Новости

«ВЗОЙДЕШЬ НА СЦЕНУ КОРОЛЕВОЙ...»

«ВЗОЙДЕШЬ НА СЦЕНУ КОРОЛЕВОЙ...»

Юбилей Элины Быстрицкой

Такими словами благословлял на актерский путь трагик Геннадий Несчастливцев девицу Аксюшу в пьесе Островского «Лес». Юной Элине Быстрицкой подобных напутствий наверняка услышать не пришлось - время не располагало. А ведь сбылось. Уже 50 лет Быстрицкая в труппе Малого театра и с драматургией Островского встречалась не раз, и что-то «королевское» в ее стати и облике было всегда и остается по сей день.

А первое «звание», которое она заслужила, - это «Сын полка». Так отметили вчерашнюю школьницу, дочь военврача, санитарку военного госпиталя. Быстрицкая и попыталась было, вернувшись после Победы в украинский Нежин (киевского дома, увы, больше не существовало), продолжить врачебную династию и даже окончила медицинский техникум. Но с куда большим энтузиазмом участвовала в студенческой самодеятельности. Отец пытался отговорить Элину от «перемены участи» и даже убеждал педагогов Киевского театрального института имени И.Карпенко-Карого в том, что его дочери там делать нечего. Однако этот институт Быстрицкая все же успешно закончила в 1953 году, но в родном Киеве не осталась.

Три года она работала в Вильнюсском Русском драматическом театре, дебютировав там ролью знаменитой арбузовской Тани. И оттуда же шагнула на большой экран: красота молодой актрисы не осталась незамеченной. Ее первой ролью, по стечению обстоятельств, оказалась врач Елизавета Максимовна в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Кстати, по результатам опроса газеты «Советская культура», Быстрицкую признали тогда лучшей актрисой года. Не за горами был уже и «Тихий Дон» Сергея Герасимова, казачка Аксинья сделала молодую актрису звездой всероссийского масштаба. Быстрицкая, для которой подлинность существования на сцене и экране всегда оставалось главной, много раз потом рассказывала, сколь нелегко приходилось осваивать непривычный быт станичников. Как учили ее местные казачки ходить по воду, управляться с коромыслом, правильно говорить, носить одежду. И лишь когда актриса все это освоила, только тогда почувствовала себя вправе войти в жизнь своей героини.
Так что в Малый театр в 1958 году Быстрицкая пришла не юной дебютанткой, но актрисой уже известной. Кинематографическая растиражированность «лица» здесь была не в самом большом почете. А рядом сплошь корифеи, «великие старики» и другие опытные мастера Малого - Александра Яблочкина, Елена Гоголева, Михаил Царев, Вера Пашенная, Михаил Жаров, Николай Анненков и многие другие. Пришлось снова доказывать, что ты имеешь право выходить на старейшие и прославленные московские подмостки. Тем более что Быстрицкая не прошла школу Малого театра, не вышла из стен Щепкинского театрального училища. А Малый всегда считался цитаделью традиций, которые ревностно охранялись и сохранялись. Их нужно было знать, с ними соглашаться, в них существовать.
У Элины Быстрицкой все это получилось. К тому же она почти сразу же оказалась в мире Александра Николаевича Островского, чьим домом и считался Малый театр. Сыграла Лидию Чебоксарову в «Бешеных деньгах», Глафиру в спектакле «Волки и овцы». Сыграла так, что ни у кого и сомнений не осталось в том, что она - одной крови со знаменитыми мастерами Малого. Она была красива, грациозна, умна и остроумна, иронична и обаятельна. Она прекрасно чувствовала время, стиль эпохи и автора, превосходно умела носить костюмы.И в то же время в ее героинях явно угадывались «вечные» черты и приметы, весьма узнаваемые и в наши дни. Кстати, театру той поры везло, его лучшие спектакли тут же записывались на телевидении, и их могла увидеть не только столичная публика, но и зрители всего тогдашнего Советского Союза.

