Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ДОМ ОКНАМИ К ЧЕЛОВЕКУ

ДОМ ОКНАМИ К ЧЕЛОВЕКУ

Вампиловский фестиваль современной драматургии в Иркутске: расширяя предустановленное

...Снег падал медленно, плавно кружась и покрывая головы и плечи танцующих людей. Они были очень разными в этой пестрой и веселой толпе: в поддевках и дорогих шубах, в зипунах и манто. Но для снега, сошедшего с ума от счастья, все они были равны. Он окружал их своими мягкими объятиями, целовал щеки и губы, а вокруг царила белая гармония, снежная сказка со счастливым концом.

Такую волшебную, мажорную, радостную точку в программе VI театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова поставил Государственный Малый театр, закрыв его редкостным по теплоте спектаклем «Бедность не порок». Однако если подходить со строго формальной точки зрения, какое отношение имеет классик русской литературы к смотру, само название которого четко артикулирует свою приверженность к нашему времени?

Александр КОРШУНОВ, режиссер спектакля: Мне думается, что Островский сегодня чрезвычайно современен. Да, в его пьесах звучит современная тематика: векселя, банки, деньги, разорения... Но самое главное в том, что он вечен.
Прекрасная работа Малого театра была именно той безошибочно выбранной для коды высокой нотой, громко провозгласившей, кроме всего прочего, что классика «всегда нова», а имя Александра Вампилова сегодня вполне встраивается в один ряд с великими его предшественниками: ведь он так же глубоко исследовал в своих пьесах в первую очередь жизнь человеческого духа.

14 спектаклей за 7 фестивальных дней. 450 участников, чья география простиралась от Петропавловска-Камчатского до Архангельска. А из столицы на сей раз прибыли сразу четыре именитые труппы, включая МХТ им А. Чехова.
В процессе мхатовского сценического прочтения повести В. Распутина «Живи и помни» большинство зрителей, без преувеличения, пережили то, что принято называть катарсисом, - очищение через сопереживание. Не в последнюю очередь благодаря исполнительнице роли Настены - молодой актрисе Дарье Мороз. Сыгравшей истово, яростно, нежно, исповедально.

Владимир ПЕТРОВ, режиссер спектакля: Все произведения Валентина Распутина - это очень глубокая психологическая проза. В ней много сюжетных линий. Но для того, чтобы спектакль состоялся, необходимо остановиться на чем-то одном. Для меня в этой истории был очень важен вопрос: почему нам для того, чтобы оценить друг друга, нужна беда? Почему без трагедии мы не можем любить?

Чисто театральные образные приемы удивительным образом легли на жизненность, реализм распутинской прозы. В чем заслуга не только постановщика, но и художника Игоря Капитанова, в чьем интересно придуманном сценографическом «объеме» тонко и точно существовали все без исключения исполнители.

Валентин РАСПУТИН: Я видел эту постановку в Москве. И могу заверить, что сегодня был лучший спектакль из всех, что я смотрел. Может быть, потому, что актерам удалось отрешиться от московской суеты и через сибирскую природу лучше прочувствовать атмосферу, в которой жили герои.
Еще одну версию знаменитой повести привез Театр для детей и молодежи из Кемерова. Нет особого смысла сравнивать эти спектакли: они слишком разные и по уровню постановки, по степени актерского мастерства и культуре сценического оформления, да и финансовые возможности в данном случае несравнимы. Хочется отметить другое. В обоих спектаклях подкупал сам подход - вдумчивый, требовательный. По-разному решают театры форму подачи материала, но намерение их говорить с нами серьезно и честно - о людях, об их судьбах, о страдании и любви - несомненно.

