Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«ОНА БЫЛА ДЛЯ НАС ТВОРЧЕСКОЙ ИКОНОЙ»

«ОНА БЫЛА ДЛЯ НАС ТВОРЧЕСКОЙ ИКОНОЙ»

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Веры Николаевны Пашенной. Многие помнят Веру Пашенную как Вассу Железнову и великую старуху Малого театра. Когда Пашенная пришла в театр, на московских сценах выступала целая плеяда великих актеров: в Малом играли Яблочкина, Рыжова, Турчанинова, Борис Бабочкин, Жаров, Ильинский, во МХАТе — актеры, работавшие со Станиславским. В этом созвездии Вера Пашенная заняла свое, особое, место. Она была не только актрисой, но и режиссером и педагогом, подарившим театру немало талантливых учеников. О Вере Пашенной рассказал Ольге Романцовой для «Газеты» учившийся у нее актер Юрий Соломин.

«Мы с моей женой Ольгой очень часто вспоминаем Веру Николаевну, ведь благодаря ей мы поженились. Так получилось, что Ольга опоздала на первое занятие к Пашенной. Когда она вошла, Вера Николаевна сказала сурово: «Садись!» Ольга сразу села на единственное свободное место с краю, как раз рядом со мной. С этого все и началось. Потом, когда мы учились на третьем-четвертом курсе, Вера Николаевна прекрасно знала, что происходит между нами, и относилась к этому доброжелательно.

Мы все очень уважали Веру Николаевну и побаивались. Побаивались потому, что вид у нее был очень суровый. И играла она в то время Вассу Железнову, Любовь Яровую… Хотя по натуре Вера Николаевна была очень добрым и отзывчивым человеком, всегда готовым оказать помощь, особенно если это касалось актеров Малого театра или студентов. Например, если происходила какая-то ошибка при зачислении в Щепкинское училище и студенту не давали стипендию, она могла платить ее сама. И хотя такие случаи происходили у нас на глазах, Вера Николаевна делала все так деликатно и незаметно, что мы узнавали об этом только через несколько лет.

С легкой руки Пашенной я начал сниматься в кино. Окончив училище, я проработал в театре три года, и никто не приглашал меня ни на съемки, ни на пробы. Вдруг звонит режиссер Исидор Анненский и приглашает попробоваться на главную роль в фильме «Бессонная ночь»! Позже он мне рассказал: встретив Веру Николаевну, попросил найти для фильма подходящего актера. Когда он объяснил ей, что это за роль, Пашенная сказала: «Я думаю, Соломин должен подойти». С этого фильма началась моя работа в кино.

Я знаю, что Руфина Нифонтова тоже сказала бы о Пашенной немало добрых слов. Руфина рассказывала мне: когда они репетировали с Пашенной «Каменное гнездо», Вера Николаевна работала с ней и в театре, и дома. Как-то она пригласила ее к себе домой, открыла дверь и вдруг произнесла очень знакомые Руфине слова, та ей ответила, и оказалось, что это реплики из «Каменного гнезда». Героиня Руфины в пьесе приходила к хозяйке дома, которую играла Вера Николаевна.

Пашенная никогда не жаловалась на свои болезни, хотя в конце жизни очень серьезно болела. Мы не понимали, почему, репетируя «Грозу» (Пашенная репетировала этот спектакль как режиссер и играла Кабаниху), она делает перерывы на 40 минут или на час. Потом, когда ее не стало, дочь Веры Николаевны, которая была у нас педагогом, рассказала: когда у Пашенной начинались страшные боли, дочь делала ей укол, Вера Николаевна отлеживалась в гримерке, а потом снова продолжала репетировать.

Сейчас все друг с другом запанибрата, а в то время мы, молодые актеры, относились к старшему поколению как к творческим иконам. Одной из них была для нас Вера Николаевна».

18.09.2007 / ОЛЬГА РОМАНЦОВА
Материал опубликован в «Газете» №174 от 19.09.2007г.

