МАЛЫЙ ТЕАТР ПОКОРИЛ И ПРОФЕССИОНАЛОВ
МАЛЫЙ ТЕАТР ПОКОРИЛ И ПРОФЕССИОНАЛОВ
На днях в Астрахани завершились гастроли Малого государственного академического театра, проходившие на сцене музыкального театра. Астраханские зрители увидели четыре спектакля, каждый из которых был показан дважды. Разумеется, это прежде всего одна из пьес А. Островского “На всякого мудреца довольно простоты”, а также “Тайны Мадридского двора” Э. Скриба и Е. Легуве, “Свадьба, свадьба!” А. Чехова и “Горе от ума” А. Грибоедова. Режиссеры и актеры астраханских театров поделились своими впечатлениями о работе московских коллег.
Алексей Матвеев, артист драматического театра:
– Когда бываю в Москве, всегда стараюсь посещать новые спектакли. То, что происходит с Малым театром, – замечательно. Они сохранили традиции классического театра с понятной речью, мизансценами, работой артистов. По словам Юрия Соломина, встречавшегося с астраханскими артистами, важно сохранение традиций, передача их от поколения к поколению. В театре не идут на эксперименты с актерами и режиссурой.
В их работах нет “московских штучек”, когда все действие подчинено сексуальному влечению или актеры одеты в ватники, действие происходит на другой планете. Для того чтобы так поставить классику, большого ума не надо. Трудно в классическом произведении найти новое, ничего не меняя внешне.
Кроме того, в театре не делается ничего в угоду зрителю. Это приятно.
Но появилось ощущение, что артисты нашего драматического театра могли бы смело выходить на сцену театра. Они смотрелись бы не хуже, а иногда, может, и лучше. Спокойно могли бы конкурировать. Это профессиональная радость.
Александр Прасолов, режиссер музыкального театра:
– Такие гастроли были распространены раньше, надеюсь, что будут продолжены и сегодня. В целом – это событие. Конечно, к нам привезли несколько облегченные спектакли, комедии. Я видел в Москве репертуар Малого театра, у них есть свои плюсы и минусы. Театр явно не самая “священная корова”, но занимает определенное место среди столичных театров. Пожалуй, за последние 15-20 лет у театра нет некоего каскада спектаклей, которые были бы у всех на устах.
Одна из вершин репертуара – “Горе от ума”. Наименее зрелищный спектакль, быть может. Но – тонкая режиссура, тонкая актерская работа. Астраханская публика воспринимала его несколько холоднее, чем предыдущие. Однако взаимоотношения персонажей, решение образов на высоком уровне. Причем тонкости воспринимаются не конкретно, а на уровне подсознания.
Малый театр обладает хорошей актерской школой, основанной на российских актерских традициях. Каждый персонаж, даже в маленьких эпизодах, играет безукоризненно, очень качественно. Хотя иногда нарушается определенный баланс, как в спектакле “На всякого мудреца довольно простоты”, в котором актеры высокого ранга перетягивают одеяло на себя. Хотя на успех у зрителя это не повлияло. Для самого спектакля хотелось бы большей гармонии, большего режиссерского прочтения.
Спектакль “Тайны Мадридского двора” идеально выполнен для данного жанра. Сделан стильно. Режиссер четко прочертил само действие спектакля. Хотя мне иногда хотелось бы большего подтекста. “Свадьба, свадьба!” – великолепная работа, но есть некоторая смазанность жанра во втором, водевильном, действии, хотя и оправданная.
Юрий Кочетков, художественный руководитель театра юного зрителя:
– Считаю, что это крупнейшее событие в культурной жизни края за всю двухсотлетнюю историю астраханского театра. Впервые театр такого масштаба прибыл в наш город. Приятно, что в полном составе, привезли стационарное оформление спектаклей – свет, звук. Астраханцы смогли встретиться с подлинным театральным искусством, услышать настоящую русскую речь, увидеть классические произведения без наслоения авангардизма. Прекрасная игра актеров, режиссура производят большое впечатление. В СТД прошла встреча с ведущими актерами Малого театра.
Алла Севастьянова, актриса театра кукол:
– Считаю, что это уникальный театр. В его репертуаре только классика, без новых приемов. Соблюдаются все ремарки, до единого слова. Сохранились суфлеры. В театре соблюдаются традиции русского театрального искусства.
По словам Юрия Соломина, в здании театра существует особая аура, даже приезжающие чувствуют благотворную энергетику.
Как актриса для себя отметила высший пилотаж спектакля “На всякого мудреца довольно простоты”. Необыкновенная сценография, костюмы, работа режиссера и актеров.
Видела все четыре спектакля, очень приятное впечатление – прекрасное оформление художников, замечательная музыка (живая!), великолепная игра актеров. Ставшую обычной для нас антрепризу трудно воспринимать, в ней нет такой зрелищности. В спектакле “Горе от ума” даже в ощущении некоей статичности во втором действии, по мнению моих коллег, было что-то “космическое”.
Автор: Ольга Калинина
Источник: Астраханские ведомости
Дата: 23.05.2008
Дата публикации: 27.06.2008