Новости

МНОГОУВАЖАЕМЫЙ АВТОР...

МНОГОУВАЖАЕМЫЙ АВТОР...

Островский и Лев Толстой представлены в версиях «Мастерской Петра Фоменко» и Малого театра. Одновременно в столице был показан чеховский спектакль из Санкт-Петербурга - в рамках Фестиваля пьесы «Иванов», проводимого Театром Наций. Общего у «Бесприданницы» Петра Фоменко, «Власти тьмы» Юрия Соломина и «Иванова» Льва Эренбурга (Небольшой драматический театр) - только то, что в их основе - сливки русской классики. В остальном же это случаи из двух принципиально разных «опер». Если, конечно, иметь в виду момент театральной интерпретации классического текста. Но как раз об интерпретации и пришла пора поговорить.

Казалось бы, еще вчера на нас накатила усталость от всевозможных режиссерских концептов. И раздались голоса в защиту оригиналов, не подвергшихся агрессивным постановочным решениям. Дескать, ох и надоели воплощения режиссерского «я» через Чехова, Островского, Тургенева etc., где все, не умещавшееся в любимую тему, выбрасывалось вон, а вмещавшееся подвергалось переакцентировке! Мол, попробуйте-ка, господа, не переписывать, а внимательно прочесть и заставить звучать то, что написано автором!

Но наступило сегодня, и оказалось, что на постановочные решения ныне - большой дефицит. И начались воспоминания о том, что все великие русские спектакли второй половины ХХ века имели отчетливые и жесткие концепты. Что этот активный режиссерский театр именно и давал классике современное звучание, и заставлял столетней давности текст будоражить сознание зрителей. И вот уже заново кажется: «как написано, так и играем» - это ерунда, так в театре не бывает, а если бывает, то - обман, ни богу свечка, ни черту кочерга. Одним словом, сначала пресытились, а потом проголодались.

«Власть тьмы», «Бесприданница» и «Иванов» в этом смысле оказались в такой диспозиции: первый и третий спектакли являются полярными величинами, а второй - посередине.

В «Бесприданнице» Петра Фоменко есть четкий концепт, но он не агрессивен и не своеволен по отношению к оригиналу. Режиссер внимательно читает пьесу, но вооружается сегодняшней оптикой. Своей, личной, разумеется. Здесь ответ тем, кто не увидел в его купцах жовиальности и сочного колорита. Но, по Фоменко, власть сиюминутного успеха и всепобеждающего дензнака ныне так сильна, что на романтические глупости ни у кого нет ни времени, ни сил. В этой атмосфере обреченно бьется диковатая и горячая душа Ларисы, какой ее играет Полина Агуреева. Для мелодрамы в этом мире не хватает кислорода. Спектакль Фоменко нарочито не красочен, не воздушен, он, скорее, затягивает, как темный речной омут. И все это, разумеется, концепт, хотя и деликатный, не подвергающий основу сознательному разрушению.
Зато «Ивановъ» Льва Эренбурга - пример чрезвычайно активной режиссуры. Здесь и затхлой уездной жизни, и каждому из ее персонажей выносится беспощадный диагноз. Здесь не боятся гипербол, откровенно клинических проявлений. Здесь существование за гранью децибел и приличий - эстетическая норма, и находится немало зрителей, которым такое зрелище отчетливо не нравится. Но еще больше тех, кого оно пробирает до костей. Спектакль Эренбурга - это густой концентрат людских слабостей и несчастий. Но он изготовлен все же исключительно из чеховских материй и проявлен в той самой актерской жизни человеческого духа, о которой так пекутся традиционалисты.

На другом полюсе - великая толстовская пьеса «Власть тьмы», прочитанная в Малом театре по ролям. Удивительно, если бы ее прочли по радио, грандиозный текст имел бы гораздо более воздействия. Но живой театр, с декорациями, костюмами, светом, с живыми людьми, их голосами и пластикой - это серьезное испытание, прежде всего - своевременностью.

Прочесть буквально здесь на самом деле означает - не прочесть ничего. Презреть концепцию или же сделать своей концепцией отрицание активной режиссерской воли - значит сыграть вне времени, вне его звуков и запахов. Из чего следует, что режиссура есть профессия, не сводящаяся к разводу артистов по углам сцены. Что читать классику можно и дома, на диване, а театр - место, где не просто читают, но активно выражают к этому свое собственное отношение. Что, наконец, рано нам уставать от режиссерских концептов. Их, напротив, впору культивировать. В противном случае не лучше ли провести время в кругу семьи и индивидуально почитать на сон грядущий?

