ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО АКТЕР ВЛАДИМИР КЕНИГСОН
«Актер великолепный, партнер неподражаемый» – так говорили коллеги о
Владимире Кенигсоне. Более тридцати лет он проработал в Малом театре, на сцене которого с блеском сыграл около сорока ролей. До этого он почти десять лет служил в Камерном театре у Таирова, где сформировался его неповторимый актерский стиль. Сегодня – сто лет со дня рождения Владимира Кенигсона. Рассказывают
«Новости культуры».
Свои актерские университеты он проходил в провинции. Симферопольский драматический театр, театры в Куйбышеве, Днепропетровске. Уриэль Акоста, Фердинанд в «Коварстве и любви» Шиллера, Протасов в «Живом трупе» Толстого. Именно там его увидел Александр Таиров и пригласил в свой Камерный театр. Там он играл вместе с великой Алисой Коонен в «Мадам Бовари» и в спектакле «Без вины виноватые». «Я помню, например, «Раскинулось море широко». Он играл замечательно. Такой жанровый, комедийный, музыкальный спектакль. Но, в принципе, из его ролей Камерного театра в памяти и в наследии осталось довольно мало. Потому что его расцвет в Малом театре и в кино – в этом был смысл. Техника таировская и таировская подача актерская ему помогли. И это совсем не парадоксально, как может показаться», – полагает ректор РАТИ Марина Хмельницкая.
В 1949 году в его актерской биографии появилось кино. За роль немецкого генерала Кребса в фильме «Падение Берлина» Кенигсон получил премию от Сталина, который был восхищен его игрой.
В Малом театре Владимир Кенигсон навсегда запомнился ролями Неизвестного в «Маскараде» Лермонтова, Танаки в «Порт-Артуре» Попова и Степанова, Кречинского в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина. Внешне, по воспоминаниям друзей, он был суховат, замкнут. Он жил профессией. На сцене перенес инфаркт. Позже, когда сделали кардиограмму, врач изумился: «У вас же инфаркт был?!». Кенигсон был невозмутим: «Да? Не заметил». «Он был такой актер: в нем чувствовался изыск актерства и в жизни, и на сцене. Он гордился этой профессией. Его величество актер – вот он какой был», – говорит народный артист России Эдуард Марцевич.
Мало кто знает, но Луи де Фюнес в русском варианте говорит голосом Владимира Кенигсона. Птица Говорун из мультфильма «Тайна третьей планеты» – это тоже его голос. Его любили театр и кино, его любили и до сих пор любят зрители.
Телеканал «Культура»