Серьезный и честный разговор шел не только на сцене, но и за кулисами. Темы целой серии круглых столов были оговорены заранее: «Вампилов - борьба за человека», «Рынок и искусство: приобретения и потери», «Социокультурный статус современной творческой интеллигенции». Слово брали депутаты и чиновники города, преподаватели вузов и студенты, экономисты и юристы, иркутские и московские журналисты, театроведы, писатели, да, в общем, каждый мог высказать здесь свое мнение, задать вопрос и получить ответ. Подчас дискуссия принимала слишком эмоциональную форму, позиции оппонентов казались абсолютно непримиримыми. Однако в конечном итоге был выработан документ «Обращение к коллегам, согражданам и представителям различных ветвей власти», основная мысль которого: политика государства в сфере культуры и искусства есть один из важнейших приоритетов наших законодателей и исполнителей законов.
Упоминание современной драматургии сделано в наименовании фестиваля вовсе не для красного словца. Одним из ключевых событий на фестивале была читка своей новой пьесы драматургом Степаном Лобозеровым. По сути, это первый шаг на пути создания драматургической лаборатории фестиваля. Насущную потребность в ней доказывает хотя бы то, что как минимум двое из присутствовавших постановщиков, что называется, положили по экземпляру пьесы «В ста шагах от праздника» в свой репертуарный портфель.

Степан ЛОБОЗЕРОВ: Я писал о человеке и о том, как оставаться человеком. Ведь если ты переступишь через нравственный закон, то перейдешь в другую реальность. И еще убежден, что если сейчас в нашем обществе начнется некое возрождение, то пьесы Вампилова будут чрезвычайно востребованы, ведь он писал о человеке и его душе.
С этими мыслями напрямую перекликалось многое из сказанного на церемонии открытия фестиваля, у памятника Вампилову.

Владимир АНДРЕЕВ, художественный руководитель Театра им. М.Н. Ермоловой: Смотря на памятник драматургу, с которым мы встречались много лет назад, я в очередной раз понимаю: необязательно быть мощным физически и прокладывать себе дорогу локтями, чтобы проявить себя как человек великий. Ведь Вампилов, по сути, был человеком хрупким, но успел многое сделать за свою короткую жизнь. Он писал о любви, взаимопонимании, чистоте и о том, что каждый должен творить добро.
Ермоловцы привезли два спектакля - очень разных по форме, Тематике, жанру, стилистике, но сходных не только актерской камерностью, но и углубленным поиском истинного смысла жизни, зачастую завуалированного в мишуру слов. И квартет, исполняющий пьесу Е. Унгарда «День космонавтики», и великолепный дуэт в «Невидимках» Л. Зорина (где у В. Андреева, чье исполнение было отмечено высочайшей пробы художественной «простотой», был достойнейший партнер в лице Марии Бортник) рассказали о своих героях в полный голос, во всю полноту чувств. Что не могло не находить отклика в зале.

Горячий зрительский прием выпал и на долю спектакля «Прошлым летом в Чулимске» - не только первого опыта вампиловской постановки в столичном Драматическом театре им. А.С. Пушкина, но и режиссерского дебюта Игоря Бочкина, параллельно исполнившего роль Шаманова.

Игорь БОЧКИН: Мы долго искали подходящий материал вместе с руководителем постановки Романом Козаком и наконец остановились на «Чулимске». Это пьеса, которую я давно мечтал поставить. Последняя пьеса драматурга, в которой он сумел высказать то, чего недоговорил в предыдущих.
Москвичам удалось точно уловить сибирский характер, особенности говора, привычки. Но самое главное - удалось донести ту любовь и чистоту, о которой писал автор пьесы, те чувства, которые заставляют Шаманова пересмотреть свою жизнь и в конце концов совершить по-мужски честный поступок. Играть Вампилова на родине драматурга - это всегда была большая ответственность, но в данном случае экзамен оказался выдержан с честью.

Сами хозяева смотра, Академический театр им. Н. Охлопкова, показали премьеру «Старшего сына», главные роли в нем отданы недавним выпускникам Иркутского театрального училища и только роль Сарафанова - опытному и мастеровитому Николаю Дубакову. Как отмечала фестивальная критика, в спектакле был дух студийной работы благодаря тому, что молодой состав театра очень бережно и трогательно относится к Вампилову. Пространство Камерной сцены академического театра будто утратило стены и потолок. Вокруг зрителей - обжитой мир обычного двора с лужами и тротуарами, детской песочницей и домом с населяющими его жильцами: странными и вполне нормальными, деловыми и романтичными, подвыпившими и непьющими, довольными жизнью и не очень, озабоченными и праздными. В каждом окне - своя жизнь. Зритель, по задумке режиссера Геннадия Шапошникова и художника Александра Плинта, должен органично влиться в это пространство, стать его действующим лицом. Рядом пробегают по тротуару прохожие, осторожно обходя лужи, и мы, зрители, делаем мысленно то же самое. Каждая мельчайшая бытовая деталь работает на спектакль, формирует его открытый, точный и столь узнаваемый мир.