Автор: Наталия КАМИНСКАЯ
Источник: Культура
Дата: 07.02.2008


Дата публикации: 07.02.2008
МНОГОУВАЖАЕМЫЙ АВТОР...

Островский и Лев Толстой представлены в версиях «Мастерской Петра Фоменко» и Малого театра. Одновременно в столице был показан чеховский спектакль из Санкт-Петербурга - в рамках Фестиваля пьесы «Иванов», проводимого Театром Наций. Общего у «Бесприданницы» Петра Фоменко, «Власти тьмы» Юрия Соломина и «Иванова» Льва Эренбурга (Небольшой драматический театр) - только то, что в их основе - сливки русской классики. В остальном же это случаи из двух принципиально разных «опер». Если, конечно, иметь в виду момент театральной интерпретации классического текста. Но как раз об интерпретации и пришла пора поговорить.

Казалось бы, еще вчера на нас накатила усталость от всевозможных режиссерских концептов. И раздались голоса в защиту оригиналов, не подвергшихся агрессивным постановочным решениям. Дескать, ох и надоели воплощения режиссерского «я» через Чехова, Островского, Тургенева etc., где все, не умещавшееся в любимую тему, выбрасывалось вон, а вмещавшееся подвергалось переакцентировке! Мол, попробуйте-ка, господа, не переписывать, а внимательно прочесть и заставить звучать то, что написано автором!

Но наступило сегодня, и оказалось, что на постановочные решения ныне - большой дефицит. И начались воспоминания о том, что все великие русские спектакли второй половины ХХ века имели отчетливые и жесткие концепты. Что этот активный режиссерский театр именно и давал классике современное звучание, и заставлял столетней давности текст будоражить сознание зрителей. И вот уже заново кажется: «как написано, так и играем» - это ерунда, так в театре не бывает, а если бывает, то - обман, ни богу свечка, ни черту кочерга. Одним словом, сначала пресытились, а потом проголодались.

«Власть тьмы», «Бесприданница» и «Иванов» в этом смысле оказались в такой диспозиции: первый и третий спектакли являются полярными величинами, а второй - посередине.

В «Бесприданнице» Петра Фоменко есть четкий концепт, но он не агрессивен и не своеволен по отношению к оригиналу. Режиссер внимательно читает пьесу, но вооружается сегодняшней оптикой. Своей, личной, разумеется. Здесь ответ тем, кто не увидел в его купцах жовиальности и сочного колорита. Но, по Фоменко, власть сиюминутного успеха и всепобеждающего дензнака ныне так сильна, что на романтические глупости ни у кого нет ни времени, ни сил. В этой атмосфере обреченно бьется диковатая и горячая душа Ларисы, какой ее играет Полина Агуреева. Для мелодрамы в этом мире не хватает кислорода. Спектакль Фоменко нарочито не красочен, не воздушен, он, скорее, затягивает, как темный речной омут. И все это, разумеется, концепт, хотя и деликатный, не подвергающий основу сознательному разрушению.
Зато «Ивановъ» Льва Эренбурга - пример чрезвычайно активной режиссуры. Здесь и затхлой уездной жизни, и каждому из ее персонажей выносится беспощадный диагноз. Здесь не боятся гипербол, откровенно клинических проявлений. Здесь существование за гранью децибел и приличий - эстетическая норма, и находится немало зрителей, которым такое зрелище отчетливо не нравится. Но еще больше тех, кого оно пробирает до костей. Спектакль Эренбурга - это густой концентрат людских слабостей и несчастий. Но он изготовлен все же исключительно из чеховских материй и проявлен в той самой актерской жизни человеческого духа, о которой так пекутся традиционалисты.

На другом полюсе - великая толстовская пьеса «Власть тьмы», прочитанная в Малом театре по ролям. Удивительно, если бы ее прочли по радио, грандиозный текст имел бы гораздо более воздействия. Но живой театр, с декорациями, костюмами, светом, с живыми людьми, их голосами и пластикой - это серьезное испытание, прежде всего - своевременностью.

Прочесть буквально здесь на самом деле означает - не прочесть ничего. Презреть концепцию или же сделать своей концепцией отрицание активной режиссерской воли - значит сыграть вне времени, вне его звуков и запахов. Из чего следует, что режиссура есть профессия, не сводящаяся к разводу артистов по углам сцены. Что читать классику можно и дома, на диване, а театр - место, где не просто читают, но активно выражают к этому свое собственное отношение. Что, наконец, рано нам уставать от режиссерских концептов. Их, напротив, впору культивировать. В противном случае не лучше ли провести время в кругу семьи и индивидуально почитать на сон грядущий?

Автор: Наталия КАМИНСКАЯ
Источник: Культура
Дата: 07.02.2008


Дата публикации: 07.02.2008