Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ДВА ВЕКА МУЗЫКАЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

ДВА ВЕКА МУЗЫКАЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

Концерт, посвященный 200-летию оркестра Малого театра

Ценителям классической музыки всегда есть что послушать в Москве, но театральный оркестр - это нечто особенное, и уж вовсе уникально пребывание камерного симфонического оркестра в стенах драматического театра. Малый - один из тех редких ныне театров, кто, несмотря на технический прогресс, считает необходимым сохранять свой оркестр, занимает его в репертуаре и даже открывает отдельные театральные вечера исполнением концертных программ. В один из таких вечеров, например, оркестр исполнял увертюру Верстовского «На открытие здания Малого театра», и это был тонкий и исключительно театральный выбор сочинения, совершенно уместного перед началом классического спектакля большого стиля.

На заре режиссерской эры, в 1897 году, впервые в России собрался съезд деятелей сценического искусства. В числе наболевших дебатировался вопрос и о том, нужно ли оркестру играть перед началом представлений и в антракте для развлечения публики, или исполняемые им польки, вальсы и марши отвлекают зрителя от восприятия спектакля. Режиссерский театр должным образом оценил возможности оркестра для создания музыкально-звуковой партитуры действия, но сам оркестр удалил поначалу за кулисы (на счет чего Михаил Булгаков немало потешался, описав бунтующего дирижера Романуса в своем «Театральном романе»), а затем, с развитием звукозаписывающей техники, и вовсе избавился от него.

Малый театр никогда не поддавался на модные режиссерские поветрия, принципиально ориентируясь на программный эстетический консерватизм. Для него изгнание живой музыки из спектаклей (и вообще из стен драматического театра) означало бы оскудение художественных возможностей сцены, сужение и обеднение ее выразительности. Поэтому вполне закономерно постоянное внимание театра к своему оркестру. Едва почувствовав признаки застоя в жизни оркестровых музыкантов, Юрий Соломин «сговорился» с руководителем музыкальной части Григорием Гоберником о том, чтобы обновить сам дух их театральной жизни. Многолетняя работа принесла плоды: возглавляемый опытным дирижером Владимиром Семкиным оркестр ГАМТ стал постоянным участником концертов Московской филармонии, многие музыканты удостоены почетных званий и дипломов всероссийских и международных конкурсов исполнителей. Но дело не только в успешной концертной деятельности: едва ли не треть репертуара построена на той или иной форме участия в спектаклях оркестра. Исполнительское мастерство музыкантов способствует созданию верного «тона» актерской игры, столь ценимого в Малом театре, омузыкаливанию сценического действия. Такие спектакли, как «Горе от ума» и «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Таинственный ящик» и «Трудовой хлеб», «Чайка» и «Вишневый сад», просто невозможно представить без живой театральной музыки.
Не знаю, кому пришло в голову устроить концерт, посвященный 200-летнему юбилею оркестра Малого театра, но это была счастливая идея. Поводом для ее воплощения послужил один старинный документ - изданный в 1808 году «Штат императорских театров», в составе которого находился и оркестр. На концерт пришли многолетние друзья театра, его постоянные зрители, коллеги оркестрантов из музыкального мира. Праздничный настрой ощущался уже на подходе к зданию филиала, чувствовался в сдержанном оживлении зрителей, гулявших по фойе, и окончательно восторжествовал в зрительном зале. Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин приветствовал собравшихся, и его вступительное слово, произнесенное без всякой помпы, просто и дружественно, определило верную интонацию, подхваченную ведущим вечера - артистом Александром Клюквиным.

В первом отделении выступали в основном приглашенные артисты. Под аккомпанемент оркестра звучали арии из опер и старинные романсы в прочувствованном исполнении солиста Большого театра Петра Глубокого и лауреата международных конкурсов Елены Клементьевой; оркестр играл увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила» и балету Чайковского «Щелкунчик», концертмейстер Татьяна Арутюнова мастерски исполнила «Зиму» из цикла «Времена года» Вивальди, а ученица школы имени Гнесиных Александра Соломина темпераментно и с немалой внутренней силой - первую часть Концерта для фортепиано с оркестром Грига.

Вторую часть вечера целиком и полностью отдали театральным музыкантам и артистам Малого театра. Оркестр исполнял симфонические фантазии, а Скрипичный ансамбль в его сопровождении зажег публику «Чардашем» Монти. Неожиданно, но завораживающе убедительно исполнил Валерий Медведев опус Дебюсси «Лунный свет» в переложении для аккордеона (обработка В.Семкина). Обаятельно прозвучал «Обливио» Пьяццоллы у гобоистки Гульфиры Саитовой. Артисты Малого театра пели водевильные куплеты, дуэты, романсы и песни, и зал аплодисментами провожал каждое исполнение, особенно бурно приветствуя Эдуарда Марцевича, Светлану Аманову, Ирину Муравьеву.

Под финал бравурно и весело сыграли знаменитый опус Иоганна Штрауса «На охоте». Разошедшийся дирижер озорно палил из пистолета, шутя управлял оркестром и был заодно со зрителем. Овации не смолкали, зал рукоплескал стоя и требовал, чтобы музыканты не покидали сцены. С нескрываемым удовольствием Владимир Семкин объявил, что в преддверии первого весеннего праздника специально для прекрасных дам будет исполнен «ласковый и нежный» вальс Евгения Доги. Понятно, что такие вечера во славу музыки и театра хорошо бы устраивать почаще - так, чтобы они вошли в традицию нынешнего Малого театра. Во всяком случае, сегодня их не хватает.

