Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

Доходные места и бешеные деньги Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского» В шестой раз прошел в Москве этот фестиваль — очень скромный по рекламе, но действительно необходимый и Москве, и провинции.

Доходные места и бешеные деньги

Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского»


В шестой раз прошел в Москве этот фестиваль — очень скромный по рекламе, но действительно необходимый и Москве, и провинции. Поклонники Малого и великого русского драматурга уже давно знают: каждые два года на сцене прославленного театра их ждет праздник, традиционно открывающийся в день рождения А.Н.Островского, — спектакли Малого театра разных лет и репертуарные спектакли провинциальных театров. Это принципиально: провинция не работает специально на этот фестиваль, из афиши театров выбираются обычные спектакли по Островскому.

Все равны перед памятью великого драматурга и перед зрителями, наполняющими зал. А уж выстраивать приоритеты — дело личное. И если в репертуаре Малого театра пристрастия давно определились, спектакли гостей стали для многих очень серьезным поводом к размышлению о сегодняшней судьбе наследия Островского.

В VI фестивале приняли участие Архангельский театр драмы им. М.В.Ломоносова («Поздняя любовь»), Вологодский государственный драматический театр («Бальзаминов, Бальзаминов!..»), Костромской государственный драматический театр им. А.Н.Островского («Горячее сердце»), Самарский академический театр драмы им. М.Горького («Доходное место»), Санкт-Петербургский государственный ТЮЗ им. А.Брянцева («Бешеные деньги»), а также спектакли Малого театра «Лес», «Волки и овцы», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты».

Островский волею судеб является той знаковой фигурой, которой вот уже на протяжении полутора веков измеряют современность. Если вспомнить, именно «назад к Островскому» или «вперед к Островскому» — призывы, звучавшие в различные исторические периоды, именно Островского то сбрасывали с корабля современности, то вновь вылавливали из бурных волн. Обращения театров к творчеству Александра Николаевича всегда были неким четко определяющимся элементом самоосознания в резко меняющемся мире. Наверное, единственный театр, который всегда, во все времена обращался к Островскому — Малый, видимо, потому и выросли и продолжают вырастать в этих стенах крупнейшие мастера, умеющие, как никто, играть его пьесы. Из разных поколений, активно занятых в сегодняшнем репертуаре, достаточно назвать лишь несколько фамилий: Т.Панкова и Г.Демина, Л.Полякова и Е.Глушенко, В.Борцов и А.Кочетков, Ю.Каюров и В.Бочкарев, В.Баринов и А.Коршунов, В.Низовой и А.Клюквин... Список можно продолжать, но за каждым из этих и других, неназванных, имен встают образы Островского, сыгранные мощно и глубоко. В других российских театрах, пожалуй, никогда не было такой постоянной, от актера к актеру переходящей школы, тем не менее в представленных на фестивале спектаклях мы увидели замечательные актерские свершения, свидетельствующие о том, что школа русского психологического театра, к счастью, не оскудела.

Говоря об этой самой современности, нельзя не задуматься: на протяжении последнего десятилетия мы часто сетуем, что едва ли не главной задачей современного театра становится развлекательность. Зритель приходит сюда отдохнуть от трудов и тягот повседневной жизни, и необходимо во что бы то ни стало сделать ему не просто красиво, но бездумно и легко. И как ни странно, Островский идеально подходит для этого — вроде бы и серьезное произведение в афише, русская классика, которая просвещает непросвещенных, но смотрите, как она ложится на музыку, на танец, на пробалтывание необязательных сегодня слов о долге, чести, любви и т.д., ловко, словно нож в масло, вкручиваясь в разговор о новых русских и необходимости изменить устаревшую мораль, о «доходных местах» и «бешеных деньгах», которых мы так вожделеем.

Спектакль «Доходное место» поставлен в Самаре известным питерским режиссером В.Фильштинским изобретательно, весело, поистине театрально. Его смотришь с удовольствием, зал рукоплещет и радуется, иногда, правда, вздрагивая от того, что текст Островского переписан уж слишком лихо и современно. Но что остается «в осадке» после этого веселья? Ощущение новой и свежей формы, заглушившей старый и не утративший необходимости смысл. Метафора «вся Россия — кабак», может быть, сама по себе и справедлива, но в результате размывает характеры, которые не могут в кабаке, прилюдно, проявляться так, как проявились бы у себя дома. Оттого столь невыразителен Вышневский (В.Борисов), схематична Анна Павловна (А.Светлова), лишена главного, любви к Жадову, Полинька (Л.Супрун). Оттого и Жадов (А.Фокин) — обаятельный, честный, порывистый — не просто вытолкан из кабака половыми в финале и уходит в зрительный зал, читая Пушкина, а выявлен антигероем сегодняшнего дня. Герои же — половые, которые во главе с Василием (И.Морозов) выразительно делят в финале выручку, показывая, что они-то и есть те единственные, которые обрели в этой жизни «доходное место».