Коллективными усилиями на фестивале было исполнено «полное собрание» вампиловских пьес. Иркутский ТЮЗ показал «Провинциальные анекдоты» в постановке С. Бальжанова. Крайне интересным соединением «европейского с национальным» взглядов на героев «Утиной охоты» была отмечена работа Б. Цеденова, не говоря уже об изумительной сценографии и костюмах в спектакле Бурятского театра им. X. Намсараева. Неожиданным сюрпризом стал «Дом окнами в поле» еще одного коллектива из Улан-Удэ - Молодежного художественного театра. Режиссер Анатолий Баскаков представил несколько версий-фантазий одного и того же сюжета, переплавив житейскую «скучную историю» в живую и искрящуюся комедию характеров, а блестящие актеры Алла Натансон и Леонид Иванов, представшие последовательно в пяти различных типажах, по-настоящему покорили зрителей.

Фестивальную «линию» Распутина продолжила омская «Галерка», чьи «Деньги для Марии» в постановке Владимира Витько прозвучали, как было отмечено в ходе обсуждений, «ясно и страдательно».

Как уже было отмечено, иркутскому смотру чужд какой-либо репертуарный или региональный догматизм. Так удачно встроился, например, в его афишу спектакль камчатцев «Эй, кто-нибудь!» по У. Сарояну в постановке Валентина Зверовщикова, размышляющий о выживании молодого поколения в современном мире. Однако главными фигурами были в этом году в Иркутске все же Александр Вампилов и Валентин Распутин, благо и их двойное 70-летие к тому обязывало.
Капитолина КОКШЕНЕВА, литературовед: Вампилов и Распутин определили особенности и специфику всего фестиваля. Спектакли были разными по уровню, но всех их объединяло большое уважение к авторам. Здесь не было агрессивного театра. Фестиваль получился живым, с человеческим лицом.

Вера МАКСИМОВА, критик: Вампиловский фестиваль - один из самых серьезных и больших в стране. Важно то, что здесь можно увидеть реальное состояние русского театра - от вершин до среднего слоя. Ведь иногда, приезжая на региональные фестивали, мы начинаем умиляться провинции, тем самым оскорбляя ее. На этом фестивале общее полотно было настолько пестрым, разнообразным и честно составленным, что мне не нужно было делать реверансы. Можно было спокойно оценивать достоинства и недостатки каждой постановки. Я люблю ваш фестиваль. Он назван честным и строгим именем Александра Вампилова, и это имя обязывает всех нас к творческой искренности, что и было подтверждено увиденным здесь.
...Творческие встречи, поездки всех коллективов на Байкал, прогулки на катере, визит на родину Вампилова в поселок Кутулик. Одной из самых интересных и ярких форм «закулисного» общения стали, конечно же, театральные капустники, проводимые в «Чайной» актерского клуба. Кажется, ни на мгновение не прекращался полифонический диалог о человеке, об истинной необходимости сказать о нем радостное и горькое, трагическое и комическое, грустное и веселое.

Анатолий СТРЕЛЬЦОВ, директор фестиваля: Во время фестиваля сердце билось в особенном ритме и заставляло в эти осенние дни сотни сердец пульсировать на одной волне. Это была волна счастливых и влюбленных людей. Влюбленных в театр, в жизнь, в искусство, в Байкал, в Иркутск и, конечно же, в драматургию Александра Вампилова, чье имя носит фестиваль. Мне хотелось бы, чтоб наши гости напитались энергией Байкала, энергией творчества и красоты.
И тот невероятно красивый снегопад, ставший благодаря Малому театру эффектным и символическим финальным занавесом, был, на мой взгляд, одушевленным воплощением этой спасительной, врачующей энергии.