Дата публикации: 19.09.2007
«ОНА БЫЛА ДЛЯ НАС ТВОРЧЕСКОЙ ИКОНОЙ»

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Веры Николаевны Пашенной. Многие помнят Веру Пашенную как Вассу Железнову и великую старуху Малого театра. Когда Пашенная пришла в театр, на московских сценах выступала целая плеяда великих актеров: в Малом играли Яблочкина, Рыжова, Турчанинова, Борис Бабочкин, Жаров, Ильинский, во МХАТе — актеры, работавшие со Станиславским. В этом созвездии Вера Пашенная заняла свое, особое, место. Она была не только актрисой, но и режиссером и педагогом, подарившим театру немало талантливых учеников. О Вере Пашенной рассказал Ольге Романцовой для «Газеты» учившийся у нее актер Юрий Соломин.

«Мы с моей женой Ольгой очень часто вспоминаем Веру Николаевну, ведь благодаря ей мы поженились. Так получилось, что Ольга опоздала на первое занятие к Пашенной. Когда она вошла, Вера Николаевна сказала сурово: «Садись!» Ольга сразу села на единственное свободное место с краю, как раз рядом со мной. С этого все и началось. Потом, когда мы учились на третьем-четвертом курсе, Вера Николаевна прекрасно знала, что происходит между нами, и относилась к этому доброжелательно.

Мы все очень уважали Веру Николаевну и побаивались. Побаивались потому, что вид у нее был очень суровый. И играла она в то время Вассу Железнову, Любовь Яровую… Хотя по натуре Вера Николаевна была очень добрым и отзывчивым человеком, всегда готовым оказать помощь, особенно если это касалось актеров Малого театра или студентов. Например, если происходила какая-то ошибка при зачислении в Щепкинское училище и студенту не давали стипендию, она могла платить ее сама. И хотя такие случаи происходили у нас на глазах, Вера Николаевна делала все так деликатно и незаметно, что мы узнавали об этом только через несколько лет.

С легкой руки Пашенной я начал сниматься в кино. Окончив училище, я проработал в театре три года, и никто не приглашал меня ни на съемки, ни на пробы. Вдруг звонит режиссер Исидор Анненский и приглашает попробоваться на главную роль в фильме «Бессонная ночь»! Позже он мне рассказал: встретив Веру Николаевну, попросил найти для фильма подходящего актера. Когда он объяснил ей, что это за роль, Пашенная сказала: «Я думаю, Соломин должен подойти». С этого фильма началась моя работа в кино.

Я знаю, что Руфина Нифонтова тоже сказала бы о Пашенной немало добрых слов. Руфина рассказывала мне: когда они репетировали с Пашенной «Каменное гнездо», Вера Николаевна работала с ней и в театре, и дома. Как-то она пригласила ее к себе домой, открыла дверь и вдруг произнесла очень знакомые Руфине слова, та ей ответила, и оказалось, что это реплики из «Каменного гнезда». Героиня Руфины в пьесе приходила к хозяйке дома, которую играла Вера Николаевна.

Пашенная никогда не жаловалась на свои болезни, хотя в конце жизни очень серьезно болела. Мы не понимали, почему, репетируя «Грозу» (Пашенная репетировала этот спектакль как режиссер и играла Кабаниху), она делает перерывы на 40 минут или на час. Потом, когда ее не стало, дочь Веры Николаевны, которая была у нас педагогом, рассказала: когда у Пашенной начинались страшные боли, дочь делала ей укол, Вера Николаевна отлеживалась в гримерке, а потом снова продолжала репетировать.

Сейчас все друг с другом запанибрата, а в то время мы, молодые актеры, относились к старшему поколению как к творческим иконам. Одной из них была для нас Вера Николаевна».

18.09.2007 / ОЛЬГА РОМАНЦОВА
Материал опубликован в «Газете» №174 от 19.09.2007г.

Дата публикации: 19.09.2007