Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«Листая старые подшивки» КОЛА БРЮНЬОН И ДРУГИЕ

«Листая старые подшивки»

КОЛА БРЮНЬОН И ДРУГИЕ

Когда Евгению Веснику удается встретиться с настоящей, большой литературой, он способен добиваться самых высоких творческих результатов. На телевидении артисту везло на такие счастливые встречи...

Он появился в спектакле как вдохновенный дирижер, и словно по мановению его волшебной палочки сразу все ожило, пришло в движение, заиграло, закружилось. Это он затеял устроить юбилейное чествование старейшего члена своей семьи, стошестилетней Селины Муре; он все придумал, предусмотрел и дальновидно рассчитал, как надо действовать, чтобы превратить семейное торжество во всенародный праздник. Увлеченный замыслом, он сумел заразить своей идеей окружающих, подчинить их, заставить действовать согласно собственным желаниям. Вокруг него закипела бешеная работа, а сам он носится между всеми, будто вихрь, на лету совершенствуя свой план, на лету импровизируя, придумывая все новые детали, на лету раздавая руководящие указания. И все получается у него легко, изящно, увлекательно.

Таким блестящим, талантливым организатором рисует Евгений Весник своего героя, владельца кабачка «Белый баран» Антуана, в фильме-спектакле Малого театра «Мамуре», поставленном Б. Львовым-Анохиным по пьесе Ж. Сармана. Мо все силы ума и души, талант, энергию и темперамент Антуан направляет на достижение цели, отнюдь не являющейся высокой и благородной. В основе всей его деятельности лежит пошлый меркантильный интерес. Герой Весника умеет красиво говорить о Желании возвысить свой род и привлечь с помощью юбилея старейшей француженки внимание всей страны к его родному городу. Но по существу задуманное им торжество готовится не из патриотических побуждений, а ради собственной выгоды, ради Извлечения больших прибылей из руководимого им предприятия. Праздник вершится не в честь бабушки Муре, а исключительно во славу «Белого барана».

Антуан Е. Весника воплощает в себе все то, что Селина Муре совершенно не приемлет в людях — бездушный практицизм, корыстолюбие, ханжество, бесчеловечность — и против чего Мамуре восстает с решимостью и силой, неожиданной для ее возраста.

Весник играет броско, сочно, используя яркие гротесковые, сатирические детали, но вместе с тем непринужденно, без лишнего нажима, всё время помня, что он играет комедию, причем комедию французскую. Играет во многом неожиданно. Не боится наделить своего героя некоторой привлекательностью.

Антуан вовсе не выглядит эдаким монстром, чудовищем. Напротив, с виду он очень мил, благодушен, симпатичен и даже обаятелен. Но стоило только слегка затронуть его коренной интерес — он мгновенно преобразился, явил свое истинное лицо. Отвратительное лицо агрессивного мещанина, способного из мести заколотить ставни в комнате Мамуре, практически заживо замуровать человека, посмевшего разрушить его честолюбивые и корыстные планы.

Евгений Весник работает по преимуществу в комедийном жанре, он создал целый ряд замечательных образов в театре, кино, на концертных площадках, на радио и телевидении. На телеэкране мы могли видеть его неистового фантазера Руденко, добродушного и веселого Уордля, растерянного, замороченного жениха Сганареля (телеспектакли «Яблоко раздора», «Пиквикский клуб», «Брак поневоле»), милого и очень доброго чудака-учителя (телефильм «Приключения Электроника») и множество других персонажей, разных, не похожих друг на друга, но почти всегда окрашенных артистом в сочные комедийные тона.

Играть комедию сложно. Здесь трудно не повториться. Но Весник умеет находить не использованные прежде краски Для изображения уже знакомого характера, умеет повернуть его новой гранью, отыскать незнакомые черты. Поэтому он бывает заметен и запоминается даже в маленьких, эпизодических ролях.
В телеспектакле «Ну, публика!», поставленном режиссером Ю. Кротенко по рассказам А. П. Чехова, Весник играет начальника станции. Вся его роль состоит из коротких комментариев к происходящим в поезде событиям и чтения глупейших записей, сделанных проезжающими пассажирами в жалобной книге. Но эти записи наш герой читает с такой забавной сосредоточенностью и с такой неподобающей случаю многозначительностью, словно хочет извлечь из них особый, никому не доступный, тайный смысл. Контраст между нелепостью текста жалобной книги и усилиями, какие затрачиваются на его осмысление, рождает комический эффект. Однако артист сумел не только рассмешить нас, но заставить задуматься над судьбой героя, для которого наблюдение за мчащимися поездами и чтение жалобней книги являются, быть может, единственными формами проявления духовной жизни, За несколько минут пребывания в кадре Весник сумел нарисовать емкую картину убогой, во многом абсурдной жизни дореволюционной российской провинции.

