Новости

ВИКТОР ПАВЛОВ: МОИ ГОЛУБИ - ДУШИ АКТЕРОВ

ВИКТОР ПАВЛОВ: МОИ ГОЛУБИ - ДУШИ АКТЕРОВ

Год назад, 24 августа, ушел из жизни народный артист России Виктор Павлов

Он заставлял зрителей хохотать до упаду и плакать навзрыд. Он мог сыграть все. Он был разным, но неизменно - достоверным.

Его «бандитов» и ненавидели, и жалели
- Мы познакомились на съемках фильма «В августе 44-го», - говорит актер Алексей Панин. - Тогда дядя Витя очень меня поддержал, а ведь для молодого артиста всегда важна поддержка. Он оберегал, помогал. Объяснял такие вещи, которых в институте не объясняли. Фактически стал моим учителем в кино. Как высказать благодарность? Слов не хватит. Все - в сердце...
Первой ролью, после которой зрители запомнили Павлова, стал студент Дуб из комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». «Билет N5. Прием! - Что, что?
- Билет N5, а при нем задача... Экзамен для меня, профессор, всегда праздник!..» Казалось бы, выброси этот эпизод - и никакой потери для сюжета, ну решительно никакой. Но нет
- без него никуда!

И совсем другое амплуа
- бандит Мирон Осадчий из многосерийного телефильма, снятого Евгением Ташковым,
- «Адъютант его превосходительства».
- У нас были очень теплые отношения, - рассказывает Евгений Иванович. - Я любил Витю, уважал за талант и профессионализм. Он был актером действенного слова - это школа Щепкинского училища, которое он окончил. То есть как только мы находили глагол, определяющий характер героя, Витя сию секунду начинал действовать и отыгрывал задуманное, причем делал это блистательно. В любой роли он искал второй план, потому и Осадчий получился у него таким интересным: с одной стороны, подлость по отношению к большевикам, с другой - огромная безответная любовь к Оксане, которую играла Людмила Чурсина. Зрители метались: то ли ненавидеть его, то ли жалеть...
Среди полутора сотен ролей, доставшихся Павлову в кино, совсем немного главных. В основном - второстепенные. Однако он умел «вытянуть» любой образ. 1979 год - на экраны выходит знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя». Роль налетчика Левченко, запутавшегося, настрадавшегося, но сумевшего остаться человеком даже перед лицом смерти, стала звездной для Павлова. Казалось бы, смотрено-пересмотрено. Каждое слово помним наизусть - а все равно мороз по коже. «Прощай, ротный. - Прощай, Левченко...»
Павлов действительно мог сыграть абсолютно все.

В командировках заваливали подарками
- Его узнавали всюду, - вспоминает с улыбкой жена Виктора Павлова, заслуженная артистка России Татьяна Говорова. - Витя спокойно это воспринимал, никого не сторонился. Подарками его заваливали. Однажды ездил в Среднюю Азию на съемки на три дня, вернулся - в узбекском халате, в тюбетейке, за пазухой две дыни, за поясом кинжал, в руках ящик с фруктами... А уж если ходил на свой любимый Птичий рынок здесь, в Москве... То с мешком корма возвратится, то с кутенком - опять же, говорит, подарок, не мог не взять! Витя очень любил животных. У нас эти щенки и котята не переводились. А еще кролики, хомяки, щеглы, канарейки...
Когда на съемках фильма «Курьер» в Киеве у Вити случился инфаркт, и его увезли в больницу, поначалу положили в общую палату. Но буквально через день звоню - говорят: «Павлова перевели». Я в ужасе: куда, почему?! Оказалось, в палату люкс для «особых» персон... Главврач распорядился, когда увидел Витю во время обхода. Бесплатно. В знак уважения.
А когда Вити не стало, буквально через несколько дней мне позвонила подруга: «Еду сейчас в троллейбусе по Тверской, мимо вашего дома, водитель разговорчивый такой, постоянно что-то рассказывает пассажирам, словно экскурсию ведет, и на вашей остановке вдруг говорит: «А вот здесь очень часто в троллейбус садился замечательный актер Виктор Павлов. Заглянет, бывало, спросит, как здоровье, поговорит, около Малого театра распрощается... Какого же человека не стало!»

Мы прожили вместе сорок лет - а пролетели они словно миг. К счастью, есть дочка Саша, есть внучка Наташенька, уже в третий класс перешла. И в театре после Витиной смерти нагрузили работой - спасибо коллегам, не оставляют времени для разных мыслей. Но потеря моя все равно с каждым днем все горше... Да, это тот самый театр - имени Ермоловой, в котором мы с Витей познакомились. До сих пор там работаю. Я очень хорошо помню, как Витю, перешедшего к нам из «Современника», представили на первой читке пьесы Пристли «Время и семья Конвей». Он сразу меня «зацепил» - уже тем, как читал свою роль. Подумалось: «А он интересный, не пошлый, думающий, у него есть сердце... Смешной».

