ОСТРОВСКИЙ У СЕБЯ ДОМА
В рамках ХI Всероссийского театрального фестиваля
«Островский в Доме Островского», который ежегодно проводит Малый театр, показали свои замечательные спектакли театры из Казани и Северска.
Хотелось бы обратить внимание на любопытное то ли совпадение, то ли заранее придуманный ход: фестиваль открывался тремя сыгранными подряд спектаклями по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты». Первый принадлежал хозяевам Малого театра – идущий здесь не один год в постановке Владимира Бейлиса, где главным действующим лицом был Виктор Коршунов в образе Крутицкого, откровенно глупого и амбициозного начальника. С нелепыми усами, в тельняшке, с гирями в руках, он словно аккумулировал своеобразный портрет общества, в которое так стремится попасть Егор Глумов. Думаю, что замечательный артист Борис Клюев, играющий эту роль сегодня, лепит Крутицкого иначе, но наверняка остро и интересно...
Спектакль Казанского русского Большого драматического театра имени Качалова называется «Глумов» – и это очень точно, потому что Александр Славутский вытраивает действие подобно карусели, где Глумов (Илья Славутский) становится стержнем, вокруг которого вращается пестрая конструкция недочеловеков, погрязших в пороках, суевериях и равнодушии. Спектакль удивительно красив (сценография Александра Патракова): снег, кружащиеся пары в белоснежных одеждах, томительная и эмоционально сильно действующая музыка цирка «Дю Солей». При этом главная мысль подчеркнута крупно и резко: сегодняшним Глумовым несть числа, и общество, не скрывая этого, нуждается в них – жестких, угодливых, любой ценой лезущих наверх, потому что нынешнее бытие держится именно на таких людях... Конечно, в спектакле солирует Илья Славутский – его Глумов молод, невероятно обаятелен, циничен, умен, жесток. Он умело манипулирует женщинами, начиная с собственной матери (Лидия Огарева) и заканчивая отнюдь не юной Турусиной (Светлана Романова). «Глумов» Казанского БДТ – спектакль очень стильный, продуманный до мелочей, с отчетливо выраженной режиссерской мыслью.
То же можно сказать и о спектакле «Последняя жертва» Северского театра для детей и юношества (Томская область) в четкой режиссуре Натальи Корляковой. Жанр определен театром как «страстное танго в двух действиях». Корлякова прочитала историю, рассказанную Островским, как современное и трагическое повествование о любви молодой вдовы Юлии Тугиной (Татьяна Угрюмова) к человеку пустому, не стоящему столь высоких чувств. Сценография спектакля проста и выразительна: гигантская паутина в глубине сцены, огромные счеты, словно знак мира купли-продажи. Ведь оскорбленная Дульчиным Юлия будет страдать как женщина, но еще больше горевать из-за истраченных на него денег. Ее брак с Прибытковым окажется поступком двойственным – разумеется, она оценила его благородство и широту души, но и жить в нищете тоже не сумеет. Вот эта двойственность и становится очень важным уроком изысканно-красивого спектакля Корляковой: в наших душах давно поселились «счеты», на которых мы осознанно или неосознанно прикидываем свой расчет даже в минуты очень искреннего страдания...
Эти два спектакля в рамках фестиваля еще раз продемонстрировали, что Островский является для русского театра не только знаковой фигурой, но и необходимой. Сегодня он говорит с нами о нас – какими мы становимся под давлением обстоятельств, что в нас не изменилось за полтора столетия. Наверное, это очень важно ощутить, услышать и понять. В первую очередь для того, чтобы жила русская культура, великая и святая.
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
«Трибуна», 6 мая 2010 года