Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

АНОНС: КНЯЗЬ СУМБАТОВ-ЮЖИН

АНОНС: КНЯЗЬ СУМБАТОВ-ЮЖИН

Телевизионная программа, телеканал «Культура», 14 сентября 19:00.

Передача посвящена актеру, драматургу, писателю, публицисту, теоретику театра Алесандру Ивановичу Сумбатову-Южину. Его любили в Москве и Петербурге, обожали в провинции, очень ценили за рубежом. В чем секрет его успеха?

О Сумбатове-Южине рассказывают: Василий Бочкарев, Людмила Титова, Светлана Аманова, Александр Вершинин, Борис Любимов.

В передаче звучит монолог Отелло в исполнении А.И. Сумбатова-Южина, также будут показаны театральные костюмы актера, использованы редкие кадры кинохроники и фотодокументы.


150 лет назад, 16 сентября 1857 года, родился князь Александр Иванович Сумбатов, выступавший на сцене под фамилией Южин.

Его история — это история московского Малого театра. Ведущий актер, сыгравший на прославленной сцене около двухсот ролей, драматург, художественный руководитель и председатель дирекции. «Народный артист республики», почетный академик по разряду изящной словесности.

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Он считал, что театр должен откликаться на события общественной жизни. «Театр, — писал он, — это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики». Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру — мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене он проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал энтузиазм и пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Его игра отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью.

Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа.

Начиная с 1890-х годов он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования — юмор, ироничность. С блеском играл Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского).

После Октябрьской революции принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и других организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра, пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию.

Дата публикации: 13.09.2007
АНОНС: КНЯЗЬ СУМБАТОВ-ЮЖИН

Телевизионная программа, телеканал «Культура», 14 сентября 19:00.

Передача посвящена актеру, драматургу, писателю, публицисту, теоретику театра Алесандру Ивановичу Сумбатову-Южину. Его любили в Москве и Петербурге, обожали в провинции, очень ценили за рубежом. В чем секрет его успеха?

О Сумбатове-Южине рассказывают: Василий Бочкарев, Людмила Титова, Светлана Аманова, Александр Вершинин, Борис Любимов.

В передаче звучит монолог Отелло в исполнении А.И. Сумбатова-Южина, также будут показаны театральные костюмы актера, использованы редкие кадры кинохроники и фотодокументы.


150 лет назад, 16 сентября 1857 года, родился князь Александр Иванович Сумбатов, выступавший на сцене под фамилией Южин.

Его история — это история московского Малого театра. Ведущий актер, сыгравший на прославленной сцене около двухсот ролей, драматург, художественный руководитель и председатель дирекции. «Народный артист республики», почетный академик по разряду изящной словесности.

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Он считал, что театр должен откликаться на события общественной жизни. «Театр, — писал он, — это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики». Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру — мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене он проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал энтузиазм и пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Его игра отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью.

Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа.

Начиная с 1890-х годов он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования — юмор, ироничность. С блеском играл Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского).

После Октябрьской революции принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и других организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра, пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию.

Дата публикации: 13.09.2007