Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ

Вчера в Киеве открылись гастроли Малого театра. Дом Островского, отметивший в минувшем году 250-летие, начал киевские гастроли показом премьерного спектакля «Ревизор» в постановке своего главного хранителя Юрия Соломина…

Театров-музеев в мире не так уж и много. В парижском «Комеди франсез» бережно хранят чеканный слог Расина и иронию Мольера. В японском театре «Но» из поколения в поколение передают тайну гармонии жеста и звука. Московский Малый театр по сегодняшний день остается заказником русской речи и заповедником большой литературы. Классика здесь выглядит именно так, как представляют ее себе в мечтах учителя русской литературы – убедительно, достоверно, руками можно пощупать. Когда за дело берется Малый, души Гоголя, Островского и Чехова могут быть совершенно спокойны за сохранность своих текстов. К букве и духу здесь относятся со всей ответственностью. Такова уж функция этого театра в культурном пространстве.

К новациям здесь относятся с 250-летней снисходительностью. Старики Малого театра – один из самых устойчивых лексических театральных штампов. Именно о них упоминают, когда хотят попрекнуть молодое поколение небрежением традициями. Нет, якобы, в глазах этого мифического высшего театрального суда большего преступления, чем передергивание авторских ремарок, или, боже упаси, самовыражения через канонический текст. Впрочем, в Малом и вправду достаточно театральных долгожителей: так, в Киев приехала 94-летняя Татьяна Еремеева, играющая в двух гастрольных спектаклях – «Горе от ума» и «Волки и овцы».

Из подслушанного: маститая критикесса говорит юному режиссеру-новатору перед спектаклем: «Митя, я пришла не к вам. Я пришла к Антон Палычу». Малый театр, кажется, обладает пожизненным правом устраивать подобные свидания. С поправкой лишь на то, что свои киевские гастроли 11 сентября москвичи начали с приглашения в гости к Николаю Васильевичу.

К «Ревизору» киевляне отнеслись более чем радушно – благо, столица вот уже несколько дней с размахом проводит собственный «ГогольFest». Режиссер Юрий Соломин (его «Ревизор» – чуть ли не одиннадцатая постановка гоголевской пьесы в Малом со времен легендарного Щепкина) не позволил себе ни малейшего отступления от буквы автора. Примеру худрука последовали и артисты: их работы вышли под стать хрестоматийным картинкам из учебника – жабьи мундиры да перекошенные провинциализмом лица (в момент начала спектакля по залу вдобавок прошел запах нафталина – то ли от занавеса, то ли от декораций). Впрочем, это не помешало реализоваться на сцене классическому, но очень живому Городничему Александра Потапова. А также выпукло прозвучать сакраментальному «Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать?», истинно украинскому «В дороге и веревочка пригодится» или совсем уж родному «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем».

Что поделаешь: сегодняшний театр представляет собой поле битвы между сторонниками вербального и визуального. Первые хотят слышать со сцены знакомые слова, складывающиеся в истории. Вторые, напротив, считают, что все слова уже произнесены, а истории рассказаны. Можно и помолчать. Малый хранит верность именно той части публики, для которой слово в театре по-прежнему остается главным средством выражения. Времена меняются? Так ведь и сто лет назад про Малый театр говорили, что он безнадежно устарел.

Ольга Островерх, Роман Юсипей,
«24», 13 сентября 2007

Дата публикации: 13.09.2007
ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ

Вчера в Киеве открылись гастроли Малого театра. Дом Островского, отметивший в минувшем году 250-летие, начал киевские гастроли показом премьерного спектакля «Ревизор» в постановке своего главного хранителя Юрия Соломина…

Театров-музеев в мире не так уж и много. В парижском «Комеди франсез» бережно хранят чеканный слог Расина и иронию Мольера. В японском театре «Но» из поколения в поколение передают тайну гармонии жеста и звука. Московский Малый театр по сегодняшний день остается заказником русской речи и заповедником большой литературы. Классика здесь выглядит именно так, как представляют ее себе в мечтах учителя русской литературы – убедительно, достоверно, руками можно пощупать. Когда за дело берется Малый, души Гоголя, Островского и Чехова могут быть совершенно спокойны за сохранность своих текстов. К букве и духу здесь относятся со всей ответственностью. Такова уж функция этого театра в культурном пространстве.

К новациям здесь относятся с 250-летней снисходительностью. Старики Малого театра – один из самых устойчивых лексических театральных штампов. Именно о них упоминают, когда хотят попрекнуть молодое поколение небрежением традициями. Нет, якобы, в глазах этого мифического высшего театрального суда большего преступления, чем передергивание авторских ремарок, или, боже упаси, самовыражения через канонический текст. Впрочем, в Малом и вправду достаточно театральных долгожителей: так, в Киев приехала 94-летняя Татьяна Еремеева, играющая в двух гастрольных спектаклях – «Горе от ума» и «Волки и овцы».

Из подслушанного: маститая критикесса говорит юному режиссеру-новатору перед спектаклем: «Митя, я пришла не к вам. Я пришла к Антон Палычу». Малый театр, кажется, обладает пожизненным правом устраивать подобные свидания. С поправкой лишь на то, что свои киевские гастроли 11 сентября москвичи начали с приглашения в гости к Николаю Васильевичу.

К «Ревизору» киевляне отнеслись более чем радушно – благо, столица вот уже несколько дней с размахом проводит собственный «ГогольFest». Режиссер Юрий Соломин (его «Ревизор» – чуть ли не одиннадцатая постановка гоголевской пьесы в Малом со времен легендарного Щепкина) не позволил себе ни малейшего отступления от буквы автора. Примеру худрука последовали и артисты: их работы вышли под стать хрестоматийным картинкам из учебника – жабьи мундиры да перекошенные провинциализмом лица (в момент начала спектакля по залу вдобавок прошел запах нафталина – то ли от занавеса, то ли от декораций). Впрочем, это не помешало реализоваться на сцене классическому, но очень живому Городничему Александра Потапова. А также выпукло прозвучать сакраментальному «Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать?», истинно украинскому «В дороге и веревочка пригодится» или совсем уж родному «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем».

Что поделаешь: сегодняшний театр представляет собой поле битвы между сторонниками вербального и визуального. Первые хотят слышать со сцены знакомые слова, складывающиеся в истории. Вторые, напротив, считают, что все слова уже произнесены, а истории рассказаны. Можно и помолчать. Малый хранит верность именно той части публики, для которой слово в театре по-прежнему остается главным средством выражения. Времена меняются? Так ведь и сто лет назад про Малый театр говорили, что он безнадежно устарел.

Ольга Островерх, Роман Юсипей,
«24», 13 сентября 2007

Дата публикации: 13.09.2007