Новости

ПЕРЕД ГРОЗОЙ

ПЕРЕД ГРОЗОЙ

«Дети солнца» М. Горького в Малом театре

Есть своя логика в том, что на постановку этой пьесы дирекция «Дома Щепкина» пригласила Адольфа Шапиро. Так как творческие позиции старейшего драматического коллектива столицы и Шапиро во многом схожи. Оба исповедуют принципы традиционного психологического театра. Оба с симпатией относятся к классике. Особенно — к отечественной.

Правда, в Малом с некоторых пор предпочитают (за редким исключением) средствами театра деликатно «иллюстрировать» классическое произведение. А Адольф Шапиро при всем уважении к автору неизменно выпускает собственные оригинальные версии хрестоматийных, зачитанных зачастую едва ли не до дыр текстов.

В том числе: и пьес М. Горького, к которым обращался неоднократно. В одной только афише Театра под руководством О. П. Табакова по сей день значатся и «Последние», и «На дне».

Почитаемо литературное наследие М. Горького актерами и режиссерами Малого. Не случайно же, в разные годы здесь шли «Варвары» с Николаем Анненковым - Черкуном и Еленой Гоголевой - Надеждой Монаховой (постановка Ильи Судакова и Константина Зубова, 1941), спектакли Бориса Бабочкина — «Дачники» (1964), «Достигаев и другие» (1971) и «Фальшивая монета» (1972) с участием самого Бабочкина, Элины Быстрицкой, Руфины Нифонтовой, Никиты Подгорного и других мастеров Малого театра. А также — «Фома Гордеев» (1981) с Василием Бочкаревым в центральной роли и «Зыковы» (1985) с Леонидом Марковым и Юрием Каюровым - Антипой и Натальей Вилькиной - Софьей в режиссуре соответственно Бориса Львова-Анохина и Леонида Хейфеца.

«Дети солнца» (кстати, давно вообще не игравшиеся в Москве и, наверняка, знакомые любителям искусства в основном по телевизионному фильму Леонида Пчелкина, где снимались Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Богдан Ступка и др., впрочем, возможно, кто-нибудь и вспомнит одноименный спектакль Театра имени А. С. Пушкина) появляются в афише Малого театра впервые. И, надо заметить, очень вовремя.

Все-таки нынешний исторический период не менее сложен, противоречив и взрывоопасен, чем 1905 год, когда была написана пьеса. К тому же, в «Детях солнца» едва ли не ведущей является и сегодня животрепещущая тема распада человеческих связей. И, конечно, ясно различимо то, что А. П. Чехов назвал «звуком лопнувшей струны», предвещающим серьезные потрясения.

Смутная тревога ощущается нами и на протяжении всего спектакля Малого театра. С самого его начала. Стоит только взглянуть на отделяющее сцену от зала прозрачное белоснежное полотнище с изображением, невольно наводящего на грустные мысли о внезапно разладившейся жизни сломанного дерева. Предгрозовое настроение акцентирует и колокольный звон, который периодически раздается откуда-то с колосников (звуковую партитуру «Детей солнца» разработал Григорий Гоберник, написавший также музыку к спектаклю). Холодно и неуютно и игровое пространство, напоминающее научную лабораторию, и это естественно, если учесть, что герой «Детей солнца», Павел Федорович Протасов — ученый-химик (сценография Владимира Ковальчука). Вдобавок с первых минут спектакля нашему взору открывается огромная кирпичная задняя стена (на ней то и дело проецируются выдержки из пьесы, дающие названия очередному эпизоду спектакля). Она и вовсе создает впечатление некоего жизненного тупика, в котором оказались персонажи «Детей солнца» — существа одинокие, в большинстве своем интеллигентные, тонкие, и поэтому, увы, бессильные перед властью обрушившихся на них жестоких обстоятельств.

А еще — у каждого из них своя боль. Так, жена Протасова, Елена Николаевна (Светлана Аманова) страдает от невнимания мужа. Сестра Павла Федоровича, Лиза (Людмила Титова) — от раздирающих ее душу мрачных предчувствий. Ветеринар Борис Чепурной (Виктор Низовой) — от безответной любви к Лизе. Мелания Николаевна (Евгения Глушенко) — от осознания нелепости, с которой она выражает свои искренние чувства к Протасову, но по-другому эта женщина не может, и, видимо, не умеет. Старая нянька Антоновна (Людмила Полякова) — оттого, что на ее глазах рушатся судьбы тех, кто ей дорог, кого она пытается подбодрить хотя бы добрым словом.

Иногда кажется, что лишь стараниями Антоновны и держится дом Протасова (Василий Бочкарев) — отчаянного идеалиста, этакого большого ребенка, до самозабвения увлеченного занимательными экспериментами, не позволяющими замечать, что происходит вокруг. Ни разлада в собственной семье, ни нарастающей агрессии со стороны слесаря Егора (Александр Коршунов) и примкнувшей к нему компании мастеровых, которых он, несмотря ни на что, старается усовестить, не переходя на грубость.

Однако обращенный к погромщикам монолог о необходимости всегда оставаться людьми, не забывая о своей истинной, светлой, «солнечной» сущности, Протасов-Бочкарев произносит на авансцене при зажженном в зрительном зале свете. Как откровенный, чрезвычайно эмоциональный, социально «заряженный» апарт, прямо скажем, не слишком-то «вписывающийся» в эстетику нынешнего Малого театра. Но, думается, что ради подобного момента Адольф Шапиро и поставил свой спектакль. Ведь к призыву Протасова было бы полезно прислушаться и нам.

