Новости

65 ЛЕТ ПАМЯТИ

65 ЛЕТ ПАМЯТИ

Предлагаем вниманию посетителей сайта статью Владимира Михайловича Иткина – механика эскадрильи «Малый театр – фронту», посвященную подвигу его боевого товарища старшего лейтенанта Вячеслава Федотовича Бушмина

В конце прошлого года мне позвонили из совета ветеранов и попросили написать небольшую заметку о боевой жизни времен войны для готовящегося районного альманаха к 65-летию Победы. Фронтовая жизнь это, в первую очередь, очень тяжелая и требующая максимального напряжения всех сил и способностей человека работа, тем более, что происходит все в экстремальных и опасных условиях. И я подумал: о чем повествовать? Многое из того, что осталось на сегодня в памяти, показалось мелким и незначительным. И посему я решил передать здесь рассказ, который я услышал из уст очевидца.

В марте 1945 года на аэродроме Юргайтчен /Канаш/ в Восточной Пруссии /Калининградская область/, вечером после окончания вылетов, я подошел к группе вояк, которые оживленно общались с ранее пропавшим летчиком нашего 909 ИАП. Оказалось, что он был подбит и пленен с еще одним нашим летчиком. Посадили их в помещение гауптвахты военного аэродрома Хайлигенбайль /Мамоново/. Через некоторое время они оба сумели сбежать и после скитаний перейти линию фронта и, пройдя проверку, вернуться в полк. Все, что он рассказывал об их похождениях, я опускаю. Здесь я воспроизведу только то, что они видели из окна гауптвахты, а именно, беспримерный подвиг.

18 февраля 1945 года 909 ИАП и 409 ИАП (то есть оба полка нашей 130 ИАД), при очень низкой облачности поднялись с аэродрома Инстербург /Черняховск/ и вылетели с заданием нанести бомбовый удар по немецкому аэродрому Хайлигенбайль. Здесь я должен дать некоторое разъяснение: 909 ИАП был укомплектован самолетами ЯК-9Б, которые были не только истребителями, но и бомбардировщиками. 909 ИАП бомбил, а 409 ИАП прикрывал.



В составе 909 ИАП была эскадрилья, построенная на деньги Малого театра, с надписью на борту «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ». Командиром ее был старший лейтенант Виктор Мелихов, а штурманом – старший лейтенант Вячеслав Бушмин или, как его все звали, Слава. Оба из этого полета не вернулись. Где зарылся самолет Виктора Мелихова не известно, самолет же Бушмина был подбит, и Слава совершил вынужденную посадку на разбитую нашими бомбами полосу. Когда он остановился, к самолету с разных сторон побежали немцы. Слава освободился от парашюта, достал свой ТТ и выпустил в подбегавших все пули, кроме последней, которую пустил себе в висок... Я определил его подвиг, как беспримерный. И в данном случае это так, ибо рассказывал это человек, до последнего надеявшийся на «повезет» и оказавшийся правым, в то время как Славе дорога была его не жизнь, а неистребимое желание нанести максимальный урон ВРАГУ и его ненависть и невозможность сдаться живым.

Немецкое командование решило использовать этот героический поступок с воспитательной целью для своих вояк. Советский летчик – старший лейтенант Вячеслав Федотович Бушмин был предан земле перед военным строем со всеми военными почестями и оружейным салютом. А немцы после этого пришли на гауптвахту и показали своим пленникам орден Красного знамени, снятый у Бушмина, выражая уважение к его поступку. (Рассказчик говорил и об ордене Ленина, но я не имею официальных данных о его награждении им. Сей вопрос требует отдельного исследования.) Могила его была персонифицирована. Это дало возможность перезахоронить его в братскую могилу города Мамоново, где установлен мемориальный комплекс погибшим советским солдатам. Его имя увековечено на одной из черных мраморных плит комплекса. Жизнь распорядилась так, что он оказался в числе очень немногих погибших летчиков, кто имеет могилу, на которых указано имя того, кто в ней лежит.


