АНОНС! ВЕРА ПАШЕННАЯ: «АРТИСТ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ НА СТАРТЕ»
19 сентября 2007 года - 120 лет со дня рождения народной артистки СССР, легенды Малого театра, педагога Веры Николаевны Пашенной.
На сцене Малого театра она сыграла множество ролей. Среди самых запоминающихся - Порция в «Юлии Цезаре», Анна Андреевна в «Ревизоре», Гурмыжская в «Лесе», Евгения в спектакле «На бойком месте», Любовь Яровая в одноименной постановке. В кинематографе она работала меньше, но и там были созданы прекрасные образы в фильмах «Горе от ума», «Волки и овцы», «Васса Железнова», «Повесть о молодоженах» и других.
15 сентября к 120-летию со дня рождения Веры Николаевны телеканал
«Культура» показывает художественный фильм
«Васса Железнова» (начало в 15:15) и телевизионную программу
«Свет далекой звезды...» (начало в 17:00). В программе о Вере Николаевне рассказывает Юрий Соломин. Использованы записи воспоминаний Руфины Нифонтовой.
Юрий Соломин:
О ней много можно рассказывать, но что-то можно рассказать, а что-то не надо. Я не люблю, когда рассказывают о больших людях, очень крупных, известных, которых уже нет, какие-то небылицы.
Первый раз я ее увидел в 1953 году, когда приехал поступать в Театральное училище имени Щепкина. Честно скажу, я не знал, куда я еду, к кому поступать. Оказалось, что я поступал на курс Веры Николаевны Пашенной.
Я и моя жена Ольга Николаевна, мы вместе учились на курсе Веры Николаевны. 1 сентября Ольга опоздала. Все знали, что Вера Николаевна жесткая дама. Ольга приоткрыла дверь и вошла. Вера Николаевна говорит: «Садись!». Единственное место, которое было свободно, оказалось рядом со мной. Поэтому мы к Вере Николаевне относимся необыкновенно. Она была требовательная, жесткая, добрая, мужественная.
Я ее в кино почти не видел, она мало снималась. Я ее видел в фильмах-спектаклях «Васса Железнова», «Волки и овцы».
Очень сложно сказать, как она учила. Во всяком случае, она очень по-доброму относилась к имени Станиславского.
В конце первого курса мы уже произносили несколько связных слов. Слова обычно связаны с мыслью, с физическими действиями. Она не увлекалась физическими действиями отдельно, словом отдельно. Котлеты отдельно, мухи отдельно - она не понимала. Вера Пашенная говорила: «Все находится в голове, голова связана с сердцем. Эти две вещи - сердце и голова - дают возможность артисту сначала подумать, что он должен сделать, затем идет команда внутренняя всей структуре актерской». Прошло очень много лет, теперь я могу точно говорить о том, что она в нас вкладывала. Прежде чем почесаться, надо чтобы зачесалось. Прежде чем закурить, это должно родиться. Этот момент подсказывает артисту, когда встать, когда погрозить пальцем, когда поднять брови, когда встать и пройти.
Момент везения она не отрицала. Нам, студентам, она говорила: «Артист всегда должен быть на старте». Не везет - год прошел без работы, два, три... Если ты не болеешь этой профессией, то будешь заниматься чем-то другим и переживать, что тебе не дают роли, или завидовать, что кто-то сыграл. Это губит человека. Она говорила: «Артист всегда должен находить работу творческую».
По материалам программы «Свет далекой звезды...»
Телеканал «Культура»