Театры переманивали его друг у друга
Виктор Павлов сменил много театров: служил в «Современнике», дважды приходил в Театр имени Ермоловой, дважды - в Малый, и в Маяковке довелось поработать.
- Но это не из-за трудного характера. Он просто искал интересную работу, - поясняет народный артист России Александр Ермаков, коллега Павлова по Малому театру. - Вот разве что из Маяковки Виктор Павлович ушел со скандалом: режиссер Андрей Александрович Гончаров, известный крутым нравом, наорал на репетиции на какую-то безответную актрису, ну а Павлов заступился. В результате - расстались. Однако в простое Виктор Павлович не был никогда: его постоянно куда-то звали, приглашали. У такого таланта, как Павлов, проблем с трудоустройством быть не могло. При этом
- никакой звездности. Виктор Павлович терпеть не мог зазнайства. Партнеров, пытающихся тянуть одеяло на себя во время репетиций или спектаклей, осаживал тотчас. Он умел это делать достаточно жестко. Вообще, умел отстаивать свою точку зрения, убеждать.

Насчет силы убеждения
- по-видимому, она действительно была велика. Например, Юрия Соломина, худрука Малого, Павлов уговорил сделать под крышей театра голубятню. Завел штук тридцать белоснежных голубей. Ухаживал за ними. Показывал только самым дорогим гостям. Говорил: «С птицами отдыхаю, раскрепощаюсь. Мне кажется, мои голуби - это души актеров, когда-то работавших здесь...»
Несмотря на славу, подаренную кинематографом, Павлов считал себя в первую очередь актером театральным. Самой большой болью последних дней была для него невозможность играть в спектаклях. После нескольких инсультов медики запретили.

- Когда Виктору Павловичу исполнилось 60, в честь юбилея мы давали спектакль «Лес»,
- вспоминает Ермаков. - Отлично отыграли. А после - чествовали юбиляра при полном зале народа, никто из зрителей не ушел... Так вот, в «Лесе» у меня роль Несчастливцева, у Павлова - Счастливцева. Но он только после инсульта, восстановительный период. Волновался сильно. Подошел ко мне за кулисами, предупредил: «Мало ли что - помоги, вытяни». А я ответил: «Вам достаточно выйти на сцену, просто выйти - остальное произойдет само собой. Все будет, как всегда, все будет прекрасно. Ведь вы же - Виктор Павлов!»

Автор: Рита Болотская
Источник: Собеседник
Дата: 29.08.2007


Дата публикации: 29.08.2007
ВИКТОР ПАВЛОВ: МОИ ГОЛУБИ - ДУШИ АКТЕРОВ

Год назад, 24 августа, ушел из жизни народный артист России Виктор Павлов

Он заставлял зрителей хохотать до упаду и плакать навзрыд. Он мог сыграть все. Он был разным, но неизменно - достоверным.

Его «бандитов» и ненавидели, и жалели
- Мы познакомились на съемках фильма «В августе 44-го», - говорит актер Алексей Панин. - Тогда дядя Витя очень меня поддержал, а ведь для молодого артиста всегда важна поддержка. Он оберегал, помогал. Объяснял такие вещи, которых в институте не объясняли. Фактически стал моим учителем в кино. Как высказать благодарность? Слов не хватит. Все - в сердце...
Первой ролью, после которой зрители запомнили Павлова, стал студент Дуб из комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». «Билет N5. Прием! - Что, что?
- Билет N5, а при нем задача... Экзамен для меня, профессор, всегда праздник!..» Казалось бы, выброси этот эпизод - и никакой потери для сюжета, ну решительно никакой. Но нет
- без него никуда!

И совсем другое амплуа
- бандит Мирон Осадчий из многосерийного телефильма, снятого Евгением Ташковым,
- «Адъютант его превосходительства».
- У нас были очень теплые отношения, - рассказывает Евгений Иванович. - Я любил Витю, уважал за талант и профессионализм. Он был актером действенного слова - это школа Щепкинского училища, которое он окончил. То есть как только мы находили глагол, определяющий характер героя, Витя сию секунду начинал действовать и отыгрывал задуманное, причем делал это блистательно. В любой роли он искал второй план, потому и Осадчий получился у него таким интересным: с одной стороны, подлость по отношению к большевикам, с другой - огромная безответная любовь к Оксане, которую играла Людмила Чурсина. Зрители метались: то ли ненавидеть его, то ли жалеть...
Среди полутора сотен ролей, доставшихся Павлову в кино, совсем немного главных. В основном - второстепенные. Однако он умел «вытянуть» любой образ. 1979 год - на экраны выходит знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя». Роль налетчика Левченко, запутавшегося, настрадавшегося, но сумевшего остаться человеком даже перед лицом смерти, стала звездной для Павлова. Казалось бы, смотрено-пересмотрено. Каждое слово помним наизусть - а все равно мороз по коже. «Прощай, ротный. - Прощай, Левченко...»
Павлов действительно мог сыграть абсолютно все.