Автор: Лора ТИРОН, ИРКУТСК
Источник: Литературная газета
Дата: 10.10.2007


Дата публикации: 11.10.2007
ДОМ ОКНАМИ К ЧЕЛОВЕКУ

Вампиловский фестиваль современной драматургии в Иркутске: расширяя предустановленное

...Снег падал медленно, плавно кружась и покрывая головы и плечи танцующих людей. Они были очень разными в этой пестрой и веселой толпе: в поддевках и дорогих шубах, в зипунах и манто. Но для снега, сошедшего с ума от счастья, все они были равны. Он окружал их своими мягкими объятиями, целовал щеки и губы, а вокруг царила белая гармония, снежная сказка со счастливым концом.

Такую волшебную, мажорную, радостную точку в программе VI театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова поставил Государственный Малый театр, закрыв его редкостным по теплоте спектаклем «Бедность не порок». Однако если подходить со строго формальной точки зрения, какое отношение имеет классик русской литературы к смотру, само название которого четко артикулирует свою приверженность к нашему времени?

Александр КОРШУНОВ, режиссер спектакля: Мне думается, что Островский сегодня чрезвычайно современен. Да, в его пьесах звучит современная тематика: векселя, банки, деньги, разорения... Но самое главное в том, что он вечен.
Прекрасная работа Малого театра была именно той безошибочно выбранной для коды высокой нотой, громко провозгласившей, кроме всего прочего, что классика «всегда нова», а имя Александра Вампилова сегодня вполне встраивается в один ряд с великими его предшественниками: ведь он так же глубоко исследовал в своих пьесах в первую очередь жизнь человеческого духа.

14 спектаклей за 7 фестивальных дней. 450 участников, чья география простиралась от Петропавловска-Камчатского до Архангельска. А из столицы на сей раз прибыли сразу четыре именитые труппы, включая МХТ им А. Чехова.
В процессе мхатовского сценического прочтения повести В. Распутина «Живи и помни» большинство зрителей, без преувеличения, пережили то, что принято называть катарсисом, - очищение через сопереживание. Не в последнюю очередь благодаря исполнительнице роли Настены - молодой актрисе Дарье Мороз. Сыгравшей истово, яростно, нежно, исповедально.

Владимир ПЕТРОВ, режиссер спектакля: Все произведения Валентина Распутина - это очень глубокая психологическая проза. В ней много сюжетных линий. Но для того, чтобы спектакль состоялся, необходимо остановиться на чем-то одном. Для меня в этой истории был очень важен вопрос: почему нам для того, чтобы оценить друг друга, нужна беда? Почему без трагедии мы не можем любить?

Чисто театральные образные приемы удивительным образом легли на жизненность, реализм распутинской прозы. В чем заслуга не только постановщика, но и художника Игоря Капитанова, в чьем интересно придуманном сценографическом «объеме» тонко и точно существовали все без исключения исполнители.

Валентин РАСПУТИН: Я видел эту постановку в Москве. И могу заверить, что сегодня был лучший спектакль из всех, что я смотрел. Может быть, потому, что актерам удалось отрешиться от московской суеты и через сибирскую природу лучше прочувствовать атмосферу, в которой жили герои.
Еще одну версию знаменитой повести привез Театр для детей и молодежи из Кемерова. Нет особого смысла сравнивать эти спектакли: они слишком разные и по уровню постановки, по степени актерского мастерства и культуре сценического оформления, да и финансовые возможности в данном случае несравнимы. Хочется отметить другое. В обоих спектаклях подкупал сам подход - вдумчивый, требовательный. По-разному решают театры форму подачи материала, но намерение их говорить с нами серьезно и честно - о людях, об их судьбах, о страдании и любви - несомненно.

