Новости

ЖИВЕТ ТАКОЙ БАРИН

ЖИВЕТ ТАКОЙ БАРИН

«Касатка». Малый театр

Вот ведь как сказываются издержки историко-театрального образования. В который раз уже (за редкими исключениями), приходя на спектакль Малого театра, начинаешь оглядываться вокруг: а нет ли тут, среди зрителей, нового, потенциального «Станиславского»? Тот, настоящий, как в книжках написано, тоже ведь ходил сюда и до того насытился театральщиной и всяческими условностями-штампами, далекими от подлинности, что придумал не только новый театр, но и саму идею сценического обновления. Простите за сжатую утрированность сюжета, но он, кажется, готов повториться. Спровоцированный и нынешней премьерой «Касатки», кроме всего прочего.
Эту комедию Алексея Толстого на сцене Малого театра представил режиссер Виталий Иванов. И не в первый уже раз. Три десятилетия назад эта пьеса здесь уже шла с Элиной Быстрицкой в заглавной роли. Видеть ее, естественно, не довелось, да и не в сравнениях дело. Кстати, и в нынешней версии «Касатки» нет ничего такого, что бы хоть намекало слегка на ее принадлежность сегодняшнему дню. Не о пьесе речь, ее-то как раз можно развернуть куда угодно. Но сама атмосфера, актерское существование, ритмы и акценты - что сегодня, что тридцать лет назад, что пятьдесят, да хоть целый век - одни и те же. Кажется, так просто не может быть. Но ведь бывает - эдакое замкнутое существование театра в самом себе. Хотя и на этих старейших московских подмостках, случалось, дули свежие ветра, принесенные Сергеем Женовачем или Адольфом Шапиро, да хоть тем же Александром Коршуновым. Но чаще по сцене гуляют вечные театральные сквозняки, которых уже и не замечаешь.

Да, конечно, из умной, но легкой комедии А.Толстого о том, как перемешались две влюбленные пары, ничего «актуального» не состряпаешь, да и зачем? Востребованность комедийного жанра сегодня остра как никогда, и если театр способен предложить публике нечто конкурентоспособное с опусами Рэя Куни, то честь и хвала этому театру. Но все же от Малого по определению ждешь чего-то большего, чем просто сохранения и воспроизведения текстовых достоинств. Ждешь особого качества воплощения, замешенного на психологическом актерском существовании.

Но об этом чуть позже. Пока же два слова о сценографии. Если это не антреприза с ее вечными кроватями и парой стульев, а любой мало-мальски серьезный театр, то он готов предложить публике не просто изящное визуальное сопровождение действия, но и некий образ конкретного спектакля. Художник Александр Глазунов - мастер опытный и талантливый. А в Малом вообще любая декорация способна снискать отдельные аплодисменты. Так и в «Касатке». Лишь только во втором акте распахивается занавес, как зал взрывается овацией от несказанной красоты усадебного пленэра. Но проблема в том, что подобный антураж уместен практически в любом спектакле, в нем нет нерасторжимой связи именно с сегодняшней интерпретацией «Касатки», нет какой-либо ярко выраженной идеи конкретного спектакля.

Как, впрочем, и саму эту режиссерскую идею тут вряд ли обнаружишь. Для Малого, правда, где главная персона - актер, а не постановщик, это простительно, хотя вновь не вписывается в современный театральный контекст. Но вот когда разочарование настигает от актерского исполнения, уже хуже. Давненько не приходилось видеть столь «традиционных» заламываний рук, рыданий и прочих страстей. Их совершенно необъяснимый в легкой комедии накал доходит до того, что на сцене начинает играться какая-то другая история, чуть ли не про Настасью Филипповну и князя Мышкина. Все звучно, надрывно, со слезой, возьмите хоть Касатку - Елену Харитонову, хоть Илью - Александра Вершинина. А уж хороший артист Владимир Дубровский в роли Желтухина «отрывается по полной», с водевильным трюкачеством, достойным самой «чесовой» антрепризы. И даже Александр Коршунов, чье актерское имя - всегда синоним сценической подлинности и правды чувств, не слишком вписался в амплуа легкомысленного фата и ловеласа с его велеречивыми тирадами. Так что ценность эксперимента с иным амплуа оказалась сомнительной. И разве что молодая Ольга Жевакина в роли Раисы оказалась органичнее прочих, неизвестно, в силу каких причин. Потому что актерские таланты, в принципе, оспаривать вовсе не хочется.

И тут стоит заметить, что, наверное, в любом театре есть спектакли, которые вряд ли стоит выносить на суд критики. Довольно и того, что на них будет ходить публика и аплодировать красоте декораций и любимым актерам, которые ей симпатичны в любом качестве. А что до серьезных театральных разговоров, то их способно спровоцировать сценическое событие совсем иного уровня.


