Новости

ЖЕНЩИНА С ШАРМОМ

ЖЕНЩИНА С ШАРМОМ

О том, что Татьяна Еремеева в свои 95 не только продолжает выходить на сцену, но и ездит на гастроли, с восторженным удивлением говорят буквально все, кому довелось служить с ней на одних подмостках. Такому творческому долголетию и впрямь можно только подивиться. Хотя для Малого театра подобное явление далеко не единичное, и как тут не вспомнить великих долгожительниц Александру Яблочкину или Варвару Рыжову, вместе с которыми Татьяна Еремеева выходила на сцену, будучи еще молодой актрисой. А сегодня она тоже играет роли, относящиеся к весьма почетному в Малом амплуа «старух» но при этом как бы обходит его чисто возрастную составляющую. Ведь даже безнадежно глухая и несуразно суетливая графиня Хрюмина из грибоедовского «Горе от ума» у Еремеевой по-детски простодушна и по-женски мила. Забавно пританцовывающая, сверкающая глазами и дарящая очаровательные улыбки «бабушка» выглядит по-своему изящной и кокетливой. Да и Анфуса Тихоновна в «Волках и овцах» А.Н. Островского хоть на словах и записывается в старухи, но игривый взгляд и лукавый тон не утрачивает, как и многие героини Татьяны Еремеевой. На сегодняшних, по преимуществу комедийных персонажах актрисы словно лежит отсвет ее прежних ролей как драматических, так и характерных, в которых многоликость натуры соединялась с благородным аристократизмом и женским шармом.

В работах Еремеевой всегда вольно или невольно сквозит то, что принято называть «породой». К тому же на ее непривычно европейский облик отчасти повлияли и немецкие корни, ведь настоящая фамилия актрисы - Битрих. И, только придя в Малый театр в 1944 году, она должна была срочно сменить свою столь не соответствующую законам военного времени фамилию на псевдоним - Еремеева, позаимствованный у близких друзей. Между тем до появления на старейших подмостках молодая артистка немало поколесила по городам и весям. Сыграв свои первые роли на сцене архангельского ТРАМа, она затем работала в театрах Севастополя, Могилева, Рязани и, наконец, обосновалась в Тамбове, где играла до сорока спектаклей в месяц. Именно здесь яркую провинциальную актрису заметили и пригласили в Москву, где она дебютировала в шекспировской «Двенадцатой ночи». И впоследствии среди ее работ всегда преобладали классические роли, ведь образ «простой советской женщины» как-то и впрямь не вязался с утонченно аристократическим обликом актрисы. Она создала такие разные характеры, как Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера и Элиза Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу, королева Мария в «Рюи Блазе» В. Гюго и Эмилия Галотти в одноименной пьесе Г Лессинга. Сыграла также главную героиню в «Снегурочке» и Глафиру в «Волках и овцах» А.Н. Островского. Были в ее репертуаре и флоберовская Эмма Бовари, и Королева в «Стакане воды» Э. Скриба, о которой актриса до сих пор вспоминает с особой любовью.

Какие-то работы Еремеевой, возможно, были недооценены и публикой, и критикой, но есть ряд безусловных побед, одинаково отмеченных всеми. К таковым относится, к примеру, «Ярмарка тщеславия» У Теккерея, инсценированная и поставленная Игорем Ильинским, - спектакль, в котором Еремеева значилась и режиссером, и исполнительницей роли Ребекки Шарп. Ее героиня была эгоистична и умна, изящна и лицемерна, хитра и обаятельна. А женская грация и шарм очаровательной авантюристки навсегда запомнились тем, кому посчастливилось видеть спектакль, ставший долгожителем на сцене Малого. Помнится и запечатленная на пленке роль Анны Антоновны в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина - этой не в меру темпераментной и активной хозяйки дома, всеми силами стремящейся обустроить свою жизнь с модным столичным шиком, а заодно взявшей на себя роль энергичной свахи. Яркие сатирические краски использовала Еремеева и в работе над героинями главного автора Малого театра. Хотя и в лицемерно-фальшивой Гурмыжской в «Лесе» и в кокетливо жаждущей поклонения Мамаевой в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» тоже было свое очарование и шарм,

А вот в образе Раневской из чеховского «Вишневого сада» скорее преобладал драматизм, ведь главным в судьбе героини стала горечь утрат. В России груз прошлого неотступно преследовал хозяйку имения, а Париж манил воспоминаниями о трудной, но все еще желанной любви. И потому в финале слезы прощания с родным домом освещались слабой улыбкой надежды на краткое возвращение бабьего лета. Позднее в еще одной чеховской роли - Войницкой в «Дяде Ване» - Еремеева тоже отчасти сыграет влюбленную женщину, восторженную почитательницу ложного кумира, а не сухую ученую даму, помешанную на брошюрах. Тема жертвенно преданной любви с особой силой прозвучала в спектакле «Возвращение на круги своя» по пьесе И. Друцэ, где в дуэте с Игорем Ильинским - Толстым актриса столь убедительно сыграла Софью Андреевну. Ведь непростая, но счастливая роль жены гения тоже знакома ей не понаслышке.

