Новости

ЛЕНИН ЖИВ

ЛЕНИН ЖИВ

Актер Юрий Каюров опять сыграл вождя пролетариата

Драматург Александр Галин написал пьесу и сам же поставил ее на сцене Малого театра, где еще в советские времена дебютировал с пьесой «Ретро». Теперь он вернулся на эту сцену со спектаклем «Сон героини» и предложил зрителям разговор об исчезнувших идеалах советской эпохи. В постановке сделан грамотный расчет: герои Юрия Каюрова и Владимира Носика – люди из советской эпохи, которые рассуждают о том, что значил Ленин во времена их молодости.

Главный герой – артист Павел Шубин (Юрий Каюров) всю жизнь играл Ленина, а в нынешние дни «сурового капитализма» живет всеми забытый в доме престарелых, но вдруг его приглашают на киностудию сыграть вождя мирового пролетариата. Правда, жанр фильма определен странным словом «триллер», а роль в сценарии именуется как Памятник вождю. Но это Шубина не смущает. «Тут важно, как повернет режиссер, как подаст», – рассуждает он, не выпуская из рук сценария, на котором ему отведено лишь несколько реплик: мол, героиня во сне видит памятник Ленину, который сошел с пьедестала и направился к ней. Однако на киностудии Шубина встречают без былого пиетета. Всем на легендарного Шубина наплевать. На устах у ассистентов только деньги и разговоры о продюсере. В этой кутерьме находится лишь один человек, которому небезразличен Шубин, – старый гример Семен Горячев (Владимир Носик). Пока осветители бастуют, а ассистент выбивает деньги на съемочный день, «Ленин» и Горячев вспоминают молодость и главное – то, что относились к Ленину как к Богу. Это – основная канва спектакля.

Перед премьерой Александр Галин сказал, что «Сон героини» – это история про то, как на место рухнувшей легенды, исчезнувших идеалов ничего нового не пришло, про то, как одни уходят, а другие, пришедшие им на смену, не ведают, что творят. Это не политическая пьеса, хотя там и фигурирует имя Ленина, а вполне человеческая история двух пожилых людей, которые вспоминают свою жизнь, трагически осмысливают ее».

Однако тема «отцов и детей» (стариков и внуков), открытая ленинским ключом, обретает в спектакле довольно сатирическую окраску: мол, раньше, если «Ленин» шел по коридору киностудии, все расступались, а теперь за глаза называют Вовец; раньше на него молились, а теперь не могут вспомнить имени-отчества. Похоже, что Александр Галин нащупал тему в драматургии, к которой в ближайшие годы театры обратятся не раз. Особенно если учесть, что за последние восемь лет во многих спектаклях была полностью отыграна аналогичная тема – сталинской России. В образе великого кормчего на сцену выходили Сергей Юрский, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Армен Джигарханян, Геннадий Хазанов, Александр Ширвиндт, Евгений Стычкин и другие, всякий раз играя Сталина по-своему (при этом было множество фильмов на эту же тему). Если учесть, что пьеса Александра Галина написана в 2006 году (то есть в пик новой российской «сталинианы»), то становится очевидно, почему драматург предпочел иметь дело с «неизбитым» Лениным: в последний раз вождь пролетариата выходил на сцену лишь в эпизоде – в спектакле Романа Козака «Любовь в Крыму». И еще была антреприза «Профессия Ленин» об артисте, работающем двойником Ленина на Красной площади. Между тем разговоры о неисчерпанности ленинской темы ходят в театре по меньшей мере десять лет. Так, незадолго до смерти Олег Ефремов собирался ставить одну из пьес Шатрова, однако воплотить замысел не успел.

ВИКТОР БОРЗЕНКО
«Новые Известия», 1 апреля 2010 года

Дата публикации: 01.04.2010
ЛЕНИН ЖИВ

Актер Юрий Каюров опять сыграл вождя пролетариата

Драматург Александр Галин написал пьесу и сам же поставил ее на сцене Малого театра, где еще в советские времена дебютировал с пьесой «Ретро». Теперь он вернулся на эту сцену со спектаклем «Сон героини» и предложил зрителям разговор об исчезнувших идеалах советской эпохи. В постановке сделан грамотный расчет: герои Юрия Каюрова и Владимира Носика – люди из советской эпохи, которые рассуждают о том, что значил Ленин во времена их молодости.

Главный герой – артист Павел Шубин (Юрий Каюров) всю жизнь играл Ленина, а в нынешние дни «сурового капитализма» живет всеми забытый в доме престарелых, но вдруг его приглашают на киностудию сыграть вождя мирового пролетариата. Правда, жанр фильма определен странным словом «триллер», а роль в сценарии именуется как Памятник вождю. Но это Шубина не смущает. «Тут важно, как повернет режиссер, как подаст», – рассуждает он, не выпуская из рук сценария, на котором ему отведено лишь несколько реплик: мол, героиня во сне видит памятник Ленину, который сошел с пьедестала и направился к ней. Однако на киностудии Шубина встречают без былого пиетета. Всем на легендарного Шубина наплевать. На устах у ассистентов только деньги и разговоры о продюсере. В этой кутерьме находится лишь один человек, которому небезразличен Шубин, – старый гример Семен Горячев (Владимир Носик). Пока осветители бастуют, а ассистент выбивает деньги на съемочный день, «Ленин» и Горячев вспоминают молодость и главное – то, что относились к Ленину как к Богу. Это – основная канва спектакля.

Перед премьерой Александр Галин сказал, что «Сон героини» – это история про то, как на место рухнувшей легенды, исчезнувших идеалов ничего нового не пришло, про то, как одни уходят, а другие, пришедшие им на смену, не ведают, что творят. Это не политическая пьеса, хотя там и фигурирует имя Ленина, а вполне человеческая история двух пожилых людей, которые вспоминают свою жизнь, трагически осмысливают ее».

Однако тема «отцов и детей» (стариков и внуков), открытая ленинским ключом, обретает в спектакле довольно сатирическую окраску: мол, раньше, если «Ленин» шел по коридору киностудии, все расступались, а теперь за глаза называют Вовец; раньше на него молились, а теперь не могут вспомнить имени-отчества. Похоже, что Александр Галин нащупал тему в драматургии, к которой в ближайшие годы театры обратятся не раз. Особенно если учесть, что за последние восемь лет во многих спектаклях была полностью отыграна аналогичная тема – сталинской России. В образе великого кормчего на сцену выходили Сергей Юрский, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Армен Джигарханян, Геннадий Хазанов, Александр Ширвиндт, Евгений Стычкин и другие, всякий раз играя Сталина по-своему (при этом было множество фильмов на эту же тему). Если учесть, что пьеса Александра Галина написана в 2006 году (то есть в пик новой российской «сталинианы»), то становится очевидно, почему драматург предпочел иметь дело с «неизбитым» Лениным: в последний раз вождь пролетариата выходил на сцену лишь в эпизоде – в спектакле Романа Козака «Любовь в Крыму». И еще была антреприза «Профессия Ленин» об артисте, работающем двойником Ленина на Красной площади. Между тем разговоры о неисчерпанности ленинской темы ходят в театре по меньшей мере десять лет. Так, незадолго до смерти Олег Ефремов собирался ставить одну из пьес Шатрова, однако воплотить замысел не успел.

ВИКТОР БОРЗЕНКО
«Новые Известия», 1 апреля 2010 года

Дата публикации: 01.04.2010