Роли в пьесах Островского всегда были в личном репертуаре Элины Быстрицкой. Уже в зрелые годы она сыграла Любовь Отрадину и Елену Кручинину в спектакле «Без вины виноватые», Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты». «Звездные часы» актрисы растягивались на целые сезоны, годы: Юлия Филипповна в горьковских «Дачниках», баронесса Штраль в «Маскараде» Лермонтова, герцогиня Мальборо в «Стакане воды» Скриба, Панова в «Любови Яровой» Тренева.
Быстрицкая - идеальная актриса классического репертуара: рост, стать, осанка, красота, голос. Причем за всеми этими внешними приметами, конечно же, стоит мощное актерское дарование и чувство собственного достоинства актрисы и человека. Долгие годы она по праву занимала в Малом театре амплуа героини, не чуждаясь притом и современной драматургии и прозы, как советской, так и зарубежной. Играла в спектаклях по произведениям Юрия Бондарева, Саввы Дангулова, Леонида Зорина (в Театре имени Ермоловой), Юджина О\' Нила. В филармоническом варианте Быстрицкая сделала композицию по известной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и всю ее пронизала собственными горькими и острыми воспоминаниями своего военного юношества.

А в последние годы у Элины Быстрицкой словно открылось второе дыхание. Актриса сумела найти общий язык с режиссерами иных поколений, иных сценических традиций и принципов, почувствовала вкус к характерности, едва ли не к гротеску. Ну разве можно забыть ее властную, смешную и в то же время весьма обаятельную старуху Хлестову в спектакле Сергея Женовача «Горе от ума»? Или сумасбродную, легкомысленную леди Китти в «Любовном круге» Моэма, поставленном Андреем Житинкиным. Актриса явно доказывает, что в любом возрасте, женском и актерском, есть свои достоинства, свои радости и возможности новых открытий. А о зрительской любви, верной и очень искренней, и говорить не приходится. Элина Быстрицкая «взошла на сцену королевой». Ею же и остается.


Автор: Ирина ЛЕОНИДОВА
Источник: Культура
Дата: 03.04.2008


Дата публикации: 02.04.2008
«ВЗОЙДЕШЬ НА СЦЕНУ КОРОЛЕВОЙ...»

Юбилей Элины Быстрицкой

Такими словами благословлял на актерский путь трагик Геннадий Несчастливцев девицу Аксюшу в пьесе Островского «Лес». Юной Элине Быстрицкой подобных напутствий наверняка услышать не пришлось - время не располагало. А ведь сбылось. Уже 50 лет Быстрицкая в труппе Малого театра и с драматургией Островского встречалась не раз, и что-то «королевское» в ее стати и облике было всегда и остается по сей день.

А первое «звание», которое она заслужила, - это «Сын полка». Так отметили вчерашнюю школьницу, дочь военврача, санитарку военного госпиталя. Быстрицкая и попыталась было, вернувшись после Победы в украинский Нежин (киевского дома, увы, больше не существовало), продолжить врачебную династию и даже окончила медицинский техникум. Но с куда большим энтузиазмом участвовала в студенческой самодеятельности. Отец пытался отговорить Элину от «перемены участи» и даже убеждал педагогов Киевского театрального института имени И.Карпенко-Карого в том, что его дочери там делать нечего. Однако этот институт Быстрицкая все же успешно закончила в 1953 году, но в родном Киеве не осталась.