Весник тяготеет к сатирическому гротеску. Мастерство артиста-сатирика проявляется и в беспощадности и непримиримости, с каким он выставляет на смех самые уродливые свойства отрицательного персонажа.
В галерее отрицательных типов, созданных артистом в театре, кино и на телевидении, спесивый тупица мэр Сапси из многосерийного телефильма «Тайна Эдвина Друда», поставленного режиссером А. Орловым по одноименному роману Ч. Диккенса, оказался заметной и весьма колоритной фигурой. Весник строит роль на контрасте между полнейшим духовном убожеством диккенсовского персонажа и немыслимым высокомерием, с которым он себя ведет. Держится Сапси крайне важно и заносчиво, считая себя человеком незаурядным и мудрым. Манеры имеет повелительные. И самую дикую околесицу несет с таким непередаваемым гонором и апломбом, что, право, трудно удержаться от смеха.

Но артист дает нам понять, что амбиции его героя не только комичны, но и страшны. Ведь мэр Сапси облечен властью. В герое Весника таится скрытая агрессия, живет и копится злая, враждебная людям сила. И артист убедительно показывает, что, если не противостоять этой Силе, она при определенных обстоятельствах может обрести разрушительный характер.

Не все образы, созданные Весником на экране, равноценны. Но когда ему удается встретиться с настоящей, большой литературой, он способен добиваться самых высоких творческих результатов. На телевидении артисту гораздо более, чем в кинематографе, везло на такие счастливые встречи. Ему довелось работать над произведениями Мольера, Диккенса, Чехова, Зощенко, И именно телевидение предоставило Веснику возможность сыграть роль, особенно близкую его индивидуальности, роль, в которой не только еще раз с блеском проявился комедийный талант артиста, но с максимальной полнотой и силой раскрылись его Незаурядные драматические данные. Речь идет с Кола Брюньоне — лучшей работе артиста, созданной на ТВ.

Жизнелюб, балагур и весельчак Кола Брюньон обрел исполнителя, сумевшего проникнуть в тайное тайных, святая святых его души, И там, в глубине сердца этого неистощимого озорника и острослова, артист обнаружил тщательно скрываемую, но очень сильную печаль. Он понял, что карнавал Веселых Проказ, соленых шуток, смешных каламбурив, почти непрекращающийся поток прибауток, острых и хлестких пословиц, метких поговорок, которыми буквально начинен Кола, призваны заглушить или хотя бы замаскировать от чужих, нескромных глаз не проходящую, нестерпимую боль. Весник почувствовал и сумел рассказать нам, как трагически одинок Кола Брюньон, хотя он и окружен детьми, учениками, друзьями и соседями!

Конечно, артист передал несокрушимую отвагу, непокоренность бедам, природную жизнерадостность и общительность своего героя, бесстрашие его мысли, силу творческого духа, неистребимое галльское остроумие. Ведь иначе он не был бы Кола Брюньоном. Но искорки едва заметной грусти светились в глазах Кола-Вёсника даже в минуты искреннего веселья. Слишком много тяжких испытаний выпало на долю Кола, слишком большую чашу горя пришлось испить за долгую, трудную жизнь, слишком много разочарований претерпеть. Постановщик» спектакля А. Гончаров и исполнитель Е. Весник подчеркивали в образе Кола Брюньона прежде всего тему печали и одиночества.
Но, конечно, победа режиссера и артиста не была бы столь полной, если бы они ограничились воплощением одной темы в спектакле, одной линии в роли. Обаяние образа, созданного Весником, в его неоднозначности, в неисчерпаемом разнообразии красок и оттенков. Это был Кола-ниспровергатель, обличающий пороки и паразитизм властей предержащих, и Кола-озорник, придумывающий лихие забавы. Кола-труженик, возделывающий землю, украшающий свой город и дома его жителей бессмертными произведениями искусства и предметами обихода, созданными собственными руками. И Кола-эпикуреец, активно пользующийся всеми возможными радостями бытия.

Мы увидели на экране настоящего Кола Брюньона — Бунтовщика, Поэта и Философа, протестующего против несправедливости, прославляющего Красоту, сознающего несовершенства мира и общества. Кола Брюньона, поющего, несмотря на превратности горькой своей судьбы, хвалу непобедимой Жизни.
Хочется верить, что Евгению Веснику удастся еще встретиться на экране с ролью подобного масштаба и сыграть ее с такой же силой художественной убедительности, как он сыграл лучшую свою роль — Кола Брюньона.

Н. ПАШКИНА
«Телевидение радиовещание», 4-1982 г.

