Новости

«Звуковой архив Малого театра» И.С.ТУРГЕНЕВ «НАКАНУНЕ»

«Звуковой архив Малого театра»

9 ноября исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Сегодня мы знакомим вас с записью инсценировки его романа «Накануне», поставленной в Малом театре в 1985 году…

И.С.Тургенев

«НАКАНУНЕ»


Инсценировка романа в 2-х частях В.К. Седова.

Часть 1 (44,8 Мб)
Часть 2 (55,2 Мб)
Часть 3 (51,3 Мб)
Часть 4 (33,3 Мб)


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

Елена Стахова — Ирина Печерникова
Анна Васильевна Стахова — Муза Седова
Николай Артемьевич Стахов — Николай Верещенко
Увар Иванович — Борис Телегин
Шубин — Александр Коршунов
Берсенев — Александр Овчинников
Инсаров — Андрей Харитонов
Нищая — Тамара Торчинская
Зоя Мюллер — Анна Жарова

Режиссер-постановщик В.К. Седов.
Художники О.А. Твардовская, В.А. Макушенко.
Музыка из произведений Т. Альбиони и Г.В. Свиридова.

Запись 1987 года.

Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941-1995»

Премьера инсценировки другого тургеневского романа «Накануне» состоялась 2 февраля 1985 г. Ставил спектакль В.Седов, и он же написал инсценировку. Оформляли постановку О.Твардовская и В.Макушенко. Музыка принадлежала Т.Альбиони и Г.Свиридову.
Автор инсценировки говорил журналисту, что он бережно отнесся к тургеневскому тексту, стремился сохранить весь строй высоких размышлений главного героя романа о смысле жизни, предначертании человека, о его долге перед Родиной. «В этом спектакле нас привлекала тема поисков молодыми людьми достойного жизненного пути. Среди важнейших этических проблем, поднятых автором, нам важно было выделить мотивы моральной ответственности, порядочности и благородства, как определяющие моменты человеческой личности во все времена» (См.: «Накануне». — «Театр. Москва», 1985, №33, с. 5). С большой очевидностью сказанное выражалось в образе Инсарова, которого играл А.Харитонов. У него отсутствовало противоречие между общественным и личным, не было разлада между словом и делом.



Ставя спектакль, режиссер заботился, чтобы в нем отсутствовала излишняя возвышенность, а это значит, нарочитость. И, оценивая постановку, рецензент утверждал, что спектакль решался в чеховском ключе (См.: Поюровский Б. Страницы тургеневской прозы. «Веч. Москва», 1985, 1 апр.). Но в результате получалось, что постановка приобрела излишнюю минорность, ей не хватало той героичности, которая была свойственна роману.
Инсценировка не воспроизводила романа целиком, но, так сказать, стремилась передать его квинтэссенцию. Однако спектаклю недоставало того напряжения, которым роман был пронизан, когда дух захватывало от ожидаемых перемен, когда люди, подобные Елене, готовы были бросить семью, вполне обеспеченное существование, порядочных поклонников ради человека, способного для утверждения высоких идеалов на героические подвиги, готового погибнуть для общего блага.
При всей культуре постановки, при умении показать душевную тонкость тургеневских героев, спектаклю недоставало эмоциональности, заразительности. Сказанное относилось к очень важному эпизоду — беседе под Москвою в Кунцеве, на берегу реки, двух молодых людей: подающего надежды скульптора Шубина и серьезного ученого Берсенева. Они спорили обо всем на свете, были увлечены спором, но подлинной страсти и тому и другому исполнителю ролей (А.Коршунову и А.Овчинникову) не хватало.
Пожалуй, ярче других оказалась Елена Стахова (И.Печерникова). Артистка смогла показать глубину характера этой девушки, передавала ее печаль, возникавшую в связи с тем, что идеалы оказались неосуществленными, что она чувствовала себя чужой в среде, казалось бы, ей близких, добрых, но безвольных людей. Всей душой она хотела служить делу прогресса.



В инсценировке были выведены и слезливая Анна Васильевна (М.Седова), и Николай Артемьевич (Н.Верещенко) — постоянный посетитель клуба, в котором ему скучно, как, впрочем, скучно везде, и Увар Иванович (Б.Телегин) существо для общества бесполезное, но находящееся в том возрасте, когда даже мычание принимается за золото.
Это был в хорошем понимании слова культурный спектакль, в котором все говорили просто, но ему явно не хватало той революционной силы, которая заключалась в тургеневском произведении. «У Тургенева женщина бросала семью, нарушала привычное течение жизни ради любимого человека, но театр повествовал об этом бесстрастно. Но иногда герои заменяли страсть надрывом. Так, в финале первого действия Елена и Инсаров с криком бросались друг другу навстречу. Звучала музыка, и шел занавес» (Максимов А. Рецепт любви. – «Комс. правда», 1985, 6 июня).



Дата публикации: 14.11.2008