ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Архивные документы, коллекции старинных книг, редкая кинохроника теперь доступны многим: завершены сразу несколько крупных проектов по созданию интернет-хранилищ исторических материалов
В понедельник 6 июля на сайте www.codexsinaiticus.org был открыт доступ к оцифрованной версии Синайского кодекса. Вскоре после обнаружения в середине XIX века древнейший манускрипт Библии, полностью содержащий Новый Завет, был разделен на несколько частей: шесть листов в настоящий момент хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, один фрагмент — в Библиотеке Лейпцигского университета, основная часть — в Британской библиотеке. Отдельные листы были найдены в монастыре св. Екатерины в Египте уже в 1970-х годах. Понимая, что шансов на соединение рукописи, транспортировка которой крайне нежелательна, практически нет, в 2005 году Британская библиотека запустила программу: все хранители предоставили листы и фрагменты для оцифровки. Спустя четыре года Синайский кодекс объединен и выложен в открытый доступ.
Уникальные документы и фотографии, аудиозаписи и репортажи — в интернете появляется все больше крупных собраний оцифрованных исторических материалов. В одних случаях это инициатива государственных библиотек, архивов и музеев, в других — страстных коллекционеров, в третьих — предпринимателей, которые надеются, что интерес к истории может приносить прибыль.
Допуск не нужен
Бюджет мировой цифровой библиотеки, запущенной ЮНЕСКО в партнерстве с 32 крупнейшими книгохранилищами, — около 4-5 миллионов долларов
«Недавно мне понадобился для работы один из старинных актов тайного архива Ватикана, — рассказывает доцент Центра изучения религий РГГУ, ответственный секретарь редакции “Католическая энциклопедия” Алексей Юдин. — Потребовалось выяснить порядок подписей под документом, потому что на этом основании можно сделать некоторые выводы об историческим контексте его составления и степени влияния тех, кто его подписывал. На сайте тайного архива Ватикана я оформил платный заказ на цифровую копию интересующего меня документа. Объем файла составил около 50 Мб, я без труда увеличил масштаб и рассмотрел все подписи».
Дать читателям возможность пользоваться материалами удаленно — одна из основных целей, ради которых библиотеки и архивы оцифровывают свои фонды. В апреле этого года заработала Мировая цифровая библиотека (wdl.org), запущенная ЮНЕСКО в партнерстве с 32 крупнейшими книгохранилищами (в том числе Российской государственной библиотекой), предоставившими для оцифровки ценные экспонаты вроде арабских научных манускриптов XVI века и образцов персидской каллиграфии. Бюджет этого проекта — около 4-5 миллионов долларов. В свою очередь, одной из первых российских библиотек, начавшей выкладывать отсканированные материалы фондов в свободный доступ (в основном книги, посвященные российской истории, политике, церкви), стала открывшаяся в конце мая этого года Президентская библиотека им. Б. Ельцина (prlib.ru). Крупнейшие библиотеки и архивы: Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека, Государственный архив РФ — все ведут работу по оцифровке книг и документов из своих фондов, рассказывает советник президента по работе с учреждениями культуры корпорации «Электронный Архив» Надежда Кондрашова. Однако несмотря на это, их материалы во внешнем доступе пока редкость.
«У библиотек очень большой энтузиазм и много предложений, как улучшить обслуживание читателей. У нас, в свою очередь, есть технические решения для этого. Однако все упирается в высокую стоимость работ, предполагающих использование дорогостоящего специализированного оборудования. Возможны и проблемы с авторскими правами, которых библиотеки начали опасаться после вступления в 2008 году в силу четвертой части Гражданского кодекса, ужесточающего ответственность за их нарушение», — рассказывает Надежда Кондрашова.
В случае с Синайским кодексом задача была сложнее собственно оцифровки. «Была проведена огромная научная работа, — рассказывает заведующая сектором древнерусских фондов отдела рукописей Российской национальной библиотеки Екатерина Крушельницкая. — Помимо расшифровки и перевода рукописи с греческого, на котором она написана, нужно было дать подробное научное сопровождение. Только тогда разъятые фрагменты составят в виртуальном пространстве единое целое, и документ, имеющий мировое значение, будет действительно всем доступен».
Услышать еще раз
«Меня беспокоило то, что коммерциализация радио создала ситуацию, когда огромный пласт произведений выпал из оборота, — рассказывает создатель интернет-проекта “Аудиопедия” (audiopedia.su) Юрий Метелкин. — И тогда я начал думать, каким образом советские радиоспектакли можно было бы вернуть в эфир». Оцифрованный архив Метелкина насчитывает около десяти тысяч единиц, а материалы созданного им «Старого радио» (staroeradio.ru; позднее стал разделом «Аудиопедии») распределены между тремя «волнами»: спектаклями и передачами для детей, взрослых, а также музыкой, записанной до конца 1950-х годов.
Здесь также можно послушать полную школьную фонохрестоматию: выходившие в СССР с 1960-х годов записи литературных произведений из учебной программы, которыми преподаватели пользовались на уроках. Основа ставшего общедоступным собрания — радиопостановки (в основном доперестроечные), начиная с «Маленького принца» и других пластинок с голосом актрисы Марии Бабановой, выступлений Ираклия Андроникова и заканчивая редкими записями, к примеру, диккенсовских «Записок Пиквикского клуба» в исполнении актрисы бывшего Александринского театра Елизаветы Тиме. Спектакли могут быть удалены по требованию правообладателей, однако, по словам Метелкина, таких обращений еще не поступало.