Майя Фолкинштейн
«Современная драматургия» №2 за 2009 год


Дата публикации: 01.07.2009
ПЕРЕД ГРОЗОЙ

«Дети солнца» М. Горького в Малом театре

Есть своя логика в том, что на постановку этой пьесы дирекция «Дома Щепкина» пригласила Адольфа Шапиро. Так как творческие позиции старейшего драматического коллектива столицы и Шапиро во многом схожи. Оба исповедуют принципы традиционного психологического театра. Оба с симпатией относятся к классике. Особенно — к отечественной.

Правда, в Малом с некоторых пор предпочитают (за редким исключением) средствами театра деликатно «иллюстрировать» классическое произведение. А Адольф Шапиро при всем уважении к автору неизменно выпускает собственные оригинальные версии хрестоматийных, зачитанных зачастую едва ли не до дыр текстов.

В том числе: и пьес М. Горького, к которым обращался неоднократно. В одной только афише Театра под руководством О. П. Табакова по сей день значатся и «Последние», и «На дне».

Почитаемо литературное наследие М. Горького актерами и режиссерами Малого. Не случайно же, в разные годы здесь шли «Варвары» с Николаем Анненковым - Черкуном и Еленой Гоголевой - Надеждой Монаховой (постановка Ильи Судакова и Константина Зубова, 1941), спектакли Бориса Бабочкина — «Дачники» (1964), «Достигаев и другие» (1971) и «Фальшивая монета» (1972) с участием самого Бабочкина, Элины Быстрицкой, Руфины Нифонтовой, Никиты Подгорного и других мастеров Малого театра. А также — «Фома Гордеев» (1981) с Василием Бочкаревым в центральной роли и «Зыковы» (1985) с Леонидом Марковым и Юрием Каюровым - Антипой и Натальей Вилькиной - Софьей в режиссуре соответственно Бориса Львова-Анохина и Леонида Хейфеца.

«Дети солнца» (кстати, давно вообще не игравшиеся в Москве и, наверняка, знакомые любителям искусства в основном по телевизионному фильму Леонида Пчелкина, где снимались Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Богдан Ступка и др., впрочем, возможно, кто-нибудь и вспомнит одноименный спектакль Театра имени А. С. Пушкина) появляются в афише Малого театра впервые. И, надо заметить, очень вовремя.

Все-таки нынешний исторический период не менее сложен, противоречив и взрывоопасен, чем 1905 год, когда была написана пьеса. К тому же, в «Детях солнца» едва ли не ведущей является и сегодня животрепещущая тема распада человеческих связей. И, конечно, ясно различимо то, что А. П. Чехов назвал «звуком лопнувшей струны», предвещающим серьезные потрясения.

Смутная тревога ощущается нами и на протяжении всего спектакля Малого театра. С самого его начала. Стоит только взглянуть на отделяющее сцену от зала прозрачное белоснежное полотнище с изображением, невольно наводящего на грустные мысли о внезапно разладившейся жизни сломанного дерева. Предгрозовое настроение акцентирует и колокольный звон, который периодически раздается откуда-то с колосников (звуковую партитуру «Детей солнца» разработал Григорий Гоберник, написавший также музыку к спектаклю). Холодно и неуютно и игровое пространство, напоминающее научную лабораторию, и это естественно, если учесть, что герой «Детей солнца», Павел Федорович Протасов — ученый-химик (сценография Владимира Ковальчука). Вдобавок с первых минут спектакля нашему взору открывается огромная кирпичная задняя стена (на ней то и дело проецируются выдержки из пьесы, дающие названия очередному эпизоду спектакля). Она и вовсе создает впечатление некоего жизненного тупика, в котором оказались персонажи «Детей солнца» — существа одинокие, в большинстве своем интеллигентные, тонкие, и поэтому, увы, бессильные перед властью обрушившихся на них жестоких обстоятельств.

А еще — у каждого из них своя боль. Так, жена Протасова, Елена Николаевна (Светлана Аманова) страдает от невнимания мужа. Сестра Павла Федоровича, Лиза (Людмила Титова) — от раздирающих ее душу мрачных предчувствий. Ветеринар Борис Чепурной (Виктор Низовой) — от безответной любви к Лизе. Мелания Николаевна (Евгения Глушенко) — от осознания нелепости, с которой она выражает свои искренние чувства к Протасову, но по-другому эта женщина не может, и, видимо, не умеет. Старая нянька Антоновна (Людмила Полякова) — оттого, что на ее глазах рушатся судьбы тех, кто ей дорог, кого она пытается подбодрить хотя бы добрым словом.

Иногда кажется, что лишь стараниями Антоновны и держится дом Протасова (Василий Бочкарев) — отчаянного идеалиста, этакого большого ребенка, до самозабвения увлеченного занимательными экспериментами, не позволяющими замечать, что происходит вокруг. Ни разлада в собственной семье, ни нарастающей агрессии со стороны слесаря Егора (Александр Коршунов) и примкнувшей к нему компании мастеровых, которых он, несмотря ни на что, старается усовестить, не переходя на грубость.

Однако обращенный к погромщикам монолог о необходимости всегда оставаться людьми, не забывая о своей истинной, светлой, «солнечной» сущности, Протасов-Бочкарев произносит на авансцене при зажженном в зрительном зале свете. Как откровенный, чрезвычайно эмоциональный, социально «заряженный» апарт, прямо скажем, не слишком-то «вписывающийся» в эстетику нынешнего Малого театра. Но, думается, что ради подобного момента Адольф Шапиро и поставил свой спектакль. Ведь к призыву Протасова было бы полезно прислушаться и нам.

Майя Фолкинштейн
«Современная драматургия» №2 за 2009 год


Дата публикации: 01.07.2009