Серьезный и честный разговор шел не только на сцене, но и за кулисами. Темы целой серии круглых столов были оговорены заранее: «Вампилов - борьба за человека», «Рынок и искусство: приобретения и потери», «Социокультурный статус современной творческой интеллигенции». Слово брали депутаты и чиновники города, преподаватели вузов и студенты, экономисты и юристы, иркутские и московские журналисты, театроведы, писатели, да, в общем, каждый мог высказать здесь свое мнение, задать вопрос и получить ответ. Подчас дискуссия принимала слишком эмоциональную форму, позиции оппонентов казались абсолютно непримиримыми. Однако в конечном итоге был выработан документ «Обращение к коллегам, согражданам и представителям различных ветвей власти», основная мысль которого: политика государства в сфере культуры и искусства есть один из важнейших приоритетов наших законодателей и исполнителей законов.
Упоминание современной драматургии сделано в наименовании фестиваля вовсе не для красного словца. Одним из ключевых событий на фестивале была читка своей новой пьесы драматургом Степаном Лобозеровым. По сути, это первый шаг на пути создания драматургической лаборатории фестиваля. Насущную потребность в ней доказывает хотя бы то, что как минимум двое из присутствовавших постановщиков, что называется, положили по экземпляру пьесы «В ста шагах от праздника» в свой репертуарный портфель.

Степан ЛОБОЗЕРОВ: Я писал о человеке и о том, как оставаться человеком. Ведь если ты переступишь через нравственный закон, то перейдешь в другую реальность. И еще убежден, что если сейчас в нашем обществе начнется некое возрождение, то пьесы Вампилова будут чрезвычайно востребованы, ведь он писал о человеке и его душе.
С этими мыслями напрямую перекликалось многое из сказанного на церемонии открытия фестиваля, у памятника Вампилову.

Владимир АНДРЕЕВ, художественный руководитель Театра им. М.Н. Ермоловой: Смотря на памятник драматургу, с которым мы встречались много лет назад, я в очередной раз понимаю: необязательно быть мощным физически и прокладывать себе дорогу локтями, чтобы проявить себя как человек великий. Ведь Вампилов, по сути, был человеком хрупким, но успел многое сделать за свою короткую жизнь. Он писал о любви, взаимопонимании, чистоте и о том, что каждый должен творить добро.
Ермоловцы привезли два спектакля - очень разных по форме, Тематике, жанру, стилистике, но сходных не только актерской камерностью, но и углубленным поиском истинного смысла жизни, зачастую завуалированного в мишуру слов. И квартет, исполняющий пьесу Е. Унгарда «День космонавтики», и великолепный дуэт в «Невидимках» Л. Зорина (где у В. Андреева, чье исполнение было отмечено высочайшей пробы художественной «простотой», был достойнейший партнер в лице Марии Бортник) рассказали о своих героях в полный голос, во всю полноту чувств. Что не могло не находить отклика в зале.

Горячий зрительский прием выпал и на долю спектакля «Прошлым летом в Чулимске» - не только первого опыта вампиловской постановки в столичном Драматическом театре им. А.С. Пушкина, но и режиссерского дебюта Игоря Бочкина, параллельно исполнившего роль Шаманова.

Игорь БОЧКИН: Мы долго искали подходящий материал вместе с руководителем постановки Романом Козаком и наконец остановились на «Чулимске». Это пьеса, которую я давно мечтал поставить. Последняя пьеса драматурга, в которой он сумел высказать то, чего недоговорил в предыдущих.
Москвичам удалось точно уловить сибирский характер, особенности говора, привычки. Но самое главное - удалось донести ту любовь и чистоту, о которой писал автор пьесы, те чувства, которые заставляют Шаманова пересмотреть свою жизнь и в конце концов совершить по-мужски честный поступок. Играть Вампилова на родине драматурга - это всегда была большая ответственность, но в данном случае экзамен оказался выдержан с честью.

Сами хозяева смотра, Академический театр им. Н. Охлопкова, показали премьеру «Старшего сына», главные роли в нем отданы недавним выпускникам Иркутского театрального училища и только роль Сарафанова - опытному и мастеровитому Николаю Дубакову. Как отмечала фестивальная критика, в спектакле был дух студийной работы благодаря тому, что молодой состав театра очень бережно и трогательно относится к Вампилову. Пространство Камерной сцены академического театра будто утратило стены и потолок. Вокруг зрителей - обжитой мир обычного двора с лужами и тротуарами, детской песочницей и домом с населяющими его жильцами: странными и вполне нормальными, деловыми и романтичными, подвыпившими и непьющими, довольными жизнью и не очень, озабоченными и праздными. В каждом окне - своя жизнь. Зритель, по задумке режиссера Геннадия Шапошникова и художника Александра Плинта, должен органично влиться в это пространство, стать его действующим лицом. Рядом пробегают по тротуару прохожие, осторожно обходя лужи, и мы, зрители, делаем мысленно то же самое. Каждая мельчайшая бытовая деталь работает на спектакль, формирует его открытый, точный и столь узнаваемый мир.