В командировках заваливали подарками
- Его узнавали всюду, - вспоминает с улыбкой жена Виктора Павлова, заслуженная артистка России Татьяна Говорова. - Витя спокойно это воспринимал, никого не сторонился. Подарками его заваливали. Однажды ездил в Среднюю Азию на съемки на три дня, вернулся - в узбекском халате, в тюбетейке, за пазухой две дыни, за поясом кинжал, в руках ящик с фруктами... А уж если ходил на свой любимый Птичий рынок здесь, в Москве... То с мешком корма возвратится, то с кутенком - опять же, говорит, подарок, не мог не взять! Витя очень любил животных. У нас эти щенки и котята не переводились. А еще кролики, хомяки, щеглы, канарейки...
Когда на съемках фильма «Курьер» в Киеве у Вити случился инфаркт, и его увезли в больницу, поначалу положили в общую палату. Но буквально через день звоню - говорят: «Павлова перевели». Я в ужасе: куда, почему?! Оказалось, в палату люкс для «особых» персон... Главврач распорядился, когда увидел Витю во время обхода. Бесплатно. В знак уважения.
А когда Вити не стало, буквально через несколько дней мне позвонила подруга: «Еду сейчас в троллейбусе по Тверской, мимо вашего дома, водитель разговорчивый такой, постоянно что-то рассказывает пассажирам, словно экскурсию ведет, и на вашей остановке вдруг говорит: «А вот здесь очень часто в троллейбус садился замечательный актер Виктор Павлов. Заглянет, бывало, спросит, как здоровье, поговорит, около Малого театра распрощается... Какого же человека не стало!»

Мы прожили вместе сорок лет - а пролетели они словно миг. К счастью, есть дочка Саша, есть внучка Наташенька, уже в третий класс перешла. И в театре после Витиной смерти нагрузили работой - спасибо коллегам, не оставляют времени для разных мыслей. Но потеря моя все равно с каждым днем все горше... Да, это тот самый театр - имени Ермоловой, в котором мы с Витей познакомились. До сих пор там работаю. Я очень хорошо помню, как Витю, перешедшего к нам из «Современника», представили на первой читке пьесы Пристли «Время и семья Конвей». Он сразу меня «зацепил» - уже тем, как читал свою роль. Подумалось: «А он интересный, не пошлый, думающий, у него есть сердце... Смешной».

Театры переманивали его друг у друга
Виктор Павлов сменил много театров: служил в «Современнике», дважды приходил в Театр имени Ермоловой, дважды - в Малый, и в Маяковке довелось поработать.
- Но это не из-за трудного характера. Он просто искал интересную работу, - поясняет народный артист России Александр Ермаков, коллега Павлова по Малому театру. - Вот разве что из Маяковки Виктор Павлович ушел со скандалом: режиссер Андрей Александрович Гончаров, известный крутым нравом, наорал на репетиции на какую-то безответную актрису, ну а Павлов заступился. В результате - расстались. Однако в простое Виктор Павлович не был никогда: его постоянно куда-то звали, приглашали. У такого таланта, как Павлов, проблем с трудоустройством быть не могло. При этом
- никакой звездности. Виктор Павлович терпеть не мог зазнайства. Партнеров, пытающихся тянуть одеяло на себя во время репетиций или спектаклей, осаживал тотчас. Он умел это делать достаточно жестко. Вообще, умел отстаивать свою точку зрения, убеждать.

Насчет силы убеждения
- по-видимому, она действительно была велика. Например, Юрия Соломина, худрука Малого, Павлов уговорил сделать под крышей театра голубятню. Завел штук тридцать белоснежных голубей. Ухаживал за ними. Показывал только самым дорогим гостям. Говорил: «С птицами отдыхаю, раскрепощаюсь. Мне кажется, мои голуби - это души актеров, когда-то работавших здесь...»
Несмотря на славу, подаренную кинематографом, Павлов считал себя в первую очередь актером театральным. Самой большой болью последних дней была для него невозможность играть в спектаклях. После нескольких инсультов медики запретили.

- Когда Виктору Павловичу исполнилось 60, в честь юбилея мы давали спектакль «Лес»,
- вспоминает Ермаков. - Отлично отыграли. А после - чествовали юбиляра при полном зале народа, никто из зрителей не ушел... Так вот, в «Лесе» у меня роль Несчастливцева, у Павлова - Счастливцева. Но он только после инсульта, восстановительный период. Волновался сильно. Подошел ко мне за кулисами, предупредил: «Мало ли что - помоги, вытяни». А я ответил: «Вам достаточно выйти на сцену, просто выйти - остальное произойдет само собой. Все будет, как всегда, все будет прекрасно. Ведь вы же - Виктор Павлов!»

Автор: Рита Болотская
Источник: Собеседник
Дата: 29.08.2007


Дата публикации: 29.08.2007