Новости

Я — ПАМЯТНИК СЕБЕ

Я — ПАМЯТНИК СЕБЕ

«Сон героини». Малый театр

Это, конечно же, чистое совпадение, но аккурат к 140-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата в Малом театре появился спектакль «Сон героини», где имя Ленина употребляется отнюдь не всуе. Пьеса Александра Галина, его же, как это ныне повелось, и постановка. Пьеса, кстати, была написана некоторое время назад, так что «датские» вопросы отменяются, да и масштаб не тот.

Тут речь, конечно, не столько о самом Владимире Ильиче, сколько о том, как его «художественный образ» наложил отпечаток на реальные актерские судьбы. В роли актера Шубина – Юрий Каюров, который, как известно, не раз и не два изображал вождя на сцене и экране. И делал это не только достоверно, но и весьма художественно. Заявка весьма «вкусная», не так ли? К тому же мотивы ностальгического «ретро» (а именно с этой одноименной пьесой Галин некогда дебютировал как драматург в Малом театре) сегодня весьма актуальны и звучат на каждом шагу.

Александр Галин, без сомнения, — мастер психологических историй, где человеческие судьбы и всегда-то были вписаны в контекст времени. Но вот в последние годы он стал смотреть на отраженный в пьесе мир уж слишком широко. Так что поневоле вспоминается фраза из классика: широк русский человек, я бы сузил. В «Сне героини» столько заявок, тем и сюжетов, что материала хватило бы, как минимум, на три полноценных спектакля. А в одно сценическое действо, длящееся менее двух часов, все это явно не вмещается. В результате получается некий пазл, где остается слишком много пустых мест, чтобы сложилась более-менее внятная картинка-история. Многочисленные истории эти подчас начинаются и не развиваются, бросаются на полпути, не доходя до логического конца.
Объединяющий сюжет — съемки некоего современного триллера, где героине во сне является Памятник вождю. Сыграть его приглашают старого и всеми забытого, проживающего ныне в Доме ветеранов сцены актера Шубина (Юрий Каюров), который некогда играл вождя живого. Чрезвычайно серьезно подошедший к делу, он в результате оказывается никем не узнан и никому не нужен, кроме прежнего знакомого, гримера Горячева (Владимир Носик). Съемки фильма почему-то идут на московских крышах (сценография Марии Митрофановой). Хотя на самом деле открытое пространство сцены с колосниками, лесенками и переходами может символизировать и театральное закулисье. Отсюда уже растет первая тема: современный хаотичный, циничный и дилетантский процесс театрального и кинопроизводства противопоставляется тому, что было «в наше время». Ассистенты-помощники-осветители (Л.Милюзина, Д.Подгорная, Ф. Марцевич и П.Жихарев) бестолково мельтешат на сцене, переругиваясь в телефоны и рации, мало понимая при этом, во имя чего вся эта суета. И замечательный контраст: Шубин — Каюров и Горячев — Носик тут же начинают импровизированную и добровольную репетицию, копая «вглубь» в поисках формы и содержания, хотя последнее в новом фильме и не ночевало. Ну и, естественно, назидательно вспоминают о том, как все это было раньше.

Ну а коль зашла речь о Ленине-персонаже, старики тут же запускают тему номер два: анализ времени и личности в истории. А поскольку роль Памятника вождю играет Юрий Каюров, то как не порассуждать на тему третью: былого актерского «социального» величия и нынешнего полного забвения. Кстати, Каюрову, наверное, было что сказать об этом и помимо авторского текста, основываясь на личном опыте. Правда, по счастью, этому замечательному актеру явно повезло, и многолетний «образ вождя» абсолютно не затмил прочего его творчества. Он и сегодня куда как хорош, и не только в «Сне героини», но и в «Горе от ума» Сергея Женовача, например. Эпизод, а как долго помнится! Впрочем, актерский дуэт не стоит разбивать, отдав должное и Владимиру Носику. К ним-то претензии вряд ли стоит предъявлять, они работают весьма честно и профессионально, даже на таком отрывочно-фрагментарном авторском материале. И вот эти «исторические» воспоминания — лучшее в спектакле. Они полны грусти и юмора, особенно когда Шубин — Каюров по старинке «оживляет» своего давнего персонажа, а бутафорская голова Ленина в портретном гриме словно бы оценивает все это со стороны.

Но и этого драматургу показалось мало. И он начинает играть на мелодраматических струнах. Оказывается, Горячев воспитывает дочь Шубина, о которой он вроде бы не знает (или не хочет знать), а у одинокого актера, оказывается, есть уже и внуки. Внучка Аня — Милюзина даже бегает рядом на съемочной площадке, ничего не подозревая о «втором» дедушке. Только и этот сюжет заявлен да и брошен, а что там дальше случится, никому неведомо. Во всяком случае, мелодрама здесь уж явно кажется лишней.

Кстати, именно это многослойное и распадающееся содержание, наверное, и помешало режиссеру Александру Галину. Будь на его месте другой профессионал, умеющий скрыть смысловые недочеты в блестящей театральной форме, дело, может быть, и выгорело бы. Но Малый театр подобной режиссуры избегает, предпочитая крупные актерские планы. Поэтому в «Сне героини» все спасает именно актерский дуэт Каюрова и Носика. Когда же они на время отходят на второй план, все прочее становится невнятным и необязательным. А для современного театра, будь он даже самим Малым, одних спонтанных актерских «чувств» все же недостаточно. Нужен некий режиссерский стержень, на который последовательно и точно нанижутся все сценические составляющие. Поэтому здесь открытий не случилось, а то, что актеры в Малом театре хороши, — положение, не требующее доказательств.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура», 22 апреля 2010 года

Дата публикации: 26.04.2010
Я — ПАМЯТНИК СЕБЕ

«Сон героини». Малый театр

Это, конечно же, чистое совпадение, но аккурат к 140-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата в Малом театре появился спектакль «Сон героини», где имя Ленина употребляется отнюдь не всуе. Пьеса Александра Галина, его же, как это ныне повелось, и постановка. Пьеса, кстати, была написана некоторое время назад, так что «датские» вопросы отменяются, да и масштаб не тот.

