Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СУМБАТОВ-ЮЖИН

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СУМБАТОВ-ЮЖИН

Страничка посвящена творчеству одного из крупнейших театральных деятелей конца 19 — начала 20 века, актеру и директору Малого театра Александру Ивановичу Сумбатову-Южину.

А.И. Сумбатов-Южин читает монолог Отелло из одноименной трагедии У.Шекспира (1,4 Мб)

ФОТОГАЛЕРЕЯ


ЮЖИН Александр Иванович (псевдоним; настоящая фамилия — Cумбатов) (4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ., — 17. IX. 1927, Ницца, похоронен в Москве) — русский актер, драматург, театральный деятель. Почетный академик (1917). Народный артист Республики (1922). Родился в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, слушал лекции по теории государственного права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Южин участвовал в любит, спектаклях. На профессиональной сцене впервые выступил в 1876 (под псевдонимом Сольцев, Тифлис, Летний театр). В 1878-79 играл на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в театр Бренко (Москва). С 1882 до конца жизни работал в Малом театре. Находясь во главе управления Малого театра (с 1909 — управляющий труппой, с 1918 — председатель Совета, с 1919 — председатель дирекции, с 1923 — директор, с 1926 — почетный директор), Южин проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1877 начал драматургическую деятельность (пьеса «Права жизни»). Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят». Пьесы Южина проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают свое человеческое достоинство — вступают в борьбу с обывательским окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров (некоторые роли написаны с расчетом на определенных исполнителей) обеспечили успех пьесам Южина. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в драмах Южина условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драматических произведениях — «Листья шелестят», «Соколы и вороны» (совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1885, Театр Корша), «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, там же; Волынцева — Федотова, Ольга Николаевна — Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Южин пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии («Джентльмен», 1897, Малый театр), вырождающегося барства («Закат», 1899, там же), петербургской бюрократии («Невод», 1905, Александрийский театр, Малый театр). Особое место в драматургии Южина занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа — «Старый закал» (1895, Малый театр; Вера — Ермолова, Олтин — К. Рыбаков, Борис — Правдин, Дарья Кировна — Садовская, Корпев — М. Садовский) и романтическая легенда из прошлого Грузии — «Измена» (1903, там же; Зейнаб — Ермолова). Морально-этическим проблемам посвящена пьеса Южина «Ночной туман» (1916, Малый театр).

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. «Театр... — писал он, — это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики» («Драматург, актер и их театр», в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, 1941, с. 534). Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру — мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене Южин проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Южин энтузиазм, пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Игра Южина отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Кориолана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в искусстве Южина с реализмом.

Начиная с 90-х гг. он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования — юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара («Дамская война» Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В современном Южину репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр («Мастер» Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе «Вожди», 1909), Лидман («Любовь — все» Седерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гете, 1,888), Мортимер («Мария Стюарт», 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот («Граф де Ризоор» Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег («Измена» собств. соч., 1903), лорд Кавершам («Идеальный муж» Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Южин принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра (в журн. «Культура театра» и др.), пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героические образы: Глеб Миронович («Посадник» А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII («Железная стена» Рынды-Алексеева, 1923).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;
Пьесы, М., 1961;
Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951.

Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922;
А.И. Южин. Сб. статей, М., 1922;
Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927;
Бескин Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936;
Филиппов В. А., Актер Южин, М.-Л., 1941;
его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943;
Князевская Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961.


РОЛИ А.И. СУМБАТОВА-ЮЖИНА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА


СОЧИНЕНИЯ А.И.СУМБАТОВА-ЮЖИНА

«СТАРЫЙ ЗАКАЛ». Пьеса в 5 действиях, 1885 год (документ Word, 530 кб)

А.И.Сумбатов-Южин СОЛНЕЧНЫЙ БЛИК (Обрывок воспоминаний)

А.И. Сумбатов-Южин СТУДЕНТ и 38-й № ГАЛЛЕРЕИ МАЛОГО ТЕАТРА

А.И.Сумбатов-Южин ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

А.И.Сумбатов-Южин ВЫНУЖДЕННОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ

А.И.Сумбатов-Южин ТРИ ВСТРЕЧИ

А.И.Сумбатов-Южин МАЛЫЙ ТЕАТР В ЕГО ПОДЛИННЫХ ТРАДИЦИЯХ (1921)

А.И.Сумбатов-Южин П.С.МОЧАЛОВ В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ

А.И.Сумбатов-Южин О ЩЕПКИНЕ

А.И.Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1900)

А.И.Сумбатов-Южин РЕЧЬ В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н.ЕРМОЛОВОЙ 2 МАЯ 1920 ГОДА

А.И.Сумбатов-Южин СЛОВО М.Н.ЕРМОЛОВОЙ 2 МАЯ 1920 ГОДА

А.И. Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1921). Часть 1.

