Новости

«МАЛЫЙ ТЕАТР НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

«МАЛЫЙ ТЕАТР НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

В преддверии празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы начинаем публикацию книги «Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны», подготовленной сотрудниками Малого театра и изданной в 1949 году. Сегодня вы можете прочитать предисловие к этой книге, написанное тогдашним директором Малого театра Леонидом Шаповаловым.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В апреле 1919 года в двадцатом номере «Вестника театра» было опубликовано постановление Совета рабоче-крестьянской обороны за подписью В. И. Ленина, в котором говорилось:
«В целях упорядочения культурно-просветительной работы во фронтовой и тыловой частях Красной Армии и всемерного развития деятельности по обслуживанию войсковых частей в области театра и других зрелищ, Совет рабоче-крестьянской обороны постановляет: Все граждане РСФСР, без различия пола и возраста, принадлежащие к числу сценических и театральных работников, подлежат точному учету на предмет возможности использования их по обслуживанию фронта и тыла Красной армии по профессии».
Это постановление свидетельствует о том, что уже с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции советское правительство и коммунистическая партия — партия Ленина — Сталина — рассматривали Красную Армию, как неотъемлемую, органическую часть нашего великого советского народа, и считали необходимым интенсивное приобщение широких красноармейских масс к культуре и искусству.
Прямым следствием культурной работы в Красной Армии, начатой еще в годы гражданской войны, явилось то, что уже в годы первых сталинских пятилеток Красная Армия страны Советов представляла собою не только военную, но и мощную культурную силу.
С другой стороны, приведенное постановление Совета рабоче-крестьянской обороны явилось выражением большого доверия к молодой тогда армии работников советского искусства, на которых возлагалась почетная задача культурно-просветительной работы на фронте и в тыловых частях Красной Армии.
В Московском Малом театре призыв партии и правительства нашел горячий отклик. Это вполне понятно, ибо традиция общественного служения передового русского демократического искусства, заглохшая было в тяжелые годы предреволюционной реакции, с особою силою проявилась в первые же дни Октября.
Еще в Отечественную войну 1812 года артисты московской «казенной» труппы призывали с подмостков Арбатского театра к спасению «страны Российской чести». А теперь — в годы гражданской войны — национальный патриотизм русских актеров выступал уже в соединении с высоким революционным пафосом.
Вот как отзывался А. В. Луначарский об одном из спектаклей Малого театра, поставленном в 1918 году:
«Я никогда не забуду тот спектакль, на котором вся зала была наполнена проходившим через Москву на запад полком из красноармейцев-крестьян, набранных в захолустных уездах Заволжья. С огромным, каким-то подавленным вниманием, а в вершительном моменте даже со слезами, смотрели красные солдаты на внезапно раскрывшееся перед ними зрелище. И оно было им, вероятно, совершенно доступно по всем четким приемам искусства, родного им по обычной для них действительности и вместе с тем уносившего их на крыльях понятного языка и понятных образов высоко над обычным уровнем их переживаний».
В сезоне 1918/19 года артисты Малого театра дали около ста семидесяти выездных спектаклей, значительная часть которых состоялась в красноармейских частях, и с этого момента устанавливается теснейшая и нерушимая связь артистов Малого театра с доблестными защитниками Родины.
* * *
В течение года, предшествовавшего началу Великой Отечественной войны советского народа против германского фашизма, артисты Малого театра с огромным подъемом вели работу по художественному обслуживанию воинских частей Красной Армии, расположенных на территории освобожденной земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Поездки в Армию и общение с ее славными бойцами и командирами воодушевляли артистов, как граждан, обогащали их, как художников, и давали возможность актерской молодежи повышать свое мастерство, выступая перед прекрасной, отзывчивой аудиторией.
В отчете об одной из таких проведенных поездок заслуженный деятель искусств Л. Прозоровский писал:
«В этом году на долю работников нашего театра выпала особенно почетная задача. Политическое управление Наркомата Обороны направило военно-шефскую бригаду Малого театра в Белорусский особый военный округ, части которого еще так недавно вписали блестящие страницы в боевую историю нашей славной непобедимой Рабоче-Крестьянской Красной Армии. И когда мы после своих спектаклей и концертов выходили приветствовать наших зрителей и видели многих с орденами на груди, наши сердца еще больше пылали горячей любовью к родной армии, и мы восторженно аплодировали беззаветно храбрым и преданным родине героям, освободителям наших братьев — рабочих и крестьян Западной Белоруссии и Западной Украины. Сознание, что на сей раз мы играли перед такой особенной аудиторией, вселяло в каждого из нас неиссякаемую бодрость» (Многотиражка «Малый театр», 29 июня 1940 г.).
И вот, в субботу 21 июня 1941 года очередная военно-шефская бригада Малого театра в составе заслуженного артиста РСФСР Н. А. Анненкова, артистов В. И. Грызунова, Л. П. Меркуловой, М. С. Дымовой, Е. С. Кузнецовой, Л. Н. Назаровой, А. А. Пироцкой и Н. И. Розановой давала очередной концерт в красноармейских лагерях, расположенных неподалеку от Ковеля (Западная Украина). Концерт был прерван, так как командование получило известие о надвинувшейся опасности. Слушатели — бойцы и командиры Красной Армии — сразу же после концерта вступили в войну. Актеры оказались на фронте и испытали на себе всю тяжесть фронтовой обстановки самых первых военных дней. Это была первая «стихийно» возникшая фронтовая бригада Малого театра.