Дата публикации: 25.03.2010
65 ЛЕТ ПАМЯТИ

Предлагаем вниманию посетителей сайта статью Владимира Михайловича Иткина – механика эскадрильи «Малый театр – фронту», посвященную подвигу его боевого товарища старшего лейтенанта Вячеслава Федотовича Бушмина

В конце прошлого года мне позвонили из совета ветеранов и попросили написать небольшую заметку о боевой жизни времен войны для готовящегося районного альманаха к 65-летию Победы. Фронтовая жизнь это, в первую очередь, очень тяжелая и требующая максимального напряжения всех сил и способностей человека работа, тем более, что происходит все в экстремальных и опасных условиях. И я подумал: о чем повествовать? Многое из того, что осталось на сегодня в памяти, показалось мелким и незначительным. И посему я решил передать здесь рассказ, который я услышал из уст очевидца.

В марте 1945 года на аэродроме Юргайтчен /Канаш/ в Восточной Пруссии /Калининградская область/, вечером после окончания вылетов, я подошел к группе вояк, которые оживленно общались с ранее пропавшим летчиком нашего 909 ИАП. Оказалось, что он был подбит и пленен с еще одним нашим летчиком. Посадили их в помещение гауптвахты военного аэродрома Хайлигенбайль /Мамоново/. Через некоторое время они оба сумели сбежать и после скитаний перейти линию фронта и, пройдя проверку, вернуться в полк. Все, что он рассказывал об их похождениях, я опускаю. Здесь я воспроизведу только то, что они видели из окна гауптвахты, а именно, беспримерный подвиг.

18 февраля 1945 года 909 ИАП и 409 ИАП (то есть оба полка нашей 130 ИАД), при очень низкой облачности поднялись с аэродрома Инстербург /Черняховск/ и вылетели с заданием нанести бомбовый удар по немецкому аэродрому Хайлигенбайль. Здесь я должен дать некоторое разъяснение: 909 ИАП был укомплектован самолетами ЯК-9Б, которые были не только истребителями, но и бомбардировщиками. 909 ИАП бомбил, а 409 ИАП прикрывал.



В составе 909 ИАП была эскадрилья, построенная на деньги Малого театра, с надписью на борту «МАЛЫЙ ТЕАТР ФРОНТУ». Командиром ее был старший лейтенант Виктор Мелихов, а штурманом – старший лейтенант Вячеслав Бушмин или, как его все звали, Слава. Оба из этого полета не вернулись. Где зарылся самолет Виктора Мелихова не известно, самолет же Бушмина был подбит, и Слава совершил вынужденную посадку на разбитую нашими бомбами полосу. Когда он остановился, к самолету с разных сторон побежали немцы. Слава освободился от парашюта, достал свой ТТ и выпустил в подбегавших все пули, кроме последней, которую пустил себе в висок... Я определил его подвиг, как беспримерный. И в данном случае это так, ибо рассказывал это человек, до последнего надеявшийся на «повезет» и оказавшийся правым, в то время как Славе дорога была его не жизнь, а неистребимое желание нанести максимальный урон ВРАГУ и его ненависть и невозможность сдаться живым.

Немецкое командование решило использовать этот героический поступок с воспитательной целью для своих вояк. Советский летчик – старший лейтенант Вячеслав Федотович Бушмин был предан земле перед военным строем со всеми военными почестями и оружейным салютом. А немцы после этого пришли на гауптвахту и показали своим пленникам орден Красного знамени, снятый у Бушмина, выражая уважение к его поступку. (Рассказчик говорил и об ордене Ленина, но я не имею официальных данных о его награждении им. Сей вопрос требует отдельного исследования.) Могила его была персонифицирована. Это дало возможность перезахоронить его в братскую могилу города Мамоново, где установлен мемориальный комплекс погибшим советским солдатам. Его имя увековечено на одной из черных мраморных плит комплекса. Жизнь распорядилась так, что он оказался в числе очень немногих погибших летчиков, кто имеет могилу, на которых указано имя того, кто в ней лежит.


Дата публикации: 25.03.2010