ДЕЛО ЗА МАЛЫМ
ДЕЛО ЗА МАЛЫМ
Театр не только сцена, но и человеческие судьбы с драматургией похлеще, чем у Островского
Контролер Малого театра Лидия Михайловна РЫБАКОВА трудится в месткоме почти 45 лет. За столь долгий срок эта подтянутая и миловидная женщина помогла многим. Причем не только с путевками и другими приятными вещами, но и в трудных жизненных ситуациях.
Начиналось же все в далеком 1960-м, когда жена демобилизовавшегося офицера-пограничника поступила на работу в Театральное училище им. М. С. Щепкина. Активная и коммуникабельная секретарь тогдашнего ректора «щукинки» Е. Е. Северина по совместительству трудилась в учебной части и выполняла обязанности казначея. Через три года Лидию стали «сватать» в местком Малого, за задворками которого и стоит старинный особнячок театрального института.
- Уговаривать меня пришли Нифонтова, Мехетаров, Пронин и Горбачев, - вспоминает она.
- А я ведь только и умела, что печатать на машинке, и больше ничего. После долгих препирательств все-таки пришлось согласиться. Председателем месткома Малого была в те годы прославленная Елена Николаевна Гоголева. Несмотря на высокое дарование и талант, она оказалась очень непростым в общении человеком. Я была молодая, смазливая, занималась многоборьем (15 лет прожила на пограничных заставах, завершив вместе с мужем военные скитания на Сахалине, где соревновалась в команде офицерских жен в 30-километровых лыжных походах). Но при внешних подтянутости и привлекательности почти ничего не знала из профсоюзной жизни, чем сильно раздражала звезду сцены. Еоголева очень была ко мне сурова. Я весь год проплакала и ушла бы, да муж уговорил терпеть.Сегодня бывшей секретарше месткома 75, а обида все-таки осталась. Она рассказывает, что случалось, когда Еоголева, три часа сидя в общем с ней кабинете -стол перед столом, ни разу не поднимала головы на помощницу. Трещали звонки и тридцатилетней секретарше приходилось услужливо брать трубку и подносить к начальнице: «Возьмите, пожалуйста, трубочку, Елена Николаевна!». Но так длилось недолго: через год Гоголеву переизберут в секретари парторганизации Малого театра и она будет уговаривать Лидочку перейти к ней в соседний кабинет. «Я без вас не могу!» -умоляла великая и непреклонная Еоголева, но Рыбакова на сей раз проявит твердость характера да к тому же ее саму изберут освобожденным работником месткома.
- Михаил Иванович Царев был очень дружен с профессором Щепкинского, одной из учениц Станиславского Лидией Ивановной Дейкун-Благонравовой, - вспоминает бывшая профсоюзная активистка. - И вот попросил сначала организовать уход за ее мужем, актером МХАТа Аркадием Ивановичем Благонравовым (опека длилась 16 лет), а потом, когда его не стало, Царев уговорил меня позаботиться о Лидии Ивановне.
- А кто-нибудь навещал ветерана театра?
- Заходил ее ученик Николай Сличенко. Пришел как-то с огромной охапкой роз и с гитарой. Начал играть и петь, а Лидия Ивановна лежит и плачет... Сличенко и сегодня руководит театром «Ромэн». Захаживал и Толя Титов, также ученик Дейкун и тоже из цыганского театра. Ее очень любили, уважали.
Несколько иначе было с Гоголевой. Если в пору ее председательствования в месткоме и парткоме звезда сцены пила кефир и по 40 минут стояла навытяжку у стены, чтобы поддерживать легендарную осанку, в старости она стала не только немощной, но и одинокой. На спектакли, где больная уже Елена Николаевна играла непревзойденные роли старух, ее приносили на руках, а затем пересаживали в инвалидную коляску. Однажды Лидия Рыбакова летела своей изящной походкой по коридору Малого и встретила Еоголеву. Ее несли две одевалыцицы. «Елена Николаевна, здравствуйте!» - в ответ тишина. Тогда две дамы из обслуживающего персонала наклоняются к уху старой женщины и уточняют, что Лидия Михайловна с ней поздоровалась. Тогда Еоголева злыми-злыми глазами взглянула на ту самую Лидочку и довольно жестко процедила: «Здравствуйте, мадам!». «Я никогда не забуду тот взгляд - настолько он был пронзителен!» - вздыхает Рыбакова.
- А кто за Гоголевой ухаживал в последние годы жизни?
- Никто не ухаживал. Из театра люди приходили навестить и все.
- А правда, что в Доме ветеранов сцены много одиноких знаменитостей?
- Есть и именитые, и не очень. И все они плачут, страдают. Я однажды, навещая наших подопечных, спросила председателя соцбыткомиссии тогдашнего ВТО Елену Митрофановну Шатрову, отчего эти люди все время плачут. Она мне ответила - от одиночества. Представьте себе яркую жизнь на виду у публики, успех, а то и громкую славу и такой конец в приюте. Чаще всего у этих стариков нет никого из близких, но случается, что они просто никому уже не нужны.