Другая группа актеров Малого театра — народная артистка СССР В. Н. Пашенная, заслуженные артисты РСФСР С. Б. Межинекий, Н. А. Соловьев, Г. И. Ковров, заслуженная артистка МАССР Н. О. Григоровская, артисты А. П. Короткое и В. А. Обухова — находилась в городе Сталине 24, 25 и 26 июня они выезжали на многие шахты Донбасса, выступая с концертами перед уходящими на фронт горняками.
В Москве был организован к этому времени штаб военно-шефской работы Малого театра, сразу же приступивший к интенсивной работе по организации выступлений актеров на призывных участках, агитпунктах вокзалов, а несколько позднее и в госпиталях.
В период времени с 23 июня по 21 июля 1941 года бригады Малого театра проводили в Москве по пять-семь выступлений ежедневно. Число это несколько уменьшилось после 21 июля, так как воздушные тревоги снизили «маневренность» концертных бригад. Но и в последующие месяцы, вплоть до момента эвакуации Малого театра в Челябинск, среднее число ежедневных шефских концертов было не менее трех. Активное участие в этих концертах принимали народные артисты В. Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, К. А. Зубов и многие другие.
В августе 1941 года состоялись первые организованные поездки актеров Малого театра по фронтам Отечественной войны. Заслуженный артист РСФСР С. Б. Межинский вместе с артистом А. П. Коротковым выехали по маршруту Москва — Можайск — Бородино — Верея, Гжатск — Вязьма — Белый и затем на передовые позиции, обслужив при этом конников корпуса легендарного героя Доватора.
В октябре 1941 года решением правительства Малый театр был эвакуирован в Челябинск, где продолжал свою военно-шефскую работу с возрастающей интенсивностью.
К 24-й годовщине Красной Армии выехали на фронт народный артист СССР П. М. Садовский, народная артистка РСФСР Е. Н. Гоголева, заслуженный артист РСФСР И. В. Ильинский, артисты В. Н. Аксенов, Б. Н. Гапонцев, М. Л. Спивак, А. А. Пироцкая, М. Н. Алексии, режиссер С. И. Каминка. С этого времени началось регулярное обслуживание фронта концертными бригадами Малого театра.
Следующая фронтовая бригада, возглавлявшаяся народным артистом РСФСР М. Ф. Лениным, обслуживала воздушные, танковые и зенитные части Московского и Северо-Западного фронтов с 8 по 31 мая 1942 года. В составе этой бригады были народный артист СССР A. А. Остужев, заслуженный артист РСФСР Н. А. Соловьев, артисты А. М. Ленина, С. М. Чернышев, Л. П. Меркулова и др.
Период пребывания Малого театра в Челябинске характеризуется также и дальнейшим развертыванием работы в подшефных госпиталях. Находятся новые формы художественной работы Е госпиталях: концерты-«конвейеры» по палатам, позволяющие обслужить одним составом артистов до шести палат ежедневно, чтение драматических произведений в лицах и т- п. Активно участвуют в этой работе А. А. Яблочкина, Е. Д. Турчанинова, B. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, Е. Н. Гоголева, Е. М. Шатрова, С. Н. Фадеева и др. Так же, как и в Москве, руководство работой в подшефных госпиталях я воинских частях осуществляется Н. О. Григоровской и А. А. Непомнящей.
В октябре 1942 года Малый театр возвращается в Москву и сразу же направляет концертную бригаду под Москву, к зенитчикам. Бригада возглавляется народной артисткой СССР Е. Д. Турчаниновой. В составе бригады заслуженные артисты Е. М. Шатрова, С. Н. Фадеева, Н. А. Соловьев, Н. О. Григоровская.
К дням празднования 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции относится также поездка артистки Малого театра В. А. Обуховой в составе сборной московской бригады на Сталинградский фронт. За свою художественную работу на Сталинградском фронте т. Обухова была награждена медалью «За оборону Сталинграда».

В 1943 году наряду с продолжавшейся, ставшей уже неотъемлемой частью производства работой по художественному обслуживанию госпиталей наблюдается резкий скачок вверх в развертывании художественной работы Малого театра на фронте.
С 19 февраля по 10 апреля 1943 года на Воронежском и Юго-Западном фронтах работает бригада народного артиста РСФСР А. В. Полякова, в которой, кроме руководителя, участвовали заслуженная артистка РСФСР О. Е. Малышева, артисты В. А. Обухова (бригадир), Н. С. Карнович, И. И. Лагутин, В. В. Темкина, Т. И. Ванюков, А. А. Пироцкая, В. И. Белоусов и баянист A. Семенов.
Вслед за этой бригадой выехали на Калининский фронт народный артист СССР А. А. Остужев, артисты B. Н. Аксенов, Н. А. Арди, Н. Л. Афанасьев, А. М. Ленина, В. А. Слободинская, С. Г. Розенфельд. На Северо-Западный фронт выехала бригада заслуженного артиста РСФСР Н. А. Анненкова; на Центральный и Степной фронты — бригада заслуженного артиста РСФСР М. И. Царева; на Белорусский фронт — бригада с народным артистом РСФСР Н. А. Светловидовым в своем составе. Ряд бригад выезжает в это же время на другие фронты.
