Новости

«А ГОЛОС ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛ»

«А ГОЛОС ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛ»

20 января исполнилось 100 лет со дня рождения замечательной русской актрисы Натальи Алексеевны Белевцевой. Более полувека прослужила она в Малом театре, всегда славившемся артистическими талантами. Сыграла на Малой сцене около шестидесяти ролей. Созданные актрисой образы стали заметным явлением театрального искусства. Училась Белевцева у выдающегося мастера сцены И. Певцова, который научил начинающую актрису сознательному отношению к творчеству. От Певцова восприняла она умение тщательно разрабатывать характер, находить оригинальные пути создания образа. Еще будучи студенткой сыграла Таню в спектакле «Грех да беда на кого не живет» А.Островского. После спектакля к ней за кулисы пришла сама Евдокия Дмитриевна Турчанинова. «Я счастлива за вас, дорогая. Это отлично», — сказала знаменитая артистка. И подарила Наташе маленький брелок, принадлежавший до этого ее покойной дочери. Так нередко в те времена «старики» напутствовали молодых талантов.

Мечта Белевцевой стать актрисой Малого театра осуществилась не сразу. Дебют ее в этом театре состоялся только в 1922 году в роли Снегурочки в одноименной пьесе Островского. Роль эта принесла Белевцевой огромный успех. С ним за актрисой прочно закрепилось место лирической героини. Одна за другой были сыграны Аксюша («Лес»), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты»), Любовь Гордеевна («Бедность не порок»).

Как истинная актриса Малого театра Белевцева много играла в пьесах Островского. Несколько ролей — от Софьи до графини-бабушки — сыграла в «Горе от ума» А. Грибоедова.

Крупными сценическими созданиями актрисы стали образы Липочки («Растеряева улица»), королевы Анны («Стакан воды»), Евгении («Евгения Гранде»), Лидии («Варвары»).

С возрастом Белевцева становится интересной характерной актрисой. Смело ломает традиции в подходе к классическим ролям. Последними ее работами оказались Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше») и Ксения («Достигаев и другие»). И кажется, что было это совсем недавно. Удивительно красиво и певуче звучала ее речь. Как прекрасная музыка, которую невозможно забыть.

Через год после последней своей премьеры Наталья Алексеевна по состоянию здоровья покинула сцену. А вскоре — было это в 1974 году — умерла. На память нам оставила книгу, которую писала на склоне лет – «Глазами актрисы». В ней рассказала о своей жизни и о театре, который любила беззаветно.

Александр ШЕВЛЯКОВ.

«Подмосковные известия» 2 февраля 1995 года

Дата публикации: 02.02.1995
«А ГОЛОС ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛ»

20 января исполнилось 100 лет со дня рождения замечательной русской актрисы Натальи Алексеевны Белевцевой. Более полувека прослужила она в Малом театре, всегда славившемся артистическими талантами. Сыграла на Малой сцене около шестидесяти ролей. Созданные актрисой образы стали заметным явлением театрального искусства. Училась Белевцева у выдающегося мастера сцены И. Певцова, который научил начинающую актрису сознательному отношению к творчеству. От Певцова восприняла она умение тщательно разрабатывать характер, находить оригинальные пути создания образа. Еще будучи студенткой сыграла Таню в спектакле «Грех да беда на кого не живет» А.Островского. После спектакля к ней за кулисы пришла сама Евдокия Дмитриевна Турчанинова. «Я счастлива за вас, дорогая. Это отлично», — сказала знаменитая артистка. И подарила Наташе маленький брелок, принадлежавший до этого ее покойной дочери. Так нередко в те времена «старики» напутствовали молодых талантов.

Мечта Белевцевой стать актрисой Малого театра осуществилась не сразу. Дебют ее в этом театре состоялся только в 1922 году в роли Снегурочки в одноименной пьесе Островского. Роль эта принесла Белевцевой огромный успех. С ним за актрисой прочно закрепилось место лирической героини. Одна за другой были сыграны Аксюша («Лес»), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты»), Любовь Гордеевна («Бедность не порок»).

Как истинная актриса Малого театра Белевцева много играла в пьесах Островского. Несколько ролей — от Софьи до графини-бабушки — сыграла в «Горе от ума» А. Грибоедова.

Крупными сценическими созданиями актрисы стали образы Липочки («Растеряева улица»), королевы Анны («Стакан воды»), Евгении («Евгения Гранде»), Лидии («Варвары»).

С возрастом Белевцева становится интересной характерной актрисой. Смело ломает традиции в подходе к классическим ролям. Последними ее работами оказались Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше») и Ксения («Достигаев и другие»). И кажется, что было это совсем недавно. Удивительно красиво и певуче звучала ее речь. Как прекрасная музыка, которую невозможно забыть.

Через год после последней своей премьеры Наталья Алексеевна по состоянию здоровья покинула сцену. А вскоре — было это в 1974 году — умерла. На память нам оставила книгу, которую писала на склоне лет – «Глазами актрисы». В ней рассказала о своей жизни и о театре, который любила беззаветно.

Александр ШЕВЛЯКОВ.

«Подмосковные известия» 2 февраля 1995 года

Дата публикации: 02.02.1995