (как и своего сына) его сестра Ирина и который пробыл на Колыме до окончания средней школы. В 1953 г. на «материк» выехал и сам Л.В.Варпаховский. Он стал работать в Тбилисском театре имени А. С. Грибоедова, где сразу поставил чеховскую «Чайку». В феврале 1976 г. заслуженный деятель искусств Грузинской ССР и народный артист РСФСР Л.В.Варпаховский умер. К тому времени он имел и мировую известность.

Колыма.ru
Александр КОЗЛОВ, старший научный сотрудник лаборатории истории и археологии СВКНИИ ДВО РАН

Дата публикации: 29.03.2003