В 1943 году был организован специальный Фронтовой Филиал Малого театра, задачей которого было художественное обслуживание действующих частей Красной Армии. При организации этого Филиала руководством Малого театра был учтен опыт работы народного артиста РСФСР Н. Н. Рыбникова, заслуженных артистов А. В. Карцева, П. И. Леонтьева, В. Ф. Лебедева, М. П. Юдиной и других в Первом фронтовом театре ВТО, выезжавшем в начале 1942 года на Северный флот.
Военно-шефская работа Малого театра в воинских частях и госпиталях Москвы характеризуется в это время новыми формами, из которых в первую очередь следует упомянуть творческие отчеты ведущих мастеров. Такие отчеты офицерам и солдатам Красной Армии были сделаны А. А. Яблочкиной, В. Н. Рыжовой, В. Н. Пашенной, Е. Д. Турчаниновой, И. В. Ильинским, Е. Н. Гоголевой, М. И. Жаровым, Д. В. Зеркаловой, Н. А. Анненковым и многими другими ведущими актерами Малого театра. Эта великолепно оправдавшая себя форма работы театра в воинских частях продолжается и в настоящее время.
Другой интересной формой работы в госпиталях было • проведение так называемых «Дней культурного отдыха раненого бойца». Эти мероприятия проводились обычно по понедельникам, то есть в выходной день театра. В подшефные госпитали направлялись вся труппа, оркестр, вокально-драматический состав. Это давало возможность проводить работу по художественному обслуживанию госпиталя в максимальных масштабах. В различных корпусах давались параллельно по три-четыре спектакля, а в палатах — сотни выступлений в один день.
Репертуар военно-шефских спектаклей и концертов Малого театра включал в себя произведения русских, западноевропейских классиков и произведения советских авторов. В порядке шефства на основной сцене и на сцене филиала Малого театра офицерскому и рядовому составу были показаны спектакли: «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» и «В степях Украины» А. Корнейчука, «Инженер Сергеев» В. Рокка, «Варвары» М. Горького, «Правда — хорошо, а счастье лучше», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова.
На фронте, в госпиталях и в воинских частях ставились спектакли: «Без вины виноватые», «На бойком месте», «Не в свои сани не садись», «Женитьба Белугина», «Бешеные деньги» А. Островского, вечер старинных русских водевилей, а также сцены из пьес А. Островского: «Лес», «Женитьба Бальзаминова», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Сердце не камень», «В чужом пиру похмелье», «Последняя жертва», «За чем пойдешь, то и найдешь», из «Бориса Годунова» и «Скупого рыцаря» A. Пушкина, «Укрощения строптивой» и «Отелло» B. Шекспира, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, «Ревизора» Н. Гоголя, «Егора Булычева» М. Горького, «В степях Украины» и «Фронта» А. Корнейчука, «Славы» В. Гусева, ряд инсценировок по рассказам А. Чехова, одноактные пьесы и злободневные скетчи советских писателей.
В репертуаре мастеров художественного слова наряду с классическими образцами (отрывок из «Войны и мира» Л. Н. Толстого в замечательном исполнении А. А. Остужева, «Сказки об Италии» М. Горького в исполнении Е. Н. Гоголевой, басни Крылова в исполнении И. В. Ильинского, «Полтава» А. С. Пушкина в исполнении М. И. Царева, рассказы А. П. Чехова в исполнении Н. А. Светловидова и т. д.) были широко представлены также произведения В. Маяковского, К. Симонова, В. Гусева, А. Суркова, А. Твардовского, А. Прокофьева, М. Исаковского, М. Шолохова, Б. Лавренева, К. Паустовского, Н. Тихонова и И. Эренбурга.
Наличие в Малом театре оркестра и вокально-драматического состава позволяло широко использовать в концертах вокальные и инструментальные ансамбли и солистов — певцов и музыкантов. Некоторые из них являлись бессменными участниками фронтовых поездок (Пироцкая, Семенов), другие же провели за время войны не одну сотню выступлений (Бенюш, Розенфельд, Рахлина, Бутачевская и др.).
Вокальный и музыкальный репертуар концертов включал по преимуществу оборонные произведения советских композиторов, русские народные песни и песни народов СССР, а также классические произведения русских и западноевропейских композиторов.
Участникам фронтовых бригад приходилось выступать в самых разнообразных условиях: на «автосценах», защищенных от проливного дождя импровизированными палатками из плащей, поддерживаемых зрителями на протяжении всего концерта, в поездах (в красноармейских и командирских теплушках), следующих к месту боевого назначения, на улицах и площадях только что освобожденных от немцев городов и селений, в окопах, блиндажах и землянках. Спать приходилось не раздеваясь, зачастую на полу, в избушке железнодорожной стрелочницы, в холодных сараях. Передвигались бригады по раскисшим дорогам, нередко волоча за собой завязшую автомашину, в напряженном состоянии опасности нападения с воздуха, артиллерийского обстрела, разрыва мин. Но сознание того, какую радость, какой отдых и свежую зарядку приносят защитникам Родины выступления бригад, заставляло артистов забывать все трудности.
