Новости

И.Г. ЛЕПШТЕЙН (1898—1954)

И.Г. ЛЕПШТЕЙН (1898—1954)

Статья В.А.Владиславского в «Ежегоднике Малого театра. 1593-54».(М., 1956).

В сезон 1932/33 года Малым театром осуществлялась постановка инсценировки романа А. Фадеева «Разгром»; на роль Левинсона был приглашен актер Свердловского драматического театра Иосиф Григорьевич Лепштейн.
В Малый театр Лепштейн пришел вполне сложившимся актером, имея за плечами большой опыт работы в таких крупнейших городах, как Баку, Казань, Воронеж, Калинин, Томск, Свердловск.
Театральную деятельность Иосиф Григорьевич начал в 1918 году в драматическом кружке при бакинском рабочем клубе. С 1920 года он становится артистом-профессионалом, занимая ведущее положение в труппе Бакинского государственного театра. За время работы на периферии Лепштейн сыграл множество разнообразных ролей, наиболее удачными из которых были: Незнамов — «Без вины виноватые», Глумов—«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Фердинанд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, Геннадий —«Огненный мост» Б. Ромашова.
Мировоззрение актера-художника, сформировавшегося в послеоктябрьский период, и большой опыт, приобретенный на периферийной сцене, помогли Лепштейну создать новый для него образ командира партизанского отряда Левинсона. Перед исполнителем стояла нелегкая задача — избежать схемы, показать живого человека со всеми сложными чертами его характера, и Лепштейну это прекрасно удалось. Его игру высоко ценили зрители и театральная критика Москвы. «Образ Левинсона артист разворачивает перед зрителем постепенно, медленно, на очень тонких оттенках,— писала газета «Известия».— Он почти не выделяется из своего отряда в начале пьесы, у него очень мало слов, но вы очень скоро начинаете чувствовать, что он руководит массой. Лепштейн достигает этого неуловимой игрой глаз, жеста и ласковой просто той тона... В сцене после боя его маленькая фигура с воспаленными, почти вдохновенными глазами вырастает над кучкой обезумевших партизан: он уже владеет массами, он командир и вождь» («Известия», 10 декабря 1932 г.).
После успешного дебюта артист сразу же был введен на центральные роли текущего репертуара и получил ряд ролей в новых постановках. Вскоре он сыграл Дон Карлоса в одноименной драме Шиллера. Образ героя шиллеровской драмы — одна из самых важных вех творческого пути Лепштейна. Образ человека, протестующего против насилия и зла, против угнетения и порабощения, был близок творческому облику артиста.
Вслед за Дон Карлосом он играет Дон Жуана в «Каменном госте» А. С. Пушкина, а в пьесе советского драматурга В. Гусева «Слава» — роль Маяка. Творческому диапазону артиста были одинаково доступны как роли героико-романтического плана, так и характерные роли.
В 1937 году И. Г. Лепштейну было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В репертуаре последующих лет нужно отметить роль Шарля в инсценировке «Евгения Гранде» О. Бальзака. Молодым беззаботным парижанином появляется он перед зрителем в начале спектакля. Очень верно передавал Лепштейн романтическую настроенность своего героя, далекого от жизненных тревог. И с тем большей неожиданностью встречался зритель с Шарлем в конце спектакля. Здесь было все другое — не романтический герой, а человек, познавший жизнь, страшную власть денег, человек с мертвой хваткой хищника-капиталиста. Эти две стороны одного образа были раскрыты артистом с предельной полнотой и меткой характерностью.
Особенно благотворна была встреча Лепштейна с драматургией Шекспира. В «Двенадцатой ночи» он играл роль шута Фесте. Это был подлинно шекспировский шут, обладавший тонким ироническим умом, и наряду с этим в интонациях его проскальзывали нотки мягкой грусти, задушевной человечности, которые заставляли вспоминать о загубленной жизни шута. В этом образе сказались весь большой творческий опыт и зрелое мастерство актера.
В этот же период Лепштейн играет казаха Чильдибая в пьесе Н. Погодина «Минувшие годы». Чильдибай—простой советский человек, представитель многомиллионного народа угнетенных российских окраин, которому советская власть открыла широкую дорогу к знанию и счастливому труду. Упорство в достижении поставленной цели, непосредственность и простота — основные черты, вскрытые актером в этом характере,— делали образ Чильдибая предельно жизненным и обаятельным.
Роли мистера Хиггинса в комедии Б. Шоу «Пигмалион» и японского барона Танаки в инсценировке И. Попова и А. Степанова «Порт-Артур» были последними ролями Лепштейна, для каждой из которых актер сумел найти яркие, характерные краски.
Когда мы оглядываемся на творческий путь Лепштейна, просматриваем в памяти сыгранные им роли в русской и западной классике и в пьесах советских авторов, перед нами четко вырисовывается облик замечательного артиста, всегда собранного, творчески наполненного, предельно строгого к себе, не допускающего никаких компромиссов в творчестве.
Это был взыскательный художник. Жизнь его оборвалась в момент наибольшего расцвета его творческих сил...

