Новости

СЕРГЕЙ ПОТАПОВ

СЕРГЕЙ ПОТАПОВ

Уже с первой дебютной роли Сергея Потапова стало очевидно, что в Доме Островского он без работы не останется, столь идеально его внешний облик и актерская индивидуальность подошли к образу «молодого купчика», коих в спектаклях Малого театра неизменно превеликое множество. И впрямь очень скоро вслед за одним явился и другой «сын богатого отца». Характеры героев, разумеется, оказались разными, но их принадлежность к некоему единому типажу была налицо. Однако не так давно в репертуаре артиста возник образ коммерсанта совсем иной формации...

Между тем, уже в дипломных спектаклях Театрального института имени Щепкина, где Потапов учился на курсе Виктора Ивановича Коршунова, его работы были весьма разнообразны: Труффальдино в «Слуге двух господ» и Чебутыкин в «Трех сестрах», начальник станции в «Безымянной звезде» и Шапкин в «Грозе». Хотя как и многие другие абитуриенты, он не один раз штурмовал двери театральных вузов и после первой неудачи даже успел поучиться на экономическом факультете. Однако «финансы и кредит» будущего актера, мягко говоря, мало привлекали. Зато уже с шести лет Сергей занимался танцем в балете «Останкино» при Большом детском хоре под руководством Виктора Попова, а также увлекался футболом, хоккеем и боксом. Правда, в школьные годы он не очень радовал родителей, в свое время закончивших Бауманский институт. И после того как Сергея однажды оставили на второй год, им пришлось перевести его в другую школу, которая по удачному стечению обстоятельств оказалась с театральным уклоном.

Полученная там подготовка серьезно помогла при поступлении в Щепкинское, где ныне молодой педагог Сергей Потапов уже сам преподает сценическую речь. Выбор предмета для него, очевидно, тоже неслучаен, поскольку еще во время учебы он получил I премию на VII Всероссийском межвузовском конкурсе артистов-чтецов имени Я. Смоленского за исполнение отрывка из пронзительно трагического произведения Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Тема Великой Отечественной войны, связанная с реальной биографией деда, вообще близка и дорога актеру. Также, будучи студентом, он снялся в роли молодого парня, погибшего в первые дни после капитуляции Германии, в фильме «Неслужебное задание». И если в театре Потапова сразу определили в герои Островского, то в кино в нем, очевидно, увидели типаж первой половины прошлого века. Неслучайно в числе его заметных экранных работ и телевизионная версия легендарной повести Юрия Трифонова «Дом на набережной», где актеру довелось сыграть судьбу человека, исковерканную тоталитарным строем, и пройти вместе со своим героем дистанцию в тридцать лет. Среди его ролей в фильмах «Мишень», «Юнкера», «Завтрашние заботы» одни более известны и удачны, другие — менее. Но, пожалуй, особенно обращает на себя внимание способность Сергея Потапова погружаться в атмосферу конкретной эпохи.

В Малом театре он по преимуществу пребывает во временах более далеких от дня сегодняшнего. Еще студентом четвертого курса Потапов вышел на знаменитые подмостки в спектакле «День на день не приходится», поставленном Александром Коршуновым по пьесе Островского «Тяжелые дни», и сразу стал лауреатом I премии конкурса «Московские дебюты». Его Андрей Титыч — трогательный, наивно чистый мальчик, доверчиво и испуганно глядящий на мир широко открытыми глазами, в которых то искрится восторг счастья, то блестят слезы отчаяния. Не желающий жить по чужой воле, но во всем подчиненный власти отца, он то затравленно мечется в каком-то надрывном изнеможении, то с задиристой отвагой бросается отстаивать свое право на самостоятельность. Сил же ему придает первая пылкая влюбленность, благодаря которой он и совершает стремительный «прыжок» от забавной неловкости к отчаянной решимости. Впрочем, прыжки, которым может позавидовать любой профессиональный танцор, артист демонстрирует и в самом прямом смысле слова. Когда от переизбытка чувств его Андрей Титыч пускается в удалой перепляс, то выделывает такие коленца, что в зале раздаются не только аплодисменты, но и «концертные» крики «Браво!» и «Молодец!» К своему простодушно непосредственному герою Сергей Потапов относится с добрым юмором и нежностью, ведь кроме привычного костюма в его герое нет ничего традиционно купеческого, и грубый торгашеский мир ему чужд и непонятен.