Автор: Марина ГАЕВСКАЯ
Источник: Культура
Дата: 17.07.2008



Дата публикации: 25.07.2008
ЖЕНЩИНА С ШАРМОМ

О том, что Татьяна Еремеева в свои 95 не только продолжает выходить на сцену, но и ездит на гастроли, с восторженным удивлением говорят буквально все, кому довелось служить с ней на одних подмостках. Такому творческому долголетию и впрямь можно только подивиться. Хотя для Малого театра подобное явление далеко не единичное, и как тут не вспомнить великих долгожительниц Александру Яблочкину или Варвару Рыжову, вместе с которыми Татьяна Еремеева выходила на сцену, будучи еще молодой актрисой. А сегодня она тоже играет роли, относящиеся к весьма почетному в Малом амплуа «старух» но при этом как бы обходит его чисто возрастную составляющую. Ведь даже безнадежно глухая и несуразно суетливая графиня Хрюмина из грибоедовского «Горе от ума» у Еремеевой по-детски простодушна и по-женски мила. Забавно пританцовывающая, сверкающая глазами и дарящая очаровательные улыбки «бабушка» выглядит по-своему изящной и кокетливой. Да и Анфуса Тихоновна в «Волках и овцах» А.Н. Островского хоть на словах и записывается в старухи, но игривый взгляд и лукавый тон не утрачивает, как и многие героини Татьяны Еремеевой. На сегодняшних, по преимуществу комедийных персонажах актрисы словно лежит отсвет ее прежних ролей как драматических, так и характерных, в которых многоликость натуры соединялась с благородным аристократизмом и женским шармом.

В работах Еремеевой всегда вольно или невольно сквозит то, что принято называть «породой». К тому же на ее непривычно европейский облик отчасти повлияли и немецкие корни, ведь настоящая фамилия актрисы - Битрих. И, только придя в Малый театр в 1944 году, она должна была срочно сменить свою столь не соответствующую законам военного времени фамилию на псевдоним - Еремеева, позаимствованный у близких друзей. Между тем до появления на старейших подмостках молодая артистка немало поколесила по городам и весям. Сыграв свои первые роли на сцене архангельского ТРАМа, она затем работала в театрах Севастополя, Могилева, Рязани и, наконец, обосновалась в Тамбове, где играла до сорока спектаклей в месяц. Именно здесь яркую провинциальную актрису заметили и пригласили в Москву, где она дебютировала в шекспировской «Двенадцатой ночи». И впоследствии среди ее работ всегда преобладали классические роли, ведь образ «простой советской женщины» как-то и впрямь не вязался с утонченно аристократическим обликом актрисы. Она создала такие разные характеры, как Луиза в «Коварстве и любви» Ф. Шиллера и Элиза Дулитл в «Пигмалионе» Б. Шоу, королева Мария в «Рюи Блазе» В. Гюго и Эмилия Галотти в одноименной пьесе Г Лессинга. Сыграла также главную героиню в «Снегурочке» и Глафиру в «Волках и овцах» А.Н. Островского. Были в ее репертуаре и флоберовская Эмма Бовари, и Королева в «Стакане воды» Э. Скриба, о которой актриса до сих пор вспоминает с особой любовью.

Какие-то работы Еремеевой, возможно, были недооценены и публикой, и критикой, но есть ряд безусловных побед, одинаково отмеченных всеми. К таковым относится, к примеру, «Ярмарка тщеславия» У Теккерея, инсценированная и поставленная Игорем Ильинским, - спектакль, в котором Еремеева значилась и режиссером, и исполнительницей роли Ребекки Шарп. Ее героиня была эгоистична и умна, изящна и лицемерна, хитра и обаятельна. А женская грация и шарм очаровательной авантюристки навсегда запомнились тем, кому посчастливилось видеть спектакль, ставший долгожителем на сцене Малого. Помнится и запечатленная на пленке роль Анны Антоновны в «Свадьбе Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина - этой не в меру темпераментной и активной хозяйки дома, всеми силами стремящейся обустроить свою жизнь с модным столичным шиком, а заодно взявшей на себя роль энергичной свахи. Яркие сатирические краски использовала Еремеева и в работе над героинями главного автора Малого театра. Хотя и в лицемерно-фальшивой Гурмыжской в «Лесе» и в кокетливо жаждущей поклонения Мамаевой в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» тоже было свое очарование и шарм,

А вот в образе Раневской из чеховского «Вишневого сада» скорее преобладал драматизм, ведь главным в судьбе героини стала горечь утрат. В России груз прошлого неотступно преследовал хозяйку имения, а Париж манил воспоминаниями о трудной, но все еще желанной любви. И потому в финале слезы прощания с родным домом освещались слабой улыбкой надежды на краткое возвращение бабьего лета. Позднее в еще одной чеховской роли - Войницкой в «Дяде Ване» - Еремеева тоже отчасти сыграет влюбленную женщину, восторженную почитательницу ложного кумира, а не сухую ученую даму, помешанную на брошюрах. Тема жертвенно преданной любви с особой силой прозвучала в спектакле «Возвращение на круги своя» по пьесе И. Друцэ, где в дуэте с Игорем Ильинским - Толстым актриса столь убедительно сыграла Софью Андреевну. Ведь непростая, но счастливая роль жены гения тоже знакома ей не понаслышке.

Автор: Марина ГАЕВСКАЯ
Источник: Культура
Дата: 17.07.2008



Дата публикации: 25.07.2008