Аудиоархив в последние годы существует и на
сайте Малого театра: сейчас можно послушать около 200 записей, четверть из них — целые спектакли разных лет, а также отрывки из них и чтецкие программы актеров. Общедоступные фото-, аудио-, видео- и текстовые материалы — отличный способ создать заинтересованное сообщество, уверен администратор www.maly.ru Максим Редин. Посещаемость сайта, по его словам, растет с каждым годом приблизительно на треть. «Прекрасный показатель — посещаемость в летние месяцы, когда театр закрыт. Год от года летняя аудитория увеличивается в той же пропорции, и можно быть уверенным, что эти люди приходят на сайт не за расписанием спектаклей».
Запущенный Юрием Метелкиным несколько недель назад новый раздел «Театрология» (совместно с Союзом театральных деятелей) дает возможность в перспективе всем театрам самостоятельно создавать собственные страницы, чтобы делиться информацией, рассказывать о постановках и выкладывать фонограммы спектаклей.
Брежнев, матч и рок-концерт
Крупнейшее собрание, включающее как звукозаписи, так и телефонд с художественными фильмами, анимацией, документалистикой и репортажными съемками — Гостелерадиофонд весной этого года объявил о сотрудничестве с компанией Uravo в работе над созданием интернет-сервиса CCCР-TV.ru. На прошлой неделе проект был запущен в локальных сетях, и сейчас абоненты провайдера «ГорКом» (около 45 тысяч) уже могут выбирать из примерно пятидесяти передач, среди которых документальный репортаж о встрече Брежнева с экипажем после стыковки «Союза» с «Аполлоном», несколько серий «Кабачка «13 стульев», хоккейный матч 1960 года между СССР и Канадой (тогда хоккеисты играли без шлемов, а вратари — без масок) и некоторые другие. К осени параллельно с увеличением архива Uravo планирует увеличить аудиторию за счет подключения к проекту других провайдеров, а к концу года бесплатно смотреть архивное телевидение смогут все зарегистрированные пользователи.
Директор Uravo Андрей Акопян уверен, что проект способен приносить прибыль за счет рекламы, и отмечает большой интерес аудитории: около 24 тысяч пользователей подписались на рассылку новостей о проекте. Рост зрительского интереса к документальным и архивным материалам отмечает и главный редактор телекомпании «Стрим» Анатолий Голубовский. В мае была полностью изменена структура эфира выпускаемого телекомпанией канала «Ретро»: советские фильмы и программы теперь сочетаются с зарубежными фильмами, рок-концертами и новостными киножурналами. «Людям интересно окунуться в жизнь тридцатилетней давности, их привлекает возможность прожить отрезок жизни на старый лад — без рекламных пауз и дробного монтажа, — говорит Голубовский. — Однако едва ли зритель и слушатель будет в состоянии долго воспринимать такой формат, темп жизни все-таки сильно ускорился, и задача — придумать схему, чтобы заинтересовать этим материалом». CCCР-TV.ru надеется на интерес к киноцитатам, всем известным фразам или ярким моментам фильмов. Технически же «Цитатник» будет реализован при помощи применяемого Uravo гипервидео: «Это может быть набор эпизодов длиной в 10-15 секунд, в котором собраны фрагменты из архивных передач, документальных и художественных фильмов. По клику на видео пользователь может сразу перейти к просмотру фильма-источника цитаты».
От свидетеля до участника
Иначе устроен сервис Footnote (footnote.com), заключивший партнерские отношения с американскими Национальными архивами. Кроме огромного количества документов, доступ к которым возможен за небольшую плату, пользователям предлагают иллюстрировать фотографиями и документами из семейных архивов те или иные исторические сюжеты (такие, например, как Великая депрессия). Самостоятельно выкладывать личные аудиозаписи, например, рассказы и воспоминания своих родителей, можно в разделе «Свидетель» на сайте «Аудиопедии». Пример еще одного архива, который наполняется одновременно специалистами и энтузиастами — собрание фотографий и исторических документов на сайте движения «Москва, которой нет», основная задача которого — координировать действия по защите архитектурного наследия. «Мы, например, узнаем о том, что тот или иной дом предназначен на снос, “кидаем клич”, чтобы все, кто знает историю здания, у кого есть его старинные фотографии, предоставили нам информацию, — рассказывает руководитель проекта “Москва, которой нет”, директор компании “Нотамедиа” Адриан Крупчанский. — Эти данные дают нам возможность составить, к примеру, запрос и объяснить, чем здание ценно и почему его нужно сохранить». Фотографии, карты, документы — все это попадает на сайт; на основе собранных материалов вышли уже два путеводителя, а авторы фотографий получают небольшие отчисления. Собрание «Москвы, которой нет» оценили не только краеведы, но и жюри премии российского интернета РОТОР: в конце мая он был назван «Архивом года-2009».
При участии Марии Божович
Валерий Золотухин
«Ведомости. Пятница», № 24 (159) 10 июля 2009