Новости

АРХАИЧНОЕ СЧАСТЬЕ МАЛОГО ТЕАТРА

Архаичное счастье Малого театра
А.Н.Островский «Правда — хорошо, а счастье лучше».

Режиссер Сергей Женовач возрождает Малый театр.
Секрет прост – надо заставить актеров хорошо играть.


То, что в Малом театре поставили пьесу Островского само по себе совершенно не удивительно. Где как не в Малом, с девятнадцатого века прозванном «домом Островского», ставить его пьесы. А тем более такие, как «Правда — хорошо, а счастье лучше», не всегда известные даже начитанным театроведам, очень простенькие, сюжетно построенные на какой-нибудь поговорке и трогательные в своей искренности. Режиссер Сергей Женовач, уже сделавший для Малого театра блестящий спектакль «Горе от ума» явно тяготеет к такой, чуть подзабытой драматургии. Еще в самом начале своей карьеры Женовач извлек из театральных хрестоматий комическую оперу Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват», бывшую в большой популярности на русской сцене в конце 18 века, и заставил восхититься ею вполне современных зрителей. Теперь он проделал тоже самое с пьесой Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше». Давно уже язык Островского не звучал со сцены Малого театра так свежо и естественно, а артисты не заставляли так искренне сопереживать своим героям: Маврам Тарасовным, Поликсенам Амосовным и Силам Ерофеичам. А ведь никаких особых постановочных приемов Сергей Женовач не применял и в непримиримую борьбу с вековой традицией самого консервативного театра страны не вступал. На сцене сооружена традиционная, но стильная выгородка, изображающая сад с высоким забором богатого купеческого дома (художник Александр Боровский).
Как и во всякой другой пьесе Островского, идущей в Малом, у авансцены стоят скамеечки, на них сидят купчихи разодетые в шали, судачат о всякой всячине и чистят яблоки. Однако на этот раз текст, изобилующий всяческими давно не потребляемыми в русской речи словечками и выражениями, неожиданно приобрел почти современное звучание. История в пьесе очень обыкновенная. Дурковатый купец (Виктор Низовой) расстраивает свое состояние выпивками да гуляньем, а его юный приказчик (Глеб Подгородинский) не только пытается увильнуть от составления фальшивой бухгалтерии, но еще и влюбляется в дочку купца Поликсену. Совсем бы парень со своей привычкой всю правду господам резать, как она есть и чуть-что подчеркивать: «Я патриот!» пропал, если бы ни случай, приведший всю интригу к счастливой развязке и трогательному финалу. Ради этого всеобщего умиления в финале, видимо, и полюбил эту старенькую и редко играющуюся пьесу режиссер Сергей Женовач, который прежде всего предпочитает в театре простоту и доброту. Вслед за ним неспешностью и простотой купеческого быта прониклись и артисты Малого театра. Они слезли с пафосных котурн, перестали активно «актерствовать» и демонстрировать двухсотлетнюю традицию изображения темного
купечества. Звезды Малого: Евгения Глушенко, Василий Бочкарев и Людмила Полякова заиграли с таким психологическим правдоподобием, которого, должно быть, со времен Мочалова и Щепкина не бывало в этих академических стенах. Но особенно хороши и приятны оказались молодые исполнители: Глеб Подгородинский, играющий юного идеалиста и правдолюбца, и Ирина Леонова представившая полную разных чувств и сильную характером купеческую дочку. «Правда — хорошо, а счастье лучше» — вторая после «Горя от ума» их удачная работа. Напрашиваются утешительные выводы. С приходом Сергея Женовача в Малый, там появился не только режиссер, тонко понимающий природу этого театра, но и очень хорошие молодые актеры, которые заставляют зрителей сопереживать замосквореченским купчикам так, словно это их родные и близкие.

Евгения Поливанова
«Газета.ru», 28 ДЕКАБРЯ

Дата публикации: 11.11.2003
Архаичное счастье Малого театра
А.Н.Островский «Правда — хорошо, а счастье лучше».

Режиссер Сергей Женовач возрождает Малый театр.
Секрет прост – надо заставить актеров хорошо играть.


То, что в Малом театре поставили пьесу Островского само по себе совершенно не удивительно. Где как не в Малом, с девятнадцатого века прозванном «домом Островского», ставить его пьесы. А тем более такие, как «Правда — хорошо, а счастье лучше», не всегда известные даже начитанным театроведам, очень простенькие, сюжетно построенные на какой-нибудь поговорке и трогательные в своей искренности. Режиссер Сергей Женовач, уже сделавший для Малого театра блестящий спектакль «Горе от ума» явно тяготеет к такой, чуть подзабытой драматургии. Еще в самом начале своей карьеры Женовач извлек из театральных хрестоматий комическую оперу Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват», бывшую в большой популярности на русской сцене в конце 18 века, и заставил восхититься ею вполне современных зрителей. Теперь он проделал тоже самое с пьесой Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше». Давно уже язык Островского не звучал со сцены Малого театра так свежо и естественно, а артисты не заставляли так искренне сопереживать своим героям: Маврам Тарасовным, Поликсенам Амосовным и Силам Ерофеичам. А ведь никаких особых постановочных приемов Сергей Женовач не применял и в непримиримую борьбу с вековой традицией самого консервативного театра страны не вступал. На сцене сооружена традиционная, но стильная выгородка, изображающая сад с высоким забором богатого купеческого дома (художник Александр Боровский).
Как и во всякой другой пьесе Островского, идущей в Малом, у авансцены стоят скамеечки, на них сидят купчихи разодетые в шали, судачат о всякой всячине и чистят яблоки. Однако на этот раз текст, изобилующий всяческими давно не потребляемыми в русской речи словечками и выражениями, неожиданно приобрел почти современное звучание. История в пьесе очень обыкновенная. Дурковатый купец (Виктор Низовой) расстраивает свое состояние выпивками да гуляньем, а его юный приказчик (Глеб Подгородинский) не только пытается увильнуть от составления фальшивой бухгалтерии, но еще и влюбляется в дочку купца Поликсену. Совсем бы парень со своей привычкой всю правду господам резать, как она есть и чуть-что подчеркивать: «Я патриот!» пропал, если бы ни случай, приведший всю интригу к счастливой развязке и трогательному финалу. Ради этого всеобщего умиления в финале, видимо, и полюбил эту старенькую и редко играющуюся пьесу режиссер Сергей Женовач, который прежде всего предпочитает в театре простоту и доброту. Вслед за ним неспешностью и простотой купеческого быта прониклись и артисты Малого театра. Они слезли с пафосных котурн, перестали активно «актерствовать» и демонстрировать двухсотлетнюю традицию изображения темного
купечества. Звезды Малого: Евгения Глушенко, Василий Бочкарев и Людмила Полякова заиграли с таким психологическим правдоподобием, которого, должно быть, со времен Мочалова и Щепкина не бывало в этих академических стенах. Но особенно хороши и приятны оказались молодые исполнители: Глеб Подгородинский, играющий юного идеалиста и правдолюбца, и Ирина Леонова представившая полную разных чувств и сильную характером купеческую дочку. «Правда — хорошо, а счастье лучше» — вторая после «Горя от ума» их удачная работа. Напрашиваются утешительные выводы. С приходом Сергея Женовача в Малый, там появился не только режиссер, тонко понимающий природу этого театра, но и очень хорошие молодые актеры, которые заставляют зрителей сопереживать замосквореченским купчикам так, словно это их родные и близкие.

Евгения Поливанова
«Газета.ru», 28 ДЕКАБРЯ

Дата публикации: 11.11.2003