В. ВЛАДИСЛАВСКИИ

Дата публикации: 04.04.1954
И.Г. ЛЕПШТЕЙН (1898—1954)

Статья В.А.Владиславского в «Ежегоднике Малого театра. 1593-54».(М., 1956).

В сезон 1932/33 года Малым театром осуществлялась постановка инсценировки романа А. Фадеева «Разгром»; на роль Левинсона был приглашен актер Свердловского драматического театра Иосиф Григорьевич Лепштейн.
В Малый театр Лепштейн пришел вполне сложившимся актером, имея за плечами большой опыт работы в таких крупнейших городах, как Баку, Казань, Воронеж, Калинин, Томск, Свердловск.
Театральную деятельность Иосиф Григорьевич начал в 1918 году в драматическом кружке при бакинском рабочем клубе. С 1920 года он становится артистом-профессионалом, занимая ведущее положение в труппе Бакинского государственного театра. За время работы на периферии Лепштейн сыграл множество разнообразных ролей, наиболее удачными из которых были: Незнамов — «Без вины виноватые», Глумов—«На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Фердинанд — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, Геннадий —«Огненный мост» Б. Ромашова.
Мировоззрение актера-художника, сформировавшегося в послеоктябрьский период, и большой опыт, приобретенный на периферийной сцене, помогли Лепштейну создать новый для него образ командира партизанского отряда Левинсона. Перед исполнителем стояла нелегкая задача — избежать схемы, показать живого человека со всеми сложными чертами его характера, и Лепштейну это прекрасно удалось. Его игру высоко ценили зрители и театральная критика Москвы. «Образ Левинсона артист разворачивает перед зрителем постепенно, медленно, на очень тонких оттенках,— писала газета «Известия».— Он почти не выделяется из своего отряда в начале пьесы, у него очень мало слов, но вы очень скоро начинаете чувствовать, что он руководит массой. Лепштейн достигает этого неуловимой игрой глаз, жеста и ласковой просто той тона... В сцене после боя его маленькая фигура с воспаленными, почти вдохновенными глазами вырастает над кучкой обезумевших партизан: он уже владеет массами, он командир и вождь» («Известия», 10 декабря 1932 г.).
После успешного дебюта артист сразу же был введен на центральные роли текущего репертуара и получил ряд ролей в новых постановках. Вскоре он сыграл Дон Карлоса в одноименной драме Шиллера. Образ героя шиллеровской драмы — одна из самых важных вех творческого пути Лепштейна. Образ человека, протестующего против насилия и зла, против угнетения и порабощения, был близок творческому облику артиста.
Вслед за Дон Карлосом он играет Дон Жуана в «Каменном госте» А. С. Пушкина, а в пьесе советского драматурга В. Гусева «Слава» — роль Маяка. Творческому диапазону артиста были одинаково доступны как роли героико-романтического плана, так и характерные роли.
В 1937 году И. Г. Лепштейну было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
В репертуаре последующих лет нужно отметить роль Шарля в инсценировке «Евгения Гранде» О. Бальзака. Молодым беззаботным парижанином появляется он перед зрителем в начале спектакля. Очень верно передавал Лепштейн романтическую настроенность своего героя, далекого от жизненных тревог. И с тем большей неожиданностью встречался зритель с Шарлем в конце спектакля. Здесь было все другое — не романтический герой, а человек, познавший жизнь, страшную власть денег, человек с мертвой хваткой хищника-капиталиста. Эти две стороны одного образа были раскрыты артистом с предельной полнотой и меткой характерностью.
Особенно благотворна была встреча Лепштейна с драматургией Шекспира. В «Двенадцатой ночи» он играл роль шута Фесте. Это был подлинно шекспировский шут, обладавший тонким ироническим умом, и наряду с этим в интонациях его проскальзывали нотки мягкой грусти, задушевной человечности, которые заставляли вспоминать о загубленной жизни шута. В этом образе сказались весь большой творческий опыт и зрелое мастерство актера.
В этот же период Лепштейн играет казаха Чильдибая в пьесе Н. Погодина «Минувшие годы». Чильдибай—простой советский человек, представитель многомиллионного народа угнетенных российских окраин, которому советская власть открыла широкую дорогу к знанию и счастливому труду. Упорство в достижении поставленной цели, непосредственность и простота — основные черты, вскрытые актером в этом характере,— делали образ Чильдибая предельно жизненным и обаятельным.
Роли мистера Хиггинса в комедии Б. Шоу «Пигмалион» и японского барона Танаки в инсценировке И. Попова и А. Степанова «Порт-Артур» были последними ролями Лепштейна, для каждой из которых актер сумел найти яркие, характерные краски.
Когда мы оглядываемся на творческий путь Лепштейна, просматриваем в памяти сыгранные им роли в русской и западной классике и в пьесах советских авторов, перед нами четко вырисовывается облик замечательного артиста, всегда собранного, творчески наполненного, предельно строгого к себе, не допускающего никаких компромиссов в творчестве.
Это был взыскательный художник. Жизнь его оборвалась в момент наибольшего расцвета его творческих сил...

В. ВЛАДИСЛАВСКИИ

Дата публикации: 04.04.1954