Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

СОГРЕТЫЙ ЩЕПКИНСКОЙ ЗАБОТОЙ

СОГРЕТЫЙ ЩЕПКИНСКОЙ ЗАБОТОЙ

Кто он, наш земляк Михаил Лентовский?

Не так давно в Областном доме работников искусств состоялся замечательный гала-концерт Саратовского театра оперетты, посвященный 165-летию со дня рождения нашего земляка М. В. Лентовского. В концерте приняли участие заслуженные артисты: Т. Маркова, Л. Комиссарова, Т. Адамова, А. Фатеев, А. Хрусталев, Е. Цекиновский, Р. Улямаев, А. Горевой, ведущие солисты оперетты и балета. Концерт прошел, как говорится, на ура, но немногие из присутствующих на этом концерте уяснили, кто же такой Михаил Лентовский. Расскажем о нем подробнее.

НАША СПРАВКА
Лентовский Михаил Валентинович — русский антрепренер, актер, театральный деятель. Родился в семье бедного музыканта. С ранних лет увлекся театром. Красивая внешность и голос, сценический темперамент, врожденная музыкальность обеспечили Лентовскому успех в опереточных ролях и в водевилях с пением. Работал в Малом театре, исполнял роли в опереттах, одновременно выступал на клубных сценах с злободневными куплетами.
Кипучая энергия М. Лентовского особенно ярко проявилась в его антрепренерской деятельности. Прозванный современниками «театральным магом и волшебником», он поражал воображение зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов, богатством декорационного оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. Особенно значительны заслуги Лентовского в развитии русской оперетты. Помимо московской оперетты он организовал несколько опереточных театров в Петербурге и Н. Новгороде. Его постановочный стиль оказал влияние на молодого К. С. Станиславского в пору его увлечения опереттой. В 1882 году он организовал Новый театр в Москве, а через три года здесь же создал театр «Скоморох». В столице также ставились и его мелодрамы, богато и эффектно оформленные. К 1894 году М. В. Лентовский, не обладавший хозяйственной расчетливостью, разорился. Его перу принадлежат воспоминания о М. С. Щепкине и А. Олдридже. В 1905 году, за год до кончины, он издал книгу «Перед закатом» (очерки, стихи, афоризмы).

А начиналось все в творческой судьбе Михаила Лентовского с увлечения театральным искусством и благодеяний «отца русской сцены» — Михаила Семеновича Щепкина. Пятнадцатилетний юноша из уездного Аткарска Михаил Лентовский, воспылавший неистовой страстью к театру, в 1862 году обращается к незнакомому артисту императорских театров господину Щепкину с просьбой «спасти его, взять в Москву и помочь определиться в театральную школу». Через полмесяца М. С. Щепкин высылает в Аткарск счастливому незнакомцу 80 рублей денег, собранных по подписке, на дорогу и предложение «быть его семьянином и получить все необходимое для жизни и учебы в театральной школе». А в начале 1863 года Лентовский уже был в Москве в доме Осоргина на третьей Мещанской улице «в крепких объятиях Михаила Семеновича». «Господи, что это было за радушие! Что за встреча! — впоследствии вспоминал М. Лентовский. — Как сейчас помню, когда ему доложили, что меня привезли, тотчас же издали раздался крик: «Где он? Давай его сюда! « Выбежал он в своем коричневом с цветочками по пологам халате, бросился меня целовать, обнимать и немедленно потащил на свет к окну, стал меня разглядывать и вертеть. «Ничего, хорош! Годится! Смазлив! Глазаст! Говори! Кричи! Громче! Голос есть? Губы, губы? Так, хороши! .. Верочка! Татьяна Михайловна! Чаю! Сливок! Хлеба больше, хлеба! Чаю, чаю! Зеленого чаю! Ты, брат, замерз дорогой? Садись, ешь, пей. Не стесняйся, как дома, да ты и действительно дома. Мой дом — твой дом; но только учись, учись, учись! А там все будет наше».

