Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

БОРИС БАБОЧКИН: «НАШЕ ИСКУССТВО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ УВИДЕЛИ ИСКУССТВА»

БОРИС БАБОЧКИН: «НАШЕ ИСКУССТВО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ УВИДЕЛИ ИСКУССТВА»

«Наше искусство заключается в том, чтобы вы не увидели никакого искусства, никаких усилий. Чтобы перед вами возникала нормальная, простая, естественная жизнь. А сколько на это потрачено усилий, сколько труда, сколько тонн руды на это ушло, это никого не касается. Это знает только актер. А у зрителя должно оставаться впечатление, что «ведь это же все очень просто»«, – говорил этот замечательный актер.

У него было множество ярких ролей в театре, но для того, чтобы напомнить о нем, достаточно сказать - «Чапаев»…

18 января 2009 года исполняется 105 лет со дня рождения Бориса Андреевича Бабочкина.

В этот день на телеканале «Культура» в 10:40 будет показан художественный фильм «Дачники», а сразу после него, в 12:15 начнется передача «Легенды мирового кино», посвященная актеру.

Он рос в Саратове, в семье учителей, в три года уже знал стихи Пушкина и Некрасова, а в четыре – «дебютировал» на новогодней елке… Пятнадцатилетний Бабочкин служил в политотделе 4-й армии 25-й Чапаевской дивизии. Он рассказывал позже: «Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот же простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху, чтоб неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка перед тем, как начать работать над ролью».

«В 1919 году я впервые поступил в театральную студию в Саратове, - рассказывал Борис Андреевич о настоящем начале своей карьеры. – Нужно сказать, что то время, кроме всего прочего, характеризовалось невероятным увлечением искусством. В таком городе, как Саратов, одновременно существовали три театральные студии, не считая разных самодеятельных кружков и коллективов, которым вообще не было числа. На приемные экзамены в студии записывались тысячи желающих. Лучшие артисты и режиссеры Саратовского городского театра учили нас драматическому искусству. Незабываемые и неизгладимые впечатления остались на всю жизнь от «Горя от ума», «Ревизора», «Грозы», «Дон Жуана», «Свадьбы Фигаро», но повторяю, нам всего этого было мало. Мы были «не удовлетворены». Мы критиковали, мы болезненно воспринимали штампы, которые, конечно, были тоже налицо в этом хорошем традиционном русском театре.
Среди нас нашелся молодой человек, тоже ученик студии, по специальности железнодорожный техник, который предложил нам после основных уроков заниматься с ним актерским искусством «по системе Станиславского». Через два-три месяца занятий на внимание, актерскую фантазию, на «воспоминание» чувств, после нескольких удачных этюдов и импровизаций в студии произошел раскол. Большая группа ушла из студии, так сказать, порвала все узы, связывающие ее со старым театром. В городе возник скандал. Очень интересно вспоминать, как к нему отнесся наш тогдашний хозяин — губернский отдел народного образования. Нас собрали на совещание в большой кабинет заведующего отделом, куда был приглашен также руководитель студии, замечательный для своего времени провинциальный режиссер А.И. Канин. Нас выслушали. Мы рассказали о наших мечтах и планах. Мы хотели «искать»... Слово было предоставлено Панину. Он сказал, что завидует нашей молодости, считает нас правыми. Может быть, на нашем месте он тоже ушел бы из старого театра и тоже стал бы «искать». И нам, группе мальчишек и девчонок, городской Совет рабочих дал особняк купца Наумова на Горной улице с аляповатыми амурами на потолке и с громадным ковром во весь зал. И мы стали «искать»«.

И Бабочкин искал… Разные театры, разные роли, разные спектакли. Коллеги вспоминают о нем: «Он жил правдой, потому что он был настоящим художником. Работал круглосуточно. Всегда был абсолютно готов к работе, но был готов к импровизациям».

Эллина Быстрицкая вспоминает о работе с Бабочкиным: «Он бывал по-настоящему несчастным, как маленький ребенок, когда что-нибудь не получалось. Он выходил на собраниях с выступлениями, которые шли вразрез с общепринятым мнением. Но он видел всегда глубже и лучше, чем остальные».

«Но быть живым, живым и только, живым и только, до конца» - таким мог бы быть его девиз.

