«ОНА БЫЛА ДЛЯ НАС ТВОРЧЕСКОЙ ИКОНОЙ»
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Веры Николаевны Пашенной. Многие помнят Веру Пашенную как Вассу Железнову и великую старуху Малого театра. Когда Пашенная пришла в театр, на московских сценах выступала целая плеяда великих актеров: в Малом играли Яблочкина, Рыжова, Турчанинова, Борис Бабочкин, Жаров, Ильинский, во МХАТе — актеры, работавшие со Станиславским. В этом созвездии Вера Пашенная заняла свое, особое, место. Она была не только актрисой, но и режиссером и педагогом, подарившим театру немало талантливых учеников. О Вере Пашенной рассказал Ольге Романцовой для «Газеты» учившийся у нее актер Юрий Соломин.
«Мы с моей женой Ольгой очень часто вспоминаем Веру Николаевну, ведь благодаря ей мы поженились. Так получилось, что Ольга опоздала на первое занятие к Пашенной. Когда она вошла, Вера Николаевна сказала сурово: «Садись!» Ольга сразу села на единственное свободное место с краю, как раз рядом со мной. С этого все и началось. Потом, когда мы учились на третьем-четвертом курсе, Вера Николаевна прекрасно знала, что происходит между нами, и относилась к этому доброжелательно.
Мы все очень уважали Веру Николаевну и побаивались. Побаивались потому, что вид у нее был очень суровый. И играла она в то время Вассу Железнову, Любовь Яровую… Хотя по натуре Вера Николаевна была очень добрым и отзывчивым человеком, всегда готовым оказать помощь, особенно если это касалось актеров Малого театра или студентов. Например, если происходила какая-то ошибка при зачислении в Щепкинское училище и студенту не давали стипендию, она могла платить ее сама. И хотя такие случаи происходили у нас на глазах, Вера Николаевна делала все так деликатно и незаметно, что мы узнавали об этом только через несколько лет.
С легкой руки Пашенной я начал сниматься в кино. Окончив училище, я проработал в театре три года, и никто не приглашал меня ни на съемки, ни на пробы. Вдруг звонит режиссер Исидор Анненский и приглашает попробоваться на главную роль в фильме «Бессонная ночь»! Позже он мне рассказал: встретив Веру Николаевну, попросил найти для фильма подходящего актера. Когда он объяснил ей, что это за роль, Пашенная сказала: «Я думаю, Соломин должен подойти». С этого фильма началась моя работа в кино.
Я знаю, что Руфина Нифонтова тоже сказала бы о Пашенной немало добрых слов. Руфина рассказывала мне: когда они репетировали с Пашенной «Каменное гнездо», Вера Николаевна работала с ней и в театре, и дома. Как-то она пригласила ее к себе домой, открыла дверь и вдруг произнесла очень знакомые Руфине слова, та ей ответила, и оказалось, что это реплики из «Каменного гнезда». Героиня Руфины в пьесе приходила к хозяйке дома, которую играла Вера Николаевна.
Пашенная никогда не жаловалась на свои болезни, хотя в конце жизни очень серьезно болела. Мы не понимали, почему, репетируя «Грозу» (Пашенная репетировала этот спектакль как режиссер и играла Кабаниху), она делает перерывы на 40 минут или на час. Потом, когда ее не стало, дочь Веры Николаевны, которая была у нас педагогом, рассказала: когда у Пашенной начинались страшные боли, дочь делала ей укол, Вера Николаевна отлеживалась в гримерке, а потом снова продолжала репетировать.
Сейчас все друг с другом запанибрата, а в то время мы, молодые актеры, относились к старшему поколению как к творческим иконам. Одной из них была для нас Вера Николаевна».
18.09.2007 / ОЛЬГА РОМАНЦОВА
Материал опубликован в
«Газете» №174 от 19.09.2007г.