Но был и пример того, как внимательное чтение текста выявляет подлинную современность драматурга — «Бешеные деньги» питерского ТЮЗа в постановке А.Кузина стали самым ярким и почти безукоризненным спектаклем фестиваля. Здесь сошлось все: изумительная сценография М.Китаева, изысканные костюмы М.Воробейчика, замечательная музыка Ю.Симакина, с самых первых тактов создающая атмосферу сценического повествования и, конечно, точная режиссура и высокий вкус Александра Кузина, показавшего нам Островского, словно пропущенного через две эпохи, начала ХХ и начала ХХI века. Драма провинциала в столице получила многообразное толкование, смыслы проявились в новых формах более глубоко и современно, персонажи получили дополнительный объем. Это относится и к «старейшинам» труппы Н.Иванову (Кучумов), Н.Боровковой (Надежда Антоновна), С.Надпорожских (Василий), и к молодым А.Титкову (Васильков), С.Шелгунову (Телятев), Д.Лагачеву (Глумов), А.Дюковой (Лидия). «Бешеные деньги» — спектакль, о котором хочется писать подробно, обращаясь к мелочам, обозначая характеры.

Два названных спектакля выявили, на мой взгляд, очень существенную черту в подходе режиссеров к Островскому именно сегодня — ужесточение героя, который либо становится откровенным антигероем (как Жадов), либо, подобно Василькову и Параше (Л.Бояринова) из костромского «Горячего сердца» (постановка С.Морозова), изменяют к финалу свой привычный облик, и нам становится ясно, что эти люди возьмут реванш.

В основном спектакли фестиваля были традиционными, но в разном понимании этого определения. Так, скучной и вялой показалась «Поздняя любовь» (постановка П.Суворова), хотя актерские работы Л.Быновой (Фелициата) и Н.Латухиной (Людмила) вызвали серьезный интерес. Несколько перегруженным выглядел «Бальзаминов...» (постановка З.Нанобашвили), хотя сама трактовка этой трагикомедии, как определил жанр режиссер, несомненно, привлекательна, и запомнились актеры — И.Рудинский (Бальзаминов), Л.Лихачева (Матрена), Н.Лукьянова (Белотелова).

Фестиваль завершился, вновь доказав, что Островский современен и необходим нашему театру. Та особая мера психологизма, которую обнаруживают и не стараются «приукрасить» сегодня режиссеры, еще очень многому может научить и артиста, и зрителя.

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
«Культура», №17 (7425) 29 апреля — 12 мая 2004г.

Дата публикации: 29.04.2004
Доходные места и бешеные деньги

Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского»


В шестой раз прошел в Москве этот фестиваль — очень скромный по рекламе, но действительно необходимый и Москве, и провинции. Поклонники Малого и великого русского драматурга уже давно знают: каждые два года на сцене прославленного театра их ждет праздник, традиционно открывающийся в день рождения А.Н.Островского, — спектакли Малого театра разных лет и репертуарные спектакли провинциальных театров. Это принципиально: провинция не работает специально на этот фестиваль, из афиши театров выбираются обычные спектакли по Островскому.

Все равны перед памятью великого драматурга и перед зрителями, наполняющими зал. А уж выстраивать приоритеты — дело личное. И если в репертуаре Малого театра пристрастия давно определились, спектакли гостей стали для многих очень серьезным поводом к размышлению о сегодняшней судьбе наследия Островского.

В VI фестивале приняли участие Архангельский театр драмы им. М.В.Ломоносова («Поздняя любовь»), Вологодский государственный драматический театр («Бальзаминов, Бальзаминов!..»), Костромской государственный драматический театр им. А.Н.Островского («Горячее сердце»), Самарский академический театр драмы им. М.Горького («Доходное место»), Санкт-Петербургский государственный ТЮЗ им. А.Брянцева («Бешеные деньги»), а также спектакли Малого театра «Лес», «Волки и овцы», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «На всякого мудреца довольно простоты».

Островский волею судеб является той знаковой фигурой, которой вот уже на протяжении полутора веков измеряют современность. Если вспомнить, именно «назад к Островскому» или «вперед к Островскому» — призывы, звучавшие в различные исторические периоды, именно Островского то сбрасывали с корабля современности, то вновь вылавливали из бурных волн. Обращения театров к творчеству Александра Николаевича всегда были неким четко определяющимся элементом самоосознания в резко меняющемся мире. Наверное, единственный театр, который всегда, во все времена обращался к Островскому — Малый, видимо, потому и выросли и продолжают вырастать в этих стенах крупнейшие мастера, умеющие, как никто, играть его пьесы. Из разных поколений, активно занятых в сегодняшнем репертуаре, достаточно назвать лишь несколько фамилий: Т.Панкова и Г.Демина, Л.Полякова и Е.Глушенко, В.Борцов и А.Кочетков, Ю.Каюров и В.Бочкарев, В.Баринов и А.Коршунов, В.Низовой и А.Клюквин... Список можно продолжать, но за каждым из этих и других, неназванных, имен встают образы Островского, сыгранные мощно и глубоко. В других российских театрах, пожалуй, никогда не было такой постоянной, от актера к актеру переходящей школы, тем не менее в представленных на фестивале спектаклях мы увидели замечательные актерские свершения, свидетельствующие о том, что школа русского психологического театра, к счастью, не оскудела.