«Культура», 14 января 2008 года

Дата публикации: 15.01.2009
БОРИС БАБОЧКИН: «НАШЕ ИСКУССТВО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ УВИДЕЛИ ИСКУССТВА»

«Наше искусство заключается в том, чтобы вы не увидели никакого искусства, никаких усилий. Чтобы перед вами возникала нормальная, простая, естественная жизнь. А сколько на это потрачено усилий, сколько труда, сколько тонн руды на это ушло, это никого не касается. Это знает только актер. А у зрителя должно оставаться впечатление, что «ведь это же все очень просто»«, – говорил этот замечательный актер.

У него было множество ярких ролей в театре, но для того, чтобы напомнить о нем, достаточно сказать - «Чапаев»…

18 января 2009 года исполняется 105 лет со дня рождения Бориса Андреевича Бабочкина.

В этот день на телеканале «Культура» в 10:40 будет показан художественный фильм «Дачники», а сразу после него, в 12:15 начнется передача «Легенды мирового кино», посвященная актеру.

Он рос в Саратове, в семье учителей, в три года уже знал стихи Пушкина и Некрасова, а в четыре – «дебютировал» на новогодней елке… Пятнадцатилетний Бабочкин служил в политотделе 4-й армии 25-й Чапаевской дивизии. Он рассказывал позже: «Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот же простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, я умел носить папаху, чтоб неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка перед тем, как начать работать над ролью».

«В 1919 году я впервые поступил в театральную студию в Саратове, - рассказывал Борис Андреевич о настоящем начале своей карьеры. – Нужно сказать, что то время, кроме всего прочего, характеризовалось невероятным увлечением искусством. В таком городе, как Саратов, одновременно существовали три театральные студии, не считая разных самодеятельных кружков и коллективов, которым вообще не было числа. На приемные экзамены в студии записывались тысячи желающих. Лучшие артисты и режиссеры Саратовского городского театра учили нас драматическому искусству. Незабываемые и неизгладимые впечатления остались на всю жизнь от «Горя от ума», «Ревизора», «Грозы», «Дон Жуана», «Свадьбы Фигаро», но повторяю, нам всего этого было мало. Мы были «не удовлетворены». Мы критиковали, мы болезненно воспринимали штампы, которые, конечно, были тоже налицо в этом хорошем традиционном русском театре.
Среди нас нашелся молодой человек, тоже ученик студии, по специальности железнодорожный техник, который предложил нам после основных уроков заниматься с ним актерским искусством «по системе Станиславского». Через два-три месяца занятий на внимание, актерскую фантазию, на «воспоминание» чувств, после нескольких удачных этюдов и импровизаций в студии произошел раскол. Большая группа ушла из студии, так сказать, порвала все узы, связывающие ее со старым театром. В городе возник скандал. Очень интересно вспоминать, как к нему отнесся наш тогдашний хозяин — губернский отдел народного образования. Нас собрали на совещание в большой кабинет заведующего отделом, куда был приглашен также руководитель студии, замечательный для своего времени провинциальный режиссер А.И. Канин. Нас выслушали. Мы рассказали о наших мечтах и планах. Мы хотели «искать»... Слово было предоставлено Панину. Он сказал, что завидует нашей молодости, считает нас правыми. Может быть, на нашем месте он тоже ушел бы из старого театра и тоже стал бы «искать». И нам, группе мальчишек и девчонок, городской Совет рабочих дал особняк купца Наумова на Горной улице с аляповатыми амурами на потолке и с громадным ковром во весь зал. И мы стали «искать»«.

И Бабочкин искал… Разные театры, разные роли, разные спектакли. Коллеги вспоминают о нем: «Он жил правдой, потому что он был настоящим художником. Работал круглосуточно. Всегда был абсолютно готов к работе, но был готов к импровизациям».

Эллина Быстрицкая вспоминает о работе с Бабочкиным: «Он бывал по-настоящему несчастным, как маленький ребенок, когда что-нибудь не получалось. Он выходил на собраниях с выступлениями, которые шли вразрез с общепринятым мнением. Но он видел всегда глубже и лучше, чем остальные».

«Но быть живым, живым и только, живым и только, до конца» - таким мог бы быть его девиз.

«Культура», 14 января 2008 года

Дата публикации: 15.01.2009