Представляем участников фестиваля «Островский в доме Островского»
ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
Представляем участников фестиваля «Островский в доме Островского»
ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
24 октября, 18:30, на малой сцене филиала – «Поздняя любовь» А.Н.Островского
А.Н. Островский
«ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ»
Сцены из жизни захолустья
Режиссёр - ВЛАДИМИР КОЛОМАК
Художник - Заслуженный художник России ЮРИЙ МУРАВЬЁВ
Художник по костюмам - ИРИНА СМИРНОВА
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
ШАБЛОВА ФЕЛИЦАТА АНТОНОВНА, хозяйка дома - Заслуженная артистка России ТАИСИЯ НАЗАРОВА
НИКОЛАЙ, её сын, адвокат - АЛЕКСЕЙ ЧИМИЧАКОВ
ДОРМЕДОНТ, её сын - ЕВГЕНИЙ КРАСНЫХ
МАРГАРИТОВ ГЕРАСИМ ПОРФИРЬЕВИЧ, отставной адвокат - ДМИТРИЙ АЗАРОВ
ЛЮДМИЛА, его дочь, молодая девушка - АНАСТАСИЯ ВОЛОЦКАЯ
ДОРОДНОВ ОНУФРИЙ ПОТАПОВИЧ, купец - ВЯЧЕСЛАВ СИНЯВСКИЙ
ЛЕБЁДКИНА ВАРВАРА ХАРИТОНОВНА, вдова - ОЛЬГА ЕГОРОВА
Продолжительность спектакля (с одним антрактом) - 2 часа
Главный режиссёр театра - ВЛАДИМИР КОЛОМАК
Спектакль о любви. О любви опоздавшей, не поспевшей, поздно пришедшей. О любви безответной, но деятельной и всепоглощающей. О близости счастья и
невозможности его. О несовместимости хрупкого чувства с миром, в котором правит закон личной материальной выгоды.
ВЫШНЕВОЛОЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - один из старейших провинциальных театров России. В 2008 году исполняется 112 лет со дня его основания. 6 декабря 1896 года в городе Вышнем Волочке Тверской губернии торжественно праздновали регистрацию Вышневолоцкого драматического кружка, положившего начало театру.
В этот день на сцене Дома трудолюбия состоялся первый спектакль – водевиль Величко «Первая муха», в котором играли и те, кто вложил средства в создание театра – купцы Николай Фёдоров, Василий Демидов, Николай Красильников. Одним из инициаторов создания театрального коллектива была и Вера Фёдоровна Комиссаржевская, приезжавшая в эти края на отдых в имение своего дяди.
Сначала в репертуаре преобладали лёгкие фарсы и водевили, а потом стала ставиться и серьёзная драматургия, пьесы Островского, Чехова. Огромную роль в становлении и развитии театра сыграл его первый твор- ческий руководитель – Василий Григорьевич Демидов, ставший профессиональным актёром и режиссёром, определившим репертуарную линию театра, ориентированную на классику. Верным другом и соратником по искусству была для него его супруга – Мария Васильевна Демидова (Ни- китина). Природный талант и сценическое обаяние сделали её ведущей актрисой Вышневолоцкого драматического кружка.
В музее истории театра, созданном в 1992 году, собраны уникальные экспонаты –фотографии актёров, сцены из спектаклей, эскизы декораций, костюмы, афиши и программы начала 20-го века, бенефисные адреса. Здесь хранятся и дневники В.Г.Демидова, в которых автор со скрупулёзностью купца и тонким вкусом настоящего знатока анализирует каждый спектакль. Создателем и первым хранителем музея был Заслуженный работник культуры России Георгий Николаевич Зайцев, возглавлявший театр с 1963 по 1986 годы.
В 1917 году драматический кружок реорганизован в Центральный рабочий клуб, а в 1918-ом преобразован в Народный театр Вышневолоцкого Совдепа. В 20-е годы у руководства театром стояли А.А.Буянский, Н.А.Шульц, Ф.Г.Викентьев. В 30-е годы на базе Вышневолоцкого театра существовал Синтетический театр, которым руководил талантливый актёр и режиссёр Николай Михайлович Немиров. Это была высокопрофес- сиональная труппа, в которой работали сорок актёров, балетная группа, оркестр, ставились драматические и музыкальные спектакли.
В июле 1941 года работа театра была прекращена. Но уже осенью по инициативе директора Петра Алексеевича Енова и художественного руководителя Ивана Петровича Милославского создаётся хозрасчётный театральный коллектив для обслуживания воинских формирований и госпиталей. В 1942 году он был преобразован в Вышневолоцкий государственный драматический театр. За годы Великой Отечественной войны на его подмостках было дано 1665 спектаклей и около 800 концертов.
В послевоенные годы яркие страницы в историю театра вписали режиссёры В.Володин-Добронравов, А.Волховский, С.Зуховицкий, Г.Яковлев, П.Пружанский, В.Синицын, Ю.Кокорин. В труппе театра работали замечательные мастера сцены, многие из них были удостоены высоких почётных званий. Среди них – Народные артисты О.Лелянов, В.Литвинова, А.Иванов, Заслуженные артисты Т.Жуковская, Б.Грачёв, В.Зуховицкая, В.Затепякина, Н.Лаптев и многие другие.