Дата публикации: 23.04.2009
«Листая старые подшивки»

КОЛА БРЮНЬОН И ДРУГИЕ

Когда Евгению Веснику удается встретиться с настоящей, большой литературой, он способен добиваться самых высоких творческих результатов. На телевидении артисту везло на такие счастливые встречи...

Он появился в спектакле как вдохновенный дирижер, и словно по мановению его волшебной палочки сразу все ожило, пришло в движение, заиграло, закружилось. Это он затеял устроить юбилейное чествование старейшего члена своей семьи, стошестилетней Селины Муре; он все придумал, предусмотрел и дальновидно рассчитал, как надо действовать, чтобы превратить семейное торжество во всенародный праздник. Увлеченный замыслом, он сумел заразить своей идеей окружающих, подчинить их, заставить действовать согласно собственным желаниям. Вокруг него закипела бешеная работа, а сам он носится между всеми, будто вихрь, на лету совершенствуя свой план, на лету импровизируя, придумывая все новые детали, на лету раздавая руководящие указания. И все получается у него легко, изящно, увлекательно.

Таким блестящим, талантливым организатором рисует Евгений Весник своего героя, владельца кабачка «Белый баран» Антуана, в фильме-спектакле Малого театра «Мамуре», поставленном Б. Львовым-Анохиным по пьесе Ж. Сармана. Мо все силы ума и души, талант, энергию и темперамент Антуан направляет на достижение цели, отнюдь не являющейся высокой и благородной. В основе всей его деятельности лежит пошлый меркантильный интерес. Герой Весника умеет красиво говорить о Желании возвысить свой род и привлечь с помощью юбилея старейшей француженки внимание всей страны к его родному городу. Но по существу задуманное им торжество готовится не из патриотических побуждений, а ради собственной выгоды, ради Извлечения больших прибылей из руководимого им предприятия. Праздник вершится не в честь бабушки Муре, а исключительно во славу «Белого барана».

Антуан Е. Весника воплощает в себе все то, что Селина Муре совершенно не приемлет в людях — бездушный практицизм, корыстолюбие, ханжество, бесчеловечность — и против чего Мамуре восстает с решимостью и силой, неожиданной для ее возраста.

Весник играет броско, сочно, используя яркие гротесковые, сатирические детали, но вместе с тем непринужденно, без лишнего нажима, всё время помня, что он играет комедию, причем комедию французскую. Играет во многом неожиданно. Не боится наделить своего героя некоторой привлекательностью.

Антуан вовсе не выглядит эдаким монстром, чудовищем. Напротив, с виду он очень мил, благодушен, симпатичен и даже обаятелен. Но стоило только слегка затронуть его коренной интерес — он мгновенно преобразился, явил свое истинное лицо. Отвратительное лицо агрессивного мещанина, способного из мести заколотить ставни в комнате Мамуре, практически заживо замуровать человека, посмевшего разрушить его честолюбивые и корыстные планы.

Евгений Весник работает по преимуществу в комедийном жанре, он создал целый ряд замечательных образов в театре, кино, на концертных площадках, на радио и телевидении. На телеэкране мы могли видеть его неистового фантазера Руденко, добродушного и веселого Уордля, растерянного, замороченного жениха Сганареля (телеспектакли «Яблоко раздора», «Пиквикский клуб», «Брак поневоле»), милого и очень доброго чудака-учителя (телефильм «Приключения Электроника») и множество других персонажей, разных, не похожих друг на друга, но почти всегда окрашенных артистом в сочные комедийные тона.

Играть комедию сложно. Здесь трудно не повториться. Но Весник умеет находить не использованные прежде краски Для изображения уже знакомого характера, умеет повернуть его новой гранью, отыскать незнакомые черты. Поэтому он бывает заметен и запоминается даже в маленьких, эпизодических ролях.
В телеспектакле «Ну, публика!», поставленном режиссером Ю. Кротенко по рассказам А. П. Чехова, Весник играет начальника станции. Вся его роль состоит из коротких комментариев к происходящим в поезде событиям и чтения глупейших записей, сделанных проезжающими пассажирами в жалобной книге. Но эти записи наш герой читает с такой забавной сосредоточенностью и с такой неподобающей случаю многозначительностью, словно хочет извлечь из них особый, никому не доступный, тайный смысл. Контраст между нелепостью текста жалобной книги и усилиями, какие затрачиваются на его осмысление, рождает комический эффект. Однако артист сумел не только рассмешить нас, но заставить задуматься над судьбой героя, для которого наблюдение за мчащимися поездами и чтение жалобней книги являются, быть может, единственными формами проявления духовной жизни, За несколько минут пребывания в кадре Весник сумел нарисовать емкую картину убогой, во многом абсурдной жизни дореволюционной российской провинции.

