Новости

ТАК НЫНЧЕ НЕ ПИШУТ

ТАК НЫНЧЕ НЕ ПИШУТ

Татьяна Еремеева. Ожидание: Роман. – М.: Лазурь, 2008. – 448 с.

Актёрские книги публика любит, благо их сегодня на любой вкус: мемуары серьёзные и не очень, собрания баек, стихи, эпиграммы, даже повести. Но вот роман, написанный профессиональной актрисой прославленного театра, да не в сто страниц карманного формата, как это по нынешним временам принято, а четыреста пятьдесят страниц полновесной художественной прозы – это достаточно большая редкость. Но, разумеется, не в объёме дело. В этом романе удивляет всё, начиная с личности автора и заканчивая характерами персонажей и темпом повествования.

Татьяна Александровна Еремеева – народная артистка России, актриса Малого театра, посвятившая этой сцене более шестидесяти лет жизни, жена и верный друг Игоря Ильинского. Но герои «Ожидания» никакого отношения к театру не имеют. Он – талантливый художник, она – машинистка, которая могла бы стать выдающейся пианисткой, но – не сложилось. Они встречаются, влюбляются, преодолевают, как водится, множество препятствий и достигают счастливого финала. Место действия – Канада, время действия – Вторая мировая война.

Что ж тут удивительного, спросите вы? Отвечу на вопрос вопросом: часто ли попадался вам роман (написанный не более чем двадцать лет назад) с подробным (и очень ярким) описанием пейзажей, всех этих лесов, полей и рек, которые в современной прозе, кажется, вообще отсутствуют? С неторопливым проникновением в мысли персонажа, с размышлениями о том, почему он именно сейчас совершает тот или иной поступок? Наконец, с главными героями, которым нужно 190 (!) страниц для того, чтобы впервые поцеловать друг друга? Если бы не характерные детали эпохи и костюмы персонажей, можно было бы подумать, что читаешь Джейн Остин или Шарлотту Бронте.

Сегодня трудно, а кому-то, наверное, и невозможно представить себе героиню, отказывающуюся от права на любовь на том лишь основании, что она не разведена с мужем, бывшим уголовником, с которым давно живёт врозь. Мир героев Еремеевой, кажется, и впрямь расположен по ту сторону реальности при том, что ничего фантастического в нём нет. Разве что персонажи в большинстве своём как-то уж слишком чисты и нравственны. Если чёрного много, то на его фоне и серое можно принять за белое. Разницу замечаешь только тогда, когда внезапно обнаруживаешь чистый цвет.

Виктория ПЕШКОВА
«Литературная газета», 24 декабря 2008 года


Дата публикации: 26.12.2008
ТАК НЫНЧЕ НЕ ПИШУТ

Татьяна Еремеева. Ожидание: Роман. – М.: Лазурь, 2008. – 448 с.

Актёрские книги публика любит, благо их сегодня на любой вкус: мемуары серьёзные и не очень, собрания баек, стихи, эпиграммы, даже повести. Но вот роман, написанный профессиональной актрисой прославленного театра, да не в сто страниц карманного формата, как это по нынешним временам принято, а четыреста пятьдесят страниц полновесной художественной прозы – это достаточно большая редкость. Но, разумеется, не в объёме дело. В этом романе удивляет всё, начиная с личности автора и заканчивая характерами персонажей и темпом повествования.

Татьяна Александровна Еремеева – народная артистка России, актриса Малого театра, посвятившая этой сцене более шестидесяти лет жизни, жена и верный друг Игоря Ильинского. Но герои «Ожидания» никакого отношения к театру не имеют. Он – талантливый художник, она – машинистка, которая могла бы стать выдающейся пианисткой, но – не сложилось. Они встречаются, влюбляются, преодолевают, как водится, множество препятствий и достигают счастливого финала. Место действия – Канада, время действия – Вторая мировая война.

Что ж тут удивительного, спросите вы? Отвечу на вопрос вопросом: часто ли попадался вам роман (написанный не более чем двадцать лет назад) с подробным (и очень ярким) описанием пейзажей, всех этих лесов, полей и рек, которые в современной прозе, кажется, вообще отсутствуют? С неторопливым проникновением в мысли персонажа, с размышлениями о том, почему он именно сейчас совершает тот или иной поступок? Наконец, с главными героями, которым нужно 190 (!) страниц для того, чтобы впервые поцеловать друг друга? Если бы не характерные детали эпохи и костюмы персонажей, можно было бы подумать, что читаешь Джейн Остин или Шарлотту Бронте.

Сегодня трудно, а кому-то, наверное, и невозможно представить себе героиню, отказывающуюся от права на любовь на том лишь основании, что она не разведена с мужем, бывшим уголовником, с которым давно живёт врозь. Мир героев Еремеевой, кажется, и впрямь расположен по ту сторону реальности при том, что ничего фантастического в нём нет. Разве что персонажи в большинстве своём как-то уж слишком чисты и нравственны. Если чёрного много, то на его фоне и серое можно принять за белое. Разницу замечаешь только тогда, когда внезапно обнаруживаешь чистый цвет.

Виктория ПЕШКОВА
«Литературная газета», 24 декабря 2008 года


Дата публикации: 26.12.2008