Концерты происходили в обстановке большого политического подъема, являясь не только демонстрацией замечательного советского искусства, но и политической демонстрацией единства фронта и тыла и непобедимой веры советского народа в победу над ненавистным врагом. Как правило, они заканчивались летучими митингами, на которых выступали бойцы, уже закаленные в боях. Особое значение приобретало то, что во фронтовых бригадах принимали участие представители старшего поколения Малого театра — замечательные мастера сцены П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев.
В начале 1944 года коллектив работников Малого театра обратился с призывом к дальнейшему расширению военно-шефской работы на фронте, в тыловых воинских частях и госпиталях ко всем работникам театров Советского Союза:
«Приближается 26-я годовщина Рабоче-Крестьянской Красной Армии, — говорилось в этом обращении. — Эту славную историческую дату наша, страна встречает в дни, когда идет массовое изгнание фашистских орд с нашей родной земли. Уже недалек тот час, когда гитлеровские полчища будут раздавлены и уничтожены.
С каждым месяцем, с каждым днем Великой Отечественной войны крепнет связь советских артистов с воинами Красной Армии, заложенная еще в годы мирного строительства. Тысячи спектаклей и концертов на фронте и в тылу, сотни выездов артистических бригад на передовые позиции, многие эшелоны подарков на фронт — таков итог военно-шефской деятельности театров за два с половиной года Отечественной войны. В частности, Государственный ордена Ленина Академический Малый театр дал за тридцать два военных месяца свыше двух тысяч военно-шефских спектаклей и концертов в частях Красной Армии. Двадцать две бригады нашего театра, возглавляемые крупнейшими мастерами, знакомили со своим искусством бойцов и офицеров на передовых позициях.
Теперь, накануне 26-й годовщины Красной Армии, творческий коллектив Московского Малого театра взял на себя новые обязательства по дальнейшему расширению и углублению художественного обслуживания защитников Родины.
В дни юбилея мы дадим на основной сцене и на сцене филиала Малого театра четыре шефских спектакля для Красной Армии.
В феврале в- Действующую Армию выедут две бригады ведущих артистов театра с новым концертным репертуаром, который в данное время репетируется.
Фронтовой Филиал Малого театра двумя группами выедет в длительную поездку на фронт с новыми постановками пьес Островского «Не в свои сани не садись» и «На бойком месте», а также с двумя новыми концертными программами.
В феврале состоятся три творческих рапорта крупнейших мастеров Малого театра в частях Красной Армии.
Мы доведем в 1944 году количество концертов в московских воинских частях и госпиталях до тридцати двух ежемесячно.
В ближайшее время артисты Малого театра проведут «День культурного отдыха раненого бойца».
По поручению коллектива это обращение было подписано всеми ведущими артистами Малого театра.
Обязательства, взятые коллективом к 26-й годовщине героической Красной Армии, были им перевыполнены. Малому театру за его военно-шефскую работу было вручено навечно Красное знамя Московского областного комитета работников искусств.
Наряду с военно-шефской работой по художественному обслуживанию воинских частей и госпиталей коллектив Малого театра считал своим патриотическим долгом принимать участие в разгроме врага и другими средствами.
В 1943 году коллектив Малого театра обратился к Верховному Главнокомандующему, Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ со следующей просьбой:
«Дорогой Иосиф Виссарионович!
Коллектив работников Государственного ордена Ленина Академического Малого театра рапортует Вам о выполнении взятого на себя обязательства собрать 1 000 000 рублей на постройку авиазвена.
Кроме этого, коллектив Малого театра внес в банк на нужды обороны 457 782 руб. 35 коп. и в фонд детей фронтовиков — 70 000 руб.
Просим Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, удовлетворить желание нашего коллектива построить звено боевых самолетов «Малый театр», которое примет участие в окончательном разгроме фашистских разбойников.
В дни победоносного освободительного наступления нашей славной Красной Армии артисты и сотрудники старейшего русского театра заверяют Вас, что будут с еще большим энтузиазмом помогать героическим защитникам Родины сокрушать ненавистного врага».
Товарищ Сталин ответил на это обращение коллектива следующим письмом:
«Прошу передать сотрудникам Государственного ордена Ленина Академического Малого театра, собравшим 1 000 000 рублей на строительство звена боевых самолетов «Малый театр», 457 782 рубля в фонд обороны Союза ССР и 70 000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН».

В своем докладе о 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции великий вождь народов, гениальный полководец И. В. СТАЛИН дал высокую оценку работе советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. «Советская интеллигенция своим созидательным трудом внесла неоценимый вклад в дело разгрома врага», — сказал товарищ Сталин.
Эта высокая оценка вдохновила советскую интеллигенцию на новые достижения, на новые победы в области культурного строительства нашей страны, в области науки и искусства.
Эта оценка вдохновила и коллектив работников Малого театра, который уже в послевоенные годы не только не ослабил своей напряженной работы, но, напротив, вкладывает в нее все больше и больше творческой энергии.
В публикуемом сборнике статей «Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны» актеры рассказывают о своей деятельности по художественному обслуживанию фронта, тыловых частей, госпиталей и заводов, о своих поездках, впечатлениях, встречах, о нерушимой дружбе работников искусств с Советской Армией, ярким свидетельством которой является военно-шефская работа — эта выдающаяся страница славной истории старейшего русского театра.


