Новости

ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ

ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ

Все билеты на спектакли Малого театра раскупили за три недели до начала гастролей. Ажиотаж объясним. Ярославский зритель изголодался по традиционным формам и нетрадиционному по сегодняшним меркам - глубокому - содержанию.

Душа местных театралов пребывала в забытье вплоть до первого спектакля. На пресс-конференции художественный руководитель театра народный артист СССР Юрий Соломин внушил доверие, обнадежил рассказами о трепетном отношении к классике, о сохранении русского театра... Народная артистка СССР Элина Быстрицкая, которая должна была сыграть две фантастические роли: Хлестову («Горе от ума») и Турусину («На всякого мудреца довольно простоты»), из-за болезни в Ярославль не приехала. Прессе рассказали сразу - зритель постигал сам: два вечера подряд во время «Горе от ума» поклонники Быстрицкой удивленно изучали программку, вглядывались в Хлестову, перешептывались и, постепенно найдя десять отличий, принимали обидный факт. Заменила Быстрицкую народная артистка России Людмила Полякова. Актрису ввели в спектакль недавно, еле успели сшить костюм, и именно на нашей сцене она сыграла старуху Хлестову впервые. Ответственность перед родным театром и классиком не выпускала Людмилу Петровну из роли: спускаясь после пресс-конференции на первый этаж, они вместе с Ольгой Молочной (Софья) повторяли отрывки пьесы. В 1830 году цензура разрешила поставить лишь отдельные сцены из пьесы Грибоедова «Горе от ума», а в 1831 году Москва впервые увидела ее целиком на сцене Малого театра. В спектакле участвовали два великих мастера - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. С тех пор комедия стала визитной карточкой театра, и в 2000 году ее новую версию представил известный режиссер, ученик Петра Фоменко, Сергей Женовач. Нетрадиционный взгляд на Чацкого шокировал зрителей старшего поколения и адаптировал Грибоедова для молодежи. Вместо остросоциального спектакля мы увидели мелодраму, правда, с жутким подтекстом - в фамусовском обществе никто никого не любит. Чацкий в исполнении заслуженного артиста России Глеба Подгородинского - страстный, искренний, простодушный, невероятно, кажется, влюбленный, но на самом деле самовлюбленный. Горе этого Чацкого уж точно не из-за переизбытка ума. Слов в обличительных монологах Чацкого-Подгородинского не слышишь: видишь только его задорную улыбку, проникаешься восторженными интонациями, столь свойственными юношам беспечным и порывистым. Герой Грибоедова судит обо всем с одинаковым максимализмом - что о своей любви, что об обществе. Ощущение, что ему все равно, о чем и кому говорить, лишь бы говорить, говорить, выплескивать выходящую из берегов душу. Фамусов Юрия Соломина вызывает не презрительную, а добрую улыбку. Думаю, некоторые девушки узнали в нем своего папу, который навязывает мнение активно, безапелляционно, всегда из лучших побуждений, каждый в меру своего ума, опыта, воспитания. Подобная ситуация обычно принимает формы уродливые и неожиданные. Соломин представил нам одну из них. «Горе от ума» - интересный позадумке, но «недовоплотившийся» на сцене, в первую очередь из-за слабого исполнения женских ролей Софьи и Лизы, спектакль.

«Тайны Мадридского двора» представили ярославцам роскошные декорации, историю XVI века и манеру игры XIX. Карл 5, король Испании, в исполнении народного артиста России Вячеслава Езепова покорил всех женщин Ярославля, пришедших на спектакль. Влюбленный мужчина в годах, который стремится понравиться молодой женщине Маргарите, французской принцессе восхитителен в проявления: страсти и комичен одновременно. Невеста короля Изабелла Португальская в исполнении Ольги Пашковой мечется в рамках отведенной амплуа глуповатой инфанты. И раз от разу поражает зрителя прорывом женской интуиции. Интриги двора хитроумно переплетаются, и актерский ансамбль очень точно передает оттенки и накал страстей. Всплески оваций сопровождали «Тайны...» на протяжении всего действия. Под занавес аплодисменты просто не утихали. «Верность традициям», возможно, воспринимается Малым театром уж слишком прямо и всерьез. Когда-то Малый называли вторым университетом, и именно той - воспитательной - традиции, по мнению строгих критиков, недостает. Спектаклями «Тайны Мадридского двора» и «На всякого мудреца довольно простоты», по их словам, стремятся, в первую очередь, развлечь, с лихвой используя весь арсенал театральных штампов. Впрочем, даже искушенный зритель получает массу удовольствия. Ведь «развлекать» в манере классического театра - искусство весьма тонкое и изощренное. Народная артистка СССР Ирина Муравьева в роли Клеопатры Львовны Мамаевой в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» порой была неотразима: истинному таланту все нипочем - что на сцене, что перед камерой, что в юности, что на пенсии. Подрастающее же поколение театра не впечатлило. Не зря Юрий Соломин заметил, что средний возраст актеров Малого 80 лет, семидесятилетние артисты - молодежь, а все остальные - детский сад. Может, сегодняшние артисты действительно долго творчески созревают и к указанному среднему возрасту начнут блистать? Будем с нетерпением ждать следующего приезда столичных гостей и счастливых перемен.