- Расскажите, как вы дали имя дочери Юрия Соломина.
- О, очаровательная история. Было это 38 лет назад. Юрий Мефодьевич снимался тогда в Италии и пришел ко мне в местком с просьбой: «Жена Оля должна рожать, помогите, пожалуйста, а то я буду в отъезде».
Беременность протекала очень тяжело. Пришлось ехать в Сокольники, где имелось отделение для сложных рожениц. Через неделю Ольга благополучно родила девочку, а Юра долго еще пробыл в Риме. Потом приехал ко мне с громадным тортом и с новорожденной на руках. Положил дитя передо мной, вручил и римский презент - цепочку и браслет с изображением Павла и Петра. Я поинтересовалась: как назовете это сокровище? «А мы пока не знаем», - отвечал Соломин. Я вдруг и говорю: маму мою звали Дарьей. «Дарьей так Дарьей», - согласился актер. Даше теперь 38, она музыкант, живет в Англии и когда приезжает в Москву - непременно заходит и ко мне. Кстати, ее дочь Александра родилась, когда в Малом шел спектакль «И аз воздам!», где Юрий Мефодьевич играл Николая П. Оттого-то, наверное, в честь последней российской императрицы внучку и назвали этим именем. Сашенька живет в Москве с дедом и бабушкой, учится в музыкальном училище и даже изредка играет в театральном оркестре на пианино. Ей сейчас 16.
- А как вы относитесь к Юрию Соломину, что ставит худрук нынче?
- Юрий Соломин как был милым и обаятельным, так и остался. Этот замечательный человек многим помогает, ставит много пьес и сам играет. Вот «Власть тьмы» по Толстому могу назвать, возобновленную «Касатку» (режиссер В. Н. Иванов), «Генриха IV» (ставит В. М. Бейлис). Нынче в театр стало много ходить молодежи. Школьники идут на «Ревизора» и «Горе от ума», очень любят исторические пьесы «Царь Борис» и «Федор Иоаннович». А ветеранов сцены осталось мало. Это народные артистки СССР Ирина Анатольевна Ликсо (ей под 90), Татьяна Петровна Панкова (отметила недавно свое 90-летие и 60-летие работы в Малом), Елизавета Михайловна Солодова (ей тоже под 90), а также 90-летняя вдова Игоря Владимировича Ильинского - Татьяна Александровна Еремеева. Панкова, к примеру, блистательно играет графиню в «Горе от ума». Недавно отметил 80-летие Юрий Иванович Каюров - тот, который играл Ленина. Он, кстати, очень тепло рассказал о прототипе своего образа в новой книге «Когда уходят дни». Вообще, надо заметить, в Малом театре трудятся около 700 работников, а актеров 140. Два месяца назад мы с воодушевлением отметили 250 лет театра. Это одно из самых значительных событий в моей жизни.
- Изменился ли Малый театр за последние сорок с лишним лет?
- Пришли очень много молодых актеров. Есть талантливые (в «Ревизоре» Юрия Соломина чудно играет главную роль молодой, пока малоизвестный актер, это был аншлаг). Но все-таки много утеряно. К примеру, раньше, когда мы собирались на диване возле режиссерской и мимо проходили великие старухи Яблочкина, Пашенная, Турчанинова, Фадеева, Зеркалова, Шатрова, Гоголева, молодежь вставала. Теперь не только не встают, но даже... не здороваются. Или вот такой пример. Сижу в нашей ложе, смотрю, как кланяется молоденький актер Виктор, играющий Скалозуба в «Ревизоре» (едва голову поворачивает), и ругаю парня: почему ты так небрежно относишься к публике, вон посмотри, как Коршунов это делает. Молодой человек слушается совета, начинает уважать публику. Конечно, молодым в театре трудно - им платят гроши и парни, как правило, долго не женятся. Если нет нужных связей - подработать негде, на телевидение берут только своих. И зритель другой стал. Соломин перед спектаклями, когда много старшеклассников, очень просит не шуметь. Они ведь что творят: свистят и кричат во все горло, что в театре просто недопустимо.
- А современные спектакли в Малом ставят?
- Еще как! В филиале на Ордынке режиссер Житинкин поставил «Любовный круг» с Элиной Авраамовной Быстрицкой в главной роли. Очень любит публика легкую, в стиле оперетты пьесу «Таинственный ящик» (главную роль играл Юрий Соломин, впоследствии передавший роль артисту Э. Марцевичу). Худрук признавался, что 34 года мечтал поставить эту пьесу, да все руки не доходили. Веселая вещь, очень музыкальная, динамичная. Но однажды я спросила Юрия Мефодьевича - отчего не ставит спектакли, приносившие блистательную славу Малому. Он мило улыбнулся, свел ладони, поднес ко мне и сказал: «Дайте мне Пашенную, тогда и поставлю! Да только нет уж ее больше».
Автор: Беседовала Светлана ДРОБЫШЕВА
Источник: Россия
Дата: 27.12.2007
Дата публикации: 27.12.2007