Тут речь, конечно, не столько о самом Владимире Ильиче, сколько о том, как его «художественный образ» наложил отпечаток на реальные актерские судьбы. В роли актера Шубина – Юрий Каюров, который, как известно, не раз и не два изображал вождя на сцене и экране. И делал это не только достоверно, но и весьма художественно. Заявка весьма «вкусная», не так ли? К тому же мотивы ностальгического «ретро» (а именно с этой одноименной пьесой Галин некогда дебютировал как драматург в Малом театре) сегодня весьма актуальны и звучат на каждом шагу.

Александр Галин, без сомнения, — мастер психологических историй, где человеческие судьбы и всегда-то были вписаны в контекст времени. Но вот в последние годы он стал смотреть на отраженный в пьесе мир уж слишком широко. Так что поневоле вспоминается фраза из классика: широк русский человек, я бы сузил. В «Сне героини» столько заявок, тем и сюжетов, что материала хватило бы, как минимум, на три полноценных спектакля. А в одно сценическое действо, длящееся менее двух часов, все это явно не вмещается. В результате получается некий пазл, где остается слишком много пустых мест, чтобы сложилась более-менее внятная картинка-история. Многочисленные истории эти подчас начинаются и не развиваются, бросаются на полпути, не доходя до логического конца.
Объединяющий сюжет — съемки некоего современного триллера, где героине во сне является Памятник вождю. Сыграть его приглашают старого и всеми забытого, проживающего ныне в Доме ветеранов сцены актера Шубина (Юрий Каюров), который некогда играл вождя живого. Чрезвычайно серьезно подошедший к делу, он в результате оказывается никем не узнан и никому не нужен, кроме прежнего знакомого, гримера Горячева (Владимир Носик). Съемки фильма почему-то идут на московских крышах (сценография Марии Митрофановой). Хотя на самом деле открытое пространство сцены с колосниками, лесенками и переходами может символизировать и театральное закулисье. Отсюда уже растет первая тема: современный хаотичный, циничный и дилетантский процесс театрального и кинопроизводства противопоставляется тому, что было «в наше время». Ассистенты-помощники-осветители (Л.Милюзина, Д.Подгорная, Ф. Марцевич и П.Жихарев) бестолково мельтешат на сцене, переругиваясь в телефоны и рации, мало понимая при этом, во имя чего вся эта суета. И замечательный контраст: Шубин — Каюров и Горячев — Носик тут же начинают импровизированную и добровольную репетицию, копая «вглубь» в поисках формы и содержания, хотя последнее в новом фильме и не ночевало. Ну и, естественно, назидательно вспоминают о том, как все это было раньше.

Ну а коль зашла речь о Ленине-персонаже, старики тут же запускают тему номер два: анализ времени и личности в истории. А поскольку роль Памятника вождю играет Юрий Каюров, то как не порассуждать на тему третью: былого актерского «социального» величия и нынешнего полного забвения. Кстати, Каюрову, наверное, было что сказать об этом и помимо авторского текста, основываясь на личном опыте. Правда, по счастью, этому замечательному актеру явно повезло, и многолетний «образ вождя» абсолютно не затмил прочего его творчества. Он и сегодня куда как хорош, и не только в «Сне героини», но и в «Горе от ума» Сергея Женовача, например. Эпизод, а как долго помнится! Впрочем, актерский дуэт не стоит разбивать, отдав должное и Владимиру Носику. К ним-то претензии вряд ли стоит предъявлять, они работают весьма честно и профессионально, даже на таком отрывочно-фрагментарном авторском материале. И вот эти «исторические» воспоминания — лучшее в спектакле. Они полны грусти и юмора, особенно когда Шубин — Каюров по старинке «оживляет» своего давнего персонажа, а бутафорская голова Ленина в портретном гриме словно бы оценивает все это со стороны.

Но и этого драматургу показалось мало. И он начинает играть на мелодраматических струнах. Оказывается, Горячев воспитывает дочь Шубина, о которой он вроде бы не знает (или не хочет знать), а у одинокого актера, оказывается, есть уже и внуки. Внучка Аня — Милюзина даже бегает рядом на съемочной площадке, ничего не подозревая о «втором» дедушке. Только и этот сюжет заявлен да и брошен, а что там дальше случится, никому неведомо. Во всяком случае, мелодрама здесь уж явно кажется лишней.

Кстати, именно это многослойное и распадающееся содержание, наверное, и помешало режиссеру Александру Галину. Будь на его месте другой профессионал, умеющий скрыть смысловые недочеты в блестящей театральной форме, дело, может быть, и выгорело бы. Но Малый театр подобной режиссуры избегает, предпочитая крупные актерские планы. Поэтому в «Сне героини» все спасает именно актерский дуэт Каюрова и Носика. Когда же они на время отходят на второй план, все прочее становится невнятным и необязательным. А для современного театра, будь он даже самим Малым, одних спонтанных актерских «чувств» все же недостаточно. Нужен некий режиссерский стержень, на который последовательно и точно нанижутся все сценические составляющие. Поэтому здесь открытий не случилось, а то, что актеры в Малом театре хороши, — положение, не требующее доказательств.

Ирина АЛПАТОВА
«Культура», 22 апреля 2010 года

Дата публикации: 26.04.2010