«ЖАБА» НА КОНЕ, А ИЗБЫ ГОРЯТ И ГОРЯТ
«ЖАБА» НА КОНЕ, А ИЗБЫ ГОРЯТ И ГОРЯТ
Действительно, прав был великий поэт и великий картежник Н.А. Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях». Об одной из таких, которые «есть», — сериал «Серафима прекрасная».
По «Интеру» он уже прошел, а я его пропустил. Теперь смотрю по Первому российскому, тем более в «Серафиме» мелькают крымские актеры. Правда, в титрах многих из них нет и говорят они не своими голосами, но не чужие ведь. Смотрю — и переживаю за тех, кто тоже смотрит впервые.
Итак, «Серафима прекрасная». Хотя поначалу главную героиню Серафиму прекрасной никак не назовешь. Бабище, бабец, как будто топором из камня вырублена. Да и фамилия у актрисы не самая нежная и женственная — Порубель. Мама родная…
Естественно, первое впечатление обманчиво. Очень скоро понимаешь, что у героини огромная, широкая душа, она добрая и работящая, умеет любить и за любовь свою готова отдать все и сопернице горло перегрызть. Внешне Порубель чем-то напоминает Нонну Мордюкову, а чем-то Инну Чурикову. От Инны Михайловны — умение быть одновременно и царевной, и лягушкой. Неслучайно героиню с детства кличут в селе «жабой» — внешне она производит неприглядное впечатление, и только тот, кто ее хорошо знает, может, так сказать, оценить по достоинству.
«Жаба», то бишь Сима, очень любит лошадей. Мечтает завести ферму, конюшню, завод, но не свечной заводик, как несчастный отец Федор из «12 стульев», а конный. Лошадей много в каждой серии. Они удивительно красивы без всякой иронии.
Думаю, мало какой сериал вызывал у зрителей такое количество переживаний, охов и вздохов. Так и вижу — плачут семьями, подъездами, домами, улицами, селами и городами. Действительно, создатели сериала наслали на Серафиму такое количество жизненных испытаний, что для одного человека многовато будет, тем более человек этот — женщина. Играют, так сказать, на чувствах. А зрителям только этого и надо.
Начинается все с детства. Серафима — некрасивая девочка в нелепых очках на резинках. Очки, конечно, сломаны на переносице, поэтому туго перетянуты изолентой. Эдакий штамп. Новые очки купить не так просто — надо ехать в город.
Сима учится в школе у любимой учительницы Марии Ивановны. Тут же, в школе, в глубоком детстве складывается любовный треугольник сериала: Сима — Витька — Ирка. Маленький Витя просто неотразим, красива и Ирочка. Одна Сима — урод…
Что нужно для изображения тяжелого детства девочки? Показать, что у нее нет одного родителя, растет она в неполной семье. Создателям сериала этого мало — они лишают Фиму сразу папы и мамы, родители одновременно гибнут в аварии. Нам показывают эту аварию. На обломках катастрофы крупным планом новые очки для Симы, родители везли из города. Не довезли… О трагедии Симе сообщают во время урока. Девочка истошно кричит: «Не верю!», как Станиславский, и катится кубарем по лестнице. Затемнение.
И это только первая серия, а какое нешуточное испытание для зрительских сердец. То ли еще будет!
Некоторая ирония в моем описании связана с простой вещью. Когда очень уж много кошмаров на экране, возникает некая защитная реакция, только и всего. Зритель же, принимающий все за чистую монету, рискует окончательно потерять и так подорванное сериалами здоровье.
Потерять его легко, судите сами. Сима остается без своего Вити (Кирилла Гребенщикова), и ей приходится в течение многих лет прилагать громадные усилия, чтобы вернуть его, так сказать, в лоно. Долгое, долгое время проходит, пока он понимает, что к чему. Ирка (Елена Захарова) — соперница серьезная, своего так просто не отдаст, стервочка неутомимая, несчастная, по сути, но не сдающаяся. Голубые тени на веках всегда, в любое время дня и ночи. Периодически она с помощью вещуний насылает на Серафиму всяческие беды. Но бед у Симы и без Иры хватает. Серьезно болен сынишка, бандюги поджигают лошадиную ферму, и Симе приходится бросаться в огонь и ценой собственного здоровья спасать лошадок (а как же, надо же в очередной раз проиллюстрировать классика — не только «коня на скаку остановит, но и в горящую избу войдет»). Боясь, что Витька снова уйдет к Ирке, Сима укладывается в ванну и вскрывает вены. Простая деревенская женщина ведет себя просто как экс-министр культуры Фурцева или какая-нибудь забугорная роковая блондинка Мэрилин Монро. После очередной порчи у Виктора обнаруживают рак крови. Сима призывает его крепиться, а он решил тихонько повеситься. Серафима вынимает его из петли, но он все равно погибает — бандиты лупят его битой по голове, когда он пытается отомстить за обиженную Серафиму…
Пожалуй, тут я остановлюсь. Все это как бы страшно, но когда страхи нагоняются до кучи, становится смешно (причина — самосохранение). К тому же и текст сценария примитивный, и режиссура Каринэ Фолиянц не слишком оригинальна, и многие актеры переигрывают и рвут страсти.
Конечно, зрителям было бы желательно, чтобы Витя остался жив. Но Сима счастья добьется, будьте уверены. Пережив очередную порцию страданий, связанных уже с сыном, она встретит в поезде еще одного мужчину своей жизни.
Сима победительно стоит на утесе, как когда-то Красная Марья (помните Марьин утес в знаменитом телесериале «Тени исчезают в полдень»?). Победительный вид и у актрисы Екатерины Порубель. Выпускница школы Малого театра, она играла в этом самом
Малом роли типа «кушать подано», но теперь пробил ее час — держитесь, корифеи! Так что все прекрасно. В том числе и Серафима.
СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
http://1k.com.ua, 5 июля 2011 года
Дата публикации: 06.07.2011