Коллективными усилиями на фестивале было исполнено «полное собрание» вампиловских пьес. Иркутский ТЮЗ показал «Провинциальные анекдоты» в постановке С. Бальжанова. Крайне интересным соединением «европейского с национальным» взглядов на героев «Утиной охоты» была отмечена работа Б. Цеденова, не говоря уже об изумительной сценографии и костюмах в спектакле Бурятского театра им. X. Намсараева. Неожиданным сюрпризом стал «Дом окнами в поле» еще одного коллектива из Улан-Удэ - Молодежного художественного театра. Режиссер Анатолий Баскаков представил несколько версий-фантазий одного и того же сюжета, переплавив житейскую «скучную историю» в живую и искрящуюся комедию характеров, а блестящие актеры Алла Натансон и Леонид Иванов, представшие последовательно в пяти различных типажах, по-настоящему покорили зрителей.

Фестивальную «линию» Распутина продолжила омская «Галерка», чьи «Деньги для Марии» в постановке Владимира Витько прозвучали, как было отмечено в ходе обсуждений, «ясно и страдательно».

Как уже было отмечено, иркутскому смотру чужд какой-либо репертуарный или региональный догматизм. Так удачно встроился, например, в его афишу спектакль камчатцев «Эй, кто-нибудь!» по У. Сарояну в постановке Валентина Зверовщикова, размышляющий о выживании молодого поколения в современном мире. Однако главными фигурами были в этом году в Иркутске все же Александр Вампилов и Валентин Распутин, благо и их двойное 70-летие к тому обязывало.
Капитолина КОКШЕНЕВА, литературовед: Вампилов и Распутин определили особенности и специфику всего фестиваля. Спектакли были разными по уровню, но всех их объединяло большое уважение к авторам. Здесь не было агрессивного театра. Фестиваль получился живым, с человеческим лицом.

Вера МАКСИМОВА, критик: Вампиловский фестиваль - один из самых серьезных и больших в стране. Важно то, что здесь можно увидеть реальное состояние русского театра - от вершин до среднего слоя. Ведь иногда, приезжая на региональные фестивали, мы начинаем умиляться провинции, тем самым оскорбляя ее. На этом фестивале общее полотно было настолько пестрым, разнообразным и честно составленным, что мне не нужно было делать реверансы. Можно было спокойно оценивать достоинства и недостатки каждой постановки. Я люблю ваш фестиваль. Он назван честным и строгим именем Александра Вампилова, и это имя обязывает всех нас к творческой искренности, что и было подтверждено увиденным здесь.
...Творческие встречи, поездки всех коллективов на Байкал, прогулки на катере, визит на родину Вампилова в поселок Кутулик. Одной из самых интересных и ярких форм «закулисного» общения стали, конечно же, театральные капустники, проводимые в «Чайной» актерского клуба. Кажется, ни на мгновение не прекращался полифонический диалог о человеке, об истинной необходимости сказать о нем радостное и горькое, трагическое и комическое, грустное и веселое.

Анатолий СТРЕЛЬЦОВ, директор фестиваля: Во время фестиваля сердце билось в особенном ритме и заставляло в эти осенние дни сотни сердец пульсировать на одной волне. Это была волна счастливых и влюбленных людей. Влюбленных в театр, в жизнь, в искусство, в Байкал, в Иркутск и, конечно же, в драматургию Александра Вампилова, чье имя носит фестиваль. Мне хотелось бы, чтоб наши гости напитались энергией Байкала, энергией творчества и красоты.
И тот невероятно красивый снегопад, ставший благодаря Малому театру эффектным и символическим финальным занавесом, был, на мой взгляд, одушевленным воплощением этой спасительной, врачующей энергии.


Автор: Лора ТИРОН, ИРКУТСК
Источник: Литературная газета
Дата: 10.10.2007


Дата публикации: 11.10.2007