А.И. Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1921). Часть 2.

А.И. Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1921). Часть 3.


ПУБЛИКАЦИИ:

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЮЖИН. Из книги С.Г. Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления». М., 1924.

Мария Александровна Богуславская В ДОМЕ ЮЖИНА

16 сентября 1857 года родился князь Александр Иванович Сумбатов, выступавший на сцене под фамилией Южин

Т.Л. Щепкина-Куперник «Из воспоминаний об актерах Малого театра» Александр Иванович Южин. Александр Алексеевич Остужев.

А.А.ЯБЛОЧКИНА «75 ЛЕТ В ТЕАТРЕ» ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. АЛЕКСАНДР ЮЖИН

А.И.Южин в роли Мортимера. Из книги Ю.Айхенвальда «А.И. Сумбатов-Южин»

Влас Дорошевич «Макбет, или Жертва ведьм. Трагедия. Соч. А.И.Южина»

В.Филиппов «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮЖИНА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО КАК АКТЕРА» (из книги «Актер Южин», ВТО, 1941).

В.Филиппов «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЮЖИНА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ» (из книги «Актер Южин», ВТО, 1941).

В.ФИЛИППОВ «АКТЕР ЮЖИН» ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ЮЖИНА (Из книги «Актер Южин» М., ВТО, 1941)

КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СУМБАТОВ-ЮЖИН Воспоминания. Статьи. Исследования. Предисловие Б.Н.Любимова к книге.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЮЖИН. Статья А.Кугеля из книги «Театральные портреты»

ДРАМАТУРГИЯ А. И. СУМБАТОВА-ЮЖИНА. Предисловие Т.Князевской к книге А.И.Сумбатов-Южин Пьесы, М., 1961.

ЛУНАЧАРСКИЙ И ЮЖИН Отрывок из книги Н.А.Луначарской-Розенель «Воспоминания»…

АЛЕКСАНДР СУМБАТОВ-ЮЖИН: ВЕЛИКИЙ КОРОНОНОСИТЕЛЬ МАЛОГО Наталья Пашкина «Общество и здоровье», №5 2007

И «ПАЛЬМЫ», И ЛАВРЫ, И ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ Виктория Пешкова «Вече», 30 октября 2007 года

КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА СУМБАТОВА-ЮЖИНА Нара Ширалиева «Новости культуры»


Дата публикации: 12.12.2005
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СУМБАТОВ-ЮЖИН

Страничка посвящена творчеству одного из крупнейших театральных деятелей конца 19 — начала 20 века, актеру и директору Малого театра Александру Ивановичу Сумбатову-Южину.

А.И. Сумбатов-Южин читает монолог Отелло из одноименной трагедии У.Шекспира (1,4 Мб)

ФОТОГАЛЕРЕЯ


ЮЖИН Александр Иванович (псевдоним; настоящая фамилия — Cумбатов) (4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ., — 17. IX. 1927, Ницца, похоронен в Москве) — русский актер, драматург, театральный деятель. Почетный академик (1917). Народный артист Республики (1922). Родился в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, слушал лекции по теории государственного права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Южин участвовал в любит, спектаклях. На профессиональной сцене впервые выступил в 1876 (под псевдонимом Сольцев, Тифлис, Летний театр). В 1878-79 играл на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в театр Бренко (Москва). С 1882 до конца жизни работал в Малом театре. Находясь во главе управления Малого театра (с 1909 — управляющий труппой, с 1918 — председатель Совета, с 1919 — председатель дирекции, с 1923 — директор, с 1926 — почетный директор), Южин проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1877 начал драматургическую деятельность (пьеса «Права жизни»). Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят». Пьесы Южина проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают свое человеческое достоинство — вступают в борьбу с обывательским окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров (некоторые роли написаны с расчетом на определенных исполнителей) обеспечили успех пьесам Южина. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в драмах Южина условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драматических произведениях — «Листья шелестят», «Соколы и вороны» (совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1885, Театр Корша), «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, там же; Волынцева — Федотова, Ольга Николаевна — Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Южин пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии («Джентльмен», 1897, Малый театр), вырождающегося барства («Закат», 1899, там же), петербургской бюрократии («Невод», 1905, Александрийский театр, Малый театр). Особое место в драматургии Южина занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа — «Старый закал» (1895, Малый театр; Вера — Ермолова, Олтин — К. Рыбаков, Борис — Правдин, Дарья Кировна — Садовская, Корпев — М. Садовский) и романтическая легенда из прошлого Грузии — «Измена» (1903, там же; Зейнаб — Ермолова). Морально-этическим проблемам посвящена пьеса Южина «Ночной туман» (1916, Малый театр).