Ирина АЛПАТОВА

«Культура», №47 2008

Дата публикации: 11.12.2008
ЖИВЕТ ТАКОЙ БАРИН

«Касатка». Малый театр

Вот ведь как сказываются издержки историко-театрального образования. В который раз уже (за редкими исключениями), приходя на спектакль Малого театра, начинаешь оглядываться вокруг: а нет ли тут, среди зрителей, нового, потенциального «Станиславского»? Тот, настоящий, как в книжках написано, тоже ведь ходил сюда и до того насытился театральщиной и всяческими условностями-штампами, далекими от подлинности, что придумал не только новый театр, но и саму идею сценического обновления. Простите за сжатую утрированность сюжета, но он, кажется, готов повториться. Спровоцированный и нынешней премьерой «Касатки», кроме всего прочего.
Эту комедию Алексея Толстого на сцене Малого театра представил режиссер Виталий Иванов. И не в первый уже раз. Три десятилетия назад эта пьеса здесь уже шла с Элиной Быстрицкой в заглавной роли. Видеть ее, естественно, не довелось, да и не в сравнениях дело. Кстати, и в нынешней версии «Касатки» нет ничего такого, что бы хоть намекало слегка на ее принадлежность сегодняшнему дню. Не о пьесе речь, ее-то как раз можно развернуть куда угодно. Но сама атмосфера, актерское существование, ритмы и акценты - что сегодня, что тридцать лет назад, что пятьдесят, да хоть целый век - одни и те же. Кажется, так просто не может быть. Но ведь бывает - эдакое замкнутое существование театра в самом себе. Хотя и на этих старейших московских подмостках, случалось, дули свежие ветра, принесенные Сергеем Женовачем или Адольфом Шапиро, да хоть тем же Александром Коршуновым. Но чаще по сцене гуляют вечные театральные сквозняки, которых уже и не замечаешь.

Да, конечно, из умной, но легкой комедии А.Толстого о том, как перемешались две влюбленные пары, ничего «актуального» не состряпаешь, да и зачем? Востребованность комедийного жанра сегодня остра как никогда, и если театр способен предложить публике нечто конкурентоспособное с опусами Рэя Куни, то честь и хвала этому театру. Но все же от Малого по определению ждешь чего-то большего, чем просто сохранения и воспроизведения текстовых достоинств. Ждешь особого качества воплощения, замешенного на психологическом актерском существовании.

Но об этом чуть позже. Пока же два слова о сценографии. Если это не антреприза с ее вечными кроватями и парой стульев, а любой мало-мальски серьезный театр, то он готов предложить публике не просто изящное визуальное сопровождение действия, но и некий образ конкретного спектакля. Художник Александр Глазунов - мастер опытный и талантливый. А в Малом вообще любая декорация способна снискать отдельные аплодисменты. Так и в «Касатке». Лишь только во втором акте распахивается занавес, как зал взрывается овацией от несказанной красоты усадебного пленэра. Но проблема в том, что подобный антураж уместен практически в любом спектакле, в нем нет нерасторжимой связи именно с сегодняшней интерпретацией «Касатки», нет какой-либо ярко выраженной идеи конкретного спектакля.

Как, впрочем, и саму эту режиссерскую идею тут вряд ли обнаружишь. Для Малого, правда, где главная персона - актер, а не постановщик, это простительно, хотя вновь не вписывается в современный театральный контекст. Но вот когда разочарование настигает от актерского исполнения, уже хуже. Давненько не приходилось видеть столь «традиционных» заламываний рук, рыданий и прочих страстей. Их совершенно необъяснимый в легкой комедии накал доходит до того, что на сцене начинает играться какая-то другая история, чуть ли не про Настасью Филипповну и князя Мышкина. Все звучно, надрывно, со слезой, возьмите хоть Касатку - Елену Харитонову, хоть Илью - Александра Вершинина. А уж хороший артист Владимир Дубровский в роли Желтухина «отрывается по полной», с водевильным трюкачеством, достойным самой «чесовой» антрепризы. И даже Александр Коршунов, чье актерское имя - всегда синоним сценической подлинности и правды чувств, не слишком вписался в амплуа легкомысленного фата и ловеласа с его велеречивыми тирадами. Так что ценность эксперимента с иным амплуа оказалась сомнительной. И разве что молодая Ольга Жевакина в роли Раисы оказалась органичнее прочих, неизвестно, в силу каких причин. Потому что актерские таланты, в принципе, оспаривать вовсе не хочется.

И тут стоит заметить, что, наверное, в любом театре есть спектакли, которые вряд ли стоит выносить на суд критики. Довольно и того, что на них будет ходить публика и аплодировать красоте декораций и любимым актерам, которые ей симпатичны в любом качестве. А что до серьезных театральных разговоров, то их способно спровоцировать сценическое событие совсем иного уровня.


Ирина АЛПАТОВА

«Культура», №47 2008

Дата публикации: 11.12.2008