На вышневолоцкой сцене в труппе Синтетического театра начинал свой творческий путь будущий мастер Александринского театра, испол- нитель главных ролей в фильмах «Полосатый рейс», «За витриной универмага», «Неповторимая весна» - Народный артист СССР Иван Петро- вич Дмитриев. В 50-е годы на сцене Вышневолоцкого театра в течение нескольких сезонов играла замечательная актриса нелёгкой судьбы, прославившаяся ролью Машеньки в одноимённом фильме – Валентина Караваева. В эти же годы на этой сцене блистала в ролях классических героинь актриса удивительного обаяния и мастерства Айшет Кинжалова. В творческой атмосфере Вышневолоцкого театра тех лет начинал приобщаться к большому искусству её маленький сын - впоследствии ставший знаменитым Народный артист СССР Муслим Магомаев. Свои детские годы он провёл вместе с матерью в Вышнем Волочке, получив здесь начальное музыкальное образование в местной музыкальной школе.
Вышневолоцкий областной драматический театр занимает здание бывшего Общественного собрания. С 1981 по 1990 годы зал и основная сцена были закрыты на капитальный ремонт. Реконструкция завершилась под руководством Заслуженного работника культуры РФ Геннадия Александровича Закаржевского, возглавляющего театр с 1986 года. Несмотря на сложные условия, в которых оказался коллектив в этот период, театр продолжал ставить спектакли, гастролировать по городам России, Украины, Белоруссии. В 1996 году по приглашению Российского культурного центра в Будапеште театр гастролировал в Венгрии со спектаклем по повести Ф.М.Достоевского «Скверный анекдот».
Директор театра Г.А.Закаржевский был одним из инициаторов проведения в Вышнем Волочке Фестиваля театров малых городов России, который проводится с 1994 года при содействии Министерства культуры и стал заметным событием в театральной жизни России. В Фестивале принимают участие многие театральные коллективы, работающие в самых разных регионах России. Вышневолоцкий драматический театр проводит и ещё один регулярный фестиваль – «Театральные встречи на Древнем Волоке». В рамках своих фестивалей театр проводит научно практические конференции и мастер-классы с участием ведущих российс- ких специалистов, критиков, режиссёров, актёров. В 1995 году на базе театра Управлением театров Министерства культуры РФ была проведена конференция театральных работников Центрального региона России.
Творческая активность театра, обслуживающего население всего Тверского региона, проявляется и в его гастрольной деятельности.
За последний год театр с успехом выступил на двух международных фес- тивалях – в Воронеже и Брянске. На Брянском фестивале «Славянские театральные встречи» спектакль вышневолочан «Леди Макбет Мценского уезда» по Н.Лескову награждён призами за сценографию и актёрские работы. Этот спектакль – первая работа на вышневолоцкой сцене нового главного режиссёра театра Владимира Яковлевича Коломака. За два с половиной сезона им поставлено 11 спектаклей, которые вызвали всплеск нового интереса жителей города к искусству театра.
Основу репертуара Вышневолоцкого театра всегда составляла русская классическая драматургия. Самым популярным и наиболее часто ставившимся автором был Александр Николаевич Островский. На сцене театра были осуществлены постановки 38 из 48 написанных им пьес, многие из которых ставились неоднократно. Эту традицию театр продолжает и по сей день. Только за последние два сезона В.Я.Коломак поставил три пьесы А.Н.Островского – «Блажь», «Старый друг лучше новых двух» и «Поздняя любовь».
«Сцены из жизни захолустья» под названием «Поздняя любовь», написанные А.Н.Островским в 1874 году, обретают новую жизнь на сцене Вышневолоцкого театра в третий раз. О замысле спектакля и своём видении пьесы рассказывает режиссёр-постановщик Владимир Коломак:
«Название пьесы «Поздняя любовь» театр понимает как любовь опоздавшую, не поспевшую, поздно пришедшую… Любовь пришла в мир людей, души которых напрочь закрыты для столь эфемерного, столь непрагматичного чувства. Это мир трезвых, практичных людей, в котором правит закон личной выгоды. Вдова Лебёдкина умело пользуется влюблённостью в неё Николая Шаблова для решения своих материальных проблем. Купец Дороднов манипулирует бедственным положением отставного адвоката Маргаритова. Хозяйка дома старуха Шаблова готова убить ради своей благодетельницы, дающей ей деньги.
Но есть в этом мире люди, которых мировоззрение «волков» ещё не окончательно ввергло в свою философию. Николай Шаблов – начинающий адвокат, запутавшийся в долгах, а оттого ещё больше занимающий, просаживающий в трактирах появляющиеся деньги. К нему-то и обращена любовь дочери Маргаритова Людмилы. Николай ещё не стал продуктом того материального мира, в котором он вращается. Он ещё сам любит, но любовь эта обращена не к Людмиле. Душевные метания Николая происходят на фоне той страшной работы, которую производит над людьми тот мир, где высокому чувству нет места. Циничный обман любимой женщины уничтожает источник всего светлого в душе Николая.
Дальше он будет действовать так же, как поступает этот мир с ним. Любовь Людмилы опоздала. Поздно. Поздняя любовь…»
Дата публикации: 22.08.2008