Дата публикации: 02.04.2010
«МАЛЫЙ ТЕАТР НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

В преддверии празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы начинаем публикацию книги «Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны», подготовленной сотрудниками Малого театра и изданной в 1949 году. Сегодня вы можете прочитать предисловие к этой книге, написанное тогдашним директором Малого театра Леонидом Шаповаловым.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В апреле 1919 года в двадцатом номере «Вестника театра» было опубликовано постановление Совета рабоче-крестьянской обороны за подписью В. И. Ленина, в котором говорилось:
«В целях упорядочения культурно-просветительной работы во фронтовой и тыловой частях Красной Армии и всемерного развития деятельности по обслуживанию войсковых частей в области театра и других зрелищ, Совет рабоче-крестьянской обороны постановляет: Все граждане РСФСР, без различия пола и возраста, принадлежащие к числу сценических и театральных работников, подлежат точному учету на предмет возможности использования их по обслуживанию фронта и тыла Красной армии по профессии».
Это постановление свидетельствует о том, что уже с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции советское правительство и коммунистическая партия — партия Ленина — Сталина — рассматривали Красную Армию, как неотъемлемую, органическую часть нашего великого советского народа, и считали необходимым интенсивное приобщение широких красноармейских масс к культуре и искусству.
Прямым следствием культурной работы в Красной Армии, начатой еще в годы гражданской войны, явилось то, что уже в годы первых сталинских пятилеток Красная Армия страны Советов представляла собою не только военную, но и мощную культурную силу.
С другой стороны, приведенное постановление Совета рабоче-крестьянской обороны явилось выражением большого доверия к молодой тогда армии работников советского искусства, на которых возлагалась почетная задача культурно-просветительной работы на фронте и в тыловых частях Красной Армии.
В Московском Малом театре призыв партии и правительства нашел горячий отклик. Это вполне понятно, ибо традиция общественного служения передового русского демократического искусства, заглохшая было в тяжелые годы предреволюционной реакции, с особою силою проявилась в первые же дни Октября.
Еще в Отечественную войну 1812 года артисты московской «казенной» труппы призывали с подмостков Арбатского театра к спасению «страны Российской чести». А теперь — в годы гражданской войны — национальный патриотизм русских актеров выступал уже в соединении с высоким революционным пафосом.
Вот как отзывался А. В. Луначарский об одном из спектаклей Малого театра, поставленном в 1918 году:
«Я никогда не забуду тот спектакль, на котором вся зала была наполнена проходившим через Москву на запад полком из красноармейцев-крестьян, набранных в захолустных уездах Заволжья. С огромным, каким-то подавленным вниманием, а в вершительном моменте даже со слезами, смотрели красные солдаты на внезапно раскрывшееся перед ними зрелище. И оно было им, вероятно, совершенно доступно по всем четким приемам искусства, родного им по обычной для них действительности и вместе с тем уносившего их на крыльях понятного языка и понятных образов высоко над обычным уровнем их переживаний».
В сезоне 1918/19 года артисты Малого театра дали около ста семидесяти выездных спектаклей, значительная часть которых состоялась в красноармейских частях, и с этого момента устанавливается теснейшая и нерушимая связь артистов Малого театра с доблестными защитниками Родины.
* * *
В течение года, предшествовавшего началу Великой Отечественной войны советского народа против германского фашизма, артисты Малого театра с огромным подъемом вели работу по художественному обслуживанию воинских частей Красной Армии, расположенных на территории освобожденной земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Поездки в Армию и общение с ее славными бойцами и командирами воодушевляли артистов, как граждан, обогащали их, как художников, и давали возможность актерской молодежи повышать свое мастерство, выступая перед прекрасной, отзывчивой аудиторией.
В отчете об одной из таких проведенных поездок заслуженный деятель искусств Л. Прозоровский писал:
«В этом году на долю работников нашего театра выпала особенно почетная задача. Политическое управление Наркомата Обороны направило военно-шефскую бригаду Малого театра в Белорусский особый военный округ, части которого еще так недавно вписали блестящие страницы в боевую историю нашей славной непобедимой Рабоче-Крестьянской Красной Армии. И когда мы после своих спектаклей и концертов выходили приветствовать наших зрителей и видели многих с орденами на груди, наши сердца еще больше пылали горячей любовью к родной армии, и мы восторженно аплодировали беззаветно храбрым и преданным родине героям, освободителям наших братьев — рабочих и крестьян Западной Белоруссии и Западной Украины. Сознание, что на сей раз мы играли перед такой особенной аудиторией, вселяло в каждого из нас неиссякаемую бодрость» (Многотиражка «Малый театр», 29 июня 1940 г.).
И вот, в субботу 21 июня 1941 года очередная военно-шефская бригада Малого театра в составе заслуженного артиста РСФСР Н. А. Анненкова, артистов В. И. Грызунова, Л. П. Меркуловой, М. С. Дымовой, Е. С. Кузнецовой, Л. Н. Назаровой, А. А. Пироцкой и Н. И. Розановой давала очередной концерт в красноармейских лагерях, расположенных неподалеку от Ковеля (Западная Украина). Концерт был прерван, так как командование получило известие о надвинувшейся опасности. Слушатели — бойцы и командиры Красной Армии — сразу же после концерта вступили в войну. Актеры оказались на фронте и испытали на себе всю тяжесть фронтовой обстановки самых первых военных дней. Это была первая «стихийно» возникшая фронтовая бригада Малого театра.