М. С. Щепкин приютил юного питомца в своем доме, одевал, кормил, «мыкался с ним по Москве», представляя «разным профессорам, знаменитостям и высокопоставленным людям» и определил на учебу в театральное училище, где преподавал сам и многие выдающиеся деятели литературы и искусства современности. Михаил Семенович «был добр и требователен» к своему воспитаннику, сам лично читал ему «образцовые литературные произведения», показывал «только выдающиеся» театральные постановки, стремясь развить у него «правильный вкус» и разносторонние способности. «Чем дольше и упрямее я тебя не буду пускать, — говорил он, — тем больше у тебя накопится желаний, тем цельнее ты сохранишь свой огонек, который у тебя таится в груди. Смотри не набей оскомины. Мне мало, чтобы ты был актером, мне нужно, чтобы ты был образованным, цельным человеком, ответственным за свои действия и поступки».
Недолго, всего несколько месяцев, длилась эта неповторимая, трогательная дружба умудренного мастера с юным учеником, но благие заветы доброго гения отозвались в чуткой душе достойными делами.

В июне 1863 года проездом из Москвы на лечение в Крым Михаил Семенович Щепкин побывал в Саратове. Еще в письме из Нижнего Новгорода в Москву он просил своих родных: «Напишите мне в Саратов, на что прилагаю адрес... Исповедуюсь — тяжело играть стало, так что я в Казани отдохну дня четыре. Прощайте. Целую вас всех и Татьяну Михайловну. Мишелю Лентовскому мой поклон, а он за это пусть хорошенько учится, а внучат тоже целую, только покрепче. Ну, еще прощайте, весь ваш и друг, и отец, и дед М. Щепкин».

В письме от 21 июня из Саратова М. С. Щепкин писал: «Здравствуйте, друзья мои, из письма вы видите, что я жив и здоров, послал сейчас отыскивать Степана Щепкина (троюродный племянник М. С. Щепкина, проживавший в то время в Саратове. В. Д.), сам поленился, потому что дождик идет. Дня через три, бог даст, буду в Ростове, где проживу недели две, пожалуйста, пишите, а то тоска, тоска. В Саратове я не получил от вас ничего... Из Саратова в 12 часов выезжаем, а теперь 7 часов...»

29 июня того же года Щепкин писал в Москву из Ростова: «Не буду, друзья мои, описывать своего десятидневного пути, скука с каждым днем сильней... В Саратове, спасибо, приехал Степан Щепкин, и он одарил меня тремя часами. Потом я познакомился с сорокаградусными жарами. Сюда приехал 27-го и, кажется, пробуду до 11-го июля... «.
Как видим, в Саратове М. С. Щепкин пробыл недолго и в театральных спектаклях не участвовал. Зато он встретился с товарищем по Малому театру артистом Е. И. Климовским и долго беседовал с ним о насущных проблемах театральной жизни. Как признавался позже Климовский, «часа с три старец просидел у меня, много рассказывал; и я было затеял с ним дельце обустройства провинциальных театров, а главное — об некотором обеспечении материальном — вечных тружеников этих театров — актеров».
Вскоре, 11 августа 1863 года, в Ялте М. С. Щепкин скончался, так и не реализовав всех своих организационно-творческих замыслов. И все же одно из благодеяний патриарха русской сцены, связанное с судьбой саратовца М. В. Лентовского, и сегодня поражает нас своей гуманностью и благородством.

После смерти М. С. Щепкина Михаил Лентовский продолжит учебу в театральном училище, в 1865 году он начнет свою театральную карьеру актером в труппе Малого театра, затем несколько лет будет играть на провинциальных сценах Орла, Саратова, Харькова, Одессы, где одновременно будет постигать основы режиссуры и организации театрального дела. В 1873 году он ненадолго возвратится в труппу Малого театра, а затем всецело отдастся организации новых театрально-зрелищных предприятий. Под его непосредственным умелым руководством в Москве будут созданы беспрецедентные в истории русского искусства театры «Буфф», «Аркадия», «Скоморох», «Фантастический», «Эрмитаж», сочетающие в себе народное творчество с современными достижениями эстрады, цирка, оперетты и других видов и жанров искусства. К. С. Станиславский, посещавший в юности театр и сад «Эрмитаж», вспомнит: «Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и воде. Весь сад залит десятками, а может быть, и сотнями тысяч огней. Шествия, военные оркестры, хоры цыган, русских песенников и прочее. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».
Саратовского парня, согретого щепкинской заботой, М. Лентовского, по праву назовут «московский чародей и волшебник».