Отчасти таким же «своим среди чужих» оказывается в богатом отцовском доме и еще один «молодой купчик» из героев Островского — Гриша Разлюляев, которого Сергей Потапов сыграл в другом спектакле Александра Коршунова, «Бедность не порок». Потому так и тянет этого заводного, забавно неугомонного молодца в компанию веселых парней и девчат, с зажигательным азартом танцующих и распевающих озорные обрядовые песни. Правда, он поначалу слегка хорохорится, смешно важничая и с вызовом соря деньгами. Однако это скорее от неумелого, но искреннего желания понравиться и на равных влиться в круг участников светлого святочного гуляния. Ведь именно здесь ему позволят и лихо сплясать, и вдруг жалобно затянуть протяжную песню. Герой Потапова располагает к себе окружающих, конечно же, отнюдь не богатством, а своим искренним добродушием и легким нравом. Актер же становится одной из центральных фигур празднично музыкального спектакля еще и благодаря своей вокально-пластической подготовке, которая тут оказывается как нельзя кстати. В Грише, как и в Андрее Титыче, живут детекая непосредственность, открытость и чистота.

Эти черты, в целом свойственные актерской индивидуальности Сергея Потапова, изначально активно используются режиссерами. Неслучайно он играет мальчика Кая с обледеневшим, но оттаявшим сердцем в «Снежной королеве» — театральной интерпретации Е. Шварца по сказке X. Андерсена. Между тем, другой «мальчик» — Тишка в еще одном спектакле по Островскому, «Свои люди — сочтемся», — уже знает вкус наживы, и его сердце готово зачерстветь навсегда.

Именно это произошло с героем Потапова из горьковских «Детей солнца», поставленных Адольфом Шапиро. Расчетливый делец Миша по степени цинизма и хваткой напористости перещеголял даже своего предприимчивого отца. Стремительно пружинящей походкой перемещаясь по площадке, он цепким холодным взглядом смотрит на все вокруг лишь с позиции купли-продажи и назначает свою цену всему: от объектов недвижимости до живых людей. Так, с одинаковым деляческим рвением этот самоуверенный наглец «приценивается» к горничной и обсуждает коммерческую сделку с потенциальным клиентом. Нормальные человеческие чувства в нем атрофированы, и потому даже о смерти человека он может говорить лишь с язвительным равнодушием. Всего в нескольких сценах актеру удается передать весьма узнаваемый тип современного молодого человека, используя очень точные, хотя, возможно, и излишне гротескные краски. Но, пожалуй, для дальнейшей творческой биографии Сергея Потапова особенно важно то, что эта работа позволяет ему сделать шаг к острой характерности, повернув в противоположную сторону от уже хорошо освоенного им амплуа комедийно-лирического героя.

Марина Гаевская
Опубликовано в журнале «Театральная афиша», октябрь 2009 г. www.teatr. ru


Дата публикации: 01.10.2009
СЕРГЕЙ ПОТАПОВ

Уже с первой дебютной роли Сергея Потапова стало очевидно, что в Доме Островского он без работы не останется, столь идеально его внешний облик и актерская индивидуальность подошли к образу «молодого купчика», коих в спектаклях Малого театра неизменно превеликое множество. И впрямь очень скоро вслед за одним явился и другой «сын богатого отца». Характеры героев, разумеется, оказались разными, но их принадлежность к некоему единому типажу была налицо. Однако не так давно в репертуаре артиста возник образ коммерсанта совсем иной формации...

Между тем, уже в дипломных спектаклях Театрального института имени Щепкина, где Потапов учился на курсе Виктора Ивановича Коршунова, его работы были весьма разнообразны: Труффальдино в «Слуге двух господ» и Чебутыкин в «Трех сестрах», начальник станции в «Безымянной звезде» и Шапкин в «Грозе». Хотя как и многие другие абитуриенты, он не один раз штурмовал двери театральных вузов и после первой неудачи даже успел поучиться на экономическом факультете. Однако «финансы и кредит» будущего актера, мягко говоря, мало привлекали. Зато уже с шести лет Сергей занимался танцем в балете «Останкино» при Большом детском хоре под руководством Виктора Попова, а также увлекался футболом, хоккеем и боксом. Правда, в школьные годы он не очень радовал родителей, в свое время закончивших Бауманский институт. И после того как Сергея однажды оставили на второй год, им пришлось перевести его в другую школу, которая по удачному стечению обстоятельств оказалась с театральным уклоном.

Полученная там подготовка серьезно помогла при поступлении в Щепкинское, где ныне молодой педагог Сергей Потапов уже сам преподает сценическую речь. Выбор предмета для него, очевидно, тоже неслучаен, поскольку еще во время учебы он получил I премию на VII Всероссийском межвузовском конкурсе артистов-чтецов имени Я. Смоленского за исполнение отрывка из пронзительно трагического произведения Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Тема Великой Отечественной войны, связанная с реальной биографией деда, вообще близка и дорога актеру. Также, будучи студентом, он снялся в роли молодого парня, погибшего в первые дни после капитуляции Германии, в фильме «Неслужебное задание». И если в театре Потапова сразу определили в герои Островского, то в кино в нем, очевидно, увидели типаж первой половины прошлого века. Неслучайно в числе его заметных экранных работ и телевизионная версия легендарной повести Юрия Трифонова «Дом на набережной», где актеру довелось сыграть судьбу человека, исковерканную тоталитарным строем, и пройти вместе со своим героем дистанцию в тридцать лет. Среди его ролей в фильмах «Мишень», «Юнкера», «Завтрашние заботы» одни более известны и удачны, другие — менее. Но, пожалуй, особенно обращает на себя внимание способность Сергея Потапова погружаться в атмосферу конкретной эпохи.