Другая группа актеров Малого театра — народная артистка СССР В. Н. Пашенная, заслуженные артисты РСФСР С. Б. Межинекий, Н. А. Соловьев, Г. И. Ковров, заслуженная артистка МАССР Н. О. Григоровская, артисты А. П. Короткое и В. А. Обухова — находилась в городе Сталине 24, 25 и 26 июня они выезжали на многие шахты Донбасса, выступая с концертами перед уходящими на фронт горняками.
В Москве был организован к этому времени штаб военно-шефской работы Малого театра, сразу же приступивший к интенсивной работе по организации выступлений актеров на призывных участках, агитпунктах вокзалов, а несколько позднее и в госпиталях.
В период времени с 23 июня по 21 июля 1941 года бригады Малого театра проводили в Москве по пять-семь выступлений ежедневно. Число это несколько уменьшилось после 21 июля, так как воздушные тревоги снизили «маневренность» концертных бригад. Но и в последующие месяцы, вплоть до момента эвакуации Малого театра в Челябинск, среднее число ежедневных шефских концертов было не менее трех. Активное участие в этих концертах принимали народные артисты В. Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, К. А. Зубов и многие другие.
В августе 1941 года состоялись первые организованные поездки актеров Малого театра по фронтам Отечественной войны. Заслуженный артист РСФСР С. Б. Межинский вместе с артистом А. П. Коротковым выехали по маршруту Москва — Можайск — Бородино — Верея, Гжатск — Вязьма — Белый и затем на передовые позиции, обслужив при этом конников корпуса легендарного героя Доватора.
В октябре 1941 года решением правительства Малый театр был эвакуирован в Челябинск, где продолжал свою военно-шефскую работу с возрастающей интенсивностью.
К 24-й годовщине Красной Армии выехали на фронт народный артист СССР П. М. Садовский, народная артистка РСФСР Е. Н. Гоголева, заслуженный артист РСФСР И. В. Ильинский, артисты В. Н. Аксенов, Б. Н. Гапонцев, М. Л. Спивак, А. А. Пироцкая, М. Н. Алексии, режиссер С. И. Каминка. С этого времени началось регулярное обслуживание фронта концертными бригадами Малого театра.
Следующая фронтовая бригада, возглавлявшаяся народным артистом РСФСР М. Ф. Лениным, обслуживала воздушные, танковые и зенитные части Московского и Северо-Западного фронтов с 8 по 31 мая 1942 года. В составе этой бригады были народный артист СССР A. А. Остужев, заслуженный артист РСФСР Н. А. Соловьев, артисты А. М. Ленина, С. М. Чернышев, Л. П. Меркулова и др.
Период пребывания Малого театра в Челябинске характеризуется также и дальнейшим развертыванием работы в подшефных госпиталях. Находятся новые формы художественной работы Е госпиталях: концерты-«конвейеры» по палатам, позволяющие обслужить одним составом артистов до шести палат ежедневно, чтение драматических произведений в лицах и т- п. Активно участвуют в этой работе А. А. Яблочкина, Е. Д. Турчанинова, B. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, Е. Н. Гоголева, Е. М. Шатрова, С. Н. Фадеева и др. Так же, как и в Москве, руководство работой в подшефных госпиталях я воинских частях осуществляется Н. О. Григоровской и А. А. Непомнящей.
В октябре 1942 года Малый театр возвращается в Москву и сразу же направляет концертную бригаду под Москву, к зенитчикам. Бригада возглавляется народной артисткой СССР Е. Д. Турчаниновой. В составе бригады заслуженные артисты Е. М. Шатрова, С. Н. Фадеева, Н. А. Соловьев, Н. О. Григоровская.
К дням празднования 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции относится также поездка артистки Малого театра В. А. Обуховой в составе сборной московской бригады на Сталинградский фронт. За свою художественную работу на Сталинградском фронте т. Обухова была награждена медалью «За оборону Сталинграда».

В 1943 году наряду с продолжавшейся, ставшей уже неотъемлемой частью производства работой по художественному обслуживанию госпиталей наблюдается резкий скачок вверх в развертывании художественной работы Малого театра на фронте.
С 19 февраля по 10 апреля 1943 года на Воронежском и Юго-Западном фронтах работает бригада народного артиста РСФСР А. В. Полякова, в которой, кроме руководителя, участвовали заслуженная артистка РСФСР О. Е. Малышева, артисты В. А. Обухова (бригадир), Н. С. Карнович, И. И. Лагутин, В. В. Темкина, Т. И. Ванюков, А. А. Пироцкая, В. И. Белоусов и баянист A. Семенов.
Вслед за этой бригадой выехали на Калининский фронт народный артист СССР А. А. Остужев, артисты B. Н. Аксенов, Н. А. Арди, Н. Л. Афанасьев, А. М. Ленина, В. А. Слободинская, С. Г. Розенфельд. На Северо-Западный фронт выехала бригада заслуженного артиста РСФСР Н. А. Анненкова; на Центральный и Степной фронты — бригада заслуженного артиста РСФСР М. И. Царева; на Белорусский фронт — бригада с народным артистом РСФСР Н. А. Светловидовым в своем составе. Ряд бригад выезжает в это же время на другие фронты.
