СТАРОМОДНОСТЬ - ПОСЛЕДНИЙ «ПИСК»
СТАРОМОДНОСТЬ - ПОСЛЕДНИЙ «ПИСК»
Люди искусства - режиссеры, писатели, актеры, в общем, коллеги мои любезные - много чего боятся. Например, одни боятся власти и потому любят ее поругивать. А другие боятся, что кто-нибудь решит, что они боятся власти, но поскольку на самом-то деле опасаются власти предержащей, то просто молчат. Но более всего коллеги мои разлюбезные боятся, что их сочтут ретроградами. Старым быть кому приятно? А старомодным еще хуже. Старомодный - это ж который был модный когда-то... Ужас и срам таким оказаться.
Вот, например, поставят в каком академическом театре спектакль «Ревизор», оденут всех в кожаные пальто - и ну давай Гоголя осовременивать. Выходят из театра люди искусства, и думают некоторые: в общем, думают, фигня, но прям если такое сказать, получается, что ты - старомодный ретроград. Поэтому лучше назвать это дело экспериментом. Ведь нужны же новые формы!
Или, скажем, придешь в какой-нибудь театр типа doc, условно говоря. Я в такой театр только под страхом смерти пойду, но люди, которые ходят, рассказывают, что театра там в общем-то нет, зато doca, то есть современности, - очень много. Рассказывают, что там даже иногда газеты со сцены читают. Такой вот театр - как продолжение ТВ, искусства нет - зато много актуальности. Но те, которые были в такого типа театрах, говорят (шепотом): скучно очень, но (кричат) современно зато. Болевые задевает точки. Кто ж может против такого театра слово сказать? Эксперимент ведь. Нужны же новые формы!
Если бы в комедии Гоголя действовал человек по фамилии Треплев - то есть трепливый очень, - который к тому же писал бы абсолютно бессмысленный, но красивый текст, все бы поняли: это персонаж комический. Но Чехов же - наше трагическое все. И что из того, что «Чайка» - комедия? И что пьеса Треплева бессмысленна и беспощадна, как русский бунт? Все равно все твердят его фразу как заклинание: «Нужны новые формы». А то, что сам же автор над этими формами явно издевается, - не важно.
Я бы поставил в конце фразы про новые формы вопросительный знак. Нужны ли? - мол. Нет, они, конечно, нужны, только не должны они быть самоцелью. Я, скажем, купил последнюю пластинку барда Тимура Шаова, называется «И какая меня муза укусила». Очень, доложу я вам, старомодная вещь. Замечательные, острые, очень современные стихи под хорошую музыку. Вот, собственно, и все. Глубоко, иронично - и одновременно понятно. Ребусов ради ребусов Шаов не задает. Просто пишет хорошие песни. Я ж говорю: старомодный человек.
Нам кажется, что экспериментировать в искусстве - трудно. Трудно экспериментировать, как Пушкин: поэкспериментировал - и придумал новый литературный язык, которым мы до сих пор разговариваем. Как Булгаков - тоже очень тяжело. А экспериментировать, как Треплев, не так уж и тяжело. Треплев на фоне заходящей луны читает со сцены газеты - чем тебе не эксперимент? Раньше вот голые женщины на сцене считались экспериментом. Теперь как-то приелись. Вещь же, сделанную в старомодном духе, всяк готов покритиковать: во-первых, понятны законы, по которым она сделана, потому и судить проще. А во-вторых, прослывешь современным, острым, смелым. Поругаешь эксперимент - ретроград!
Поэтому сегодня по-настоящему смелый тот, кто не боится работать традиционно. Знаете, какой у нас самый новаторский театр? Малый. Ага. Если эксперимент - это то, чего нет, то Малый театр - экспериментальный. Без вопросов. Я посмотрел одну из последних премьер Малого: «Власть тьмы» по Толстому. Эксперимент чистой воды, давно такого не видел. Есть занавес - уже практически авангард. Все актеры (подчеркиваю: все) играют хорошо и, что наиболее невероятно, - понятно. Текст произносят удивительный. А Юрий Соломин - постановщик спектакля - занят не тем, чтобы продемонстрировать себя, но тем, чтобы показать пьесу и артистов. И зал сидит так тихо, будто боится слово пропустить: понимает зал - рассказывают не про актуальное, а про вечное, но имеющее к нему, к залу, непосредственное отношение. Удивительный спектакль. Я бы назвал его «старомодным», если бы сегодняшний зритель не встречал его столь внимательно и не провожал такой бурной овацией.
Глупо писать, что я, мол, не против эксперимента. Это и так понятно. Я против того, чтобы эксперимент всегда считался новаторским, а все старомодное - ретроградным. Не надо бояться, что твои взгляды примут за устаревшие. Куда печальней принять за произведение искусства то, что искусством не является вовсе. И пропустить подлинный шедевр только потому, что он - традиционен... Впрочем, говорят, время все расставит по местам. Или это старомодный взгляд?
Автор: АНДРЕЙ МАКСИМОВ член Академии российского телевидения, писатель, режиссер
Источник: Известия
Дата: 27.10.2008
Дата публикации: 28.10.2008