В Малом театре он по преимуществу пребывает во временах более далеких от дня сегодняшнего. Еще студентом четвертого курса Потапов вышел на знаменитые подмостки в спектакле «День на день не приходится», поставленном Александром Коршуновым по пьесе Островского «Тяжелые дни», и сразу стал лауреатом I премии конкурса «Московские дебюты». Его Андрей Титыч — трогательный, наивно чистый мальчик, доверчиво и испуганно глядящий на мир широко открытыми глазами, в которых то искрится восторг счастья, то блестят слезы отчаяния. Не желающий жить по чужой воле, но во всем подчиненный власти отца, он то затравленно мечется в каком-то надрывном изнеможении, то с задиристой отвагой бросается отстаивать свое право на самостоятельность. Сил же ему придает первая пылкая влюбленность, благодаря которой он и совершает стремительный «прыжок» от забавной неловкости к отчаянной решимости. Впрочем, прыжки, которым может позавидовать любой профессиональный танцор, артист демонстрирует и в самом прямом смысле слова. Когда от переизбытка чувств его Андрей Титыч пускается в удалой перепляс, то выделывает такие коленца, что в зале раздаются не только аплодисменты, но и «концертные» крики «Браво!» и «Молодец!» К своему простодушно непосредственному герою Сергей Потапов относится с добрым юмором и нежностью, ведь кроме привычного костюма в его герое нет ничего традиционно купеческого, и грубый торгашеский мир ему чужд и непонятен.

Отчасти таким же «своим среди чужих» оказывается в богатом отцовском доме и еще один «молодой купчик» из героев Островского — Гриша Разлюляев, которого Сергей Потапов сыграл в другом спектакле Александра Коршунова, «Бедность не порок». Потому так и тянет этого заводного, забавно неугомонного молодца в компанию веселых парней и девчат, с зажигательным азартом танцующих и распевающих озорные обрядовые песни. Правда, он поначалу слегка хорохорится, смешно важничая и с вызовом соря деньгами. Однако это скорее от неумелого, но искреннего желания понравиться и на равных влиться в круг участников светлого святочного гуляния. Ведь именно здесь ему позволят и лихо сплясать, и вдруг жалобно затянуть протяжную песню. Герой Потапова располагает к себе окружающих, конечно же, отнюдь не богатством, а своим искренним добродушием и легким нравом. Актер же становится одной из центральных фигур празднично музыкального спектакля еще и благодаря своей вокально-пластической подготовке, которая тут оказывается как нельзя кстати. В Грише, как и в Андрее Титыче, живут детекая непосредственность, открытость и чистота.

Эти черты, в целом свойственные актерской индивидуальности Сергея Потапова, изначально активно используются режиссерами. Неслучайно он играет мальчика Кая с обледеневшим, но оттаявшим сердцем в «Снежной королеве» — театральной интерпретации Е. Шварца по сказке X. Андерсена. Между тем, другой «мальчик» — Тишка в еще одном спектакле по Островскому, «Свои люди — сочтемся», — уже знает вкус наживы, и его сердце готово зачерстветь навсегда.

Именно это произошло с героем Потапова из горьковских «Детей солнца», поставленных Адольфом Шапиро. Расчетливый делец Миша по степени цинизма и хваткой напористости перещеголял даже своего предприимчивого отца. Стремительно пружинящей походкой перемещаясь по площадке, он цепким холодным взглядом смотрит на все вокруг лишь с позиции купли-продажи и назначает свою цену всему: от объектов недвижимости до живых людей. Так, с одинаковым деляческим рвением этот самоуверенный наглец «приценивается» к горничной и обсуждает коммерческую сделку с потенциальным клиентом. Нормальные человеческие чувства в нем атрофированы, и потому даже о смерти человека он может говорить лишь с язвительным равнодушием. Всего в нескольких сценах актеру удается передать весьма узнаваемый тип современного молодого человека, используя очень точные, хотя, возможно, и излишне гротескные краски. Но, пожалуй, для дальнейшей творческой биографии Сергея Потапова особенно важно то, что эта работа позволяет ему сделать шаг к острой характерности, повернув в противоположную сторону от уже хорошо освоенного им амплуа комедийно-лирического героя.

Марина Гаевская
Опубликовано в журнале «Театральная афиша», октябрь 2009 г. www.teatr. ru


Дата публикации: 01.10.2009