Три года она работала в Вильнюсском Русском драматическом театре, дебютировав там ролью знаменитой арбузовской Тани. И оттуда же шагнула на большой экран: красота молодой актрисы не осталась незамеченной. Ее первой ролью, по стечению обстоятельств, оказалась врач Елизавета Максимовна в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть». Кстати, по результатам опроса газеты «Советская культура», Быстрицкую признали тогда лучшей актрисой года. Не за горами был уже и «Тихий Дон» Сергея Герасимова, казачка Аксинья сделала молодую актрису звездой всероссийского масштаба. Быстрицкая, для которой подлинность существования на сцене и экране всегда оставалось главной, много раз потом рассказывала, сколь нелегко приходилось осваивать непривычный быт станичников. Как учили ее местные казачки ходить по воду, управляться с коромыслом, правильно говорить, носить одежду. И лишь когда актриса все это освоила, только тогда почувствовала себя вправе войти в жизнь своей героини.
Так что в Малый театр в 1958 году Быстрицкая пришла не юной дебютанткой, но актрисой уже известной. Кинематографическая растиражированность «лица» здесь была не в самом большом почете. А рядом сплошь корифеи, «великие старики» и другие опытные мастера Малого - Александра Яблочкина, Елена Гоголева, Михаил Царев, Вера Пашенная, Михаил Жаров, Николай Анненков и многие другие. Пришлось снова доказывать, что ты имеешь право выходить на старейшие и прославленные московские подмостки. Тем более что Быстрицкая не прошла школу Малого театра, не вышла из стен Щепкинского театрального училища. А Малый всегда считался цитаделью традиций, которые ревностно охранялись и сохранялись. Их нужно было знать, с ними соглашаться, в них существовать.
У Элины Быстрицкой все это получилось. К тому же она почти сразу же оказалась в мире Александра Николаевича Островского, чьим домом и считался Малый театр. Сыграла Лидию Чебоксарову в «Бешеных деньгах», Глафиру в спектакле «Волки и овцы». Сыграла так, что ни у кого и сомнений не осталось в том, что она - одной крови со знаменитыми мастерами Малого. Она была красива, грациозна, умна и остроумна, иронична и обаятельна. Она прекрасно чувствовала время, стиль эпохи и автора, превосходно умела носить костюмы.И в то же время в ее героинях явно угадывались «вечные» черты и приметы, весьма узнаваемые и в наши дни. Кстати, театру той поры везло, его лучшие спектакли тут же записывались на телевидении, и их могла увидеть не только столичная публика, но и зрители всего тогдашнего Советского Союза.

Роли в пьесах Островского всегда были в личном репертуаре Элины Быстрицкой. Уже в зрелые годы она сыграла Любовь Отрадину и Елену Кручинину в спектакле «Без вины виноватые», Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты». «Звездные часы» актрисы растягивались на целые сезоны, годы: Юлия Филипповна в горьковских «Дачниках», баронесса Штраль в «Маскараде» Лермонтова, герцогиня Мальборо в «Стакане воды» Скриба, Панова в «Любови Яровой» Тренева.
Быстрицкая - идеальная актриса классического репертуара: рост, стать, осанка, красота, голос. Причем за всеми этими внешними приметами, конечно же, стоит мощное актерское дарование и чувство собственного достоинства актрисы и человека. Долгие годы она по праву занимала в Малом театре амплуа героини, не чуждаясь притом и современной драматургии и прозы, как советской, так и зарубежной. Играла в спектаклях по произведениям Юрия Бондарева, Саввы Дангулова, Леонида Зорина (в Театре имени Ермоловой), Юджина О\' Нила. В филармоническом варианте Быстрицкая сделала композицию по известной книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» и всю ее пронизала собственными горькими и острыми воспоминаниями своего военного юношества.

А в последние годы у Элины Быстрицкой словно открылось второе дыхание. Актриса сумела найти общий язык с режиссерами иных поколений, иных сценических традиций и принципов, почувствовала вкус к характерности, едва ли не к гротеску. Ну разве можно забыть ее властную, смешную и в то же время весьма обаятельную старуху Хлестову в спектакле Сергея Женовача «Горе от ума»? Или сумасбродную, легкомысленную леди Китти в «Любовном круге» Моэма, поставленном Андреем Житинкиным. Актриса явно доказывает, что в любом возрасте, женском и актерском, есть свои достоинства, свои радости и возможности новых открытий. А о зрительской любви, верной и очень искренней, и говорить не приходится. Элина Быстрицкая «взошла на сцену королевой». Ею же и остается.


Автор: Ирина ЛЕОНИДОВА
Источник: Культура
Дата: 03.04.2008


Дата публикации: 02.04.2008