Говоря об этой самой современности, нельзя не задуматься: на протяжении последнего десятилетия мы часто сетуем, что едва ли не главной задачей современного театра становится развлекательность. Зритель приходит сюда отдохнуть от трудов и тягот повседневной жизни, и необходимо во что бы то ни стало сделать ему не просто красиво, но бездумно и легко. И как ни странно, Островский идеально подходит для этого — вроде бы и серьезное произведение в афише, русская классика, которая просвещает непросвещенных, но смотрите, как она ложится на музыку, на танец, на пробалтывание необязательных сегодня слов о долге, чести, любви и т.д., ловко, словно нож в масло, вкручиваясь в разговор о новых русских и необходимости изменить устаревшую мораль, о «доходных местах» и «бешеных деньгах», которых мы так вожделеем.

Спектакль «Доходное место» поставлен в Самаре известным питерским режиссером В.Фильштинским изобретательно, весело, поистине театрально. Его смотришь с удовольствием, зал рукоплещет и радуется, иногда, правда, вздрагивая от того, что текст Островского переписан уж слишком лихо и современно. Но что остается «в осадке» после этого веселья? Ощущение новой и свежей формы, заглушившей старый и не утративший необходимости смысл. Метафора «вся Россия — кабак», может быть, сама по себе и справедлива, но в результате размывает характеры, которые не могут в кабаке, прилюдно, проявляться так, как проявились бы у себя дома. Оттого столь невыразителен Вышневский (В.Борисов), схематична Анна Павловна (А.Светлова), лишена главного, любви к Жадову, Полинька (Л.Супрун). Оттого и Жадов (А.Фокин) — обаятельный, честный, порывистый — не просто вытолкан из кабака половыми в финале и уходит в зрительный зал, читая Пушкина, а выявлен антигероем сегодняшнего дня. Герои же — половые, которые во главе с Василием (И.Морозов) выразительно делят в финале выручку, показывая, что они-то и есть те единственные, которые обрели в этой жизни «доходное место».

Но был и пример того, как внимательное чтение текста выявляет подлинную современность драматурга — «Бешеные деньги» питерского ТЮЗа в постановке А.Кузина стали самым ярким и почти безукоризненным спектаклем фестиваля. Здесь сошлось все: изумительная сценография М.Китаева, изысканные костюмы М.Воробейчика, замечательная музыка Ю.Симакина, с самых первых тактов создающая атмосферу сценического повествования и, конечно, точная режиссура и высокий вкус Александра Кузина, показавшего нам Островского, словно пропущенного через две эпохи, начала ХХ и начала ХХI века. Драма провинциала в столице получила многообразное толкование, смыслы проявились в новых формах более глубоко и современно, персонажи получили дополнительный объем. Это относится и к «старейшинам» труппы Н.Иванову (Кучумов), Н.Боровковой (Надежда Антоновна), С.Надпорожских (Василий), и к молодым А.Титкову (Васильков), С.Шелгунову (Телятев), Д.Лагачеву (Глумов), А.Дюковой (Лидия). «Бешеные деньги» — спектакль, о котором хочется писать подробно, обращаясь к мелочам, обозначая характеры.

Два названных спектакля выявили, на мой взгляд, очень существенную черту в подходе режиссеров к Островскому именно сегодня — ужесточение героя, который либо становится откровенным антигероем (как Жадов), либо, подобно Василькову и Параше (Л.Бояринова) из костромского «Горячего сердца» (постановка С.Морозова), изменяют к финалу свой привычный облик, и нам становится ясно, что эти люди возьмут реванш.

В основном спектакли фестиваля были традиционными, но в разном понимании этого определения. Так, скучной и вялой показалась «Поздняя любовь» (постановка П.Суворова), хотя актерские работы Л.Быновой (Фелициата) и Н.Латухиной (Людмила) вызвали серьезный интерес. Несколько перегруженным выглядел «Бальзаминов...» (постановка З.Нанобашвили), хотя сама трактовка этой трагикомедии, как определил жанр режиссер, несомненно, привлекательна, и запомнились актеры — И.Рудинский (Бальзаминов), Л.Лихачева (Матрена), Н.Лукьянова (Белотелова).

Фестиваль завершился, вновь доказав, что Островский современен и необходим нашему театру. Та особая мера психологизма, которую обнаруживают и не стараются «приукрасить» сегодня режиссеры, еще очень многому может научить и артиста, и зрителя.

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
«Культура», №17 (7425) 29 апреля — 12 мая 2004г.

Дата публикации: 29.04.2004