Весник тяготеет к сатирическому гротеску. Мастерство артиста-сатирика проявляется и в беспощадности и непримиримости, с каким он выставляет на смех самые уродливые свойства отрицательного персонажа.
В галерее отрицательных типов, созданных артистом в театре, кино и на телевидении, спесивый тупица мэр Сапси из многосерийного телефильма «Тайна Эдвина Друда», поставленного режиссером А. Орловым по одноименному роману Ч. Диккенса, оказался заметной и весьма колоритной фигурой. Весник строит роль на контрасте между полнейшим духовном убожеством диккенсовского персонажа и немыслимым высокомерием, с которым он себя ведет. Держится Сапси крайне важно и заносчиво, считая себя человеком незаурядным и мудрым. Манеры имеет повелительные. И самую дикую околесицу несет с таким непередаваемым гонором и апломбом, что, право, трудно удержаться от смеха.

Но артист дает нам понять, что амбиции его героя не только комичны, но и страшны. Ведь мэр Сапси облечен властью. В герое Весника таится скрытая агрессия, живет и копится злая, враждебная людям сила. И артист убедительно показывает, что, если не противостоять этой Силе, она при определенных обстоятельствах может обрести разрушительный характер.

Не все образы, созданные Весником на экране, равноценны. Но когда ему удается встретиться с настоящей, большой литературой, он способен добиваться самых высоких творческих результатов. На телевидении артисту гораздо более, чем в кинематографе, везло на такие счастливые встречи. Ему довелось работать над произведениями Мольера, Диккенса, Чехова, Зощенко, И именно телевидение предоставило Веснику возможность сыграть роль, особенно близкую его индивидуальности, роль, в которой не только еще раз с блеском проявился комедийный талант артиста, но с максимальной полнотой и силой раскрылись его Незаурядные драматические данные. Речь идет с Кола Брюньоне — лучшей работе артиста, созданной на ТВ.

Жизнелюб, балагур и весельчак Кола Брюньон обрел исполнителя, сумевшего проникнуть в тайное тайных, святая святых его души, И там, в глубине сердца этого неистощимого озорника и острослова, артист обнаружил тщательно скрываемую, но очень сильную печаль. Он понял, что карнавал Веселых Проказ, соленых шуток, смешных каламбурив, почти непрекращающийся поток прибауток, острых и хлестких пословиц, метких поговорок, которыми буквально начинен Кола, призваны заглушить или хотя бы замаскировать от чужих, нескромных глаз не проходящую, нестерпимую боль. Весник почувствовал и сумел рассказать нам, как трагически одинок Кола Брюньон, хотя он и окружен детьми, учениками, друзьями и соседями!

Конечно, артист передал несокрушимую отвагу, непокоренность бедам, природную жизнерадостность и общительность своего героя, бесстрашие его мысли, силу творческого духа, неистребимое галльское остроумие. Ведь иначе он не был бы Кола Брюньоном. Но искорки едва заметной грусти светились в глазах Кола-Вёсника даже в минуты искреннего веселья. Слишком много тяжких испытаний выпало на долю Кола, слишком большую чашу горя пришлось испить за долгую, трудную жизнь, слишком много разочарований претерпеть. Постановщик» спектакля А. Гончаров и исполнитель Е. Весник подчеркивали в образе Кола Брюньона прежде всего тему печали и одиночества.
Но, конечно, победа режиссера и артиста не была бы столь полной, если бы они ограничились воплощением одной темы в спектакле, одной линии в роли. Обаяние образа, созданного Весником, в его неоднозначности, в неисчерпаемом разнообразии красок и оттенков. Это был Кола-ниспровергатель, обличающий пороки и паразитизм властей предержащих, и Кола-озорник, придумывающий лихие забавы. Кола-труженик, возделывающий землю, украшающий свой город и дома его жителей бессмертными произведениями искусства и предметами обихода, созданными собственными руками. И Кола-эпикуреец, активно пользующийся всеми возможными радостями бытия.

Мы увидели на экране настоящего Кола Брюньона — Бунтовщика, Поэта и Философа, протестующего против несправедливости, прославляющего Красоту, сознающего несовершенства мира и общества. Кола Брюньона, поющего, несмотря на превратности горькой своей судьбы, хвалу непобедимой Жизни.
Хочется верить, что Евгению Веснику удастся еще встретиться на экране с ролью подобного масштаба и сыграть ее с такой же силой художественной убедительности, как он сыграл лучшую свою роль — Кола Брюньона.

Н. ПАШКИНА
«Телевидение радиовещание», 4-1982 г.

Дата публикации: 23.04.2009