В 1943 году был организован специальный Фронтовой Филиал Малого театра, задачей которого было художественное обслуживание действующих частей Красной Армии. При организации этого Филиала руководством Малого театра был учтен опыт работы народного артиста РСФСР Н. Н. Рыбникова, заслуженных артистов А. В. Карцева, П. И. Леонтьева, В. Ф. Лебедева, М. П. Юдиной и других в Первом фронтовом театре ВТО, выезжавшем в начале 1942 года на Северный флот.
Военно-шефская работа Малого театра в воинских частях и госпиталях Москвы характеризуется в это время новыми формами, из которых в первую очередь следует упомянуть творческие отчеты ведущих мастеров. Такие отчеты офицерам и солдатам Красной Армии были сделаны А. А. Яблочкиной, В. Н. Рыжовой, В. Н. Пашенной, Е. Д. Турчаниновой, И. В. Ильинским, Е. Н. Гоголевой, М. И. Жаровым, Д. В. Зеркаловой, Н. А. Анненковым и многими другими ведущими актерами Малого театра. Эта великолепно оправдавшая себя форма работы театра в воинских частях продолжается и в настоящее время.
Другой интересной формой работы в госпиталях было • проведение так называемых «Дней культурного отдыха раненого бойца». Эти мероприятия проводились обычно по понедельникам, то есть в выходной день театра. В подшефные госпитали направлялись вся труппа, оркестр, вокально-драматический состав. Это давало возможность проводить работу по художественному обслуживанию госпиталя в максимальных масштабах. В различных корпусах давались параллельно по три-четыре спектакля, а в палатах — сотни выступлений в один день.
Репертуар военно-шефских спектаклей и концертов Малого театра включал в себя произведения русских, западноевропейских классиков и произведения советских авторов. В порядке шефства на основной сцене и на сцене филиала Малого театра офицерскому и рядовому составу были показаны спектакли: «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» и «В степях Украины» А. Корнейчука, «Инженер Сергеев» В. Рокка, «Варвары» М. Горького, «Правда — хорошо, а счастье лучше», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова.
На фронте, в госпиталях и в воинских частях ставились спектакли: «Без вины виноватые», «На бойком месте», «Не в свои сани не садись», «Женитьба Белугина», «Бешеные деньги» А. Островского, вечер старинных русских водевилей, а также сцены из пьес А. Островского: «Лес», «Женитьба Бальзаминова», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Сердце не камень», «В чужом пиру похмелье», «Последняя жертва», «За чем пойдешь, то и найдешь», из «Бориса Годунова» и «Скупого рыцаря» A. Пушкина, «Укрощения строптивой» и «Отелло» B. Шекспира, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, «Ревизора» Н. Гоголя, «Егора Булычева» М. Горького, «В степях Украины» и «Фронта» А. Корнейчука, «Славы» В. Гусева, ряд инсценировок по рассказам А. Чехова, одноактные пьесы и злободневные скетчи советских писателей.
В репертуаре мастеров художественного слова наряду с классическими образцами (отрывок из «Войны и мира» Л. Н. Толстого в замечательном исполнении А. А. Остужева, «Сказки об Италии» М. Горького в исполнении Е. Н. Гоголевой, басни Крылова в исполнении И. В. Ильинского, «Полтава» А. С. Пушкина в исполнении М. И. Царева, рассказы А. П. Чехова в исполнении Н. А. Светловидова и т. д.) были широко представлены также произведения В. Маяковского, К. Симонова, В. Гусева, А. Суркова, А. Твардовского, А. Прокофьева, М. Исаковского, М. Шолохова, Б. Лавренева, К. Паустовского, Н. Тихонова и И. Эренбурга.
Наличие в Малом театре оркестра и вокально-драматического состава позволяло широко использовать в концертах вокальные и инструментальные ансамбли и солистов — певцов и музыкантов. Некоторые из них являлись бессменными участниками фронтовых поездок (Пироцкая, Семенов), другие же провели за время войны не одну сотню выступлений (Бенюш, Розенфельд, Рахлина, Бутачевская и др.).
Вокальный и музыкальный репертуар концертов включал по преимуществу оборонные произведения советских композиторов, русские народные песни и песни народов СССР, а также классические произведения русских и западноевропейских композиторов.
Участникам фронтовых бригад приходилось выступать в самых разнообразных условиях: на «автосценах», защищенных от проливного дождя импровизированными палатками из плащей, поддерживаемых зрителями на протяжении всего концерта, в поездах (в красноармейских и командирских теплушках), следующих к месту боевого назначения, на улицах и площадях только что освобожденных от немцев городов и селений, в окопах, блиндажах и землянках. Спать приходилось не раздеваясь, зачастую на полу, в избушке железнодорожной стрелочницы, в холодных сараях. Передвигались бригады по раскисшим дорогам, нередко волоча за собой завязшую автомашину, в напряженном состоянии опасности нападения с воздуха, артиллерийского обстрела, разрыва мин. Но сознание того, какую радость, какой отдых и свежую зарядку приносят защитникам Родины выступления бригад, заставляло артистов забывать все трудности.