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. «Театр... — писал он, — это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики» («Драматург, актер и их театр», в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, 1941, с. 534). Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру — мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене Южин проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Южин энтузиазм, пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Игра Южина отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Кориолана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в искусстве Южина с реализмом.

Начиная с 90-х гг. он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования — юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара («Дамская война» Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В современном Южину репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр («Мастер» Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе «Вожди», 1909), Лидман («Любовь — все» Седерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гете, 1,888), Мортимер («Мария Стюарт», 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот («Граф де Ризоор» Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег («Измена» собств. соч., 1903), лорд Кавершам («Идеальный муж» Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Южин принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра (в журн. «Культура театра» и др.), пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героические образы: Глеб Миронович («Посадник» А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII («Железная стена» Рынды-Алексеева, 1923).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;
Пьесы, М., 1961;
Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951.

Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922;
А.И. Южин. Сб. статей, М., 1922;
Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927;
Бескин Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936;
Филиппов В. А., Актер Южин, М.-Л., 1941;
его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943;
Князевская Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961.


РОЛИ А.И. СУМБАТОВА-ЮЖИНА НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА


СОЧИНЕНИЯ А.И.СУМБАТОВА-ЮЖИНА

«СТАРЫЙ ЗАКАЛ». Пьеса в 5 действиях, 1885 год (документ Word, 530 кб)

А.И.Сумбатов-Южин СОЛНЕЧНЫЙ БЛИК (Обрывок воспоминаний)

А.И. Сумбатов-Южин СТУДЕНТ и 38-й № ГАЛЛЕРЕИ МАЛОГО ТЕАТРА

А.И.Сумбатов-Южин ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

А.И.Сумбатов-Южин ВЫНУЖДЕННОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ

А.И.Сумбатов-Южин ТРИ ВСТРЕЧИ

А.И.Сумбатов-Южин МАЛЫЙ ТЕАТР В ЕГО ПОДЛИННЫХ ТРАДИЦИЯХ (1921)

А.И.Сумбатов-Южин П.С.МОЧАЛОВ В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ

А.И.Сумбатов-Южин О ЩЕПКИНЕ

А.И.Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1900)

А.И.Сумбатов-Южин РЕЧЬ В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н.ЕРМОЛОВОЙ 2 МАЯ 1920 ГОДА

А.И.Сумбатов-Южин СЛОВО М.Н.ЕРМОЛОВОЙ 2 МАЯ 1920 ГОДА

А.И. Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1921). Часть 1.

А.И. Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1921). Часть 2.

А.И. Сумбатов-Южин МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА (1921). Часть 3.


ПУБЛИКАЦИИ:

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЮЖИН. Из книги С.Г. Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления». М., 1924.

Мария Александровна Богуславская В ДОМЕ ЮЖИНА

16 сентября 1857 года родился князь Александр Иванович Сумбатов, выступавший на сцене под фамилией Южин

Т.Л. Щепкина-Куперник «Из воспоминаний об актерах Малого театра» Александр Иванович Южин. Александр Алексеевич Остужев.

А.А.ЯБЛОЧКИНА «75 ЛЕТ В ТЕАТРЕ» ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. АЛЕКСАНДР ЮЖИН

А.И.Южин в роли Мортимера. Из книги Ю.Айхенвальда «А.И. Сумбатов-Южин»

Влас Дорошевич «Макбет, или Жертва ведьм. Трагедия. Соч. А.И.Южина»

В.Филиппов «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮЖИНА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО КАК АКТЕРА» (из книги «Актер Южин», ВТО, 1941).

В.Филиппов «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЮЖИНА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ» (из книги «Актер Южин», ВТО, 1941).

В.ФИЛИППОВ «АКТЕР ЮЖИН» ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ЮЖИНА (Из книги «Актер Южин» М., ВТО, 1941)

КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ СУМБАТОВ-ЮЖИН Воспоминания. Статьи. Исследования. Предисловие Б.Н.Любимова к книге.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЮЖИН. Статья А.Кугеля из книги «Театральные портреты»

ДРАМАТУРГИЯ А. И. СУМБАТОВА-ЮЖИНА. Предисловие Т.Князевской к книге А.И.Сумбатов-Южин Пьесы, М., 1961.

ЛУНАЧАРСКИЙ И ЮЖИН Отрывок из книги Н.А.Луначарской-Розенель «Воспоминания»…

АЛЕКСАНДР СУМБАТОВ-ЮЖИН: ВЕЛИКИЙ КОРОНОНОСИТЕЛЬ МАЛОГО Наталья Пашкина «Общество и здоровье», №5 2007

И «ПАЛЬМЫ», И ЛАВРЫ, И ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ Виктория Пешкова «Вече», 30 октября 2007 года

КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА СУМБАТОВА-ЮЖИНА Нара Ширалиева «Новости культуры»


Дата публикации: 12.12.2005