Автор: Нина ШАЛИМОВА
Источник: Культура
Дата: 06.03.2008


Дата публикации: 06.03.2008
ДВА ВЕКА МУЗЫКАЛЬНОГО СЧАСТЬЯ

Концерт, посвященный 200-летию оркестра Малого театра

Ценителям классической музыки всегда есть что послушать в Москве, но театральный оркестр - это нечто особенное, и уж вовсе уникально пребывание камерного симфонического оркестра в стенах драматического театра. Малый - один из тех редких ныне театров, кто, несмотря на технический прогресс, считает необходимым сохранять свой оркестр, занимает его в репертуаре и даже открывает отдельные театральные вечера исполнением концертных программ. В один из таких вечеров, например, оркестр исполнял увертюру Верстовского «На открытие здания Малого театра», и это был тонкий и исключительно театральный выбор сочинения, совершенно уместного перед началом классического спектакля большого стиля.

На заре режиссерской эры, в 1897 году, впервые в России собрался съезд деятелей сценического искусства. В числе наболевших дебатировался вопрос и о том, нужно ли оркестру играть перед началом представлений и в антракте для развлечения публики, или исполняемые им польки, вальсы и марши отвлекают зрителя от восприятия спектакля. Режиссерский театр должным образом оценил возможности оркестра для создания музыкально-звуковой партитуры действия, но сам оркестр удалил поначалу за кулисы (на счет чего Михаил Булгаков немало потешался, описав бунтующего дирижера Романуса в своем «Театральном романе»), а затем, с развитием звукозаписывающей техники, и вовсе избавился от него.

Малый театр никогда не поддавался на модные режиссерские поветрия, принципиально ориентируясь на программный эстетический консерватизм. Для него изгнание живой музыки из спектаклей (и вообще из стен драматического театра) означало бы оскудение художественных возможностей сцены, сужение и обеднение ее выразительности. Поэтому вполне закономерно постоянное внимание театра к своему оркестру. Едва почувствовав признаки застоя в жизни оркестровых музыкантов, Юрий Соломин «сговорился» с руководителем музыкальной части Григорием Гоберником о том, чтобы обновить сам дух их театральной жизни. Многолетняя работа принесла плоды: возглавляемый опытным дирижером Владимиром Семкиным оркестр ГАМТ стал постоянным участником концертов Московской филармонии, многие музыканты удостоены почетных званий и дипломов всероссийских и международных конкурсов исполнителей. Но дело не только в успешной концертной деятельности: едва ли не треть репертуара построена на той или иной форме участия в спектаклях оркестра. Исполнительское мастерство музыкантов способствует созданию верного «тона» актерской игры, столь ценимого в Малом театре, омузыкаливанию сценического действия. Такие спектакли, как «Горе от ума» и «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Таинственный ящик» и «Трудовой хлеб», «Чайка» и «Вишневый сад», просто невозможно представить без живой театральной музыки.
Не знаю, кому пришло в голову устроить концерт, посвященный 200-летнему юбилею оркестра Малого театра, но это была счастливая идея. Поводом для ее воплощения послужил один старинный документ - изданный в 1808 году «Штат императорских театров», в составе которого находился и оркестр. На концерт пришли многолетние друзья театра, его постоянные зрители, коллеги оркестрантов из музыкального мира. Праздничный настрой ощущался уже на подходе к зданию филиала, чувствовался в сдержанном оживлении зрителей, гулявших по фойе, и окончательно восторжествовал в зрительном зале. Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин приветствовал собравшихся, и его вступительное слово, произнесенное без всякой помпы, просто и дружественно, определило верную интонацию, подхваченную ведущим вечера - артистом Александром Клюквиным.

В первом отделении выступали в основном приглашенные артисты. Под аккомпанемент оркестра звучали арии из опер и старинные романсы в прочувствованном исполнении солиста Большого театра Петра Глубокого и лауреата международных конкурсов Елены Клементьевой; оркестр играл увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила» и балету Чайковского «Щелкунчик», концертмейстер Татьяна Арутюнова мастерски исполнила «Зиму» из цикла «Времена года» Вивальди, а ученица школы имени Гнесиных Александра Соломина темпераментно и с немалой внутренней силой - первую часть Концерта для фортепиано с оркестром Грига.

Вторую часть вечера целиком и полностью отдали театральным музыкантам и артистам Малого театра. Оркестр исполнял симфонические фантазии, а Скрипичный ансамбль в его сопровождении зажег публику «Чардашем» Монти. Неожиданно, но завораживающе убедительно исполнил Валерий Медведев опус Дебюсси «Лунный свет» в переложении для аккордеона (обработка В.Семкина). Обаятельно прозвучал «Обливио» Пьяццоллы у гобоистки Гульфиры Саитовой. Артисты Малого театра пели водевильные куплеты, дуэты, романсы и песни, и зал аплодисментами провожал каждое исполнение, особенно бурно приветствуя Эдуарда Марцевича, Светлану Аманову, Ирину Муравьеву.

Под финал бравурно и весело сыграли знаменитый опус Иоганна Штрауса «На охоте». Разошедшийся дирижер озорно палил из пистолета, шутя управлял оркестром и был заодно со зрителем. Овации не смолкали, зал рукоплескал стоя и требовал, чтобы музыканты не покидали сцены. С нескрываемым удовольствием Владимир Семкин объявил, что в преддверии первого весеннего праздника специально для прекрасных дам будет исполнен «ласковый и нежный» вальс Евгения Доги. Понятно, что такие вечера во славу музыки и театра хорошо бы устраивать почаще - так, чтобы они вошли в традицию нынешнего Малого театра. Во всяком случае, сегодня их не хватает.

Автор: Нина ШАЛИМОВА
Источник: Культура
Дата: 06.03.2008


Дата публикации: 06.03.2008