Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

И «ПАЛЬМЫ», И ЛАВРЫ, И ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ

И «ПАЛЬМЫ», И ЛАВРЫ, И ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ

Свет далеких звезд виден на Земле и после того, как они угаснут. О людях, чья жизнь стала примером самоотверженного служения избранному делу можно сказать то же самое. Александр Иванович Сумбатов-Южин – из их числа.

Он был потомком древнего грузинского рода Сумбаташвили. Юный князь получил прекрасное образование, после юридического факультета Петербургского университета перед ним открывалась ослепительная карьера, но не к юриспруденции лежала его душа. Он был человеком театра. В любительских спектаклях Александр играл, еще учась в тифлисской гимназии, а в 1882-м судьба привела его на профессиональную сцену – в Малый театр, которому он посвятил всю свою жизнь, сыграв более двухсот ролей. Правда, от княжеской фамилии, пусть и несколько русифицированной, пришлось отказаться и взять псевдоним – Южин.

В сентябре, когда театральный мир отмечал 150-летие со дня рождения и 80-летие со дня его смерти, Малый театр был на гастролях в Киеве. Но тем и ценна память потомков, что она жива и созидательна не только в предъюбилейные, что вполне понятно, а в обычные «недатские» дни. В конце октября в театре была проведена конференция, посвященная жизни и творчеству этого выдающегося театрального деятеля и сыгран спектакль в его память - «Горе от ума», в котором в свое время блистал Южин.

В 1918 году известный театральный критик А.Р.Кугель писал после спектакля: «Это так мягко, так естественно, так жизненно. Вообще в роли Фамусова А. И. Южин способен доставить истинное наслаждение самому избалованному театралу. И, имея такого Фамусова, как Южин, Москва могла всерьез писать и говорить о г. Станиславском в той же роли!»

Впрочем, публика восхищалась не только его Фамусовым, но и находчивым Фигаро у Бомарше, и остроумным Болингброком у Скриба, и страстным Кориоланом у Шекспира. В 1890-м за роли в драмах Виктора Гюго – Рюи Блаза и особенно Карла V в легендарном «Эрнани» – лучшей роли в его романтическом репертуаре, правительство Французской республики удостоило Александра Ивановича «Академических пальм» - высшего ордена страны, учрежденного еще Наполеоном Бонапартом и присуждаемого за особые заслуги в распространении научного и творческого наследия Франции в мире.

Однако Александр Иванович был не только прекрасным артистом, но и удивительным человеком. В воспоминаниях его большого друга, писателя Владимира Гиляровского, сохранилась поразительная история. По картине В.В. Пукирева «Неравный брак» сегодняшние школьники пишут сочинения. Этот, ставший хрестоматийным, сюжет взят из жизни. Художник изобразил венчание девушки, которую любил сам. Картина принесла ему славу, но вскоре на талантливого живописца обрушился тяжкий недуг – паралич. В доме – ни копейки, но Владимир Пукирев был человеком гордым и даже от друзей не принял бы денег.

И вот Южин предложил устроить в его честь литературный вечер, чтобы вырученные за билеты деньги стали данью признательности публики любимом художнику, а не «подаянием». На этом вечере Александр Иванович читал стихотворение, специально написанное Гиляровским и посвященное знаменитой картине. С этого эпизода и началась их теснейшая дружба, длившаяся почти полвека.

Человек очень тонкий и чуткий, Южин близко к сердцу принимал все, что касалось судеб родного театра. В 1909 году он стал управляющим труппой, а в 18-м был избран председателем дирекции Малого театра и практически до последних своих дней стоял во главе его. На сломе эпох Малый театр переживал нелегкие времена. И театральная общественность, и широкая публика с горячим интересом обсуждала «соперничество» Малого и Художественного театров. Успех МХТ подвиг многих в Малом театре заговорить о реформах, о необходимости приспособить текущий репертуар к требованиям современности. Но Александр Иванович считал, что художественная уникальность Малого театра, его высокая миссия именно в том, чтобы поддерживать и развивать традиции: «Я глубоко верю, что традиции Малого будут жить, потому что основы их заложены Щепкиным, Ермоловой и другими великими мастерами сцены, потому что мы — театр Островского».

Александр Иванович оказался прав. Малый театр, сумевший за последнее столетие пережить немало потрясений, выстоял и остался хранителем и продолжателем высоких традиций русского театра, гордостью и одним из величайших сокровищ всей славянской культуры.