Концерты происходили в обстановке большого политического подъема, являясь не только демонстрацией замечательного советского искусства, но и политической демонстрацией единства фронта и тыла и непобедимой веры советского народа в победу над ненавистным врагом. Как правило, они заканчивались летучими митингами, на которых выступали бойцы, уже закаленные в боях. Особое значение приобретало то, что во фронтовых бригадах принимали участие представители старшего поколения Малого театра — замечательные мастера сцены П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев.
В начале 1944 года коллектив работников Малого театра обратился с призывом к дальнейшему расширению военно-шефской работы на фронте, в тыловых воинских частях и госпиталях ко всем работникам театров Советского Союза:
«Приближается 26-я годовщина Рабоче-Крестьянской Красной Армии, — говорилось в этом обращении. — Эту славную историческую дату наша, страна встречает в дни, когда идет массовое изгнание фашистских орд с нашей родной земли. Уже недалек тот час, когда гитлеровские полчища будут раздавлены и уничтожены.
С каждым месяцем, с каждым днем Великой Отечественной войны крепнет связь советских артистов с воинами Красной Армии, заложенная еще в годы мирного строительства. Тысячи спектаклей и концертов на фронте и в тылу, сотни выездов артистических бригад на передовые позиции, многие эшелоны подарков на фронт — таков итог военно-шефской деятельности театров за два с половиной года Отечественной войны. В частности, Государственный ордена Ленина Академический Малый театр дал за тридцать два военных месяца свыше двух тысяч военно-шефских спектаклей и концертов в частях Красной Армии. Двадцать две бригады нашего театра, возглавляемые крупнейшими мастерами, знакомили со своим искусством бойцов и офицеров на передовых позициях.
Теперь, накануне 26-й годовщины Красной Армии, творческий коллектив Московского Малого театра взял на себя новые обязательства по дальнейшему расширению и углублению художественного обслуживания защитников Родины.
В дни юбилея мы дадим на основной сцене и на сцене филиала Малого театра четыре шефских спектакля для Красной Армии.
В феврале в- Действующую Армию выедут две бригады ведущих артистов театра с новым концертным репертуаром, который в данное время репетируется.
Фронтовой Филиал Малого театра двумя группами выедет в длительную поездку на фронт с новыми постановками пьес Островского «Не в свои сани не садись» и «На бойком месте», а также с двумя новыми концертными программами.
В феврале состоятся три творческих рапорта крупнейших мастеров Малого театра в частях Красной Армии.
Мы доведем в 1944 году количество концертов в московских воинских частях и госпиталях до тридцати двух ежемесячно.
В ближайшее время артисты Малого театра проведут «День культурного отдыха раненого бойца».
По поручению коллектива это обращение было подписано всеми ведущими артистами Малого театра.
Обязательства, взятые коллективом к 26-й годовщине героической Красной Армии, были им перевыполнены. Малому театру за его военно-шефскую работу было вручено навечно Красное знамя Московского областного комитета работников искусств.
Наряду с военно-шефской работой по художественному обслуживанию воинских частей и госпиталей коллектив Малого театра считал своим патриотическим долгом принимать участие в разгроме врага и другими средствами.
В 1943 году коллектив Малого театра обратился к Верховному Главнокомандующему, Маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ со следующей просьбой:
«Дорогой Иосиф Виссарионович!
Коллектив работников Государственного ордена Ленина Академического Малого театра рапортует Вам о выполнении взятого на себя обязательства собрать 1 000 000 рублей на постройку авиазвена.
Кроме этого, коллектив Малого театра внес в банк на нужды обороны 457 782 руб. 35 коп. и в фонд детей фронтовиков — 70 000 руб.
Просим Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, удовлетворить желание нашего коллектива построить звено боевых самолетов «Малый театр», которое примет участие в окончательном разгроме фашистских разбойников.
В дни победоносного освободительного наступления нашей славной Красной Армии артисты и сотрудники старейшего русского театра заверяют Вас, что будут с еще большим энтузиазмом помогать героическим защитникам Родины сокрушать ненавистного врага».
Товарищ Сталин ответил на это обращение коллектива следующим письмом:
«Прошу передать сотрудникам Государственного ордена Ленина Академического Малого театра, собравшим 1 000 000 рублей на строительство звена боевых самолетов «Малый театр», 457 782 рубля в фонд обороны Союза ССР и 70 000 рублей в фонд помощи детям фронтовиков, — мой братский привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН».

В своем докладе о 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции великий вождь народов, гениальный полководец И. В. СТАЛИН дал высокую оценку работе советской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны. «Советская интеллигенция своим созидательным трудом внесла неоценимый вклад в дело разгрома врага», — сказал товарищ Сталин.
Эта высокая оценка вдохновила советскую интеллигенцию на новые достижения, на новые победы в области культурного строительства нашей страны, в области науки и искусства.
Эта оценка вдохновила и коллектив работников Малого театра, который уже в послевоенные годы не только не ослабил своей напряженной работы, но, напротив, вкладывает в нее все больше и больше творческой энергии.
В публикуемом сборнике статей «Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны» актеры рассказывают о своей деятельности по художественному обслуживанию фронта, тыловых частей, госпиталей и заводов, о своих поездках, впечатлениях, встречах, о нерушимой дружбе работников искусств с Советской Армией, ярким свидетельством которой является военно-шефская работа — эта выдающаяся страница славной истории старейшего русского театра.


Дата публикации: 02.04.2010