Автор: Клавдия Расторгуева
Источник: Ярославская неделя
Дата: 23.04.2008


Дата публикации: 14.05.2008
ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ

Все билеты на спектакли Малого театра раскупили за три недели до начала гастролей. Ажиотаж объясним. Ярославский зритель изголодался по традиционным формам и нетрадиционному по сегодняшним меркам - глубокому - содержанию.

Душа местных театралов пребывала в забытье вплоть до первого спектакля. На пресс-конференции художественный руководитель театра народный артист СССР Юрий Соломин внушил доверие, обнадежил рассказами о трепетном отношении к классике, о сохранении русского театра... Народная артистка СССР Элина Быстрицкая, которая должна была сыграть две фантастические роли: Хлестову («Горе от ума») и Турусину («На всякого мудреца довольно простоты»), из-за болезни в Ярославль не приехала. Прессе рассказали сразу - зритель постигал сам: два вечера подряд во время «Горе от ума» поклонники Быстрицкой удивленно изучали программку, вглядывались в Хлестову, перешептывались и, постепенно найдя десять отличий, принимали обидный факт. Заменила Быстрицкую народная артистка России Людмила Полякова. Актрису ввели в спектакль недавно, еле успели сшить костюм, и именно на нашей сцене она сыграла старуху Хлестову впервые. Ответственность перед родным театром и классиком не выпускала Людмилу Петровну из роли: спускаясь после пресс-конференции на первый этаж, они вместе с Ольгой Молочной (Софья) повторяли отрывки пьесы. В 1830 году цензура разрешила поставить лишь отдельные сцены из пьесы Грибоедова «Горе от ума», а в 1831 году Москва впервые увидела ее целиком на сцене Малого театра. В спектакле участвовали два великих мастера - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. С тех пор комедия стала визитной карточкой театра, и в 2000 году ее новую версию представил известный режиссер, ученик Петра Фоменко, Сергей Женовач. Нетрадиционный взгляд на Чацкого шокировал зрителей старшего поколения и адаптировал Грибоедова для молодежи. Вместо остросоциального спектакля мы увидели мелодраму, правда, с жутким подтекстом - в фамусовском обществе никто никого не любит. Чацкий в исполнении заслуженного артиста России Глеба Подгородинского - страстный, искренний, простодушный, невероятно, кажется, влюбленный, но на самом деле самовлюбленный. Горе этого Чацкого уж точно не из-за переизбытка ума. Слов в обличительных монологах Чацкого-Подгородинского не слышишь: видишь только его задорную улыбку, проникаешься восторженными интонациями, столь свойственными юношам беспечным и порывистым. Герой Грибоедова судит обо всем с одинаковым максимализмом - что о своей любви, что об обществе. Ощущение, что ему все равно, о чем и кому говорить, лишь бы говорить, говорить, выплескивать выходящую из берегов душу. Фамусов Юрия Соломина вызывает не презрительную, а добрую улыбку. Думаю, некоторые девушки узнали в нем своего папу, который навязывает мнение активно, безапелляционно, всегда из лучших побуждений, каждый в меру своего ума, опыта, воспитания. Подобная ситуация обычно принимает формы уродливые и неожиданные. Соломин представил нам одну из них. «Горе от ума» - интересный позадумке, но «недовоплотившийся» на сцене, в первую очередь из-за слабого исполнения женских ролей Софьи и Лизы, спектакль.

«Тайны Мадридского двора» представили ярославцам роскошные декорации, историю XVI века и манеру игры XIX. Карл 5, король Испании, в исполнении народного артиста России Вячеслава Езепова покорил всех женщин Ярославля, пришедших на спектакль. Влюбленный мужчина в годах, который стремится понравиться молодой женщине Маргарите, французской принцессе восхитителен в проявления: страсти и комичен одновременно. Невеста короля Изабелла Португальская в исполнении Ольги Пашковой мечется в рамках отведенной амплуа глуповатой инфанты. И раз от разу поражает зрителя прорывом женской интуиции. Интриги двора хитроумно переплетаются, и актерский ансамбль очень точно передает оттенки и накал страстей. Всплески оваций сопровождали «Тайны...» на протяжении всего действия. Под занавес аплодисменты просто не утихали. «Верность традициям», возможно, воспринимается Малым театром уж слишком прямо и всерьез. Когда-то Малый называли вторым университетом, и именно той - воспитательной - традиции, по мнению строгих критиков, недостает. Спектаклями «Тайны Мадридского двора» и «На всякого мудреца довольно простоты», по их словам, стремятся, в первую очередь, развлечь, с лихвой используя весь арсенал театральных штампов. Впрочем, даже искушенный зритель получает массу удовольствия. Ведь «развлекать» в манере классического театра - искусство весьма тонкое и изощренное. Народная артистка СССР Ирина Муравьева в роли Клеопатры Львовны Мамаевой в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» порой была неотразима: истинному таланту все нипочем - что на сцене, что перед камерой, что в юности, что на пенсии. Подрастающее же поколение театра не впечатлило. Не зря Юрий Соломин заметил, что средний возраст актеров Малого 80 лет, семидесятилетние артисты - молодежь, а все остальные - детский сад. Может, сегодняшние артисты действительно долго творчески созревают и к указанному среднему возрасту начнут блистать? Будем с нетерпением ждать следующего приезда столичных гостей и счастливых перемен.

Автор: Клавдия Расторгуева
Источник: Ярославская неделя
Дата: 23.04.2008


Дата публикации: 14.05.2008