Виктория Пешкова

«Вече», 30 октября 2007 года

Дата публикации: 31.10.2007
И «ПАЛЬМЫ», И ЛАВРЫ, И ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ

Свет далеких звезд виден на Земле и после того, как они угаснут. О людях, чья жизнь стала примером самоотверженного служения избранному делу можно сказать то же самое. Александр Иванович Сумбатов-Южин – из их числа.

Он был потомком древнего грузинского рода Сумбаташвили. Юный князь получил прекрасное образование, после юридического факультета Петербургского университета перед ним открывалась ослепительная карьера, но не к юриспруденции лежала его душа. Он был человеком театра. В любительских спектаклях Александр играл, еще учась в тифлисской гимназии, а в 1882-м судьба привела его на профессиональную сцену – в Малый театр, которому он посвятил всю свою жизнь, сыграв более двухсот ролей. Правда, от княжеской фамилии, пусть и несколько русифицированной, пришлось отказаться и взять псевдоним – Южин.

В сентябре, когда театральный мир отмечал 150-летие со дня рождения и 80-летие со дня его смерти, Малый театр был на гастролях в Киеве. Но тем и ценна память потомков, что она жива и созидательна не только в предъюбилейные, что вполне понятно, а в обычные «недатские» дни. В конце октября в театре была проведена конференция, посвященная жизни и творчеству этого выдающегося театрального деятеля и сыгран спектакль в его память - «Горе от ума», в котором в свое время блистал Южин.

В 1918 году известный театральный критик А.Р.Кугель писал после спектакля: «Это так мягко, так естественно, так жизненно. Вообще в роли Фамусова А. И. Южин способен доставить истинное наслаждение самому избалованному театралу. И, имея такого Фамусова, как Южин, Москва могла всерьез писать и говорить о г. Станиславском в той же роли!»

Впрочем, публика восхищалась не только его Фамусовым, но и находчивым Фигаро у Бомарше, и остроумным Болингброком у Скриба, и страстным Кориоланом у Шекспира. В 1890-м за роли в драмах Виктора Гюго – Рюи Блаза и особенно Карла V в легендарном «Эрнани» – лучшей роли в его романтическом репертуаре, правительство Французской республики удостоило Александра Ивановича «Академических пальм» - высшего ордена страны, учрежденного еще Наполеоном Бонапартом и присуждаемого за особые заслуги в распространении научного и творческого наследия Франции в мире.

Однако Александр Иванович был не только прекрасным артистом, но и удивительным человеком. В воспоминаниях его большого друга, писателя Владимира Гиляровского, сохранилась поразительная история. По картине В.В. Пукирева «Неравный брак» сегодняшние школьники пишут сочинения. Этот, ставший хрестоматийным, сюжет взят из жизни. Художник изобразил венчание девушки, которую любил сам. Картина принесла ему славу, но вскоре на талантливого живописца обрушился тяжкий недуг – паралич. В доме – ни копейки, но Владимир Пукирев был человеком гордым и даже от друзей не принял бы денег.

И вот Южин предложил устроить в его честь литературный вечер, чтобы вырученные за билеты деньги стали данью признательности публики любимом художнику, а не «подаянием». На этом вечере Александр Иванович читал стихотворение, специально написанное Гиляровским и посвященное знаменитой картине. С этого эпизода и началась их теснейшая дружба, длившаяся почти полвека.

Человек очень тонкий и чуткий, Южин близко к сердцу принимал все, что касалось судеб родного театра. В 1909 году он стал управляющим труппой, а в 18-м был избран председателем дирекции Малого театра и практически до последних своих дней стоял во главе его. На сломе эпох Малый театр переживал нелегкие времена. И театральная общественность, и широкая публика с горячим интересом обсуждала «соперничество» Малого и Художественного театров. Успех МХТ подвиг многих в Малом театре заговорить о реформах, о необходимости приспособить текущий репертуар к требованиям современности. Но Александр Иванович считал, что художественная уникальность Малого театра, его высокая миссия именно в том, чтобы поддерживать и развивать традиции: «Я глубоко верю, что традиции Малого будут жить, потому что основы их заложены Щепкиным, Ермоловой и другими великими мастерами сцены, потому что мы — театр Островского».

Александр Иванович оказался прав. Малый театр, сумевший за последнее столетие пережить немало потрясений, выстоял и остался хранителем и продолжателем высоких традиций русского театра, гордостью и одним из величайших сокровищ всей славянской культуры.

Виктория Пешкова

«Вече», 30 октября 2007 года

Дата публикации: 31.10.2007