Автор: Подготовил Вячеслав Дьяконов
Источник: Саратовские вести
Дата: 19.04.2008


Дата публикации: 15.05.2008
СОГРЕТЫЙ ЩЕПКИНСКОЙ ЗАБОТОЙ

Кто он, наш земляк Михаил Лентовский?

Не так давно в Областном доме работников искусств состоялся замечательный гала-концерт Саратовского театра оперетты, посвященный 165-летию со дня рождения нашего земляка М. В. Лентовского. В концерте приняли участие заслуженные артисты: Т. Маркова, Л. Комиссарова, Т. Адамова, А. Фатеев, А. Хрусталев, Е. Цекиновский, Р. Улямаев, А. Горевой, ведущие солисты оперетты и балета. Концерт прошел, как говорится, на ура, но немногие из присутствующих на этом концерте уяснили, кто же такой Михаил Лентовский. Расскажем о нем подробнее.

НАША СПРАВКА
Лентовский Михаил Валентинович — русский антрепренер, актер, театральный деятель. Родился в семье бедного музыканта. С ранних лет увлекся театром. Красивая внешность и голос, сценический темперамент, врожденная музыкальность обеспечили Лентовскому успех в опереточных ролях и в водевилях с пением. Работал в Малом театре, исполнял роли в опереттах, одновременно выступал на клубных сценах с злободневными куплетами.
Кипучая энергия М. Лентовского особенно ярко проявилась в его антрепренерской деятельности. Прозванный современниками «театральным магом и волшебником», он поражал воображение зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов, богатством декорационного оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. Особенно значительны заслуги Лентовского в развитии русской оперетты. Помимо московской оперетты он организовал несколько опереточных театров в Петербурге и Н. Новгороде. Его постановочный стиль оказал влияние на молодого К. С. Станиславского в пору его увлечения опереттой. В 1882 году он организовал Новый театр в Москве, а через три года здесь же создал театр «Скоморох». В столице также ставились и его мелодрамы, богато и эффектно оформленные. К 1894 году М. В. Лентовский, не обладавший хозяйственной расчетливостью, разорился. Его перу принадлежат воспоминания о М. С. Щепкине и А. Олдридже. В 1905 году, за год до кончины, он издал книгу «Перед закатом» (очерки, стихи, афоризмы).

А начиналось все в творческой судьбе Михаила Лентовского с увлечения театральным искусством и благодеяний «отца русской сцены» — Михаила Семеновича Щепкина. Пятнадцатилетний юноша из уездного Аткарска Михаил Лентовский, воспылавший неистовой страстью к театру, в 1862 году обращается к незнакомому артисту императорских театров господину Щепкину с просьбой «спасти его, взять в Москву и помочь определиться в театральную школу». Через полмесяца М. С. Щепкин высылает в Аткарск счастливому незнакомцу 80 рублей денег, собранных по подписке, на дорогу и предложение «быть его семьянином и получить все необходимое для жизни и учебы в театральной школе». А в начале 1863 года Лентовский уже был в Москве в доме Осоргина на третьей Мещанской улице «в крепких объятиях Михаила Семеновича». «Господи, что это было за радушие! Что за встреча! — впоследствии вспоминал М. Лентовский. — Как сейчас помню, когда ему доложили, что меня привезли, тотчас же издали раздался крик: «Где он? Давай его сюда! « Выбежал он в своем коричневом с цветочками по пологам халате, бросился меня целовать, обнимать и немедленно потащил на свет к окну, стал меня разглядывать и вертеть. «Ничего, хорош! Годится! Смазлив! Глазаст! Говори! Кричи! Громче! Голос есть? Губы, губы? Так, хороши! .. Верочка! Татьяна Михайловна! Чаю! Сливок! Хлеба больше, хлеба! Чаю, чаю! Зеленого чаю! Ты, брат, замерз дорогой? Садись, ешь, пей. Не стесняйся, как дома, да ты и действительно дома. Мой дом — твой дом; но только учись, учись, учись! А там все будет наше».

М. С. Щепкин приютил юного питомца в своем доме, одевал, кормил, «мыкался с ним по Москве», представляя «разным профессорам, знаменитостям и высокопоставленным людям» и определил на учебу в театральное училище, где преподавал сам и многие выдающиеся деятели литературы и искусства современности. Михаил Семенович «был добр и требователен» к своему воспитаннику, сам лично читал ему «образцовые литературные произведения», показывал «только выдающиеся» театральные постановки, стремясь развить у него «правильный вкус» и разносторонние способности. «Чем дольше и упрямее я тебя не буду пускать, — говорил он, — тем больше у тебя накопится желаний, тем цельнее ты сохранишь свой огонек, который у тебя таится в груди. Смотри не набей оскомины. Мне мало, чтобы ты был актером, мне нужно, чтобы ты был образованным, цельным человеком, ответственным за свои действия и поступки».
Недолго, всего несколько месяцев, длилась эта неповторимая, трогательная дружба умудренного мастера с юным учеником, но благие заветы доброго гения отозвались в чуткой душе достойными делами.

В июне 1863 года проездом из Москвы на лечение в Крым Михаил Семенович Щепкин побывал в Саратове. Еще в письме из Нижнего Новгорода в Москву он просил своих родных: «Напишите мне в Саратов, на что прилагаю адрес... Исповедуюсь — тяжело играть стало, так что я в Казани отдохну дня четыре. Прощайте. Целую вас всех и Татьяну Михайловну. Мишелю Лентовскому мой поклон, а он за это пусть хорошенько учится, а внучат тоже целую, только покрепче. Ну, еще прощайте, весь ваш и друг, и отец, и дед М. Щепкин».

В письме от 21 июня из Саратова М. С. Щепкин писал: «Здравствуйте, друзья мои, из письма вы видите, что я жив и здоров, послал сейчас отыскивать Степана Щепкина (троюродный племянник М. С. Щепкина, проживавший в то время в Саратове. В. Д.), сам поленился, потому что дождик идет. Дня через три, бог даст, буду в Ростове, где проживу недели две, пожалуйста, пишите, а то тоска, тоска. В Саратове я не получил от вас ничего... Из Саратова в 12 часов выезжаем, а теперь 7 часов...»

29 июня того же года Щепкин писал в Москву из Ростова: «Не буду, друзья мои, описывать своего десятидневного пути, скука с каждым днем сильней... В Саратове, спасибо, приехал Степан Щепкин, и он одарил меня тремя часами. Потом я познакомился с сорокаградусными жарами. Сюда приехал 27-го и, кажется, пробуду до 11-го июля... «.
Как видим, в Саратове М. С. Щепкин пробыл недолго и в театральных спектаклях не участвовал. Зато он встретился с товарищем по Малому театру артистом Е. И. Климовским и долго беседовал с ним о насущных проблемах театральной жизни. Как признавался позже Климовский, «часа с три старец просидел у меня, много рассказывал; и я было затеял с ним дельце обустройства провинциальных театров, а главное — об некотором обеспечении материальном — вечных тружеников этих театров — актеров».
Вскоре, 11 августа 1863 года, в Ялте М. С. Щепкин скончался, так и не реализовав всех своих организационно-творческих замыслов. И все же одно из благодеяний патриарха русской сцены, связанное с судьбой саратовца М. В. Лентовского, и сегодня поражает нас своей гуманностью и благородством.

После смерти М. С. Щепкина Михаил Лентовский продолжит учебу в театральном училище, в 1865 году он начнет свою театральную карьеру актером в труппе Малого театра, затем несколько лет будет играть на провинциальных сценах Орла, Саратова, Харькова, Одессы, где одновременно будет постигать основы режиссуры и организации театрального дела. В 1873 году он ненадолго возвратится в труппу Малого театра, а затем всецело отдастся организации новых театрально-зрелищных предприятий. Под его непосредственным умелым руководством в Москве будут созданы беспрецедентные в истории русского искусства театры «Буфф», «Аркадия», «Скоморох», «Фантастический», «Эрмитаж», сочетающие в себе народное творчество с современными достижениями эстрады, цирка, оперетты и других видов и жанров искусства. К. С. Станиславский, посещавший в юности театр и сад «Эрмитаж», вспомнит: «Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и воде. Весь сад залит десятками, а может быть, и сотнями тысяч огней. Шествия, военные оркестры, хоры цыган, русских песенников и прочее. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».
Саратовского парня, согретого щепкинской заботой, М. Лентовского, по праву назовут «московский чародей и волшебник».

Автор: Подготовил Вячеслав Дьяконов
Источник: Саратовские вести
Дата: 19.04.2008


Дата публикации: 15.05.2008